Социальная компетентность и устойчивость к социальным рискам у подростков

Исаева Светлана Михайловна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Проблема социальной компетентности подростков в данный момент актуальна. Подростки в силу своей неопытности не могут преодолеть трудную жизненную ситуацию, без появления у них различного рода девиаций. Проблема заключается в том, что не высокий уровень социальной компетентности приводит к тому, что подросток оказывается под воздействием социальных рисков, с которыми самостоятельно уже не может справиться. Очень важно вовремя это заметить специалисту, который работает с подростком. Различные меры профилактики помогут подростку выйти из–под влияния социальных рисков и вести жизнь, которая не отклоняется от социальных норм. Результаты исследования показали, что основными факторами формирования устойчивости к социальным рискам у подростков являются увлечения подростка, т.е. хобби, в котором он способен проявить себя и получить всеобщее одобрение, так же наличие близких людей. Решение внутрисемейных конфликтов, играет самую значительную роль, и способствуют успешному завершению случая. Помимо этого, решение проблем с обучением и устройство на работу. Общение с психологом, как фактор формирования устойчивости важен из-за того, что подросткам, столкнувшимся с какими-либо трудностями необходимо высказаться. Им важно, чтобы этот человек не осуждал их и сохранял в тайне всё, сказанное ими. При работе со случаем необходимо учитывать выявленные факторы устойчивости подростков к социальным рискам и проводить мероприятия, которые будут направлены на формирование социальной компетентности.

Актуальность темы исследования. Подростки всегда являются наиболее чувствительными к изменениям в культурной, социальной и других сферах жизни общества. Они проходят кризисный этап своей жизни, переосмысливают жизненные ценности, идеалы и ориентиры, представления о самом себе, делают попытки понять самого себя и свои возможности. Чаще всего, подростки не готовы к тому, что может произойти в их жизни, они не готовы нести ответственность за свои поступки и обеспечивать себя самостоятельно, а так же выполнять многие другие социально необходимые вещи. По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2017 года в России проживает около 14 миллионов подростков и молодых людей в возрасте от 10 до 19 лет. Стоит отметить, что за последние 20 лет численность подростков в Российской Федерации существенно снизилась, еще в 2002 году в России проживало более 23 миллионов подростков и молодёжи 10—19 лет. В полных семьях живет 73% подростков, то есть каждый четвертый подросток воспитывается только одним из родителей, в том числе отцом — чуть более 2%. При этом в селах меньше неполных семей, чем в городах (17% против 26%). Каждый третий подросток — единственный ребенок в семье. Брата или сестру имеют почти половина подростков (49%).
Не высокий уровень социальной компетентности подростков приводит к тому, что они оказываются под воздействием социальных рисков, с которыми самостоятельно уже не могут справиться. Социальные риски подростка связаны с трудностями в обществе, где ребенок сталкивается с разными людьми и должен поставить себя на определенную позицию. Не каждый подросток может самостоятельно справиться с таким напором чувств и эмоций, когда получает столько информации и должен постоянно ее обрабатывать. На современное поколение очень активно воздействуют средства массовой информации и интернет, который также может увлечь доверчивого подростка в рутину грязи и лжи, которая негативно повлияет на развивающуюся личность подростка.
По данным официальной статистики Санкт-Петербурга только в период с января по февраль 2018 года в Санкт-Петербурге было раскрыто 73 преступления, в совершении которых обвинили несовершеннолетних граждан, а за весь 2016 год было совершено более 600 преступлений. Это показывает необходимость проведения профилактики социальных рисков в подростковом возрасте, а так же необходимость формирования социальной компетентности подростка.
Этот процесс невероятно важен и для самого подростка, и для общества, в которое он должен самостоятельно войти сформировавшейся личностью. При возникновении трудностей в жизни подростка, изменения в поведении, ближайшее окружение, безусловно, должно сразу замечать это и предпринимать какие-то меры. Столкнуться с социальными рисками могут любые подростки, как из благополучных, так и из не благополучных семей. Конечно, для детей из благополучных семей, которые не имеют проблем в материальном плане и растут в благоприятных условиях, процесс формирования социальной компетентности чаще всего проходит гораздо легче и быстрее. Дети, которые с младенчества воспитываются в группе риска, в трудной жизненной ситуации, с доходами ниже прожиточного минимума, родители которых могут совсем забывать про их воспитание, чаще подвержены социальным рискам, ведь уже с малого возраста им приходится встречаться со взрослыми проблемами. В некоторых случаях только социальные службы могут помочь подростку преодолеть все трудности, ведь там применяют все возможные методы работы для профилактики, решения трудностей и помощи подросткам.
Цель: выявить проблемы в процессе формирования социальной компетентности у подростков, а так же определить факторы устойчивости к социальным рискам в подростковой среде.
Задачи:
изучить понятие компетентности и провести теоретический анализ проблемы формирования социальной компетентности подростков;
рассмотреть понятие социальных рисков;
выявить особенности формирования устойчивости к социальным рискам в подростковом возрасте;
проанализировать результаты исследования;
предложить рекомендации по усовершенствованию профилактики социальных рисков в подростковой среде и формированию социальной компетентности.
Объект: устойчивость подростков к социальным рискам
Предмет: Технологии социальной работы по формированию устойчивости подростков к социальным рискам.
Научная разработанность:
Термин «компетентность» в постоянный оборот в науке ввёл Н. Хомский в 1965 году, предложив его применительно к теориям, связанным с обучением языкам, грамматик и коммуникациям.
В современных социальных и педагогических науках рассматривают разные аспекты формирования социальной компетентности (Е. В. Коблянская, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, Келасьев В. Н., Первова И. Л. и др.).
Л. А.Баранова отмечает, что термин «социальная компетентность», кроме межличностного отношения, распространяется и на другие области деятельности социально – активного человека, такие как: экономические, правовые, политические, профессиональные, экологические и другие вопросы.
Общие вопросы теории и методологии изучения риска разрабатывали преимущественно немецкие и английские ученые, в трудах которых нашли отражение представления о сущности риска как явления, затрагивающего различные сферы человеческой жизнедеятельности, а также изложены гипотезы об эволюции риска в процессе социогенеза. Прежде всего, это такие авторы, как У. Бек, Э. Гидденс, Н. Луман, Ю. Хабермас и другие. В отечественной социологии изучением данных вопросов занимаются И.А. Афанасьев, С.Р. Ахмеров, В.И. Зубков, Ю.А. Зубок, B.C. Ибрагимова, С.А. Красиков, A.B. Мозговая, В. Б. Моторин, С.И. Яковлева, О.Н. Яницкий и другие.
Вторую группу составляют труды, затрагивающие вопросы исследования отдельных видов риска, а также различных аспектов проявления социального риска в общественной реальности. К их числу относятся работы М. Вебера, В.И. Добренькова, Э. Дюркгейма, Ч. Ламброзо, Платона, В.В. Радаева, К. Роджерса, М.Н. Руткевича, Г.Н. Соколовой, Ж.Т. Тощенко, Ф.Р. Филиппова, М. Фуко, О.И. Шкаратана и ряда других ученых.
Проблемам принятия решений в условиях неопределенности и риска посвящены работы таких авторов, как Волков В.В., Керне К., Ларичев О.И., Лесков Л.В., Марков В.Н., Пригожин И., Саати Т., Томпсон Дж., Хакен Г., Шлыкова E.B. и других. В их трудах анализируются механизмы принятия решений в повседневных и кризисных ситуациях, рассматриваются индивидуальные и групповые поведенческие стратегии в условиях риска.
Вопросы профилактики и преодоления риска рассматриваются такими авторами, как А.П. Альгин, А.И. Бедрицкий, П. Бернстайн, Е.М. Бухвальд, A.B. Виленский, О.И. Ларичев, Б.Н. Порфирьев, Н.В. Хохлов, С.И. Яковлева и другими. Также к этой группе источников можно отнести законы, указы, постановления, программы федерального и регионального уровня, ориентированные на преодоление тех или иных социальных рисков и их профилактику
Гипотеза: показателями успешности социальной помощи и устойчивости подростков, которые, воспользовались ею, находясь в сложной ситуации, будут положительные хобби подростков и отсутствие проблем в обучении.
Новизна данной магистерской работы заключается в том, что на современном этапе жизни, жизнь общества постоянно меняется, обновляется, совершенствуется, появляются новые приборы, вещи, и т. д. При этом, подростки первыми «вступают в контакт» с новыми общественными течениями, а, значит, и их внутренний мир и окружение находится в процессе обновления. Именно поэтому необходимо снова и снова обращаться к проблеме изучения социальных рисков в подростковой среде.
Методы: изучение литературы по теме исследования, кейс – стади, экспертные интервью, полустандартизированные интервью.
Эмпирическая база исследования: СПб ГБУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям Василеостровского района», СПб ГБУ «Подростково-молодежный центр «Охта».
Выборка – целевая, кейс-стади – 9 кейсов. Всего 29 интервью: 9 подростками в возрасте от 15 до 18 лет, 9 интервью со специалистами, которые работали с подростками, 11 интервью с третьими лицами, которые тоже участвовали в решении проблем респондентов (чаще всего это были интервью с одним из родителей, друзьями или другими сотрудниками центра).
Структура работы: работа состоит из введения; 2 глав, где в 1 главе рассматривается теоретическое описание проблемы, раскрываются основные понятия, представлены классификации социальных рисков в подростковом возрасте; во 2 главе описываются особенности формирования социальной компетентности подростков, представлены результаты эмпирического исследования с описанием основных результатов и рекомендации; заключения; списка использованной литературы, состоящего из 87 источников, и 3 приложения. В работе использованы 4 рисунка. Количество страниц – 182.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа

    Другие учебные работы по предмету

    Стратегии включения уязвимых групп населения в общество
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет