Роль справочно-правовых систем в нормотворчестве

Смирнов Дмитрий Игоревич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Тема исследования: “Роль справочно-правовых систем в нормотворчестве”.
Цель исследования: определение существующих путей и способов участия СПС в процессе нормотворчества.
Задачи, решение которых необходимо для достижения цели исследования:
выявить практическое значение справочно-правовых систем;
определить юридическую природу справочно-правовых систем;
выработать определение справочно-правовых систем;
изучить существующее регулирование справочно-правовых систем;
разработать пути развития справочно-правовых систем и их интеграции в действующее правовое поле.

Выводы, сделанные по результатам исследования:
справочно-правовые системы направлены на распространение актуальных (консолидированных) редакций нормативно-правовых актов, а также связанной правовой информации;
институт официального опубликования достиг ограничения, которое было задано способом распространения информации;
справочно-правовые системы являются не только основным каналом доступа к нормативно-правовым актам, но и важным инструментом толкования права и формирования правовой позиции по конкретному делу;
на сегодняшний день, наиболее актуален вопрос о доверии соответствующему субъекту распространения правовой информации и добросовестности его деятельности;
информационные системы распространения нормативной информации возможно рассматривать в качестве объектов критической информационной инфраструктуры.

Актуальность темы исследования. Многие аспекты деятельности человека связаны напрямую или опосредованно с правом. Развитие человеческой цивилизации во многом либо отражалось в праве (например: изучение памятников права позволяет современным ученым сконструировать модель социального взаимодействия в соответствующей эпохе), либо направляется правом (например: нормы jus gentium предопределили развитие не только гражданского оборота, но и определило начала международного и международного частного права). Именно право является тем регулятором общественных отношений, который позволяет унифицировать или как минимум гармонизировать отношения между различными субъектами. Учитывая обозначенную роль права в отношениях вопрос о действенности и действительности правовых норм всегда остается актуальным. В рамках данной работы предлагается затронуть вопросы сопряженные с действительностью норм права, которые тесно связаны с общеправовыми принципами знания закона и права на информацию.
На данный момент сложно недооценивать значение информированности всех членов общества о действующих нормах права. Ярким примером данного тезиса является существование презумпции знания закона, которую в соответствии с российским законодательством возможно опровергнуть лишь в исключительных случаях. Стоит также подчеркнуть, что история демонстрирует случаи, когда различные органы власти были не осведомлены о принятых их коллегами нормативных актах. В истории России бывали случаи, когда одна и та же норма постоянно дублировалась в различных актах одного и того же субъекта нормотворчества. Описанные случаи возможно объяснить именно тем, что распространение новых норм права был технически затруднен (например: скорость доставки рукописной копии акта зависела от множества независимых факторов; сложность в обеспечении сохранности бумажной копии акта). Также следует учитывать, что поддержание единой правовой практики требовало диалога конечных правоприменителей между собой и с высшими органами власти, на что тратилось в три раза больше времени исключительно для организации информационного взаимодействия.
Уже в XVII веке государственные деятели России пришли к выводу о необходимости “общих узаконений в печати”. Так Сперанский во введении к Полному Собранию законодательства Российской Империи отмечал, что “Законы же прежних лет, оставаясь рассеянными во множестве отдельных собраний, не имеющих ни полноты, ни достоверности, представляют в употреблении и приложении их к делам, не только для частных лиц, но и для Присутственных мест, почти ежедневные и тем важнейшие затруднения”. Полное Собрание законодательства Российской Империи является примером глобальной систематизации законодательства, в рамках подготовки которого проводилась ревизия законодательства и была создана крепкая основа для последующего регулирования и гармонизации правовой практики.
Современное законодательство также находится в состоянии постоянного развития, что вызывает необходимость жесткого упорядочивания как минимум всех актуальных нормативных актов. До недавнего времени большую роль в правовой практике играли бумажные источники информации. Так практикующие юристы были вынуждены организовывать массивные картотеки, ориентироваться в которых было достаточно сложно. Стоит отметить, что достаточно часто указанные собрания формировались на основе вырезок из газет, которые имели статус источников официального опубликования нормативных актов. В решении данной проблемы наметился существенных прогресс в рамках научно-технического прогресса, в результате которого распространение получили компьютерная техника, а также Интернет. Сейчас распространение информации крайне облегчено. что сказывается и на таком ее важном виде как правовая информация. В связи с чем достаточно часто возникают вопросы достоверности распространяемых сведений. Широкая информатизация всех сфер жизни человека приводит к необходимости реформирования классических бумажных каналов взаимодействия государства и общества, но достаточно часто это происходит в соответствии с ведомственной компетенцией и носит фрагментарный характер.
В качестве еще одного аргумента в пользу необходимости правового изучения справочно-правовых систем (далее – СПС) возможно рассмотреть деятельность органов власти в сфере ревизии законодательства. Наглядным примером может послужить возникновение такого явления как “Регуляторная гильотина”, которое нацелено на отмену всех неактуальных нормативных актов. Подобная деятельность имеет чрезвычайно затянутый и сложный подготовительный процесс, что было продемонстрировано исторически. Именно информационные системы способны оказать существенную поддержку в виде предварительной классификации с последующей автоматизацией обработки всего требуемого материала.
Завершая рассмотрение актуальности теоретической разработки СПС, необходимо отметить, что на данный момент в доктрине идет обсуждение весьма неоднозначной гипотезы о возможной роботизации практической юриспруденции. Несмотря на то, что исследование столь футуристичной проблемы не является предметом настоящего исследования, стоит отметить, что искусственный интеллект не только действует, но и развивается преимущественно на основе получаемой им информации, что еще раз обосновывает тезис о том, что исследования вопросов роботизации права следует предварять разработкой не только теоретической модели информационного взаимодействия, но и последующей практической апробацией.
Степень разработанности темы. Сущностно разрабатывается тематика находится на стыке нескольких направлений научного исследования. Так СПС затрагивают такие глобальные вопросы как систематизация законодательства и право человека на информацию. Также существенное значение имеют и их производные, а именно информационная безопасность и процедура официального опубликования. Учитывая множественность сопряженных сфер научного интереса целесообразно уделить особое внимание именно межпредметным разработкам. Важно отметить, что глобально существующая научная литература на данный момент идет по двум путям: изучение вопросов электронной систематизации законодательства и электронного опубликования. Формально существует еще одно направление публикационной активности, в рамках которого изучаются практические вопросы взаимодействия с СПС, но данные работы в своем большинстве подразумевают изучение технических аспектов (например: способы осуществления поиска информации, значение и применение гипертекстовых ссылок).
Резюмируя ранее изложенное важно отметить, что несмотря на монументальную разработку глобальных проблем, на стыке которых и возникла тема данного исследования, на данный момент доктриной еще недостаточно изучено их пересечение в свете достижений научно-технического прогресса, а именно появление доступного Интернета. Среди авторов, которые затрагивают вопросы связанные с информационными системами и информатизацией права в частности, важно выделить: Р.В. Амелин, Е.К. Волчинская, Г.Г. Егоров, В.Б. Исаков, С.В. Липень, А.И. Савельев, Э.В. Талапина, А.В. Червяковский, Т.З Шалаева, В.Н. Шельменков. Огромное значение для данной работы имели публикации В.Б. Исакова по вопросам электронного официального опубликования и Г.Г. Егорова по вопросам электронной систематизации законодательства.
В результате данной работы планируется выявить существующий статус как государственных, так и коммерческих СПС, а также разработать предложения по их дальнейшему развитию.
Цель исследования: определение существующих путей и способов участия СПС в процессе нормотворчества.
Данная цель достигается посредством решение следующих задач:
• выявить практическое значение справочно-правовых систем;
• определить юридическую природу справочно-правовых систем;
• выработать определение справочно-правовых систем;
• изучить существующее регулирование справочно-правовых систем;
• разработать пути развития справочно-правовых систем и их интеграции в действующее правовое поле.
Объект исследования общественные отношения, которые возникают в рамках деятельности справочно-правовых систем.
Предметом исследования являются общие пути и способы взаимодействия справочно-правовых систем и субъектов нормотворческой деятельности
В работе были использованы такие методы исследования как: анализ, который позволил выделить существующие случаи использования справочно-правовых систем и выявить природу данных систем, сравнительно-правовой метод, позволяющий сопоставлять различные подходы к определению природы систем и толкованию терминов, и метод системного подхода, что позволило определить реализацию и значение отдельных положений в системе.
Научная новизна исследования заключается в том, что данное исследование одно из немногих, которое сконцентрировано на исследовании собственно справочно-правовых систем и их аналогов с позиции права, а не техники. Так другими авторами ранее проводится анализ статуса и роли информационных систем в целом, но при этом в качестве объекта изучения выбирались общественные отношения связанные с информационными системами в целом и информационными системами, которые не связаны с предоставлением нормативного материала (например: Единая информационная система нотариата) или практические способы работы в справочно-правовых системах, которые ориентированы на формирование навыков использования данных систем.
В рамках данной работы не только актуализируются существующие теоретические наработки, что весьма существенно, поскольку данное направление находится под большим влияние научно-технического прогресса, но и конкретизирует общие положение об информационных системах на примере их весьма своеобразного вида – справочно-правовых систем.
Указанные аспекты научной новизны выпускной квалификационной работы раскрываются, в том числе, в следующих основных положениях, выносимых на защиту:
• В условиях высоких достижений научно-технического прогресса (создание интернета и развитие справочно-правовых систем) были созданы предпосылки для переоценки статуса механизмов официального опубликования и обнародования НПА как дублирующих. Как результат создания нового способа коммуникации со временем все больший объем информации (в том числе и сведений о содержании нормативно-правовых актов) распространяется преимущественно через Интернет. В подобных условиях была создана реальная возможность в целях более полной реализации принципа правовой определенности развить механизмы распространения государством систематизированных и логически связанных нормативных актов.
• Утрата государством монопольного права на производство “правды”, характеризуемая в науке термином “постправда”, в условиях доступности большого количества источников информации, способна привести к причинению значительного ущерба во всех значимых для государства и человека сферах. Государство, используя достижения научно-технического прогресса, в целях более широкого распространения нормативной информации, начало использовать Интернет для обнародования нормативной информации. В тоже время, развитие юридической техники привело к тому состоянию, когда выявление правила поведения, которое содержится в опубликованных нормативных актах, а также скорость изменения актуальных норм и практики их применения, представляют сложность даже для лиц, чья профессиональная деятельность связана с юриспруденцией. Таким образом, участники правоотношений вынуждены преимущественно обращаться к ресурсам популяризирующим право. На данный момент значительная часть правовой информации получается от коммерческих организаций, которые также распространяют и иную сопутствующую литературу и прецедентную практику с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Таким образом, успешное осуществление компьютерной атаки на данные ресурсы (в особенности на ресурсы обнародования) способно причинить существенный ущерб в масштабе всего государства.
• Необходимо ограничить участие государства в сфере коммерческого распространения правовой информации, поскольку приоритетное распространение подобной информационной системы может создать благоприятные условия для управления информационными потоками в целях направления развития правового поля. Начиная с 90-х годов прошлого века в России складывается специфическая отрасль экономики, которая занимается вопросами распространения нормативной и иной сопутствующей информации. На данный момент указанная отрасль развивается в достаточно динамичном темпе, что вытекает из сильной конкурентной борьбы субъектов предпринимательской деятельности. Именно наличие жесткой конкуренции является важным фактором, который гарантирует беспристрастность собственников справочно-правовых систем при формировании баз данных. В это же время возможно создать на базе справочно-правовых систем дополнительный механизм разъяснения законодательства в форме информационно-правового взаимодействия государства и субъектов предпринимательства.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что оно представляет развитие концепции обнародования и распространения критически значимой правовой информации в условиях появления нового способа коммуникации. На данный момент источники нормативной информации возникаю крайне спонтанно, что не способствует реализации принципа правовой определенности. Развитие Интернета привело к утрате государством монопольного права на производство нормативной информации. Таким образом, даже минимальная регламентация отношений по распространению нормативных актов, а также усиление взаимодействия госудасрвтенных органов и собственников справочно-правовых система способно существенно повысить правовую грамотность населения.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих десять параграфов, заключения, списка источников и одного приложения

Справочно-правовые системы на данном этапе развития уже стали неотъемлемой частью как правотворческой и правоприменительной деятельности, а также практического аспекта правовой доктрины. При этом нормативное регулирование данных систем осуществляется кусочным способом и в отсутствии проработанного общего регулирования, что как минимум проявляется в отсутствии легального определения самого явления. Также важно отметить, что доктринальная разработанность роли информационных посредников в распространении правовой информации на данный момент достаточно низкая, а всплеск научного интереса был разово вызван преимущественно перспективной введения электронного опубликования.
Государственная система правовой информации на данный момент развивается крайне динамичным образом, что проявляется как в дублировании полномочий различных органов и создании множества близких или идентичных реестром, которые подведомственны различным органам. При этом развитие происходит в основном в части включения новых банков данных т.е. имеет экстенсивные черты. В это же время коммерческий сектор в условиях конкуренции достаточно давно был вынужден перейти к развитию качества своего продукта (usability), что выразилось в создании логических меж документарных связей, включению связанной правовой практики и подбору решений типовых ситуаций. Таким образом, произошло достаточно странное распределение функций: государственные системы на данный момент используются администраторами частных правовых систем для наполнения своих баз данных и создания актуализированных нормативно-правовых актов, а конечный потребитель правовой информации (заинтересованные физические и юридические лица. а также достаточно часто и государственные органы) уже пользуется преимущественно документами из подобных частных систематизаций.
В данных условиях становится сложно говорить о полноценном выполнении государством регулятивной функции. Именно этим мотивируется затронутая в работе необходимость формализации государственно-частных отношений в сфере распространения правовой информации. В эпоху активной цифровизации общества государство утрачивает монопольное право на производство правды. В разрезе юриспруденции особенно в рамках многонационального объединения лиц данный факт может привести к достаточно серьезным последствиям в виде отсутствия единства правовой практики или причинения серьезного ущерба. Данное предположение не противоречит тому факту, что информатизация ускоряет обмен сообщениями, что формально должно иметь обратные последствия, поскольку в условиях небольшого объема информационных пакетов контроль за их достоверностью существенно легче. Бесконтрольное существование множества источников информации приводит к осложнению критического анализа поступающей информации и облегчению возможности введения в заблуждение конечного потребителя информации, которым может быть не только ординарное физическое или юридическое лицо, но и лицо выполняющее правоприменительные функции.
Таким образом, основным вопросом на сегодняшний день является достоверность распространяемой юридически значимой информации и в частности текстов нормативно-правовых актов. поскольку институт официального опубликования достиг ограничения, которое было задано дозированным способом распространения информации (официальное опубликование преимущественно первых редакций и соответствующих изменяющих (дополняющих) актов). Роль основного канала распространения правовой информации на данный момент взяли на себя частные справочно-правовые системы, которые более того являются и важным инструментом толкования права и формирования правовой позиции по конкретному делу.
В связи с вышеизложенным большое значение приобретает вопрос о доверии соответствующему субъекту распространения правовой информации и добросовестности его деятельности. Отсутствие действенного решения данного вопроса способно нанести критический вред государству в целом, а также полностью нивелировать весь наполненные ранее правовой опыт.
