Система правового регулирования предпринимательства в странах БРИКС

Барабаш Богдан Сергеевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В связи с тем, что механизм сотрудничества БРИКС в сферах экономики и финансов только начинает функционировать, детально вопросы правового регулирования предпринимательства в странах БРИКС ранее не исследовались. В работе проведен анализ правового регулирования предпринимательства в странах БРИКС и предложена концепция развития российского законодательства в части регулирования предпринимательской деятельности на основе правового опыта стран этой международной организации, в особенности Китая.

Актуальность темы исследования: Международное объединение БРИКС ( BRICS — сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa) — представляет собой группу из пяти : , , , , (далее – БРИКС). Она была основана в июне 2006 года по инициативе России в рамках Петербургского экономического форума с участием министров экономики Бразилии, России, Индии, Китая. Создание БРИКС явилось одним из наиболее значимых геополитических событий начала нового столетия. Данное объединение смогло за короткое время стать весомым фактором мировой политики.
Становление БРИКС отражает объективную тенденцию мирового развития к формированию многополярной системы международных отношений и усилению экономической взаимозависимости. В такой системе все более широкое применение находят неинституциональные структуры глобального управления и сетевая дипломатия. Фактически с момента создания БРИК – неформального межгосударственного объединения – оно стало восприниматься как альтернатива существующему миропорядку, ответ на разбалансированность мировой экономики и политики в начале нового столетия. С этой точки зрения страны БРИК, а позже БРИКС, объективно имеют к настоящему времени возможности как для сотрудничества в целях формирования общих позиций по ключевым направлениям международной финансовой системы, так и в сфере политики. Члены БРИКС являются авторитетными участниками ведущих международных организаций, структур и региональных объединений.
Страны БРИКС имеют эффективную и оптимальную политику по поддержке предпринимательства, причем, на всех уровнях государственной и местной власти. Российский опыт показывает, что это достаточно сложная задача, требующая длительного времени и серьезных политических и экономических реформ.
Как отмечается в заявлениях российских политиков, в настоящее время не стоит задача превращения БРИКС в полноценную международную организацию. В силу этого БРИКС является пока несколько аморфной в организационном плане структурой, однако на начальном этапе формирования данного международного объединения, это может рассматриваться и как определенное преимущество, позволяющее конкретизировать черты данного объединения и придавать ему соответствующую конфигурацию в наиболее приемлемых формах по мере возникновения потребности в этом.
Вопрос о сближении или гармонизации правового регулирования стран БРИКС непосредственно на повестке дня в настоящее время не стоит. Однако намеченные в Стратегии экономического партнерства стран БРИКС, Меморандуме о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций, разработанном на ее основе рабочем Плане стран БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций на 2015-2018 годы и других совместных документах стран БРИКС практические ориентиры движения в намеченном направлении неизбежно в перспективе сделают актуальными вопросы сочетаемости правового регулирования стран БРИКС и стимулируют практический интерес к правовому полю, в котором будут реализовываться крупномасштабные национальные программы. Определенные шаги в изучении данного вопроса учеными уже предпринимаются. При этом, правовые аспекты проблематики ученые начали теоретически исследовать еще в период существования БРИК (до присоединения Южно-Африканской Республики).
Следует отметить, что если в сфере реальной экономики и финансов можно провести параллели между странами БРИКС, то в правовой сфере это сделать гораздо сложнее. Страны БРИКС не только расположены на разных континентах со всеми вытекающими отсюда географическими, культурными, национально-этническими и другими особенностями их права, но и принадлежат к разным правовым семьям, поэтому их национальное законодательство по вопросам регулирования экономической и финансовой сфер различается. Всё это делает тему работы безусловно актуальной.
Новизна темы исследования: В связи с тем, что механизм сотрудничества БРИКС в сферах экономики и финансов только начинает функционировать, детально вопросы правового регулирования предпринимательства в странах БРИКС ранее не исследовались.
Целью работы является: провести анализ правового регулирования предпринимательства в странах БРИКС и предложить концепцию развития российского законодательства в части регулирования предпринимательской деятельности на основе правового опыта стран этой международной организации, в особенности Китая. 
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
Рассмотреть историю, цели и задачи БРИКС;
Выявить особенности развития систем права стран БРИКС;
Провести сравнительный анализ правовых систем БРИКС (в особенности России и Китая) в части регулирования предпринимательской деятельности;
Исследовать развитие предпринимательства в России и Китае;
Проследить эволюцию правового регулирования предпринимательской деятельности как фактора выхода из условий современной нестабильности;
Проанализировать специфику развития российского законодательства на основе опыта стран БРИКС.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования БРИКС.
Предмет исследования – система национальных и международных норм, формирующая правовую основу регулирования предпринимательства в странах БРИКС.
Методология исследования. При подготовке исследования использовался системный анализ, а также методы исследования, принятые в правовой науке и отдельных ее отраслях – исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой.
Теоретическую основу работы составили труды таких учёных и практиков как Бажанов П.В., Хейфец Б. А., Балакина В.И. и многих других.
На защиту выносятся следующие положения:
– Поскольку БРИКС в настоящее время фактически представляет собой неформальное объединение, более тесное взаимодействие и сотрудничество представляется возможным при оформлении организации БРИКС как полноценного субъекта международного права.
– На сегодняшний день правовая основа регулирования предпринимательства в странах БРИКС представлена в основном национальным законодательством, что не способствует единообразному регулированию и достижению целей. Гармонизация правового регулирования в рамках БРИКС потребует определенных временных затрат для отработки всех схем взаимодействия.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, включающей в себя три главы и заключения.

БРИКС представляет собой межгосударственное объединение, которое хотя и формирует новый интеграционный правопорядок, направленный на гармонизацию правовых систем государств-участников, но не обладает наднациональностью и характерными чертами межгосударственного объединения (в частности уставом и постоянно действующими органами).
Ввиду молодости объединения и доминирования в нем межгосударственной, а не наднациональной составляющей, согласование интересов в процессе принятия соглашений, решений и актов происходит нерегулярно и в подавляющем большинстве случаев – только на высшем уровне. Создав институт, подобный институтам, существующим в иных межгосударственных объединениях (например – Комитет представителей в Совете ЕС), БРИКС сможет гораздо быстрее решать поставленные перед Союзом задачи.
На сегодняшний день всё ещё остаётся много неурегулированных вопросов в сфере регулирования предпринимательской деятельности в странах БРИКС. Одним из таких проблем является то, что правовая основа регулирования предпринимательства в странах БРИКС представлена в основном национальным законодательством, что не способствует единообразному регулированию и достижению целей. Другая проблема заключается в принадлежности стран к различным правовым системам (России, КНР и Бразилии к континентальной, Индии и ЮАР – к англо-саксонской с наличием специфики правовой системы каждой страны). Имеет место также несовершенство законодательства в сфере защиты прав предпринимателей в каждой из стран БРИКС. Поэтому предприниматели полагаются главным образом на неформальные институты (например, блат в России и гуаньси в Китае), хотя все-таки происходило медленное, но заметное развитие формальных институтов.
Проведенный анализ показывает, что институциональная среда в России и Китае заметно отличается от условий в более развитых экономиках. Слабость формальных институтов создает высокий уровень неопределенности и риска для предпринимателей принимающей страны, а также для западных предпринимателей, работающих в таких странах.
В России и в Китае имеется ряд проблем, касающихся несовершенства законодательства и правоприменительной практики. Решение этих проблем будет способствовать обмен опытом, а также взаимная рецепция правовых институтов (например, КНР из России модели ГК и института уполномоченного по правам предпринимателей, а Россией из КНР механизмов и способов поддержки МСП и инвесторов, прежде всего иностранных).
Подводя итоги, можно сказать, что на сегодняшний день БРИКС является перспективным и динамично-развивающимся интеграционным проектом, но на данном этапе развития реализация всего потенциала объединения БРИКС невозможна в силу небольшого срока существования и наличия различных проблем как внутри БРИКС, так и вызванных внешними факторами.

Нормативно-правовые акты и иные официальные документы.
Международные нормативно-правовые акты и иные официальные документы.
1. Декларация о создании Делового совета БРИКС (Дурбан, 27.03.2013); http://www.brics.utoronto.ca/compliance/2013-durban-compliance.pdf
2. Форталезская Декларация Форум профсоюзов стран БРИКС (Форталеза, 15.07.2014); http://base.garant.ru/70704278/#ixzz47iL9c8s4
Нормативно-правовые акты и иные документы Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // “Собрание законодательства РФ”, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
Гражданский кодекс Российской Федерации : часть первая : федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // КонсультантПлюс [электрон. ресурс] : информ. правовая поисковая система. – Режим доступа : [http://www.consultant.ru 01.05.2018].
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000, N 32, ст. 3340.
Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1996, N 25, ст. 2954
Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СПС «Консультант Плюс».
Закон СССР от 26.05.1988 г. № 8998-XI «О кооперации в СССР» // СПС «Консультант Плюс».

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Секьюритизация инфраструктурных проектов
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Отдельные вопросы признания иностранного судебного решения
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фальсификация доказательств по уголовному делу
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Раздел имущества супругов
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет