Роль наблюдателей в формировании политики Арктического совета
Главной целью исследования является определение роли наблюдателей в формировании политики Арктического совета. Наблюдатели являются одним из основных движущих механизмов работы Арктического совета по многим причинам. Неарктические государства являются основными участниками рабочих групп АС, активно занимаются финансированием деятельности Совета и разрабатывают отдельные исследовательские проекты, что подтверждает важную роль наблюдателей в АС. Автором были изучены процессы формирования политики Арктического совета и степень влияния наблюдателей в Совете. Исследованы стратегии неарктических государств и их интересы в Арктике. Проведено сравнение основных аспектов деятельности европейских и азиатских стран в регионе.
Введение ……………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Особенности формирования деятельности Арктического совета….. 10
1.1. Особенности функционирования Арктического совета ……………………. 10
1.2. Эволюция роли наблюдателя в Арктическом совете ………………………… 18
1.3. Механизмы формирования политики Арктического совета ……………… 24
Глава 2. Интересы неарктических государств в Арктике …………………………… 30
2.1. Интересы европейских государств в арктическом регионе ………………. 30
2.2. Интересы азиатских государств в Арктике ………………………………………. 43
Глава 3. Основные аспекты деятельности неарктических государств в
Арктическом совете …………………………………………………………………………………. 53
3.1. Роль стран-членов Европейского союза в Арктическом совете ………… 53
3.2. Роль азиатских государств в Арктическом совете ……………………………. 59
Заключение ……………………………………………………………………………………………… 65
Список использованных источников и литературы …………………………………… 69
Актуальность исследования. С созданием Арктического совета в 1996
году экологическое сотрудничество в регионе приобрело новый уровень. В
рамках совета проводятся постоянные научные исследования, направленные
на изучение экосистемы Арктики, выявление экологических проблем в
регионе и разработку способов их решения. Примечательно, что к работе
организации привлекаются не только арктические страны, но и сторонние
государства – наблюдатели, которые играют не последнюю роль в работе
Совета.
Решение о необходимости присутствия наблюдателей в Арктическом
совете было принято с целью стимулирования более эффективного изучения
Арктики путем взаимного обмена научно-исследовательским опытом. И если
до 2004 года вклад наблюдателей в Совет нельзя было назвать весомым, то с
актуализацией проблем изменения климата в Арктике международная
активность в регионе значительно выросла.
На сегодняшний день в состав Арктического совета включены 13
стран-наблюдателей, среди которых Франция, Германия, Италия, Япония,
Нидерланды, КНР, Польша, Индия, Южная Корея, Сингапур, Испания,
Швейцария и Великобритания. Хоть наблюдатели и не имеют многих прав в
Совете (в принятии решений и формировании повестки дня участвуют только
арктические государства), они играют большую роль в Совете.
Наблюдатели являются одним из основных движущих механизмов
работы Арктического совета по многим причинам. Неарктические государства
являются основными участниками рабочих групп АС, в рамках которых
разрабатываются проекты, направленные на поддержание экосистемы
Арктики и разработку мер по реагированию на случай загрязнения региона.
Помимо непосредственного участия в проектах, наблюдатели занимаются их
разработкой и финансированием, во многом определяя работу Совета.
Комплексный характер исследования и сочетание в нем как
теоретических проблем международного сотрудничества, так и отдельных
вопросов, касающихся конкретных стран, отразились в использовании
различных групп источников и литературы в данной работе. В ходе
исследования были изучены различные материалы как на русском, так и на
иностранных языках.
Цель работы состоит в определении роли неарктических государств в
политике Арктического совета.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– проанализировать особенности деятельности Арктического совета;
– выявить причины интереса неарктических государств в арктическом
регионе;
– дать оценку степени влияния европейских и азиатских государств на
политику Арктического совета.
Объектом исследования является Арктический совет. Предметом
послужила роль неарктических государств в работе Арктического совета.
К основным источникам, используемым в данной работе, можно отнести
арктические стратегии и другие национальные документы неарктических
стран, посвященные политики государств в регионе. Например, в арктической
стратегии Испании1 зафиксированы основополагающие принципы
национальной политики в регионе, ее главные цели, а также экономические и
стратегические интересы в Арктике.
Особое значение имеют отчеты наблюдателей Арктического совета о
проделанной работе, публикуемые раз в 2 года. Благодаря им можно
проследить эффективность деятельности наблюдателей в Совете и вклад
отдельных государств в исследование Арктики на разных этапах.
