Социальная компетентность и устойчивость к социальным рискам у подростков

Исаева Светлана Михайловна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Проблема социальной компетентности подростков в данный момент актуальна. Подростки в силу своей неопытности не могут преодолеть трудную жизненную ситуацию, без появления у них различного рода девиаций. Проблема заключается в том, что не высокий уровень социальной компетентности приводит к тому, что подросток оказывается под воздействием социальных рисков, с которыми самостоятельно уже не может справиться. Очень важно вовремя это заметить специалисту, который работает с подростком. Различные меры профилактики помогут подростку выйти из–под влияния социальных рисков и вести жизнь, которая не отклоняется от социальных норм. Результаты исследования показали, что основными факторами формирования устойчивости к социальным рискам у подростков являются увлечения подростка, т.е. хобби, в котором он способен проявить себя и получить всеобщее одобрение, так же наличие близких людей. Решение внутрисемейных конфликтов, играет самую значительную роль, и способствуют успешному завершению случая. Помимо этого, решение проблем с обучением и устройство на работу. Общение с психологом, как фактор формирования устойчивости важен из-за того, что подросткам, столкнувшимся с какими-либо трудностями необходимо высказаться. Им важно, чтобы этот человек не осуждал их и сохранял в тайне всё, сказанное ими. При работе со случаем необходимо учитывать выявленные факторы устойчивости подростков к социальным рискам и проводить мероприятия, которые будут направлены на формирование социальной компетентности.

Актуальность темы исследования. Подростки всегда являются наиболее чувствительными к изменениям в культурной, социальной и других сферах жизни общества. Они проходят кризисный этап своей жизни, переосмысливают жизненные ценности, идеалы и ориентиры, представления о самом себе, делают попытки понять самого себя и свои возможности. Чаще всего, подростки не готовы к тому, что может произойти в их жизни, они не готовы нести ответственность за свои поступки и обеспечивать себя самостоятельно, а так же выполнять многие другие социально необходимые вещи. По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2017 года в России проживает около 14 миллионов подростков и молодых людей в возрасте от 10 до 19 лет. Стоит отметить, что за последние 20 лет численность подростков в Российской Федерации существенно снизилась, еще в 2002 году в России проживало более 23 миллионов подростков и молодёжи 10—19 лет. В полных семьях живет 73% подростков, то есть каждый четвертый подросток воспитывается только одним из родителей, в том числе отцом — чуть более 2%. При этом в селах меньше неполных семей, чем в городах (17% против 26%). Каждый третий подросток — единственный ребенок в семье. Брата или сестру имеют почти половина подростков (49%).
Не высокий уровень социальной компетентности подростков приводит к тому, что они оказываются под воздействием социальных рисков, с которыми самостоятельно уже не могут справиться. Социальные риски подростка связаны с трудностями в обществе, где ребенок сталкивается с разными людьми и должен поставить себя на определенную позицию. Не каждый подросток может самостоятельно справиться с таким напором чувств и эмоций, когда получает столько информации и должен постоянно ее обрабатывать. На современное поколение очень активно воздействуют средства массовой информации и интернет, который также может увлечь доверчивого подростка в рутину грязи и лжи, которая негативно повлияет на развивающуюся личность подростка.
По данным официальной статистики Санкт-Петербурга только в период с января по февраль 2018 года в Санкт-Петербурге было раскрыто 73 преступления, в совершении которых обвинили несовершеннолетних граждан, а за весь 2016 год было совершено более 600 преступлений. Это показывает необходимость проведения профилактики социальных рисков в подростковом возрасте, а так же необходимость формирования социальной компетентности подростка.
Этот процесс невероятно важен и для самого подростка, и для общества, в которое он должен самостоятельно войти сформировавшейся личностью. При возникновении трудностей в жизни подростка, изменения в поведении, ближайшее окружение, безусловно, должно сразу замечать это и предпринимать какие-то меры. Столкнуться с социальными рисками могут любые подростки, как из благополучных, так и из не благополучных семей. Конечно, для детей из благополучных семей, которые не имеют проблем в материальном плане и растут в благоприятных условиях, процесс формирования социальной компетентности чаще всего проходит гораздо легче и быстрее. Дети, которые с младенчества воспитываются в группе риска, в трудной жизненной ситуации, с доходами ниже прожиточного минимума, родители которых могут совсем забывать про их воспитание, чаще подвержены социальным рискам, ведь уже с малого возраста им приходится встречаться со взрослыми проблемами. В некоторых случаях только социальные службы могут помочь подростку преодолеть все трудности, ведь там применяют все возможные методы работы для профилактики, решения трудностей и помощи подросткам.
Цель: выявить проблемы в процессе формирования социальной компетентности у подростков, а так же определить факторы устойчивости к социальным рискам в подростковой среде.
Задачи:
изучить понятие компетентности и провести теоретический анализ проблемы формирования социальной компетентности подростков;
рассмотреть понятие социальных рисков;
выявить особенности формирования устойчивости к социальным рискам в подростковом возрасте;
проанализировать результаты исследования;
предложить рекомендации по усовершенствованию профилактики социальных рисков в подростковой среде и формированию социальной компетентности.
Объект: устойчивость подростков к социальным рискам
Предмет: Технологии социальной работы по формированию устойчивости подростков к социальным рискам.
Научная разработанность:
Термин «компетентность» в постоянный оборот в науке ввёл Н. Хомский в 1965 году, предложив его применительно к теориям, связанным с обучением языкам, грамматик и коммуникациям.
В современных социальных и педагогических науках рассматривают разные аспекты формирования социальной компетентности (Е. В. Коблянская, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, Келасьев В. Н., Первова И. Л. и др.).
Л. А.Баранова отмечает, что термин «социальная компетентность», кроме межличностного отношения, распространяется и на другие области деятельности социально – активного человека, такие как: экономические, правовые, политические, профессиональные, экологические и другие вопросы.
Общие вопросы теории и методологии изучения риска разрабатывали преимущественно немецкие и английские ученые, в трудах которых нашли отражение представления о сущности риска как явления, затрагивающего различные сферы человеческой жизнедеятельности, а также изложены гипотезы об эволюции риска в процессе социогенеза. Прежде всего, это такие авторы, как У. Бек, Э. Гидденс, Н. Луман, Ю. Хабермас и другие. В отечественной социологии изучением данных вопросов занимаются И.А. Афанасьев, С.Р. Ахмеров, В.И. Зубков, Ю.А. Зубок, B.C. Ибрагимова, С.А. Красиков, A.B. Мозговая, В. Б. Моторин, С.И. Яковлева, О.Н. Яницкий и другие.
Вторую группу составляют труды, затрагивающие вопросы исследования отдельных видов риска, а также различных аспектов проявления социального риска в общественной реальности. К их числу относятся работы М. Вебера, В.И. Добренькова, Э. Дюркгейма, Ч. Ламброзо, Платона, В.В. Радаева, К. Роджерса, М.Н. Руткевича, Г.Н. Соколовой, Ж.Т. Тощенко, Ф.Р. Филиппова, М. Фуко, О.И. Шкаратана и ряда других ученых.
Проблемам принятия решений в условиях неопределенности и риска посвящены работы таких авторов, как Волков В.В., Керне К., Ларичев О.И., Лесков Л.В., Марков В.Н., Пригожин И., Саати Т., Томпсон Дж., Хакен Г., Шлыкова E.B. и других. В их трудах анализируются механизмы принятия решений в повседневных и кризисных ситуациях, рассматриваются индивидуальные и групповые поведенческие стратегии в условиях риска.
Вопросы профилактики и преодоления риска рассматриваются такими авторами, как А.П. Альгин, А.И. Бедрицкий, П. Бернстайн, Е.М. Бухвальд, A.B. Виленский, О.И. Ларичев, Б.Н. Порфирьев, Н.В. Хохлов, С.И. Яковлева и другими. Также к этой группе источников можно отнести законы, указы, постановления, программы федерального и регионального уровня, ориентированные на преодоление тех или иных социальных рисков и их профилактику
Гипотеза: показателями успешности социальной помощи и устойчивости подростков, которые, воспользовались ею, находясь в сложной ситуации, будут положительные хобби подростков и отсутствие проблем в обучении.
Новизна данной магистерской работы заключается в том, что на современном этапе жизни, жизнь общества постоянно меняется, обновляется, совершенствуется, появляются новые приборы, вещи, и т. д. При этом, подростки первыми «вступают в контакт» с новыми общественными течениями, а, значит, и их внутренний мир и окружение находится в процессе обновления. Именно поэтому необходимо снова и снова обращаться к проблеме изучения социальных рисков в подростковой среде.
Методы: изучение литературы по теме исследования, кейс – стади, экспертные интервью, полустандартизированные интервью.
Эмпирическая база исследования: СПб ГБУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям Василеостровского района», СПб ГБУ «Подростково-молодежный центр «Охта».
Выборка – целевая, кейс-стади – 9 кейсов. Всего 29 интервью: 9 подростками в возрасте от 15 до 18 лет, 9 интервью со специалистами, которые работали с подростками, 11 интервью с третьими лицами, которые тоже участвовали в решении проблем респондентов (чаще всего это были интервью с одним из родителей, друзьями или другими сотрудниками центра).
Структура работы: работа состоит из введения; 2 глав, где в 1 главе рассматривается теоретическое описание проблемы, раскрываются основные понятия, представлены классификации социальных рисков в подростковом возрасте; во 2 главе описываются особенности формирования социальной компетентности подростков, представлены результаты эмпирического исследования с описанием основных результатов и рекомендации; заключения; списка использованной литературы, состоящего из 87 источников, и 3 приложения. В работе использованы 4 рисунка. Количество страниц – 182.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа

    Другие учебные работы по предмету

    Стратегии включения уязвимых групп населения в общество
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет