Словообразовательные гнёзда с корнями «-муж-» и «-жен-» в современном русском языке: функционально-семантический аспект

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Вэнь Цзин
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Словообразование является важным разделом лингвистики. Благодаря словообразованию язык постоянно пополняется новыми словами с различной структурой и семантикой, которые служат для удовлетворения потребностей общения. Знание правил словообразования, умение членить слово на составные компоненты, определять роль и значение частей слова важно для иностранцев. С точки зрения способов словообразования, слова с корнями -муж- и -жен- разнообразны и часто употребляются в современном русском языке. Слова мужчина и женщина обладают огромным лингвокультурологическим потенциалом.

Введение ……………………………………………………………………………………………………….. 4

Глава I. Теоретические основы описания слов с общим корнем ……………………. 11

1.1. Словообразование как раздел языкознания …………………………………………….. 11

1.2. Основные понятия словообразования …………………………………………………….. 18

1.2.1. Состав слова ………………………………………………………………………………………. 18

1.2.2. Словообразовательное гнездо как проявление системности в лексике ….. 23

1.3. Способы словообразования……………………………………………………………………. 26

1.4. Лексемы мужчина и женщина как объекты лингвокультурологического

исследования ……………………………………………………………………………………………….. 30

Выводы ……………………………………………………………………………………………………….. 38

Глава II. Функционально-семантические особенности лексем с корнями -муж- и

-жен- в современном русском языке …………………………………………………………….. 41

2.1. Общая характеристика исследуемого материала и методология его

исследования ……………………………………………………………………………………………….. 41

2.2. Функционально-семантический анализ имён существительных с корнем –

жен- ……………………………………………………………………………………………………………. 46

2.3. Функционально-семантический анализ имён существительных с корнем

-муж- ………………………………………………………………………………………………………….. 63

2.4. Лингвокультурные особенности имён существительных лексем с корнями

-муж- и -жен- ……………………………………………………………………………………………… 84
2.4.1. Лингвокультурные особенности имён существительных лексем с корнем

-жен- …………………………………………………………………………………………………………… 84

2.4.2. Лингвокультурные особенности имён существительных лексем с корнем

-муж- ………………………………………………………………………………………………………….. 94

Выводы ……………………………………………………………………………………………………… 102

Заключение………………………………………………………………………………………………… 107

Список использованной литературы …………………………………………………………….111

Список словарей ………………………………………………………………………………………… 115

Список интернет-источников ……………………………………………………………………… 117

Список принятых сокращений ……………………………………………………………………. 119

Приложение 1 ……………………………………………………………………………………………. 120

Приложение 2 ……………………………………………………………………………………………. 124

Одним одни из главных источников пополнения словарного состава любого языка является словообразование. С прогрессом социальной производительности и развитием человеческого мышления новые вещи и новые концепции появляются бесконечно. Должны появляться слова, называющие новые явления в жизни, и исчезать старые наименования, поэтому лексический состав русского языка постоянно обновляется и изменяется. «В последние десятилетия в русском языке наблюдаются стремительные изменения, наиболее ярко проявляющиеся на уровне лексики и словообразования» (Кузнецов 2010: 92).
Слова в русском языке разнообразны по своей структуре. Они могут состоять только из корневой части, которая равняется одному лишь звуку. Таковы предлоги к, с, о, у, в, союзы и, а, междометия о!, э!, и!, а! Большое количества слов, кроме корня, включает в свою структуру различные флексии – окончание, окончание и суффикс или приставку. Например, жен-их, муж-енёк, муж-нин; жен-ат-ый, жен-и-ть, муж-н-ий; за-муж-ем и т.п. (Тихонов 2017: 3). Иногда корни так «обрастают» приставками и суффиксами, что их подчас трудно увидеть. Чтобы правильно понять смысл и употреблять слова в речи, надо уметь разбираться, из каких частей они состоят.
Знание правил словообразования, умение членить слово на составные
компоненты, определять роль и значение частей слова важно для иностранцев.
По этой причине словообразование является одним из разделов курса русского
4
языка как иностранного. Существуют специальные пособия по словообразованию, например: Земская Е. А. «Современный русский язык»; Бутокова Л.О. «Морфемика и словообразование современного русского языка».
Надо особо отметить сложность изучения этого раздела для китайских студентов. В отличие от русского языка, в китайском языке нет алфавита. В отличие от большинства письменностей, китайское письмо состоит не из букв. Фундаментальной основной китайского языка является иероглиф. Каждый иероглиф обозначает отдельный слог и отдельную морфему. Иероглиф имеет не только фонетическое звучание, но и значение – передаёт определённое понятие. Один иероглиф китайского языка – это один слог (Синяговская 2017:12). Самым сложным является изучение и понимание основных способов образования слов в русском языке.
Таким образом, словообразование является не только эволюционным, но и функциональным аспектом.
Почти тысячелетие отделяет современное состояние русского языка от его предка – древнерусского языка. Именно в тот период появились два слова важных для языкового сознания русского человека: муж и жена. Эти слова для древних русичей означали не только людей разного пола, но и связывались с жизнью, естеством, надеждой (женщина), силой, способностью обеспечить всем необходимым для продолжения рода (мужчина).
С непрерывным развитием общества гнезда с корнями -муж- и -жен- постоянно обогащались. С нашей точки зрения, это очень важные слова также
5

