Секрет производства (ноу-хау) в предпринимательской сфере Российской Федерации
В выпускной квалификационной работе был рассмотрен такой объект интеллектуальной собственности как секрет производства (ноу-хау) в законодательстве Российской Федерации. На сегодняшний день ноу-хау – это один из способов защиты секретной информации. Под секретом производства может пониматься широкий круг данных, его не нужно регистрировать в государственных органах, он может существовать в таком режиме длительное время, однако, есть вероятность, что другое лицо придумает такой же ноу-хау и тоже будет его правообладателем, защиту ноу-хау можно обеспечить только собственными силами и достаточно ограниченными способами (выделить круг секретной информации, круг лиц, которые имеют к ней доступ, способы ее передачи, ввести режим коммерческой тайны и др.). Поскольку на ноу-хау не выдается никакого охранного документа, то коммерческую ценность он имеет до тех пор, пока никто о нем не знает, как только происходит его раскрытие – он теряет все свои полезные свойства. В настоящее время ноу-хау в отечественном законодательстве имеет недостаточную регламентацию для эффективного использования данного объекта. В работе были описаны разные точки зрения на правовую природу ноу-хау, секрет производства в служебной сфере, способы его защиты и передачи третьим лицам. В ходе работы были выявлены пробелы в законодательстве и предложена редакция некоторых статей, регулирующих общественные отношения в сфере ноу-хау, применение которых могло бы упрочить гражданский оборот.
В современном мире информация является одним из ценнейших активов. Тот, у кого информация – имеет преимущество, ведь он обладает одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами человеческими, финансовыми, материальными. Ее производство и потребление формируют основу для эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни.
В юридической плоскости информация может быть как самостоятельным объектом, отношения по поводу которого регламентируются и защищаются отдельными нормативными-правовыми актами (Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ “О персональных данных” и др.), так и частью другого объекта гражданских прав (Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ “О коммерческой тайне” и др.), может выражаться в различных формах (документация, опытный образец, рецепт, описание методики, технические решения и др).
В связи с возрастающей потребностью в информации и ее сохранении, тема «защиты информации» стала одной из наиболее актуальных. В статье 3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» перечислены общие принципы защиты информации. Существуют и специальные способы для обеспечения ее охраны – патент, введение режима коммерческой тайны и др.
К патентоспособной информации можно отнести технические решения во всех областях, относящиеся к продукту (устройство, вещество, штамп, микроорганизм) или способы, которыми можно использовать предметы. Патентная правовая охрана может быть предоставлена, если идея будет выражена, например, в виде технического решения, которое будет соответствовать условиям патентоспособности, то есть изобретение.
В режиме коммерческой тайны, в качестве ноу-хау, может охраняться любая информация (производственная, техническая, экономическая, организационная), имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность, не известная третьим лицам, обладатель которой принимает разумные меры для сохранения ее в тайне.
На сегодняшний день ноу-хау – это один из способов защитить секретный данные. Под секретом производства может пониматься широкий круг информации, его не нужно регистрировать в государственных органах, он может существовать в таком режиме длительное время, однако, есть вероятность, что другое лицо придумает такой же ноу-хау и тоже будет его правообладателем, защиту ноу-хау можно обеспечить только собственными силами и достаточно ограниченными способами (выделить круг секретной информации, круг лиц, которые имеют к ней доступ, способы ее передачи, ввести режим коммерческой тайны и др.). Поскольку на ноу-хау не выдается никакого охранного документа, то коммерческую ценность он имеет до тех пор, пока никто о нем не знает, как только происходит его раскрытие – он теряет все свои полезные свойства. В настоящее время ноу-хау в отечественном законодательстве имеет недостаточную регламентацию для эффективного использования данного объекта.
В данной работе мы более детально рассмотрим не только информацию в секрете производства (ноу-хау), но и способы ее защиты.
В эпоху стремительного научно-технического прогресса роль и значение ноу-хау сложно переоценить. Это наиболее ценный нематериальный актив компании, имея в своем арсенале который, есть возможность добиться значительных успехов на рынке и увеличить свои доходы. Секрет производства – это стратегически важное преимущество, с помощью которого обеспечивается рост организации, ее конкурентоспособность, эргономичность и инновационный подход к производству. Данный объект интеллектуальной собственности все чаще используется в международной торговле лицензиями, причем, как вместе с патентом, так и самостоятельно (беспатентная лицензия). Среди его плюсов можно выделить: необязательность регистрации, широкий круг охраняемой информации, оперативность и экономичность правовой охраны, неограниченность срока действия исключительного права на ноу-хау.
Несмотря на возрастающую популярность, ноу-хау остается одним из наименее изученных и регламентированных объектов интеллектуальных прав. Поэтому к ситуациям, возникающим на практике, нередко приходится применять общие нормы, так как специальные – отсутствуют, что не может не сказываться отрицательно на правах обладателей ноу-хау.
Необходимо выработать эффективный правовой механизм регулирования коммерческого использования секрета производства (ноу- хау), что незамедлительно повысит экономические показатели развития государства, привлечет иностранных контрагентов и создаст благоприятную предпосылку для развития бизнеса.
Актуальность данного исследования обсуловлена стремительно возрастающим значением и частым использованием ноу-хау в национальной практике и отсутствием достаточной регламентации в описанной сфере.
Объект выпускной квалификационной работы: секрет производства (ноу-хау) в предпринимательской сфере Российской Федерации.
Предмет выпускной квалификационной работы: существующие в национальном праве механизмы работы с таким результатом интеллектуальной деятельности, как ноу-хау.
Цель выпускной квалификационной работы: выявить недостатки в правовой регламентации ноу-хау в Российской Федерации, и, на основе изучения существующей практики, предложить новые подходы к их решению.
Для достижения поставленных целей, необходимо решение следующих задач выпускной квалификационной работы:
рассмотреть аспекты возникновения такого правового явления в национальном праве, как ноу – хау;
выявить правовую природу ноу-хау;
рассмотреть, на основе изученной практики, с какими проблемами при использовании ноу-хау сталкиваются предприниматели;
выявить пробелы в праве, устранение которых необходимо для эффективного использования ноу-хау в бизнесе;
попытаться сделать новую редакцию некоторых статей.
Теоретическую и методологическую основу работы составили труды таких ученых-правоведов, как: О.А. Городов, В.Ф. Попондопуло, М. Дашян, О.В. Добрынин, В.А. Дозорцев, Г.М. Колебошин, И.А. Близнец, И.С. Мухамедшин, Р.Б. Ситдиков, В.А. Смирнов, Г.Ф. Шершеневич и других.
Структура исследования: введение, три главы, заключение, библиографический список.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!