Система анализа геологических карт с помощью инструментов компьютерного зрения и машинного обучения

Чугунов, Роман Анварович Отделение информационных технологий (ОИТ)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Несколько областей компьютерного зрения было исследовано в данной работе для того, чтобы разработать два модуля системы анализа структурных геологических карт – модуль анализа изображений и модуль исправления результатов анализа. Ряд различных современных методов машинного и глубокого обучения был применен на практике. Все подходы были оценены на синтетической выборке. На тестовой выборке были рассчитаны метрики mAP, IOU, F1 score.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………… 12
МОДУЛЬ АНАЛИЗА ИЗОБРАЖЕНИЙ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ . 14
Введение в глубокое обучение …………………………………………………. 14
Дизайн решения ………………………………………………………………………. 20
Детекция скважин (символов) ………………………………………………….. 22
Распознавание значений…………………………………………………………… 25
Распознавание изолиний ………………………………………………………….. 28
Описание алгоритма …………………………………………………………….. 28

Исходный подход к извлечению изолиний …………………………….. 28

Извлечение изолиний …………………………………………………………… 29

Векторизация линий …………………………………………………………….. 33

Объединение частей линий …………………………………………………… 34

Кластеризация по цвету и толщине линий. …………………………….. 38

Сегментация изображений для определения областей карт ………… 40
Процесс обучения ………………………………………………………………… 43

Процесс предсказания на новых данных………………………………… 45

МОДУЛЬ ДОРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИЗА ……………………. 47
Интерфейс системы …………………………………………………………………. 47
Разработка модуля доработки результатов анализа ……………………. 49
Интерфейс модуля доработки ……………………………………………….. 49

Обоснование выбора фреймворка …………………………………………. 54

Реализация интерфейса ………………………………………………………… 57

«ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ И
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ» ………………………………………………………….. 59
«СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» ……………………………………. 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….. 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………… 91
Приложение II…………………………………………………………………………….. 94

Основным направлением данной работы является исследование
современных методов анализа изображений.
Целью дипломной работы является разработка двух модулей системы
анализа геологических карт. Данная система предназначена для
автоматизации процесса создании трехмерных структурных моделей на
основе геологических карт, а также представлении разнородных
геологический карт в единой системе, доступной пользователям через веб-
интерфейс. Значительное количество картографической информации
нефтегазовых компаний хранится в виде чертежей на бумаге, что несет за
собой ряд проблем:
• Невозможность быстрого поиска карт по различным критериям:
по региону, по дате создания, по схожести между собой, по создателю карты
и т.д.;
• Различия в представлении различных карт;
• Проблемы в отслеживании актуальности карт;
• Сложность сравнения объектов, представленных на двух разных
картах;
Система включает в себя следующие модули:
1. Серверная часть (backend) – взаимодействие с базой данных,
аналитической частью, а также ответы за запросы клиентской части
приложения.
2. Клиентская часть (frontend) – веб-интерфейс пользователя,
который включает функции просмотра и редактирования имеющихся карт,
добавления новых, вызова методов их автоматического анализа на основе
алгоритмов компьютерного зрения, а также экспорта результатов в формате
GeoJSON.
3. Аналитическая часть – модуль, целью которых является
извлечение полезной информации из карт, такой как: наличие и координаты
нефтяных скважин, различные виды изолиний и глубина их залегания.
Серверная и клиентская часть взаимодействуют посредством REST
API. Клиентская часть реализована на JavaScript (Vue.js), серверная часть
реализована на Python (Flask).
Конкретной целью данной дипломной работы является разработка
аналитической части системы, а также одного из модулей клиентской части –
модуля редактирования результатов аналитической части.
Аналитический модуль системы извлекает изолинии на структурных
картах, распознает их глубину, а также детектирует имеющиеся скважины.
Модуль редактирования результатов предназначен для исправления
ошибок в работе аналитического модуля, т.е., является частью
пользовательского интерфейса.
МОДУЛЬ АНАЛИЗА ИЗОБРАЖЕНИЙ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ
КАРТ
Введение в глубокое обучение
Глубокое обучение широко используется в различных задачах
компьютерного зрения. С ростом объемов данных, доступных для обучения, а
также с увеличением вычислительных мощностей область компьютерного
зрения все больше переходит от статистических методов к глубоким
нейронных сетям. На рисунке 3 приведен сравнительный график
производительности видеокарт P100, V100 и A100, используемых в
компьютерах Nvidia DGX различных версий (2016 – 2020 гг.), в задаче
обучения контекстуальной языковой модели BERT.

Несколько областей компьютерного зрения было исследовано в данной
работе для того, чтобы разработать два модуля системы анализа структурных
геологических карт – модуль анализа изображений и модуль исправления
результатов анализа.
Несколько современных методов машинного и глубокого обучения
были применены на практике, такие как:
• Бинарная сегментация на основе сверточных нейронных сетей
(две сети с разными задачами)
• Бинарная классификация
• Кластеризация
• Детекция объектов
Различные подходы были исследованы в процессе разработки. Все они
были оценены на синтетической выборке. На синтетической тестовой выборке
были рассчитаны метрики mAP, IOU, F1 score. Однако, наиболее важной
метрикой качества оставалась экспертная оценка из-за недостатка
размеченных данных.
В будущем запланировано несколько модификаций в разработанных
модулей:
1. Нейронная сеть для бинарной сегментации будет заменена на сеть
для сегментации на несколько классов. Это позволит извлекать
изолинии, структурные разломы, границы лицензионных участков и
другую информацию на геологических картах.
2. Генеративно-состязательные сети будут оценены как возможный
источник более разнообразных синтетических данных.
3. Разработанная система будет использована для аннотации реальных
данных с меньшими трудозатратами. Собранные данные позволят
улучшить существующие алгоритмы.
4. Добавление распознавания тектонических нарушений на картах.
Такую функцию можно реализовать с помощью замены бинарной
сегментации изолиний на сегментацию на несколько классов.
Другим важным направлением развития является улучшение UI/UX.
Пользователи системы часто сравнивают ее с несколькими другими
геоинформационными системами. Некоторые из подобных систем были в
разработке многие годы. Следовательно, улучшение клиентской части
приложения необходимо для того, чтобы догнать данные ГИС системы по
удобству и набору функций. Для достижения этой цели необходимо сделать
значительно количество модификаций в текущем модели редактирования
результатов и клиентской части приложения в целом.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Интеллектуальный анализ текстовых данных с rnприменением методов машинного обучения
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)