Сенсорная латерализация в поведении сайгака (Saiga tatarica) и джейрана (Gazella subgutturosa) в природе

Березина Екатерина Алексеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Латерализация мозга широко распространена среди позвоночных животных, и один из способов изучения асимметричного функционирования полушарий – регистрация асимметричного использования органов чувств – сенсорной латерализации. Копытные животные (отряды Парнокопытные и Непарнокопытные) являются удобной моделью для изучения сенсорной латерализации вследствие строения зрительной системы и особенностей поведения в природе. На данный момент, накоплено большое количество материала о сенсорной латерализации этой группы животных в разных типах поведения. Для объяснения разделения ролей между полушариями широко используются две гипотезы: гипотеза эмоциональной валентности и гипотеза приближения/избегания. Целью данной работы было протестировать данные гипотезы, используя как существующие, так и новые данные о поведении копытных в природе. Для этого был проведен анализ литературных данных о латерализации копытных и получены новые сведения о латерализации поведения джейрана (при избегании источника потенциальной опасности и при координации в группе) и сайгака (в бдительности и исследовании незнакомого объекта).
Для исследования поведения джейрана были использованы видеозаписи перемещающихся групп животных, полученные с помощью квадрокоптера. Реакция на квадрокоптер фиксировалась как реакция на источник потенциальной опасности. В изученном поведении джейрана не удалось установить проявления латерализации. Для сбора материала по поведению сайгака были проведены наблюдения и эксперименты в природе. В состоянии бдительности (осматривании окружающего пространства) установлено предпочтение к концентрации внимания к стимулу, расположенному в правом поле зрения. При изучении незнакомого объекта, размещенного в знакомом ландшафте, сайгаки предпочитают использовать правый глаз и правую ноздрю.
Полученные результаты вместе с данными из предыдущих работ на копытных не подтверждают ни одну из исследованных дихотомичных гипотез о разделении ролей между полушариями мозга.

Введение ………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Обзор литературы …………………………………………………………………… 6
1.1. Сенсорные латерализации в поведении позвоночных животных …………………………………………… 6
1.2. Сенсорные асимметрии у копытных животных (отряды Perissodactyla и Artiodactyla) ………….. 19
Глава 2. Материалы и методы ……………………………………………………………. 28
Глава 3. Результаты ……………………………………………………………………………. 35
3.1. Зрительная латерализация у джейрана при избегании источника потенциальной опасности и
следовании за партнёром в группе ……………………………………………………………………………………………. 35
3.2. Зрительная латерализация у сайгака при изучении окружающего пространства
(бдительности). ………………………………………………………………………………………………………………………… 36
3.3. Сенсорная латерализация при изучении незнакомого объекта. ……………………………………………. 37
Глава 4. Обсуждение результатов……………………………………………………….. 41
4.1. Зрительная латерализация у джейрана при избегании источника потенциальной опасности и
следовании за партнёром в группе ……………………………………………………………………………………………. 41
4.2. Зрительная латерализация у сайгака при изучении окружающего пространства
(бдительности). ………………………………………………………………………………………………………………………… 42
4.3. Сенсорная латерализация при изучении незнакомого объекта. ……………………………………………. 44
Выводы ………………………………………………………………………………………………… 54
Список использованной литературы ………………………………………………….. 55
Приложение …………………………………………………………………………………………. 67