для современного русского языка. Словообразовательное гнездо с корнем -жен- насчитывает 17 единиц (жених, женатый, женить, женский и др.), в гнезде с корнем -муж- 23 единицы (мужний, замуж, безмужний, возмужать, мужество и др.) (Тихонов 2017: 193, 304). Согласно данным последнего (новейшего) словаря А.Н. Тихонова, этих слов намного больше: 53 слов с корнем -жен- и 38 с корнем -муж- (Тихонов 2002: 46-581).
Слова с корнями -муж- и -жен- часто употребляются в современном русском языке. Слово муж появляется в 6 082 документах, а слово жена в 8800 документах. Общая частота употреблений слова муж в Национальном корпусе русского языка составляет 15825 раз, а слово жена – 5376 раз (при максимальной частоте 6829968 и минимальной частоте 3) (НКРЯ: http://www.ruscorpora.ru/new/).
Данные лексемы обладают большим лингвокультурным потенциалом, т.к.
«значения мужской и женский составляют фундаментальную оппозиционную пару в теории и практике человеческого общения, а проблемы определения и распределения гендерных ролей, значимые противопоставления в пределах одного пола и между полами, формулировка и обоснование гендерных принципов взаимодействия людей имеют огромное значение для организации общества и человеческой коммуникации» (Крейдлин 2005: 10).
Несмотря на это, по нашим данным, на сегодняшний день отсутствуют работы, в которых рассматриваются словообразовательные и функционально- семантические особенности слов с корнями -жен- и -муж- в современном русском языке.
6

Сказанное обусловливает актуальность настоящего исследования.
Объектом исследования являются словообразовательные гнезда с корнями -муж- и -жен-.
Предметом исследования служат функционально-семантические особенности лексических единиц с корнями -муж- и -жен-.
Целью исследования является выявление функционально-семантических особенностей лексем – членов словообразовательных гнёзд с корнями -муж- и – жен- в современном русском языке.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Описать теоретические основы исследования слов с общим корнем.
2. Отобрать материал исследования из словообразовательных словарей
и Национального Корпуса Русского Языка.
3. Классифицировать и описать отобранный материал с учётом словообразовательных особенностей данных единиц.
4. Проанализировать одну из подгрупп с точки зрения функционально- семантических особенностей входящих в неё единиц.
5. Выявить и описать лингвокультурный потенциал имён существительных с корнями -жен- и -муж-.
Материалом исследования являются: «Словообразовательный словарь русского языка» и «Морфемно-орфографический словарь» А.Н. Тихонова, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, «Толковый
7

словарь живого великорусского языка» В.И. Даля,«Новый толково- словообразовательный словарь русского языка» Т.Ф. Ефремовой, «Словарь русского языка» А.П. Евгеньевой, «Частотный словарь русского языка» Л.Н. Засориной, «Словарь русской ментальности» В.В. Колесова, Д.В. Колесовой, А.А. Харитонова, а также примеры употребления лексем, извлечённые приёмом направленной выборки материала из текстов Национального Корпуса Русского Языка.
Новизна исследования определяется тем, что впервые (по нашим данным) дано полное структурное и функционально-семантическое описание словообразовательных гнёзд с корнями -муж- и -жен- в современном русском языке, рассмотрены смысловые отношения между производными и производящими словами.
Основные методы исследования, использованные в работе, включают в себя: метод теоретического описания, метод направленной выборки, метод наблюдения, метод компонентного анализа, метод семантического анализа, метод контекстуального анализа, метод словообразовательного анализа, приёмы частотно-статистического анализа, приёмы лингвокультурологического и статистического анализа.
Гипотеза. Члены словообразовательных гнёзд с корнями -муж- и -жен- обладают разнообразными функциональными, семантическими и лингвокультурными особенностями, которые могут быть выявлены и описаны в результате применения указанных выше методов исследования.
8

Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы в лекционных курсах по лексикологии и лингвокультурологии, на семинарах и спецкурсах по словообразованию, а также в практике преподавания русского языка как иностранного на занятиях по грамматике, лексике и разговору.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Словообразовательные гнёзда с корнями «-муж-» и «-жен-» в современном русском языке: функционально-семантический аспект»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Способы достижения эквивалентности при переводе конвенций ООН
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет