Системный подход к реализации проектов развития городской среды: механизм участия граждан

Сморыгина, Тамара Сергеевна Школа инженерного предпринимательства (ШИП)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В работе сделано заключение о необходимости применения системного подхода к рассмотрению проектов развития городской среды, как инновационной составляющей, обеспечивающей качество и результативность его реализации. Предложен механизм участия граждан в Государственной программе “Формирование комфортной городской среды в Томской области на 2018-2022 годы”, целью которого является вовлечение в ее реализацию максимально широкого круга граждан, что обуславливает повышение уровня качества исполнения данной программы и уровень удовлетворенности граждан.

Реферат ………………………………………………………………………………………………………………… 7
Нормативные ссылки ……………………………………………………………………………………………. 8
Определения …………………………………………………………………………………………………………. 9
Введение …………………………………………………………………………………………………………….. 10
1 Системный подход как основа устойчивого развития городской среды………….. 14
1.1 Особенности системного подхода ……………………………………………………………… 14
1.2 Система управления для устойчивого развития города ………………………………. 15
1.3 Участие граждан в реализации городских проектов……………………………………. 28
1.3.1 Проекты развития городской среды………………………………………………………… 28
1.3.2 Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» …… 30
1.3.3 Потребность в гражданском участии ………………………………………………………. 33
2 Реализация проектов развития городской среды ……………………………………………. 38
2.1 Анализ отечественной и зарубежной практики…………………………………………… 38
2.2 Формирование комфортной городской среды в Томской области ………………. 48
2.3 Исследование инструментов участия граждан ……………………………………………. 58
2.3.1 Инструменты участия граждан в рейтинговом голосовании ……………………. 58
2.3.2 Инструменты участия граждан в городских проектах ……………………………… 62
3 Разработка механизма участия граждан ………………………………………………………… 64
3.1 Модель реализации проектов развития городской среды ……………………………. 64
3.2 Реализация Государственной программы с учетом механизма ……………………. 67
3.2.1 Схема реализации проекта развития общественного пространства ………….. 67
3.2.2 Процесс информирования ………………………………………………………………………. 72
3.2.3 Образовательный процесс ………………………………………………………………………. 78
3.2.4 Инструменты участия …………………………………………………………………………….. 79
3.2.5 Система мотивации………………………………………………………………………………… 83
3.2.6 Завершение проекта развития общественного пространства ……………………. 84
4 Социальная ответственность…………………………………………………………………………. 86
Заключение…………………………………………………………………………………………………………. 95
Список публикаций …………………………………………………………………………………………….. 97
Список использованных источников литературы …………………………………………………. 98
Приложение А. Раздел ВКР, выполненный на английском языке ……………………….. 103
Приложение Б. Риски и меры по их предотвращению при реализации
Государственной программы …………………………………………………………………………….. 114
Приложение В. Формы анкет для оценки удовлетворенности граждан
использованием инструментов участия в рейтинговом голосовании …………………… 118
Приложение Г. Форма анкеты оценки готовности пользователей к участию в
проектах «Живой лаборатории» и склонности к инновациям ……………………………… 120
Приложение Д. Схема основных этапов процесса реализации проекта развития
общественного пространства c учетом применения механизма участия граждан … 121
Приложение Е. Матрица рекомендуемых инструментов участия граждан
на разных этапах реализации Государственной программы ……………………………….. 123
Реферат
Выпускная квалификационная работа содержит 102 страницы, 14 рисунков,
10 таблиц, 101 источник, 6 приложений.
Ключевые слова: системный подход, формирование комфортной городской
среды, городские проекты, вовлечение граждан, механизм участия граждан.
Объектом исследования является системный подход к реализации проектов
развития городской среды.
Предметом исследования является участие граждан в реализации проектов
на примере Государственной программы «Формирование комфортной городской
среды в Томской области на 2018-2022 годы».
Целью работы является разработка механизма участия граждан в реализации
Государственной программы «Формирование комфортной городской среды в
Томской области на 2018-2022 годы».
Актуальность работы обусловлена необходимостью повышения качества
исполнения Государственной программы «Формирование комфортной городской
среды в Томской области на 2018-2022 годы» посредством активного гражданского
участия.
В процессе исследования проводились анализ документов и вторичных
данных, наблюдение, классификация, экспертное интервью, анкетирование,
системный анализ, функциональное моделирование.
В результате исследования разработаны рекомендации по реализации
Государственной программы и механизм участия в ней граждан.
Теоретическая значимость работы состоит в пополнении базы рекомендаций
по включению граждан в совместное принятие решений по развитию городской
среды. Научная новизна состоит в применении системного анализа к процессу
реализации проектов развития городской среды, классификации ролей и
инструментов участия граждан, разработке матрицы рекомендуемых инструментов
участия граждан в зависимости от этапа реализации Государственной программы.
Практической значимостью работы является разработка механизма участия
граждан в реализации проектов развития городской среды, оформление
результатов исследования, как проекта методических рекомендаций по
общественному участию в проектах развития городской среды Томской области.
Нормативные ссылки

ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные
положения
ГОСТ Р ИСО 9241-210-2011 Эргономика взаимодействия человек-
система. Часть 210. Человеко-ориентированное проектирование
интерактивных систем
ГОСТ Р ИСО 21500-2014 Руководство по проектному менеджменту
ГОСТ Р ИСО 37101-2018 Устойчивое развитие в сообществах. Система
менеджмента. Общие принципы и требования
ГОСТ Р ИСО 37120-2015 Устойчивое развитие в сообществах.
Показатели городских услуг и качества жизни
ISO 21500:2012 Guidance on project management
ISO 37100:2016 Sustainable cities and communities – Vocabulary
ISO 37101:2016 Sustainable development in communities – Management
system for sustainable development – Requirements with guidance for use
ISO 37106:2018 Sustainable cities and communities – Guidance on
establishing smart city operating models for sustainable communities
ISO 37120:2018 Sustainable cities and communities – Indicators for city
services and quality of life
ISO/TR 37121:2017 Sustainable development in communities – Inventory
of existing guidelines and approaches on sustainable development and resilience in
cities
Определения

В данной работе применены следующие термины с соответствующими
определениями:
Муниципальное образование (город): городское сообщество,
находящееся в определенных административных границах
(ГОСТ Р ИСО 37101).
Проект: уникальная совокупность процессов, состоящая из
контролируемых и управляемых видов деятельностей с установленными
сроками начала и завершения, предназначенная для достижения
определенных целей (ISO 21500).
Процесс: совокупность взаимосвязанных или интерактивных
мероприятий, преобразующих исходные данные в результаты
(ГОСТ Р ИСО 37101).
Процессный подход: подход к управлению деятельностью, при котором
вся деятельность осознается и управляется как взаимосвязанные процессы,
функционирующие как согласованная система, а последовательные и
прогнозируемые результаты достигаются более эффективно и результативно
(ГОСТ Р ИСО 9000).

Сообщество: группа людей с распределенными обязанностями,
организацией деятельности и выстроенными взаимоотношениями.
(ГОСТ Р ИСО 37101).
Устойчивое развитие: развитие, отвечающее текущим потребностям и не
ущемляющее возможностей будущих поколений с точки зрения
удовлетворения собственных потребностей (ГОСТ Р ИСО 37101).

Сегодня города являются средой обитания для большей части населения
планеты. К примеру, в России доля городских жителей составляет 74 процента.
Тенденции урбанизации, глобализации и конкуренции между городами за
привлечение талантливых специалистов, интеллектуальный капитал продолжают
сохраняться, что обуславливает переход отношений человека с городом на новый
уровень. Эксперты в области архитектуры, градостроительства, урбанистики уже
осознали значимость построения не только умных (Smart Cities), но и живых
(Livable Cities), человеко-ориентированных (Human Cities) городов.
Подход к формированию городов с точки зрения поведения, положения
человека в городском пространстве предполагает, что достижения современной
науки и техники используются для улучшения качества жизни людей в городах,
решения социальных, экономических, экологических проблем с привлечением
граждан. В концепции Human Smart Cities значимым фактором является активное
участие самих жителей в реализации городских проектов, и, в частности, создании
благоприятной и устойчивой городской среды, посредством взаимодействия
населения с представителями власти, бизнеса, другими заинтересованными
сторонами, вовлечения граждан в соучаствующее проектирование, социальную
инклюзию, коллобарцию, народные инициативы на основе открытых, прозрачных
и доверительных отношений при поддержке органов управления [93].
Исследование, проводимое в рамках выпускной квалификационной работы,
базируется на анализе включенности граждан в реализацию городских проектов на
примере выполнения Государственной программы «Формирование комфортной
городской среды в Томской области на 2018-2022 годы» [1].
Актуальность выбранной темы магистерской диссертации обусловлена
необходимостью повышения качества исполнения Государственной программы
«Формирование комфортной городской среды в Томской области на 2018-2022
годы», а также других проектов региона по развитию городской среды посредством
вовлечения максимально широкого круга граждан в совместную реализацию
данных проектов.
В работе системный подход рассматривается как основа реализации
проектов развития городской среды. Принципы и особенности системного подхода
широко представлены в трудах зарубежных исследователей Л. фон Берталанфи
[86], Л. Дж. Хендерсона [83], У. Г. Скотта, Д. Каца, Р. Л. Кана [30], В. Бакли и
Дж. Д. Томпсона, и отечественных авторов – А.А. Богданова [15],
В.И. Вернадского [16], А.А. Малиновского [35], В.Н. Садовского [60].
Стоит отметить положительную динамику в исследовании вопросов
общественного участия в приятии решений городского уровня и привлечения в
работу над городскими проектами за последние 3 года. На территории РФ помимо
имеющихся нормативных регламентов разработаны методические пособия,
предлагающие рекомендации по вовлечению горожан к реализации проектов,
совместному проектированию пространств городской среды. Основы для
рекомендаций заложены исследователями и практиками КБ «Стрелка» [29],
архитектурно-проектного бюро «Проектная группа 8» [10].
Среди зарубежных авторов, исследующих тему общественного участия в
городских проектах стоит выделить Г. Саноффа [61], Тайлер Д. Ноултона [68],
Ш. Айтенову [12].
Проекты и программы, реализуемые на городском уровне, только тогда
будут успешно внедрены и работоспособны, когда будут удовлетворять
требованиям и интересам их главных пользователей – горожанам. При этом
горожанам необходимо предоставить возможность не только быть потребителями
результатов городских проектов, но и стать участниками реализации данных
проектов, принимающими решения и системно влияющими на развитие города.
Имеющаяся накопленная рекомендательная база, описывающая механизмы
вовлечения горожан в совместное проектирование, и недостаточность аналитики
по практическому использованию предлагаемых механизмов, применение
небольшого по разнообразию набора инструментов участия в исследуемом регионе
свидетельствует о наличии противоречия и устанавливает проблематику работы:
бессистемность общественного участия, отсутствие формализованного механизма
участия граждан при реализации Государственной программы «Формирование
комфортной городской среды в Томской области на 2018-2022 годы».
Объектом исследования является системный подход к реализации проектов
развития городской среды.
Предметом исследования является участие граждан в реализации проектов
на примере Государственной программы «Формирование комфортной городской
среды в Томской области на 2018-2022 годы».
Целью работы является разработка механизма участия граждан в реализации
Государственной программы «Формирование комфортной городской среды в
Томской области на 2018-2022 годы» (далее Государственная программа).
Для достижения поставленной цели определены и решены следующие
задачи:
1. установить взаимосвязь между применением системного подхода к
реализации проектов развития городской среды и устойчивым развитием городов;
2. установить потребность в общественном участии при реализации
городских проектов, в т.ч. проектов развития городской среды;
3. изучить примеры реализации городских проектов при участии
граждан в зарубежной практике, на территории РФ и Томской области;
4. изучить регламентирующую документацию, проанализировать опыт
Томской области по вовлечению граждан в процесс реализации Государственной
программы;
5. дать рекомендации по повышению уровня вовлеченности граждан в
реализацию проектов развития городской среды;
6. разработать механизм участия граждан в реализации Государственной
программы (далее Механизм).
В качестве методов исследования выбраны следующие: анализ документов и
вторичных данных, наблюдение, классификация, экспертное интервью,
анкетирование, системный анализ, функциональное моделирование.
Теоретическое значение – расширение методологий совместного
проектирования. Научная новизна работы заключается в следующих положениях,
выносимых на защиту: применен системный анализ и метод функционального
моделирования к процессу реализации проектов развития городской среды;
Механизм рассмотрен как элемент более общей системы и как самостоятельная
система; произведены классификация ролей и инструментов участия граждан;
разработана матрица рекомендуемых инструментов участия граждан в зависимости
от этапа реализации Государственной программы, обобщены и сформулированы
потребности граждан в отношении развития городской среды умных человеко-
ориентированных городов. Также для Томской области предложен порядок работы
по развитию общественного пространства с организацией рабочей группы проекта
и активным участием в ее составе граждан, установлена потребность в
мониторинге удовлетворённости граждан не только количественными
показателями, но и качественным анализом
Практически значимыми результатами исследования являются
предложенные рекомендации по общественному участию при реализации проектов
развития городской среды, а также разработанный Механизм. Рекомендации и
Механизм, оформленные в виде проекта методических рекомендаций по участию
граждан в реализации Государственной программы, прошли стадию экспертной
оценки специалистами Департамента архитектуры и
строительства Томской области. В последующем проект методических
рекомендаций будет передан на рассмотрение специалистам Центра компетенций
по вопросу городской среды и реализации проекта «Умный город» [6] для анализа,
внесения, при необходимости, корректировок и внедрения в работу.
Также практической значимостью работы является оформление результатов
исследования, как части проекта «Европейские практики совместного создания
человеко-ориентированных умных городов. Co-creation of EU Human Smart Cities
(CoHuSC)», реализуемого НИ ТПУ при поддержке Европейского Союза Erasmus+
Jean Monnet [26].
В перспективе исследование также внесет вклад в решение актуальной
социальной задачи в муниципальных образованиях Томской области:
использование Механизма предоставляет возможность гражданам стать более
активными, осознанными, социально ответственными за внедряемые
преобразования в городе и принимаемые решения.

Системный подход к организации общественного участия – ключевой
аспект в повышении качества реализуемых проектов, когда на каждом этапе
исполнения проекта граждане получают полезные и удобные инструменты
участия, открытые и настроенные канала коммуникации со всеми
участниками проекта. Решения, приятые совместно, естественным образом
вписываются в жизнь горожан, способствует снижению уровня
конфликтогенности. При таком подходе граждане реализуют базовую
потребность человека быть услышанным, влиять на происходящее,
испытывать сопричастность, ощущать себя частью целого, за счет чего
повышается согласованность и доверие между властью и обществом,
развивается социальный капитал, субъективное восприятие благополучия и
качества жизни, а проектируемые объекты благоустройства становятся по-
настоящему востребованы.
В ходе проведенного исследования установлено, что город необходимо
рассматривать как целостную систему, для того, чтобы отслеживать
динамику его развития, оценивать вызовы современности и своевременно
реагировать на них, обеспечивая удовлетворение текущих потребностей
жителей, и проявляя заботу о будущих поколения.
Потребность в общественном участии при реализации городских
проектов развития городской среды была выявлена и подтверждена, как со
стороны местных органов управления, так и стороны граждан.
Проанализирован западный и отечественный опыт вовлечения жителей
в проекты развития городской среды.
На примере реализации Государственной программы проведена оценка
степени вовлеченности жителей региона в процесс принятия решений и
совместное проектирование. Были выявлены положительные стороны и
определенные недостатки процесса общественного участия в Томской
области. Выявлен потенциал региона по выстраиванию новой системы
взаимодействия с гражданами и привлечения жителей к участию в
реализации Государственной программы.
По итогам исследования приведены рекомендации, направленные на
повышение уровня вовлеченности граждан в реализацию проектов развития
городской среды.
Разработан механизм участия граждан в реализации Государственной
программы, приведены классификации ролей и инструментов участия
граждан, сформирована матрица инструментов участия, рекомендуемых для
применения в работе с разными группами населения на каждом этапе
реализации программы. Посредством функционального моделирования
процесс реализации проекта развития общественного пространства был
декомпозирован и представлен в виде схемы этапов его реализации.
Результаты теоретических и аналитических исследований оформлены
в виде проекта методических рекомендаций по участию граждан в
реализации Государственной программы. Проект методических
рекомендаций будет рассмотрен специалистами Центра компетенций по
вопросу городской среды и реализации проекта «Умный город» и, в
перспективе, применен в работу на территории Томской области. В
последующем необходимо также создать базу рекомендаций по применению
каждого отдельного инструмента участия, обозначив особенности их
использования.
Посредством внедрения открытых и доступных механизмов и
инструментов участия граждан в реализации городских проектов, в том
числе инициированных снизу, направленных на распространение практик со-
проектирования, социального дизайна, закладывается фундамент для
формирования гармоничных, современных, многофункциональных,
городских пространств, способствующих всестороннему и гармоничному
развитию личности, учитывающих потребности и интересы жителей,
повышающих качество жизни и содействующих устойчивости городов.
Список публикаций

Сморыгина Т.С., Гончарова Н.А. Город в масштабе детства. Научно-
технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего:
сборник материалов XI Международной научно-практической конференции
(16 мая 2019 г.), Том II – Кемерово: ЗапСибНЦ, 2019 – 195 с.
ISВN 978-5-6040063-9-9

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Инновационные технологии в корпоративном обучении
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Разработка модели коммерциализации продукта на основе сетевого взаимодействия
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Научно-методологические основы создания языковой среды в вузе
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Экопроектирование как инновационная форма устойчивого развития сельско-городских окраин
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Проект франшизы профориентационного центра для школьников
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Стратегия коммерциализации вывода на рынок устройства носимой электроники
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)