Функциональная асимметрия мозга – широко распространённая среди позвоночных
животных черта, которая выражается в доминировании полушарий мозга в обработке
информации и управлении определёнными реакциями. Она находит своё отражение в
использовании сенсорных органов, проявляясь как предпочтение к асимметричному
использованию органов чувств в различных реакциях, например, в реакциях на пищевые
объекты (Kruper et al., 1966; G. Vallortigara et al., 1998), в социальных взаимодействиях
(Casperd & Dunbar, 1996; Deng & Rogers, 2002; Salva, 2012), в пространственной ориентации
(Cowell et al., 1997; Tommasi & Vallortigara, 2001; Westin, 1998) и в реакциях на хищника
(Austin & Rogers, 2012, 2014; Michelle A. Hook-Costigan & Rogers, 1998).
Накопление достаточно большого количества материалов, подтверждающих
существование латерализации, привело к появлению гипотез о ролях полушарий мозга. Эти
гипотезы призваны не только объяснить уже установленные функциональные асимметрии,
но также и сделать предсказание относительно направления латерализации специфических
реакций. Две гипотезы, описывающие разделение ролей между полушариями по принципу
дихотомии, активно обсуждаются в современной литературе.
Гипотеза эмоциональной валентности (emotional valence hypothesis) предполагает
доминирование левого полушария в обработке положительных эмоций, и правого – в
обработке отрицательных эмоций (Najt et al., 2013). Изначально эта гипотеза была
выдвинута для объяснения разделения ролей между полушариями мозга у человека:
например, пациенты, прошедшие через процедуру «тест Вады», которая включает в себя
временную инактивацию полушарий мозга с помощью инъекций анестезирующего амитал-
натрия в правую или левую сонную артерию (Snyder & Harris, 1997), демонстрировали
состояние, близкое к депрессивному, при инактивации левого полушария, и эйфорическое
поведение при инактивации правого полушария (Silberman & Weingartner, 1986).
Вторая рассматриваемая в данной работе гипотеза – гипотеза приближения-
избегания (approach-withdrawal hypothesis) предполагает доминирование левого полушария
в реакциях, связанных с мотивацией к приближению, а правого – в реакциях, связанных с
мотивацией к избеганию (Harmon‐Jones, 2004). Изначально эта гипотеза обсуждалась в
рамках гипотезы эмоциональной валентности, так как исследователи часто объединяли
положительные эмоции с мотивацией к приближению, а отрицательные – с мотивацией к
избеганию (Davidson, 1992; Najt et al., 2013). Однако, объединению гипотез противоречит
агрессия (или злость), которая, несмотря на очевидную негативную эмоциональную
окраску, часто оказывается связана с мотивацией к приближению (Berkowitz, 1993; Depue
& Zald, 1993), и впоследствии было продемонстрировано доминирование левого полушария
в обработке агрессии (Harmon‐Jones, 2004), что устанавливает границу между двумя
гипотезами, обосновывая разделение объяснений функциональных асимметрий,
выдвигаемых этими гипотезами.
Изначально обе гипотезы были разработаны в исследованиях на человеке, однако на
данный момент они широко применяются для объяснения латерализации у других
животных (обзорные работы Leliveld, 2019; Rogers, 2010). Однако, накоплено и достаточно
большое количество исследований, противоречащих предсказанием гипотез (Farmer et al.,
2018; Giljov et al., 2019; Giljov & Karenina, 2019; Jennings, 2012; Karenina et al., 2017; Peirce
et al., 2000). В результате, остается под вопросом применимость этих гипотез для
установления ролей полушарий мозга.
В данном исследовании изучаемой группой стали копытные животные
(филогенетически отдалённые, но близкие по анатомическим и экологическим признакам
представители отрядов Непарнокопытные (Perissodactyla) и Парнокопытные
(Artiodactyla)). Копытные млекопитающие являются удобной моделью для изучения
асимметрий в использовании зрительного анализатора. Латерально расположенные глаза и
широкое поле монокулярного зрения позволяют изучать использование поля зрения одного
глаза (Heesy, 2004), и практически полный перекрест зрительных нервов позволяет сделать
вывод о доминировании одного из полушарий (Herron et al., 1978; Phillips et al., 2015).
Групповой образ жизни копытных животных позволяет анализировать латерализацию в
социальном поведении, в то время как пресс хищничества обуславливает постоянное
нахождение копытных в состоянии бдительности, позволяя изучать латерализацию при
мониторинге окружающей среды. Именно виды-жертвы, ведущие социальный образ жизни,
являются основной моделью для изучения латерализованного поведения (Ghirlanda et al.,
2009; Ghirlanda & Vallortigara, 2004).
Целью моего исследования стало протестировать две главенствующие гипотезы о
разделении ролей между полушариями, используя как существующие, так и новые данные
о поведении копытных в природе. Для выполнения данной цели были поставлены
следующие задачи:
1. Исследовать зрительную латерализацию у джейрана при избегании источника

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Метаболомы литоральных водорослей-макрофитов Белого моря
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет