Социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы
Аннотация
на выпускную квалификационную работу
Тема выпускной квалификационной работы: «Социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы». Объектом выпускной квалификационной работы является социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Цель – изучение проблем и условий социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы в Российской Федерации. В тексте работы раскрываются понятия – социальная адаптация, ресоциализация, неосоциализация, исправление лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Описывается построение административного надзора в Российской Федерации, недостатки законодательства. Поднимаются основные проблемы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Выясняется какими методами и мероприятиями другие страны борются с рецидивной преступностью. Ставится вопрос о необходимости создания службы пробации и создании федерального закона о социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Проблема рецидивной преступности остро стоит на обсуждении дня, данные правовой статистики ужасают, за 2018 год выявлено 931 107 лиц, совершивших преступление, из них ранее совершали преступления 525 475 лиц. Правовая статистика Генеральной прокуратуры показывает не эффективность существующей системы профилактики преступлений, а соответственно и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Выпускная квалификационная работа изложена на 92 страницах, для написания использовано 73 источника, состоит из введения, 6 глав, заключения и 3 приложений с рисунками и графиками.
Исполнение уголовного наказания – это процесс возвращения социально деформированной личности к социально адаптированной жизнедеятельности, таким образом строится политика уголовно-исполненной системы, направленная исключительно на гуманные методы социальной адаптации лица. В этой связи актуальным считается вопрос социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, так как данным лицам, не меньше, чем отбывающим наказание лицам, необходимо социальная помощь.
Рецидивная преступность входит в виды опасных преступлений. Повышенная общественная опасность выражается в следующем: совершение вновь и вновь преступлений свидетельствует о том, что лицо каждый раз после предпринятых государством уголовно-правовых мер желает возродить преступную деятельность. Рецидивисты с каждым новым совершенным преступлением становятся профессионалами криминального мира, совершение преступлений становится профессиональной деятельностью. В основном рецидивисты совершают тяжкие и особо тяжкие преступления, тем самым ухудшая криминогенную ситуации в стране. Профессиональные преступники умело оказывают влияние на психологически неустойчивых лиц, большинство из которых несовершеннолетние.
Анализ криминогенной ситуации в России свидетельствует о том, что доля рецидивной преступности в общей структуре зарегистрированной преступности не является стабильным показателем. Из статистических данный видно, что каждое второе расследованное преступление совершено лицом, которое ранее уже отбывало наказание в исправительном учреждении (Приложение А). Лицо, имеющее опыт в криминальной среде более опытен, чем лицо, впервые совершающее преступление, поэтому раскрываемость преступлений с криминальным элементом значительно ниже. Ежегодно из мест лишения свободы освобождается примерно 300 тысяч лиц, половина из которых в ближайшие два года совершат преступление вновь. Приведенные показатели указывают на несовершенство системы постпенитенциарной профилактики, на ее низкий уровень эффективности.
Только в 2016 году в Российской Федерации появился Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ “Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации”. Федеральный закон впервые установил основы профилактики правонарушений, как на правовом, так и на организационном уровне. До введения закона вопрос о профилактике правонарушений регулировался фрагментарно. Организационная деятельность муниципальных органов в профилактической деятельности лиц, освободившихся из мест лишения свободы, имеет недочеты, нуждается в усовершенствовании.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 года предусматривает следующие меры: усовершенствование политики в области пенитенциарной системы, введение новых методов в психокоррекционную и психопрофилактическую работу, подготовка осужденных к постпенитенциарной адаптации через службу пробации. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 года концепция социально-экономического развития ставит перед собой следующие задачи: направить больше сил и внимания на социализацию бывших заключенных, приобщив к данной деятельности общественность, органы здравоохранения, местного самоуправления, службы занятости населения и реабилитационные центры.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации является ключевым элементом системы постпенитенциарной профилактики. Например, для обеспечения трудовой занятости осужденных организован производственный комплекс, в который входят 313 федеральных государственных унитарных предприятий, 505 центров трудовой адаптации осужденных, 37 лечебно-производственных и 40 учебно-производственных трудовых мастерских. Одной из основных целей Концепция ставит – сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам. Для достижения данной задачи необходимо – изменить идеологию применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе.
Объектом выпускной квалификационной работы является социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Целью – изучения проблем и условий социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Задачи ставлю перед собой такие:
• Раскрыть понятия: социальная адаптация, ресоциализация, неосоциализация, исправление лиц, освободившихся из мест лишения свободы”
• Раскрыть виды и этапы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы
• Выявить основные проблемы адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
• Выявить опыт стран, в которых улучшается ситуации с рецидивной преступностью
• Выявить недостатки административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы
• Рассмотреть вопрос о необходимость службы пробации в России
Выбранная тема актуальна по двум направлениям, с точки зрения двух аспектов:
• Помощи в социальной адаптации в отношении одной единицы для улучшения дальнейшего качества жизни в обществе после освобождения из мест лишения свободы
• Лица, не прошедшие социальную адаптацию, оказывают значительное влияние на криминальный мир, тем самым усложняя криминогенную обстановку в государстве, денежные средства из бюджета нерационально расходуются.
Нормативно-правовое акты и иные официальные документы
1.1 “Конституция Российской Федерации” (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// в “Собрании законодательства РФ”, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
1.2 Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ “Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации”//”Российская газета”, N 139, 28.06.2016.
Федеральный закон от 27.12.2009 N 377-ФЗ (ред. от 07.12.2011) “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы”// “Российская газета”, N 253, 30.12.2009.
Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ (ред. от 29.07.2017) “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”//”Российская газета”, N 75, 08.04.2011.
“Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации” от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019)// “Российская газета”, N 9, 16.01.1997.
“Уголовный кодекс Российской Федерации” от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019)// “Российская газета”, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации” от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.12.2018)// “Собрание законодательства РФ”, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
“Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 N 195-ФЗ//”Российская газета”, N 256, 31.12.2001.
Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 23.09.2015) // “Собрание законодательства РФ”, 25.10.2010, N 43, ст. 5544.
Распоряжение Правительства РФ от 23.12.2016 N 2808-р // “Собрание законодательства РФ”, 09.01.2017, N 2 (Часть II), ст. 413.
Об административном надзоре органов милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1966 г. № 5364-6 // СПС КонсультантПлюс.
Приказ Минтруда России от 24.11.2014 N 940н (ред. от 01.10.2018) “Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений” (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36314). Источник публикации официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.03.2015.
Приказ МВД России от 08.07.2011 N 818 (ред. от 23.03.2018) “О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”// “Российская газета”, N 189, 26.08.2011.
Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 г. N 597-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Байкова Алексея Алексеевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 3, 4, 5, 6, 10, 12 и 13 Федерального закона “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”, части первой статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации”//Доступ из СПС Консультант плюс.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 22 “О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре”// “Бюллетень Верховного Суда РФ”, N 8, август, 2013.
О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 314.1 УК РФ: Постановление Пленума ВС РФ от 24.05.2016 года № 21// Российская газета 2016 года от 1 июня.
Закон РТ от 24.07.2006 N 60-ЗРТ “О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите”// “СБОРНИК постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти”, N 37, 04.10.2006, ст. 04455.
Апелляционное постановление Свердловского областного суда по делу № 22-8585 // СПС КонсультантПлюс.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!