Роль справочно-правовых систем в нормотворчестве

Смирнов Дмитрий Игоревич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Тема исследования: “Роль справочно-правовых систем в нормотворчестве”.
Цель исследования: определение существующих путей и способов участия СПС в процессе нормотворчества.
Задачи, решение которых необходимо для достижения цели исследования:
выявить практическое значение справочно-правовых систем;
определить юридическую природу справочно-правовых систем;
выработать определение справочно-правовых систем;
изучить существующее регулирование справочно-правовых систем;
разработать пути развития справочно-правовых систем и их интеграции в действующее правовое поле.

Выводы, сделанные по результатам исследования:
справочно-правовые системы направлены на распространение актуальных (консолидированных) редакций нормативно-правовых актов, а также связанной правовой информации;
институт официального опубликования достиг ограничения, которое было задано способом распространения информации;
справочно-правовые системы являются не только основным каналом доступа к нормативно-правовым актам, но и важным инструментом толкования права и формирования правовой позиции по конкретному делу;
на сегодняшний день, наиболее актуален вопрос о доверии соответствующему субъекту распространения правовой информации и добросовестности его деятельности;
информационные системы распространения нормативной информации возможно рассматривать в качестве объектов критической информационной инфраструктуры.

Актуальность темы исследования. Многие аспекты деятельности человека связаны напрямую или опосредованно с правом. Развитие человеческой цивилизации во многом либо отражалось в праве (например: изучение памятников права позволяет современным ученым сконструировать модель социального взаимодействия в соответствующей эпохе), либо направляется правом (например: нормы jus gentium предопределили развитие не только гражданского оборота, но и определило начала международного и международного частного права). Именно право является тем регулятором общественных отношений, который позволяет унифицировать или как минимум гармонизировать отношения между различными субъектами. Учитывая обозначенную роль права в отношениях вопрос о действенности и действительности правовых норм всегда остается актуальным. В рамках данной работы предлагается затронуть вопросы сопряженные с действительностью норм права, которые тесно связаны с общеправовыми принципами знания закона и права на информацию.
На данный момент сложно недооценивать значение информированности всех членов общества о действующих нормах права. Ярким примером данного тезиса является существование презумпции знания закона, которую в соответствии с российским законодательством возможно опровергнуть лишь в исключительных случаях. Стоит также подчеркнуть, что история демонстрирует случаи, когда различные органы власти были не осведомлены о принятых их коллегами нормативных актах. В истории России бывали случаи, когда одна и та же норма постоянно дублировалась в различных актах одного и того же субъекта нормотворчества. Описанные случаи возможно объяснить именно тем, что распространение новых норм права был технически затруднен (например: скорость доставки рукописной копии акта зависела от множества независимых факторов; сложность в обеспечении сохранности бумажной копии акта). Также следует учитывать, что поддержание единой правовой практики требовало диалога конечных правоприменителей между собой и с высшими органами власти, на что тратилось в три раза больше времени исключительно для организации информационного взаимодействия.
Уже в XVII веке государственные деятели России пришли к выводу о необходимости “общих узаконений в печати”. Так Сперанский во введении к Полному Собранию законодательства Российской Империи отмечал, что “Законы же прежних лет, оставаясь рассеянными во множестве отдельных собраний, не имеющих ни полноты, ни достоверности, представляют в употреблении и приложении их к делам, не только для частных лиц, но и для Присутственных мест, почти ежедневные и тем важнейшие затруднения”. Полное Собрание законодательства Российской Империи является примером глобальной систематизации законодательства, в рамках подготовки которого проводилась ревизия законодательства и была создана крепкая основа для последующего регулирования и гармонизации правовой практики.
Современное законодательство также находится в состоянии постоянного развития, что вызывает необходимость жесткого упорядочивания как минимум всех актуальных нормативных актов. До недавнего времени большую роль в правовой практике играли бумажные источники информации. Так практикующие юристы были вынуждены организовывать массивные картотеки, ориентироваться в которых было достаточно сложно. Стоит отметить, что достаточно часто указанные собрания формировались на основе вырезок из газет, которые имели статус источников официального опубликования нормативных актов. В решении данной проблемы наметился существенных прогресс в рамках научно-технического прогресса, в результате которого распространение получили компьютерная техника, а также Интернет. Сейчас распространение информации крайне облегчено. что сказывается и на таком ее важном виде как правовая информация. В связи с чем достаточно часто возникают вопросы достоверности распространяемых сведений. Широкая информатизация всех сфер жизни человека приводит к необходимости реформирования классических бумажных каналов взаимодействия государства и общества, но достаточно часто это происходит в соответствии с ведомственной компетенцией и носит фрагментарный характер.
В качестве еще одного аргумента в пользу необходимости правового изучения справочно-правовых систем (далее – СПС) возможно рассмотреть деятельность органов власти в сфере ревизии законодательства. Наглядным примером может послужить возникновение такого явления как “Регуляторная гильотина”, которое нацелено на отмену всех неактуальных нормативных актов. Подобная деятельность имеет чрезвычайно затянутый и сложный подготовительный процесс, что было продемонстрировано исторически. Именно информационные системы способны оказать существенную поддержку в виде предварительной классификации с последующей автоматизацией обработки всего требуемого материала.
Завершая рассмотрение актуальности теоретической разработки СПС, необходимо отметить, что на данный момент в доктрине идет обсуждение весьма неоднозначной гипотезы о возможной роботизации практической юриспруденции. Несмотря на то, что исследование столь футуристичной проблемы не является предметом настоящего исследования, стоит отметить, что искусственный интеллект не только действует, но и развивается преимущественно на основе получаемой им информации, что еще раз обосновывает тезис о том, что исследования вопросов роботизации права следует предварять разработкой не только теоретической модели информационного взаимодействия, но и последующей практической апробацией.
Степень разработанности темы. Сущностно разрабатывается тематика находится на стыке нескольких направлений научного исследования. Так СПС затрагивают такие глобальные вопросы как систематизация законодательства и право человека на информацию. Также существенное значение имеют и их производные, а именно информационная безопасность и процедура официального опубликования. Учитывая множественность сопряженных сфер научного интереса целесообразно уделить особое внимание именно межпредметным разработкам. Важно отметить, что глобально существующая научная литература на данный момент идет по двум путям: изучение вопросов электронной систематизации законодательства и электронного опубликования. Формально существует еще одно направление публикационной активности, в рамках которого изучаются практические вопросы взаимодействия с СПС, но данные работы в своем большинстве подразумевают изучение технических аспектов (например: способы осуществления поиска информации, значение и применение гипертекстовых ссылок).
Резюмируя ранее изложенное важно отметить, что несмотря на монументальную разработку глобальных проблем, на стыке которых и возникла тема данного исследования, на данный момент доктриной еще недостаточно изучено их пересечение в свете достижений научно-технического прогресса, а именно появление доступного Интернета. Среди авторов, которые затрагивают вопросы связанные с информационными системами и информатизацией права в частности, важно выделить: Р.В. Амелин, Е.К. Волчинская, Г.Г. Егоров, В.Б. Исаков, С.В. Липень, А.И. Савельев, Э.В. Талапина, А.В. Червяковский, Т.З Шалаева, В.Н. Шельменков. Огромное значение для данной работы имели публикации В.Б. Исакова по вопросам электронного официального опубликования и Г.Г. Егорова по вопросам электронной систематизации законодательства.
В результате данной работы планируется выявить существующий статус как государственных, так и коммерческих СПС, а также разработать предложения по их дальнейшему развитию.
Цель исследования: определение существующих путей и способов участия СПС в процессе нормотворчества.
Данная цель достигается посредством решение следующих задач:
• выявить практическое значение справочно-правовых систем;
• определить юридическую природу справочно-правовых систем;
• выработать определение справочно-правовых систем;
• изучить существующее регулирование справочно-правовых систем;
• разработать пути развития справочно-правовых систем и их интеграции в действующее правовое поле.
Объект исследования общественные отношения, которые возникают в рамках деятельности справочно-правовых систем.
Предметом исследования являются общие пути и способы взаимодействия справочно-правовых систем и субъектов нормотворческой деятельности
В работе были использованы такие методы исследования как: анализ, который позволил выделить существующие случаи использования справочно-правовых систем и выявить природу данных систем, сравнительно-правовой метод, позволяющий сопоставлять различные подходы к определению природы систем и толкованию терминов, и метод системного подхода, что позволило определить реализацию и значение отдельных положений в системе.
Научная новизна исследования заключается в том, что данное исследование одно из немногих, которое сконцентрировано на исследовании собственно справочно-правовых систем и их аналогов с позиции права, а не техники. Так другими авторами ранее проводится анализ статуса и роли информационных систем в целом, но при этом в качестве объекта изучения выбирались общественные отношения связанные с информационными системами в целом и информационными системами, которые не связаны с предоставлением нормативного материала (например: Единая информационная система нотариата) или практические способы работы в справочно-правовых системах, которые ориентированы на формирование навыков использования данных систем.
В рамках данной работы не только актуализируются существующие теоретические наработки, что весьма существенно, поскольку данное направление находится под большим влияние научно-технического прогресса, но и конкретизирует общие положение об информационных системах на примере их весьма своеобразного вида – справочно-правовых систем.
Указанные аспекты научной новизны выпускной квалификационной работы раскрываются, в том числе, в следующих основных положениях, выносимых на защиту:
• В условиях высоких достижений научно-технического прогресса (создание интернета и развитие справочно-правовых систем) были созданы предпосылки для переоценки статуса механизмов официального опубликования и обнародования НПА как дублирующих. Как результат создания нового способа коммуникации со временем все больший объем информации (в том числе и сведений о содержании нормативно-правовых актов) распространяется преимущественно через Интернет. В подобных условиях была создана реальная возможность в целях более полной реализации принципа правовой определенности развить механизмы распространения государством систематизированных и логически связанных нормативных актов.
• Утрата государством монопольного права на производство “правды”, характеризуемая в науке термином “постправда”, в условиях доступности большого количества источников информации, способна привести к причинению значительного ущерба во всех значимых для государства и человека сферах. Государство, используя достижения научно-технического прогресса, в целях более широкого распространения нормативной информации, начало использовать Интернет для обнародования нормативной информации. В тоже время, развитие юридической техники привело к тому состоянию, когда выявление правила поведения, которое содержится в опубликованных нормативных актах, а также скорость изменения актуальных норм и практики их применения, представляют сложность даже для лиц, чья профессиональная деятельность связана с юриспруденцией. Таким образом, участники правоотношений вынуждены преимущественно обращаться к ресурсам популяризирующим право. На данный момент значительная часть правовой информации получается от коммерческих организаций, которые также распространяют и иную сопутствующую литературу и прецедентную практику с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Таким образом, успешное осуществление компьютерной атаки на данные ресурсы (в особенности на ресурсы обнародования) способно причинить существенный ущерб в масштабе всего государства.
• Необходимо ограничить участие государства в сфере коммерческого распространения правовой информации, поскольку приоритетное распространение подобной информационной системы может создать благоприятные условия для управления информационными потоками в целях направления развития правового поля. Начиная с 90-х годов прошлого века в России складывается специфическая отрасль экономики, которая занимается вопросами распространения нормативной и иной сопутствующей информации. На данный момент указанная отрасль развивается в достаточно динамичном темпе, что вытекает из сильной конкурентной борьбы субъектов предпринимательской деятельности. Именно наличие жесткой конкуренции является важным фактором, который гарантирует беспристрастность собственников справочно-правовых систем при формировании баз данных. В это же время возможно создать на базе справочно-правовых систем дополнительный механизм разъяснения законодательства в форме информационно-правового взаимодействия государства и субъектов предпринимательства.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что оно представляет развитие концепции обнародования и распространения критически значимой правовой информации в условиях появления нового способа коммуникации. На данный момент источники нормативной информации возникаю крайне спонтанно, что не способствует реализации принципа правовой определенности. Развитие Интернета привело к утрате государством монопольного права на производство нормативной информации. Таким образом, даже минимальная регламентация отношений по распространению нормативных актов, а также усиление взаимодействия госудасрвтенных органов и собственников справочно-правовых система способно существенно повысить правовую грамотность населения.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих десять параграфов, заключения, списка источников и одного приложения

Справочно-правовые системы на данном этапе развития уже стали неотъемлемой частью как правотворческой и правоприменительной деятельности, а также практического аспекта правовой доктрины. При этом нормативное регулирование данных систем осуществляется кусочным способом и в отсутствии проработанного общего регулирования, что как минимум проявляется в отсутствии легального определения самого явления. Также важно отметить, что доктринальная разработанность роли информационных посредников в распространении правовой информации на данный момент достаточно низкая, а всплеск научного интереса был разово вызван преимущественно перспективной введения электронного опубликования.
Государственная система правовой информации на данный момент развивается крайне динамичным образом, что проявляется как в дублировании полномочий различных органов и создании множества близких или идентичных реестром, которые подведомственны различным органам. При этом развитие происходит в основном в части включения новых банков данных т.е. имеет экстенсивные черты. В это же время коммерческий сектор в условиях конкуренции достаточно давно был вынужден перейти к развитию качества своего продукта (usability), что выразилось в создании логических меж документарных связей, включению связанной правовой практики и подбору решений типовых ситуаций. Таким образом, произошло достаточно странное распределение функций: государственные системы на данный момент используются администраторами частных правовых систем для наполнения своих баз данных и создания актуализированных нормативно-правовых актов, а конечный потребитель правовой информации (заинтересованные физические и юридические лица. а также достаточно часто и государственные органы) уже пользуется преимущественно документами из подобных частных систематизаций.
В данных условиях становится сложно говорить о полноценном выполнении государством регулятивной функции. Именно этим мотивируется затронутая в работе необходимость формализации государственно-частных отношений в сфере распространения правовой информации. В эпоху активной цифровизации общества государство утрачивает монопольное право на производство правды. В разрезе юриспруденции особенно в рамках многонационального объединения лиц данный факт может привести к достаточно серьезным последствиям в виде отсутствия единства правовой практики или причинения серьезного ущерба. Данное предположение не противоречит тому факту, что информатизация ускоряет обмен сообщениями, что формально должно иметь обратные последствия, поскольку в условиях небольшого объема информационных пакетов контроль за их достоверностью существенно легче. Бесконтрольное существование множества источников информации приводит к осложнению критического анализа поступающей информации и облегчению возможности введения в заблуждение конечного потребителя информации, которым может быть не только ординарное физическое или юридическое лицо, но и лицо выполняющее правоприменительные функции.
Таким образом, основным вопросом на сегодняшний день является достоверность распространяемой юридически значимой информации и в частности текстов нормативно-правовых актов. поскольку институт официального опубликования достиг ограничения, которое было задано дозированным способом распространения информации (официальное опубликование преимущественно первых редакций и соответствующих изменяющих (дополняющих) актов). Роль основного канала распространения правовой информации на данный момент взяли на себя частные справочно-правовые системы, которые более того являются и важным инструментом толкования права и формирования правовой позиции по конкретному делу.
В связи с вышеизложенным большое значение приобретает вопрос о доверии соответствующему субъекту распространения правовой информации и добросовестности его деятельности. Отсутствие действенного решения данного вопроса способно нанести критический вред государству в целом, а также полностью нивелировать весь наполненные ранее правовой опыт.
В завершении возможно отметить, что видится перспективным дальнейшая более детальная разработка вопросов информационной безопасности и реорганизации государственной справочной системы, путем ликвидации излишних дублирующих полномочий отдельных государственных органов и формализации информационно-правового взаимодействия между государством и распространителями правовой информации.

Список использованной литературы
• Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
• О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания : федеральный закон от 14.06.1994№5-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. -№8. – ст. 801.
• О государственной гражданской службе Российской Федерации : федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2004. -№31. – ст. 3215 – (ред. от 16.12.2019). Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации : Федеральный закон от 02.05.2006№59-ФЗ // Российская газета. – 2006. – № 95. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О защите конкуренции : федеральный закон от 26.07.2006№135-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. -№31 (1 ч.). – ст. 3434. – (ред. от 01.04.2020). – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федеральный закон от 27.07.2006№149-ФЗ // Российская газета. – 2006. -№165. – (ред. от 02.12.2019). – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая : от 18.12.2006№230-ФЗ // Российская газета. – 2006. – № 289. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации : Федеральный закон от 22 декабря 2008 г.№262-ФЗ // Российская газета. – 2008. – № 265. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления : Федеральный закон от 09.02.2009№8-ФЗ // Российская газета. – 2009. – № 25. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ // Российская газета. – 2010. – № 168. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О внесении изменений в Федеральный закон “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания” : Федеральный закон от 21.10.2011№289-ФЗ // Российская газета. – 2011. – № 238. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса : федеральный закон от 03.12.2011№382-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2011. -№49 (ч. 5). – Ст. 7060. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.;
• О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства : федеральный закон от 21.07.2014№209-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2014. -№30 (ч. I). – ст. 4210. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации : Федеральный закон от 26.07.2017№187-ФЗ // Российская газета. – 2017. – № 167. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О Концепции правовой информатизации России : указ Президента РФ от 28.06.1993№966 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993. -№27. – ст. 2521. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных законов : Указ Президента РФ от 05.04.1994№662 // Российская газета. – 1994. – № 64. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 23.05.1996№763 // Российская газета. – 1996. – № 99. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации : Указ Президента РФ от 07.08.2004№1013 // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 32. – ст. 3314. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации : Указ Президента РФ от 13.10.2004№1313 // Российская газета. – 2004. – № 230. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) : Указ Президента РФ от 02.04.2014№198 // Российская газета. – 2014. – № 77. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О совершенствовании порядка опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 14.10.2014№668 // Российская газета. – 2014. – № 235. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 29.11.2000№904 // Российская газета. – 2000. – № 238. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти : Постановление Правительства РФ от 12.02.2003№98 // Российская газета. – 2003. – № 30. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года : Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008№632-р // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 20. – ст. 2372. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти : Постановление Правительства РФ от 24.11.2009№953 // Российская газета. – 2009. – № 229. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации : Постановление Правительства РФ от 06.07.2015№676 // Собрание законодательства РФ. – 2015. -№28. – ст. 4241. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Об утверждении Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений : Постановление Правительства РФ от 08.02.2018№127 // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 8. – ст. 1204.
• О порядке опубликования и вступления в силу актов Министерства транспорта Российской Федерации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации : Приказ Минтранса РФ от 02.11.2004№28 // Российская газета. – 2004. – № 260. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• ГОСТ Р 53622-2009 Информационные технологии (ИТ). Информационно-вычислительные системы. Стадии и этапы жизненного цикла, виды и комплектность документов : утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009№964-ст // Москва : Стандартинформ. – 2011. Режим доступа : СПС “Кодекс”.
• Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) : Приказ от 02.07.2012№99н / Минфин России // Российская газета. – 2012. – № 274 – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Об утверждении Порядка опубликования и вступления в силу актов Министерства юстиции Российской Федерации, признанных не нуждающимися в государственной регистрации : Приказ Минюста России от 01.11.2012№197 // Российская газета. – 2012. – № 268. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”;
• О порядке опубликования и вступления в силу приказов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации : Приказ Минтруда России от 10.04.2013№143н // Российская газета. – 2013. – № 133. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”;
• Об утверждении порядка опубликования и вступления в силу актов Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации : Приказ Минвостокразвития России от 02.09.2014№62 // Российская газета. – 2014. – № 235. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Об утверждении Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения : Приказ от 12.08.2016№431 / МЧС России. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) : Приказ от 08.07.2019№ММВ-7-19/343@ / ФНС России // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. – 17.09.2019. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Об утверждении Перечня отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительских свойств (в том числе качество) и иных характеристик (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) к ним, закупаемым федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта : приказ от 22.07.2019№315 / Росжелдор. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”;
• Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством науки и высшего образования Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательной организации высшего образования : Приказ от 28.02.2020№90 / Росстат России. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О применении налога на добавленную стоимость при реализации комплектов справочно-правовых систем по договорам купли-продажи : Письмо от 29.12.2007№03-07-11/649 / Минфин РФ. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О наличии нормативных документов : Письмо от 01.12.2014№22391/04-СМ / Росаккредитация // Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2019№53 // Российская газета. -№291. – 2019. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• О нормативных правовых актах Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 года № 130-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – 31.07.2018. – URL : https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11800130 (дата обращения: 25.04.2021)
• Указ Президента Республики Беларусь 30.10.1998 № 524 // Звязда. – 1998. – № 217 – URL : https://etalonline.by/document/?regnum=P39800524#%D0%97%D0%B0%D0%B3_%D0%A3%D1%82%D0%B2_1&Point=4 (дата обращения: 25.04.2021).
• О Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь и о внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 524 : Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 609 // Советская Белоруссия. – 2002. – № 284. – Режим доступа : Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь.
• О совершенствовании государственной системы правовой информации Республики Беларусь : Указ Президента Республики Беларусь 30.12.2010 № 712 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2010. – №312. – URL : https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P31000712 (дата обращения: 25.04.2021).
• О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь : Декрет Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 3 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – 27.02.2012. – URL :https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=pd1200003 (дата обращения: 25.04.2021).
• О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан и в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений : Конституционный Закон Республики Казахстан от 3 июля 2013 года № 121-V // Казахстанская правда. – 2013. – № 226 (27500) – URL : http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1300000121#z218 (дата обращения: 30.04.2021).
• О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам доступа к информации : Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 404-V ЗРК // Казахстанская правда. – 2015. – № 222 (28098). – URL : http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000404#z22 (дата обращения: 30.04.2021).
• О правовых актах : Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК // Казахстанская правда. – 2016. – № 66 (28192). – URL : http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1600000480#z353 (дата обращения: 30.04.2021).
• О некоторых вопросах нормотворческой деятельности в Республике Казахстан : Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2019 года № 149 // Эталонный контрольный банк НПА РК в электронном виде. – 29.03.2019. – URL : http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000149#z5 (дата обращения: 30.04.2021).
• Code des relations entre le public et l’administration : Ordonnance № 2015-1341 du 23 octobre 2015, Décret № 2015-1342 du 23 octobre 2015 // JORF. – 2015. – № 0248. – URL : https://www.legifrance.gouv.fr/codes/section_lc/LEGITEXT000031366350/LEGISCTA000031367565?tab_selection=all&query=%7B(%40ALL%5Bt%22Journal%20officiel%20de%20la%20R%C3%A9publique%20fran%C3%A7aise%22%5D)%20%26%26%20(%40TITLE%5Bt%2220%20f%C3%A9vrier%202004%22%5D)%7D&isAdvancedResult=true&pageSize=100&typeRecherche=date&init=true&page=1#LEGIARTI000031677774 (дата обращения: 07.05.2021).
• Portant dématérialisation du Journal officiel de la République française : LOI organique № 2015-1712 du 22 décembre 2015 // JORF. – 2015. – № 0297. – URL : https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/JORFTEXT000031672261 (дата обращения: 07.05.2021).
• Relatif au site internet de Légifrance : Arrêté du 9 octobre 2002 // JORF. – 2002. – № 238. – URL : https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/JORFTEXT000000416293?tab_selection=all&searchField=ALL&query=service+public+de+la+diffusion+du+droit+par+l%27internet&searchType=ALL&fonds=CODE&fonds=LEGI&fonds=CONSTIT&typePagination=DEFAULT&pageSize=100&page=1&tab_selection=all#all (дата обращения: 07.05.2021).
• Proposition de loi portant dématérialisation du Journal officiel de la République française : Rapport № 29 (2015-2016) de M. Alain ANZIANI, fait au nom de la commission des lois // Sénat: [сайт]. – 07.10.2015. – URL : http://www.senat.fr/rap/l15-029.html (дата обращения: 07.05.2021).
• Riigi Teataja : seadus // RT I. – 2010. – 19 (101). – URL : https://www.riigiteataja.ee/akt/110112018011 (дата обращения: 11.05.2021).
• Avaliku teabe : seadus // RT I. – 2019. – № 11. – URL : https://www.riigiteataja.ee/akt/115032019011 (дата обращения: 11.05.2021).
• Eesti teabevärava eesti.ee haldamise, teabe kättesaadavaks tegemise, arendamise ning kasutamise nõuded ja kord : määrus Vabariigi Valitsus 03.10.2013 № 145 // RT I. – 2013. – № 8. – URL : https://www.riigiteataja.ee/akt/112112015004 (дата обращения: 11.05.2021).
• Специальная литература
• Амелин Р.В. Правовой режим государственных информационных систем: монография / Р.В. Амелин; под ред. С.Е. Чаннова. – Москва : ГроссМедиа – 2016. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Концепция системы классификации правовых актов Российской Федерации / А.Л. Маковский, Д.Б. Новиков, А.В. Силкина, А.Н. Симбирцев // СПС “КонсультантПлюс”, 1999. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Концепция системы классификации правовых актов Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. Подготовлена АО “КонсультантПлюс” в рамках исполнения государственного заказа по поручению Российского фонда правовых реформ / А.Л. Маковский, Д.Б. Новиков, А.В. Силкина, А.Н. Симбирцев. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Основы права : учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова. – Москва : Норма : ИНФРАМ. – 2015. – 480 с.
• Официальное электронное опубликование : История, подходы, перспективы / Под ред. проф. В.Б. Исакова. — Москва : Формула права. – 2012. — 320 с.
• Полное собрание законов Российской империи. Собрание Первое. 1649—1825 гг. / Под ред. М. М. Сперанского. (в 45 томах) — Санкт-Петербург : Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. – Т. 1 : С 1649 по 1675 : от № 1 до 618. – 1830. – XXXI, 1029, 12, [1] с.
• Савельев А.И. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г.№149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и защите информации” (постатейный) / А.И. Савельев. – МОСКВА : Статут. – 2015. – 318 с. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Стрижак С. Функциональный маркетинг / С. Стрижак – Челябинск : РИА ТОН. – 2006. – 332 с.
• Харт Г.Л.А. Понятие права / Пер. с англ.; под общ. ред. Е.В. Афонасина и С.В. Моисеева. / Санкт-Петербургский государственный университет. – Санкт-Петербург. – 2007. – 302 с.
• Авакьян С.А. Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. – 2007. -№8. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Анциферов Н.В. Понятие официального опубликования нормативного правового акта в конституционном праве России / Н.В. Анциферов // Вестник ЧелГУ. – 2011. – № 29. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-ofitsialnogo-opublikovaniya-normativnogo-pravovogo-akta-v-konstitutsionnom-prave-rossii (дата обращения: 07.05.2021).
• Архипов, В. В. Возможно ли право в эпоху постправды / В.В. Архипов // Закон. – 2019. – № 12. – C.56-71.
• Махноносов, Э.В. О правовом статусе единой информационной системы нотариата / Е.К. Волчинская, Э.В. Махноносов // Нотариальный вестник. – 2013. -№9. – С. 22 – 29.
• Интервью: Арбитраж в пандемию (интернет-интервью с С.В. Мартыновым, председателем Арбитражного суда Кировской области) // СПС КонсультантПлюс : [сайт]. – 18.12.2020. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Интервью: Отмена ЕНВД с 2021 года. Применение УСН и патента (интернет-интервью с В.Б. Сметаниным, заместителем руководителя УФНС России по Кировской области) // СПС КонсультантПлюс : [сайт]. – 09.12.2020. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Интервью: Проверки ФАС: административная практика. Наиболее частые ошибки заказчиков и поставщиков (интернет-интервью с И.Н. Фуфачевой, заместителем руководителя управления – начальником отдела контроля закупок Кировского УФАС России) // СПС КонсультантПлюс : [сайт]. – 22.01.2021. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Неклюдов, В.И. Вопрос: Как отменить приказ о переводе работника на другую должность? / В.И. Неклюдов // СПС КонсультантПлюс : [сайт]. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Неклюдов, В.И. Вопрос: Как установить и повысить квалификационную категорию работнику? / В.И. Неклюдов // СПС КонсультантПлюс : [сайт]. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”;
• Неклюдов, В.И. Вопрос: Частная медицинская организация осуществляет за плату от физлиц прием биоматериала и проведение исследования (анализ) в целях выдачи заключений о наличии в организме COVID-19. Может ли организация претендовать на получение субсидии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020№484? / В.И. Неклюдов // СПС КонсультантПлюс : [сайт]. – 24.07.2020. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”;
• Романец Ю. Правовая определенность или безнаказанность? // ЭЖ-Юрист. 2011.№49. С. 6.
• Шалаева Т.З. Правовой режим информационных ресурсов : проблемы правопонимания // Информационное право. 2014.№4. – Режим доступа : СПС “КонсультантПлюс”.
• Егоров Г.Г. Роль справочно правовых компьютерных систем в систематизации российского законодательства (вопросы теории и практики) : дисс. канд. юрид. наук. / Г.Г. Егоров – Волгоград. – 2006. – 232 с.
• Иванец Г.И. Право как нормативное отражение согласованных интересов : Автореф. дисс. канд. юрид. наук. / Г.И. Иванец. – Москва. – 2001. – 29 с.
• Интернет ресурсы
• КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.consultant.ru/about/software/cons/zakonodatelstvo/
• Официальный интернет-портал государственных услуг. – URL : https://www.gosuslugi.ru/help/news/portal_gosuslug_podvodit_itogi_2016_goda
• Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) // Федеральная служба охраны Российской Федерации : [сайт]. – URL : http://fso.gov.ru/pravo-gov/
• Программные средства для физических лиц и юридических лиц // ФНС России : [портал]. – 16.01.2013. – URL : https://www.nalog.ru/rn63/news/activities_fts/4271088/
• ТЕХЭКСПЕРТ [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://cntd.ru/about/condition_letters
• Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – URL : https://pravo.by
• Legifrance : [портал]. – 19.09.2019. – URL https://www.legifrance.gouv.fr (дата обращения: 07.05.2021).
• Eesti.ee : [портал]. – URL : https://www.eesti.ee/ru/ (дата обращения: 11.05.2021)

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Секьюритизация инфраструктурных проектов
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Отдельные вопросы признания иностранного судебного решения
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фальсификация доказательств по уголовному делу
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Раздел имущества супругов
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет