Семантика пограничья в русской культуре
Предметом данного исследования служит семантика пограничья в русской культуре. Рассмотрение проблемы пограничья происходит через теорию гетеротопий М.Фуко, также маркируется взаимосвязь вопросов пограничья, границы и акта трансгрессии. Исследование проводится на основе материалов русского фольклора: героической былины, народной сказки, мифа.
Предметом данного исследования является семантика пограничья в русской культуре. Рассмотрение проблемы пограничья происходит через теорию гетеротопий М.Фуко, также маркируется взаимосвязь вопросов пограничья, границы и акта трансгрессии. Исследование проводится на основе материалов русского фольклора: героическая былина, народная сказка, миф.
Актуальность исследования обусловлена особенным метафизическим статусом самого вопроса границ и пограничья, а также интересом широких кругов общественности к тому пласту русской культуры, что восходит к архаическому дохристианскому прошлому. Выбор материала, на основе которого была проведена работа, был сделан, в том числе, и исходя из этого фактора.
В результате проведенного исследования:
1.Было проведено терминологическое разграничение между понятиями граница и пограничье,
2.Маркирована взаимная обуславливаемость и связь акта трансгрессии и пограничного состояния психики индивида,
3.Субъект трансгрессии был определён как суверен. Трансгрессивность, как неотъемлемая черта культурного архетипа была отнесена к архетипу «трикстер»,
4.Была выявлена взаимосвязь образа пограничья и следующего за ним запределья – Бездны,
5.В результате исследования образов, олицетворяющих трансгрессивные практики и события была выявлена синонимичность иного и женского в культуре,
6.Подробное описание получили трансгрессивные практики народной культуры, результатом которых становится проявление пограничья в форме гетерохронии и гетеротопии.
Основным материалом для анализа послужили русские волшебные сказки, героические былины и мифы. Выбор остановлен именно на этих подвидах эпоса по причине особенной приближенности образов их протагонистов и иных действующих лиц к чистым архетипам коллективного бессознательного.
Авенариус В.П. Книга о киевских богатырях: свод 24 избранных былин древне-киевского эпоса. М.: Директ-Медиа, 2015. С. 6.
Агамбен Дж. Homo sacer: суверенная власть и голая жизнь, М.:Европа, 2011
Аристотель Политика. Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983
Афанасьев А.Н. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. / Подготовка текста, предисловие и примечания В. Я. Проппа. — М.: Государственное Издательство Художественной литературы (Гослитиздат), 1957—1958.
Баркова А. Л. Славянская мифология и эпос, Религии мира, Аванта, 1996
Бахтин М.М. Творчество Фрасуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса
Батай Ж. Суверенность (Электронный ресурс)
Батай Ж. Теория религии Литература и Зло / Пер. с фр. Ж. Гайковой, Г. Михалковича. Современный литератор, 2000. — 352 с.
Батай Ж. История эротизма, Пер. с фр. Б., Скуратова под ред. К. Голубович и О. Тимофеевой. — М.: Логос: Европейские издания, 2007. — 200 с.
Белов А. Наука и религия №11 1992 с. 16 – 17
Бродский А.И. Логика судьбы // Вече: Журнал русской философии и культуры. Вып. 19. СПб., 2009
Былина о Волхе Всеславьече, Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. Издание подготовили А. П. Евгеньева,Б. Н. Путилов. М., 1977. №6.
Вернадский Г. В. История России. Древняя Русь. Москва – Тверь, 1996
Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа// Г.В.Ф.Гегель Сочинения. Том 4 Феноменология духа, М.1959
Гедеонов С. Варяги и Русь. II. – СПб., 1876
Гимбутас Мария. Цивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы / Пер. с англ. М. С. Неклюдовой. Под ред. О. О. Чугай. — М.: РОССПЭН, 2006. — 584 с.
Головацкий Я.Ф. Изложение древне славянских легенд, или мифология -К.: Доверие., 1991 -93 с.
Грейвс Р. Белая Богиня. Историческая грамматика поэтической мифологии. Екатеринбург: УФактория, 2005. 656 с.
Делёз Ж.Ницше. СПб., 1997. С. 57–58.
Деррида Ж. Диссеминация/пер.с франц. Д.Кралечкина, Екатеринбург 2007.
Дорофеев Д.Ю. Под знаком философской антропологии. Спонтанность и суверенность в классической и современной философии. СПБ «Центр гуманитарных инициатив», 2012 .
Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. Издание подготовили А. П. Евгеньева,Б. Н. Путилов. М., 1977. №6.
М.Забылин Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.:Издание книгопродавца М.Березина, 1880.
Каштанова С.М. Трансгрессия как социально-философское понятие, электронный ресурс.
Ключевский В. О. Курс русской истории, Том первый. М., 1987.
Костомаров И. Славянская мифология. Москва, 1995 г.
Кравченко В.В. Симфония человеческой культуры. М.: Аграф, 2017.
Кроули А. Книга Закона, Пенза, Алмазное сердце, 2009.
Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. М.: Ваклер, Рефл-бук, АСТ, 1997.
Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001.
Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры, В 3 т. Т.1, Таллинн: «Александра» 1992.
Мазин В.А. Введение в Лакана М.:Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2014
Маркова А.Н. Культурология. М., 2003.
Николаев Т. В. Древняя Русь и славяне. -М.: Наука., 1988 – 448 с.
Ницше Ф. По ту сторону добра и зла//Соч. в 2 тт. Т.2 Ленинград. Сирин, 1990. С 302
Павлов О. П. Русь с её неизжитым язычеством Наука и религия №4 1990 с.21
Петров А.А. Славянская мифология. -М.: Артель., 2003 – 120 с.
Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. Изд. 2-е / Под ред. А. Е. Грузинского. В 3 т. Т. ., 1909
Рыбаков Б. А. История СССР с древнейших времен до конца 18 века. – М,: Высшая школа., 1983 – 420с.
Рыбаков Б. А. Христиане или язычники? — Наука и религия, 1966, № 2
Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М..: Наука,. 1988 – 368с.
Рыбас А.Е. Философия русской сказки // Вече: Журнал русской философии и культуры. Вып. 28. СПб., 2016. С. 113–129.
Русские сказки, М., Русский язык, 1984
Семенова М. А. Быт и верования древних славян. – СПБ.: Азбука,. 2000 – 560с.
Соловьев С. М. “Об истории Древней России”. М., 1993 г.
Старшая Эдда , Речи Высокого, Азбука, 2011
Тимофеева О. Введение в эротическую философию Ж.Батая
Токарев С.А. Мифы народов мира /энциклопедия/. В 2 т.-М.: Советская энциклопедия, Т.2 1982 – 720с.
Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1992 г.
Толкование волшебных сказок // Психология сказки. Толкование волшебных сказок / Пер. Р. Березовской и К. Бутырина. — М.: Б.С.К., 2004. — 364 с. — (Библиотека аналитической психологии).
Фаминцын А. С. Божества древних славян. СПБ, 1884.
Фуко М. О трансгрессии // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века. СПб.: Мифрил, 1994. C. 111 – 132.
Шокарев С.Ю. История России с древних времен и до конца 17в. /энциклопедия/ – М.: Артель., 2001 – 599 с. (124- 125)
Щербаков В.И. Асгард – город богов. М.: Молодая гвардия., 1991 – 253 с.
Юнг К.Г. Метаморфозы и символы либидо, электронный ресурс
Юнг К.Г. Психологические типы, Спб.: Азбука, 2001
Яблоков М.П. История религии. в 2-х т. Т.1 М.: Высшая школа., 2002 – 463с.
Яблоков М.П. Основы религиоведения. – М.: Высшая школа., 1994 – 368 с.
Foucault M. Of Other Spaces // Diacritics. 1986. Vol. 16. No. 1. P. 22 – 27
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!