Различные договоры, соглашения и декларации, подписанные по итогам
тех или иных встреч, а также совместные заявления, пакты и послания
позволяют нам проследить эволюцию внешнеполитических взглядов и
Directrices para una estrategia Polar Espanola. URL:
http://www.ciencia.gob.es/stfls/MICINN/Investigacion/FICHEROS/Comite_Polar_definitivo/Dir
ectrices_estrategia_polar_espanola.pdf (дата обращения: 08.01.2020).
намерений стран-наблюдателей Арктического совета. Прежде всего, стоит
отметить Стратегию охраны окружающей среды Арктики (AEPS)2 1989 года и
Декларацию по защите окружающей среды в Арктике3 1991 года. Именно с
подписания этих двух документов началась эпоха международного
сотрудничества в арктическом регионе, которая продолжается и по сей день.
Другим важным документом является Оттавская декларация4, подписанная 19
сентября 1996 года, которая положила начало работы Арктического совета.
Также, немаловажными источниками являются интервью, речи и
послания представителей неарктических государств, касающиеся их политики
в Арктике. Данные источники дают возможность достаточно точно понять
политические мотивы государства в тот или иной промежуток времени.
Особый интерес представляет серия интервью пресс-центра Арктического
совета со странами-наблюдателями. В рамках таких бесед Великобритания5,
Польша6 и другие государства подробно рассказывают о своих приоритетах в
регионе и результатах сотрудничества в Арктическом совете.
Степень изученности темы. В ходе исследования было изучено большое
количество трудов, затрагивающих арктический регион в целом. Из них
можно отметить работы Д. А. Додина7 и Н. К. Харлампьевой8. Вышеуказанные
Arctic Environmental Protection Strategy. URL:
http://library.arcticportal.org/1542/1/artic_environment.pdf (дата обращения: 10.05.2020).
3
Declaration on the protection of Arctic Environment. URL:
http://library.arcticportal.org/1542/1/artic_environment.pdf (дата обращения:18.12.2019).
4
Декларация об Учреждении Арктического Совета. Оттава, Канада, 1996. URL:
https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/85/EDOCS-1752-v2-
ACMMCA00_Ottawa_1996_Founding_Declaration.PDF?sequence=5&isAllowed=y (дата
обращения:18.12.2019).
5
Interview with the Arctic Council Observer: United Kingdom. Arctic Council. 11.05.2020. URL:
https://arctic-council.org/en/news/interview-with-arctic-council-observer-united-kingdom/ (дата
обращения: 21.04.2020).
6
Interview with Arctic Council Observer: Poland. 30.03.2020. URL: https://arctic-
council.org/en/news/interview-with-arctic-council-observer-poland/ (дата обращения:
23.04.2020).
7
Додин, Д. А. Устойчивое развитие Арктики (проблемы и перспективы) / Д. А. Додин. –
СПб.: Наука, 2005. – 283 с.
8
Харлампьева, Н. К. Арктика в современной политической системе межгосударственных
отношений и методология исследования: учеб. пособие / Н. К. Харлампьева – СПб.: СПбГУ,
2012. – 149 с.
авторы провели подробное исследование истории развития Арктики и
особенности политики в регионе. Помимо этого, в данных работах
анализируется роль Арктики в международных отношениях, различных
международных организациях и политике арктических государств.
Еще один блок работ посвящен международному сотрудничеству в
арктическом регионе. Такие исследователи, как В. Н. Конышев и А. А.
Сергунин9 проводят детальный разбор международных организаций,
имеющих отношение к региону и описывают основные сферы
международного сотрудничества в регионе. Авторами также ставится вопрос
о том, готово ли международное сообщество перейти к плодотворному
сотрудничеству в Арктике во имя всеобщих интересов, или же все еще
существует большое количество противоречий, преследуемых собственными
целями в регионе.
Исследования, посвященные изучению интересов неарктических стран
можно условно разделить на три категории. Для начала, это работы,
освещающие вопрос присутствия неарктических государств в целом, приводя
краткую справку по каждой из стран. В эту группу можно отнести труды Н.
М. Антюшиной10, С. Н. Гриняева и его соавторов11 и Н. В. Говоровой12.
Вторая группа исследований более детально изучает арктическую
политику европейских государств как в целом, так и по отдельности. Здесь
можно выделить совместную работу Н. В. Конышева, М. И. Рыхтика и А. А.
Конышев, В. Н., Сергунин А. А. Международные организации и сотрудничество в
Арктике / В. Н. Конышев, А. А. Сергунин // Арктический регион: Проблемы
международного сотрудничества: Хрестоматия в 3 томах / под ред. И. С. Иванова. – М.:
Аспект Пресс, 2013. – 360 с.
10
Антюшина, Н. М. Арктика: новый формат международного сотрудничества / Н. М.
Антюшина. – М.: Ин-т Европы РАН, 2014. – 138 с.
11
Гриняев, С. Н., Шевченко А. В., Онищук С. М., Медведев Д. А., Волков А. Г., Аньшина
Е. В. Страны-наблюдатели в Арктическом совете: позиция и мотивы деятельности / С. Н.
Гриняев и др. – М.: АНО ЦСОиП, 2014. — 102 с.
12
Говорова, Н. В. Страны-наблюдатели Арктического Совета: сравнительный анализ
человеческого развития / Н. В. Говорова, Н. Я. Синицкая // Арктика и Север. – 2015. № 20.
– С. 29-36.
Сергунина.13 Также, нами было изучено множество важных работ, подробно
разбирающих арктический путь отдельных европейских государств, таких как
Германия14, Италия15, Франция16, Великобритания17 и других.
Изучению арктической политики азиатских стран посвящены труды Т. А.
Махмутова18, В. В. Карлусова19 и С. И. Лунева20. В данных работах изучается
история становления интересов азиатских государств в Арктике и их
арктические стратегии.
А. А. Храмчихин21 и А. В. Загорский22 в своих исследованиях уделяют
внимание вопросам безопасности и военного сотрудничества в Арктике,
затрагивая некоторые аспекты деятельности НАТО в регионе и арктической
безопасности России.
Конышев, В. Н., Рыхтик М.И., Сергунин А. А. Арктическая стратегия европейских стран:
проблемы и перспективы / В. Н. Конышев, М. И. Рыхтик, А. А. Сергунин // Арктический
регион: Проблемы международного сотрудничества: Хрестоматия в 3 томах / под ред. И.
С. Иванова. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 360 с.
14
Белов, В. Б. Стратегия Германии в Арктике / В. Б. Белов // Арктика и Север. – 2016. № 24.
– С. 96-104.
15
Лагутина, М. Л. К стратегии Итальянской республики в Арктике / М. Л. Лагутина //
Арктика и Север. – 2016. № 24. – С. 155-165.
16
Рубинский, Ю. И. Арктические интересы и политика Франции / Ю. И. Рубинский //
Арктика и Север. – 2016. № 24. – С. 145-152.
17
Тодоров, А. А., Лыжин Д. Н. Интересы Великобритании в Арктике / А. А. Тодоров, Д. Н.
Лыжин // Арктика и Север. – 2019. № 36. – С. 84–95.
18
Азиатские игроки в Арктике: интересы, возможности, перспективы. Доклад № 26/2016 /
Т. А. Махмутов [и др.]; под. ред. И. С. Иванова. – М.: НП РСМД, 2016. – 56 с.
19
Карлусов, В. В. Арктический вектор глобализации Китая / В. В. Карлусов // Арктический
регион: Проблемы международного сотрудничества: Хрестоматия в 3 томах / под ред. И.
С. Иванова. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 360 с.
20
Лунев, С. И. Индия устремилась в Арктику / С. И. Лунев // Арктический регион:
Проблемы международного сотрудничества: Хрестоматия в 3 томах / под ред. И. С.
Иванова. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 360 с.
21
Храмчихин, А. А. Военно-политическая ситуация в Арктике и сценарии возможных
конфликтов / А. А. Храмчихин // Арктический регион: Проблемы международного
сотрудничества: Хрестоматия в 3 томах / под ред. И. С. Иванова. – М.: Аспект Пресс, 2013.
– 360 с.
22
Загорский, А. В. Освоение Арктики: вопросы безопасности / А. В. Загорский //
Арктический регион: Проблемы международного сотрудничества: Хрестоматия в 3 томах
/ под ред. И. С. Иванова. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 360 с.
В работе А. Г. Сахарова23 рассматривается структура Арктического
совета и его глобальное значение. Автор изучает арктические стратегии как
региональных, так и внешних стран. Также, приводится историческая справка
формирования Совета.
Помимо отечественных, в исследовании были использованы труды
зарубежных авторов. Среди важных англоязычных работ можно отметить
труды А. Чэтера24, К. Коатса и К. Холройд25, а также исследования Э. Бэйлис26
и совместную работу П. Беркмана, О. Янга и А. Н. Вылегжанина27.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1989 года
по настоящее время. Подобный временной промежуток обуславливается
необходимостью охватить всю историю формирования интереса внешних
акторов к Арктике, детально изучить их арктическую политику в разные
промежутки времени и проследить эволюцию их присутствия в регионе.
Методологическая база. В работе использованы такие методы
теоретического исследования, как анализ и синтез, примененные для
интерпретации источников и литературы, затрагивающих интересы
неарктических стран в Арктике.
Работа построена на принципах междисциплинарного подхода, так как
исследуемые проблемы оказались на пересечении исторических,
политических, экономических наук, а также международного экологического
права и геополитики. Использование системного подхода обусловлено
Сахаров, А. Г. Развитие Арктического совета как «института регионального управления»
/ А. Г. Сахаров // Вестник международных организаций: образование, наука, новая
экономика. – 2015. № 4. – С. 72-92.
24
Chater, A. Explaining the Evolution of the Arctic Council. / A. Chater – Ottawa, Ontario: Rideau
Institute, 2015. – 342 p.
25
Coates, K., Holroyd C. Non-Arctic States and Their Stake in Arctic Sustainability / K. Coates,
C. Holroyd // Governing Arctic Change / eds. K. Keil, S. Knecht. – London: Palgrave Macmillan,
2017. – 319 p.
26
Bailes, A. Understanding the Arctic Council: A “Sub-Regional” Perspective / A. Bailes. URL:
https://rafhladan.is/handle/10802/8474 (дата обращения: 26.04.2020).
27
Berkman, P.A., Vylegzhanin A.N., Young O.R. Application and Interpretation of the Agreement
on Enhancing International Arctic Scientific Cooperation / P. A. Berkman, A. N. Vylegzhanin, O.
R. Young // Moscow Journal of International Law, 2017. № 3. – P. 6–17.
многогранностью международного положения Арктики, охватывая
множество различных возможностей для сотрудничества.
Применение хронологического и исторического методов позволило
проследить эволюцию присутствия неарктических государств в регионе и
постепенное становление их интересов в Арктике под влиянием различных
факторов.
Метод сравнительного анализа позволил выявить основные сходства и
различия политики европейских и азиатских государств в Арктическом совете.
Научная новизна данной работы определяется тем, что в ней детально
рассматриваются особенности политики неарктических стран в регионе,
причины возникновения их интереса к Арктике и их практическая
деятельность в рамках Арктического совета. Нами была сделана попытка
структурировать всю изученную информацию об истории возникновения
интереса и эволюции политики неарктических стран в регионе и отразить
основные направления деятельности внешних стран в Арктическом совете и
их роль в организации.
Структура исследования включает введение, три главы, заключение и
список использованных источников и литературы. Во введении обоснована
актуальность темы, дан историографический обзор, определены объект и
предмет исследования, сформулированы цель, задачи и методы исследования,
охарактеризованы используемые источники. В первой главе в центре
внимания находится исторический аспект формирования Арктического
совета, его структура и принципы работы. Вторая глава посвящена анализу
политики стран-членов Европейского Союза и азиатских стран в регионе, их
интересам и причинам присутствия в Арктики. Третья глава показывает
основные аспекты деятельности неарктических государств в рамках
Арктического совета.
В результате исследования было выявлено, что неарктические
государства принимают непосредственное участие в формировании политики
Арктического совета. Наравне с «арктической восьмеркой» наблюдатели во
многом определяют вектор работы Совета за счет своей научно-
исследовательской деятельности как в организации, так и в регионе в целом.
С увеличением возможностей неарктических стран в работе АС в
середине 2000-х годов, роль наблюдателей в Совете приобрела новые грани.
На сегодняшний день, помимо их основной деятельности в рабочих группах,
наблюдатели имеют право выступать со своими идеями на совещаниях
Арктического совета, разрабатывать собственные научно-исследовательские
проекты (с последующей их реализацией в АС) и руководить отдельными
проектами, а внешнее финансирование Совета за счет средств наблюдателей
возросло во много раз. Более того, представители стран-наблюдателей
присутствуют в секретариате АС, занимаясь делопроизводством Совета, что
является показателем значительной роли наблюдателей в организации.
Говоря о европейских странах, можно отметить общую направленность
их политики в Арктическом совете. Являясь членами ЕС и ООН, государства
активно продвигают их арктические интересы. Не имея статуса постоянного
наблюдателя, Евросоюз реализует свою политику через европейские страны.
ООН же стремится к формированию совместной арктической позиции среди
всех его участников, тем самым создав мощный инструмент для принятия
решений в регионе.
Наблюдатели также имеют свои собственные интересы в Совете,
подкрепленные как экономическими интересами, так и политические.
Благодаря участию в совещаниях Арктического совета, неарктические
государства имеют возможность принимать участие в формировании
арктической повестки для и продвигать свои интересы путем международного
сотрудничества.
Важной причиной международного присутствия в Арктики является ее
богатство углеводородами. Исчерпав свои запасы нефти и газа, многие страны
стали искать новые возможности для поддержания национальной экономики.
Крупные нефтегазовые компании соревнуются за право участвовать в
разработке месторождений, а правительства стремятся повысить свою роль в
регионе и получить право участвовать в принятии решений в Арктике. Еще
одним экономически стимулом повышения интереса к Арктике является
Северный морской путь. На сегодняшний день это самый быстрый и наименее
затратный морской проход из Северной Европы в Азию. Арктический совет
является стартовой точкой для достижения экономических целей
наблюдателями, путем закрепления в регионе.
Сравнивая позиции европейских и азиатских государств в Арктическом
совете, можно заметить несколько особенностей политики стран. Страны
Европы имеют большой опыт арктических исследований, что дало им четкое
понимание особенностей и возможностей региона. Относительная близость к
Арктике и ее морским коридорам также стимулирует активизацию интереса
стран ЕС, а длительное присутствие в регионе позволило четко сформировать
свои цели в Арктике. Существенную роль играет и позиция Евросоюза,
который долгие годы пытается продвинуться в Арктическом совете за счет
поддержки государств-членов ЕС.
Страны азиатского региона, в силу своего относительно недавнего
присутствия в Арктике, в большинстве своем не имеют четких целей по
освоению региона. Исключением является Китай, стремящийся основательно
укрепиться в регионе, внедрив его в свою экономику. Большинство стран Азии
на сегодняшний день делают акцент на научном сотрудничестве, помогая
исследовать экосистему Арктики и добиваясь признания своей неотъемлемой
роли в экологическом сотрудничестве в регионе.
Последние 15 лет неарктические страны активно работают над
продвижением собственных исследовательских проектов и берут на себя
осуществление уже существующих исследований. Их роль заключается не
только в координации и осуществлении деятельности Совета, но и в
готовности взять на себя обязательства по материальному обеспечению
проектов, что является большим вкладом в изучение Арктики. Страны
проявляют большое внимание к научным исследованиям и разработке
оборудования, способного ускорить процесс изучения Арктики. Так,
Великобритания, Франция, Китай и многие другие неарктические государства
имеют свои научные центры, занимающиеся изучением Арктики, а также
проводят научные экспедиции и многочисленные конференции, направленные
на обмен знаниями о регионе.
Неарктические сраны также проявляют свою заинтересованность в
работе с малочисленными коренными народами Севера. Поддержание
идентичности, традиций и культуры народов является одним из важных
аспектов полноценного существования Арктики. Наблюдателями реализуется
несколько проектов, направленных на то, чтобы не потерять самобытность
народов, сохранить их язык и предотвратить вымирание региона из-за
миграции молодого населения в экономические центры.
Рассуждая о роли наблюдателей в Арктическом совете, можно прийти к
нескольким выводам. С одной стороны, положение наблюдателей становится
все более значимым в Совете. Если в первые десять лет существования АС
неарктические страны практически не участвовали в его деятельности, то
сейчас наблюдатели являются одной из главных движущих сил арктических
научных исследований. Они являются активными участниками рабочих групп
Совета, осуществляя множество проектов, нацеленных на поддержание
хрупкой экологии Арктики, имеют право предлагать свои идеи, вносить
комментарии и давать советы постоянным членам, тем самым влияя на
направление работы Совета.
С другой стороны, вся свобода арктического присутствия наблюдателей
ограничивается лишь научной деятельностью. Арктические государства не
готовы допустить глобального экономического и политического
вмешательства в Арктику. Это является одной из причин многолетних
рассмотрений заявок на статус постоянного наблюдателя, в процессе которого
тщательно изучаются мотивы и цели претендентов в регионе. Более того,
страны «восьмерки» сохраняют за собой возможность сместить наблюдателя,
если он будет противоречить их интересам. Таким образом, страны-
наблюдатели вынуждены вести осторожную политику в регионе для
сохранения своего статуса в Совете. И так как Арктический совет является
единственной перспективной возможностью закрепиться в регионе,
наблюдатели продолжают вести свою политику с акцентом на экологическое
сотрудничество для возможности реализации своих экономических и
политических целей в будущем.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!