В завершении возможно отметить, что видится перспективным дальнейшая более детальная разработка вопросов информационной безопасности и реорганизации государственной справочной системы, путем ликвидации излишних дублирующих полномочий отдельных государственных органов и формализации информационно-правового взаимодействия между государством и распространителями правовой информации.

Список использованной литературы
• Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
• О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания : федеральный закон от 14.06.1994№5-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. -№8. – ст. 801.
• О государственной гражданской службе Российской Федерации : федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2004. -№31. – ст. 3215 – (ред. от 16.12.2019). Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации : Федеральный закон от 02.05.2006№59-ФЗ // Российская газета. – 2006. – № 95. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О защите конкуренции : федеральный закон от 26.07.2006№135-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. -№31 (1 ч.). – ст. 3434. – (ред. от 01.04.2020). – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федеральный закон от 27.07.2006№149-ФЗ // Российская газета. – 2006. -№165. – (ред. от 02.12.2019). – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая : от 18.12.2006№230-ФЗ // Российская газета. – 2006. – № 289. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации : Федеральный закон от 22 декабря 2008 г.№262-ФЗ // Российская газета. – 2008. – № 265. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления : Федеральный закон от 09.02.2009№8-ФЗ // Российская газета. – 2009. – № 25. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ // Российская газета. – 2010. – № 168. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О внесении изменений в Федеральный закон “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания” : Федеральный закон от 21.10.2011№289-ФЗ // Российская газета. – 2011. – № 238. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса : федеральный закон от 03.12.2011№382-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2011. -№49 (ч. 5). – Ст. 7060. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.;
• О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства : федеральный закон от 21.07.2014№209-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2014. -№30 (ч. I). – ст. 4210. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации : Федеральный закон от 26.07.2017№187-ФЗ // Российская газета. – 2017. – № 167. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О Концепции правовой информатизации России : указ Президента РФ от 28.06.1993№966 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993. -№27. – ст. 2521. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных законов : Указ Президента РФ от 05.04.1994№662 // Российская газета. – 1994. – № 64. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 23.05.1996№763 // Российская газета. – 1996. – № 99. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации : Указ Президента РФ от 07.08.2004№1013 // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 32. – ст. 3314. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации : Указ Президента РФ от 13.10.2004№1313 // Российская газета. – 2004. – № 230. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) : Указ Президента РФ от 02.04.2014№198 // Российская газета. – 2014. – № 77. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О совершенствовании порядка опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 14.10.2014№668 // Российская газета. – 2014. – № 235. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 29.11.2000№904 // Российская газета. – 2000. – № 238. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти : Постановление Правительства РФ от 12.02.2003№98 // Российская газета. – 2003. – № 30. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года : Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008№632-р // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 20. – ст. 2372. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти : Постановление Правительства РФ от 24.11.2009№953 // Российская газета. – 2009. – № 229. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации : Постановление Правительства РФ от 06.07.2015№676 // Собрание законодательства РФ. – 2015. -№28. – ст. 4241. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Об утверждении Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений : Постановление Правительства РФ от 08.02.2018№127 // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 8. – ст. 1204.
• О порядке опубликования и вступления в силу актов Министерства транспорта Российской Федерации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации : Приказ Минтранса РФ от 02.11.2004№28 // Российская газета. – 2004. – № 260. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• ГОСТ Р 53622-2009 Информационные технологии (ИТ). Информационно-вычислительные системы. Стадии и этапы жизненного цикла, виды и комплектность документов : утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009№964-ст // Москва : Стандартинформ. – 2011. Режим доступа : СПС “Кодекс”.
• Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) : Приказ от 02.07.2012№99н / Минфин России // Российская газета. – 2012. – № 274 – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Об утверждении Порядка опубликования и вступления в силу актов Министерства юстиции Российской Федерации, признанных не нуждающимися в государственной регистрации : Приказ Минюста России от 01.11.2012№197 // Российская газета. – 2012. – № 268. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”;
• О порядке опубликования и вступления в силу приказов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации : Приказ Минтруда России от 10.04.2013№143н // Российская газета. – 2013. – № 133. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”;
• Об утверждении порядка опубликования и вступления в силу актов Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации : Приказ Минвостокразвития России от 02.09.2014№62 // Российская газета. – 2014. – № 235. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Об утверждении Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения : Приказ от 12.08.2016№431 / МЧС России. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) : Приказ от 08.07.2019№ММВ-7-19/343@ / ФНС России // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. – 17.09.2019. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Об утверждении Перечня отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительских свойств (в том числе качество) и иных характеристик (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) к ним, закупаемым федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта : приказ от 22.07.2019№315 / Росжелдор. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”;
• Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством науки и высшего образования Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательной организации высшего образования : Приказ от 28.02.2020№90 / Росстат России. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О применении налога на добавленную стоимость при реализации комплектов справочно-правовых систем по договорам купли-продажи : Письмо от 29.12.2007№03-07-11/649 / Минфин РФ. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О наличии нормативных документов : Письмо от 01.12.2014№22391/04-СМ / Росаккредитация // Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2019№53 // Российская газета. -№291. – 2019. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О нормативных правовых актах Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 года № 130-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – 31.07.2018. – URL : https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11800130 (дата обращения: 25.04.2021)
• Указ Президента Республики Беларусь 30.10.1998 № 524 // Звязда. – 1998. – № 217 – URL : https://etalonline.by/document/?regnum=P39800524#%D0%97%D0%B0%D0%B3_%D0%A3%D1%82%D0%B2_1&Point=4 (дата обращения: 25.04.2021).
• О Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь и о внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 524 : Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 609 // Советская Белоруссия. – 2002. – № 284. – Режим доступа : Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь.
• О совершенствовании государственной системы правовой информации Республики Беларусь : Указ Президента Республики Беларусь 30.12.2010 № 712 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2010. – №312. – URL : https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P31000712 (дата обращения: 25.04.2021).
• О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь : Декрет Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 3 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – 27.02.2012. – URL :https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=pd1200003 (дата обращения: 25.04.2021).
• О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан и в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений : Конституционный Закон Республики Казахстан от 3 июля 2013 года № 121-V // Казахстанская правда. – 2013. – № 226 (27500) – URL : http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1300000121#z218 (дата обращения: 30.04.2021).
• О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам доступа к информации : Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 404-V ЗРК // Казахстанская правда. – 2015. – № 222 (28098). – URL : http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000404#z22 (дата обращения: 30.04.2021).
• О правовых актах : Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК // Казахстанская правда. – 2016. – № 66 (28192). – URL : http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1600000480#z353 (дата обращения: 30.04.2021).
• О некоторых вопросах нормотворческой деятельности в Республике Казахстан : Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2019 года № 149 // Эталонный контрольный банк НПА РК в электронном виде. – 29.03.2019. – URL : http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000149#z5 (дата обращения: 30.04.2021).
• Code des relations entre le public et l’administration : Ordonnance № 2015-1341 du 23 octobre 2015, Décret № 2015-1342 du 23 octobre 2015 // JORF. – 2015. – № 0248. – URL : https://www.legifrance.gouv.fr/codes/section_lc/LEGITEXT000031366350/LEGISCTA000031367565?tab_selection=all&query=%7B(%40ALL%5Bt%22Journal%20officiel%20de%20la%20R%C3%A9publique%20fran%C3%A7aise%22%5D)%20%26%26%20(%40TITLE%5Bt%2220%20f%C3%A9vrier%202004%22%5D)%7D&isAdvancedResult=true&pageSize=100&typeRecherche=date&init=true&page=1#LEGIARTI000031677774 (дата обращения: 07.05.2021).
• Portant dématérialisation du Journal officiel de la République française : LOI organique № 2015-1712 du 22 décembre 2015 // JORF. – 2015. – № 0297. – URL : https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/JORFTEXT000031672261 (дата обращения: 07.05.2021).
• Relatif au site internet de Légifrance : Arrêté du 9 octobre 2002 // JORF. – 2002. – № 238. – URL : https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/JORFTEXT000000416293?tab_selection=all&searchField=ALL&query=service+public+de+la+diffusion+du+droit+par+l%27internet&searchType=ALL&fonds=CODE&fonds=LEGI&fonds=CONSTIT&typePagination=DEFAULT&pageSize=100&page=1&tab_selection=all#all (дата обращения: 07.05.2021).
• Proposition de loi portant dématérialisation du Journal officiel de la République française : Rapport № 29 (2015-2016) de M. Alain ANZIANI, fait au nom de la commission des lois // Sénat: [сайт]. – 07.10.2015. – URL : http://www.senat.fr/rap/l15-029.html (дата обращения: 07.05.2021).
• Riigi Teataja : seadus // RT I. – 2010. – 19 (101). – URL : https://www.riigiteataja.ee/akt/110112018011 (дата обращения: 11.05.2021).
• Avaliku teabe : seadus // RT I. – 2019. – № 11. – URL : https://www.riigiteataja.ee/akt/115032019011 (дата обращения: 11.05.2021).
• Eesti teabevärava eesti.ee haldamise, teabe kättesaadavaks tegemise, arendamise ning kasutamise nõuded ja kord : määrus Vabariigi Valitsus 03.10.2013 № 145 // RT I. – 2013. – № 8. – URL : https://www.riigiteataja.ee/akt/112112015004 (дата обращения: 11.05.2021).
• Специальная литература
• Амелин Р.В. Правовой режим государственных информационных систем: монография / Р.В. Амелин; под ред. С.Е. Чаннова. – Москва : ГроссМедиа – 2016. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Концепция системы классификации правовых актов Российской Федерации / А.Л. Маковский, Д.Б. Новиков, А.В. Силкина, А.Н. Симбирцев // СПС “КонсультантПлюс”, 1999. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Концепция системы классификации правовых актов Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. Подготовлена АО “КонсультантПлюс” в рамках исполнения государственного заказа по поручению Российского фонда правовых реформ / А.Л. Маковский, Д.Б. Новиков, А.В. Силкина, А.Н. Симбирцев. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Основы права : учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова. – Москва : Норма : ИНФРАМ. – 2015. – 480 с.
• Официальное электронное опубликование : История, подходы, перспективы / Под ред. проф. В.Б. Исакова. — Москва : Формула права. – 2012. — 320 с.
• Полное собрание законов Российской империи. Собрание Первое. 1649—1825 гг. / Под ред. М. М. Сперанского. (в 45 томах) — Санкт-Петербург : Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. – Т. 1 : С 1649 по 1675 : от № 1 до 618. – 1830. – XXXI, 1029, 12, [1] с.
• Савельев А.И. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г.№149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и защите информации” (постатейный) / А.И. Савельев. – МОСКВА : Статут. – 2015. – 318 с. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Стрижак С. Функциональный маркетинг / С. Стрижак – Челябинск : РИА ТОН. – 2006. – 332 с.
• Харт Г.Л.А. Понятие права / Пер. с англ.; под общ. ред. Е.В. Афонасина и С.В. Моисеева. / Санкт-Петербургский государственный университет. – Санкт-Петербург. – 2007. – 302 с.
• Авакьян С.А. Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. – 2007. -№8. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Анциферов Н.В. Понятие официального опубликования нормативного правового акта в конституционном праве России / Н.В. Анциферов // Вестник ЧелГУ. – 2011. – № 29. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-ofitsialnogo-opublikovaniya-normativnogo-pravovogo-akta-v-konstitutsionnom-prave-rossii (дата обращения: 07.05.2021).
• Архипов, В. В. Возможно ли право в эпоху постправды / В.В. Архипов // Закон. – 2019. – № 12. – C.56-71.
• Махноносов, Э.В. О правовом статусе единой информационной системы нотариата / Е.К. Волчинская, Э.В. Махноносов // Нотариальный вестник. – 2013. -№9. – С. 22 – 29.
• Интервью: Арбитраж в пандемию (интернет-интервью с С.В. Мартыновым, председателем Арбитражного суда Кировской области) // СПС КонсультантПлюс : [сайт]. – 18.12.2020. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Интервью: Отмена ЕНВД с 2021 года. Применение УСН и патента (интернет-интервью с В.Б. Сметаниным, заместителем руководителя УФНС России по Кировской области) // СПС КонсультантПлюс : [сайт]. – 09.12.2020. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Интервью: Проверки ФАС: административная практика. Наиболее частые ошибки заказчиков и поставщиков (интернет-интервью с И.Н. Фуфачевой, заместителем руководителя управления – начальником отдела контроля закупок Кировского УФАС России) // СПС КонсультантПлюс : [сайт]. – 22.01.2021. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Неклюдов, В.И. Вопрос: Как отменить приказ о переводе работника на другую должность? / В.И. Неклюдов // СПС КонсультантПлюс : [сайт]. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Неклюдов, В.И. Вопрос: Как установить и повысить квалификационную категорию работнику? / В.И. Неклюдов // СПС КонсультантПлюс : [сайт]. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”;
• Неклюдов, В.И. Вопрос: Частная медицинская организация осуществляет за плату от физлиц прием биоматериала и проведение исследования (анализ) в целях выдачи заключений о наличии в организме COVID-19. Может ли организация претендовать на получение субсидии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020№484? / В.И. Неклюдов // СПС КонсультантПлюс : [сайт]. – 24.07.2020. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”;
• Романец Ю. Правовая определенность или безнаказанность? // ЭЖ-Юрист. 2011.№49. С. 6.
• Шалаева Т.З. Правовой режим информационных ресурсов : проблемы правопонимания // Информационное право. 2014.№4. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Егоров Г.Г. Роль справочно правовых компьютерных систем в систематизации российского законодательства (вопросы теории и практики) : дисс. канд. юрид. наук. / Г.Г. Егоров – Волгоград. – 2006. – 232 с.
• Иванец Г.И. Право как нормативное отражение согласованных интересов : Автореф. дисс. канд. юрид. наук. / Г.И. Иванец. – Москва. – 2001. – 29 с.
• Интернет ресурсы
• КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.consultant.ru/about/software/cons/zakonodatelstvo/
• Официальный интернет-портал государственных услуг. – URL : https://www.gosuslugi.ru/help/news/portal_gosuslug_podvodit_itogi_2016_goda
• Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) // Федеральная служба охраны Российской Федерации : [сайт]. – URL : http://fso.gov.ru/pravo-gov/
• Программные средства для физических лиц и юридических лиц // ФНС России : [портал]. – 16.01.2013. – URL : https://www.nalog.ru/rn63/news/activities_fts/4271088/
• ТЕХЭКСПЕРТ [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://cntd.ru/about/condition_letters
• Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – URL : https://pravo.by
• Legifrance : [портал]. – 19.09.2019. – URL https://www.legifrance.gouv.fr (дата обращения: 07.05.2021).
• Eesti.ee : [портал]. – URL : https://www.eesti.ee/ru/ (дата обращения: 11.05.2021)

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Секьюритизация инфраструктурных проектов
    📅 2019 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Отдельные вопросы признания иностранного судебного решения
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фальсификация доказательств по уголовному делу
    📅 2019 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Раздел имущества супругов
    📅 2019 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет