Социально – психологические особенности управления конфликтами на муниципальном уровне
1 Управление конфликтами на муниципальном уровне: тео-ретический аспект
1.1 Понятие конфликта в современной науке
Конфликты, равно как значительная сторона социальных взаимосвя-зей, взаимодействия и взаимоотношений людей, их поведения с давних пор привлекали к себе внимания человечества. Для того, чтобы осознать природу конфликтов, их значимость в мире, научиться управлять кон-фликтным взаимодействием, нужно понимать знать их историю возникно-вения, а так же современные подходы к определению конфликтов.
Любой из нас подсознательно подразумевает, что такое конфликт, однако дать точное определение этого явления сложно.
Как правило за конфликт люди принимают трудноразрешимое раз-ногласие. Дословно конфликт означает «столкновение». Как правило, с конфликтом ассоциируются угрозы, агрессивность, недопонимание, стремление обосновать собственную правду, обиды. Как правило, кон-фликт рассматривается как негативное и нежелательное явление, которого необходимо избегать [11]. Таким образом, полагали представители раз-ных школ управления, в том числе и приверженцы школы человеческих отношений, которые считали, что конфликт – это основание безрезульта-тивной работы компании и плохого управления [34].
За многолетний период сформировались две традиции в представле-нии проблемы конфликта. Первая традиция гласит, что важнейшие источ-ники конфликтов, констатируемые в работах Аристотеля и Платона, за-ключаются в материальном неравноправие людей и в неравноправие по-лучаемых ими почтений, то что приводит к возрастанию самолюбия и че-столюбия, а кроме того «причиной конфликтов, – пишет Аристотель, – случаются бесстыдство, страх, превосходство, презрение, излишнее воз-вышенье; с другой стороны, – интриги, пренебрежительное отношение, мелкие унижения, несходство характеров» [16]. Другая традиция исходит из того, что человек есть некоторая самость, индивид, для которого другие люди представляют собой среду его обитания, противников или партне-ров, который сам определяет свои задачи и стремится применить свои свя-зи и отношения с другими людьми в виде средств для достижения данных задач.
Конфликтологические вопросы обсуждались такими древнегрече-скими философами как: Анаксимандр (ок. 610 – 547 до н.э.), Гераклит (кон. 6 – нач. 5 вв. до н.э.), Никколо Макиавелли (1469-1527), Эразм Рот-тердамский (1469-1536), Фрэнсиса Бэкона, Томас Гоббс и др [14].
Конфликт равно как многоуровневое общественное проявление был проанализирован в труде Адама Смита (1723-1790) в работе «Исследо-вания о природе и причинах богатства народов» [46].
Георг Гегель (1770 – 1831) видел первопричину конфликта в обще-ственной поляризации между скоплением богатства и привязанностью к труду в рамках класса [46].
На рубеже Х1Х-ХХ вв. наука социология оказывает влияние на разработку теории конфликта. Эта наука позволяет перейти к теоретиче-ским построениям знания о социальных конфликтах на базе обобщения подлинных сведений, приобретенных при помощи научных методов.
Необходимо выделить, что разработка проблем конфликта осу-ществлялась различными направлениями в социологии. Не все исследова-тели призна¬вали конфликт начальной группой социологических концеп-ций, однако все без исключения подчеркивали немаловажную роль кон-фликтов в существовании общества. Родоначаль¬никами конфликтологии как особой отрасли знания западные конфликтологи считают К.Маркса и Г. Зиммеля [44].
Согласно Марксу, конфликты порождаются противоречивыми инте-ресами людей [44].
Немецкий социолог Георг Зиммель является первым, кто стал ис-пользовать в науке термин «социология конфликта» [12]. Г.Зиммель гово-рил о том, что конфликт является нормальной и исключительно важной формой общественной жизни, он содействует общественной интеграции, устанавливает характер определенных социальных образований.
В первой половине XX в. проблема конфликта преимущественно рассматривалась в рамках структурно-функциональной школы. Данные конфликты рассматривались как отрицательные процессы, ограничиваю-щие становление производства и общества. Данное явление никак не могло не отразиться на общетеоретических подходах.
Новые для того времени подходы к изучению социального конфлик-та были обоснованы американским социологом Парсонсом в работе «Структура социального действия». Рассматривая многофункциональную модель общества, Т. Парсонс оценивал конфликт как первопричину деста-билизации и дезорганизации общественной жизни. С данных позиций кон-фликт трактуется им как общественное отклонение, своего рода заболева-ние, которое нужно преодолеть [56].
В наш период взгляд на конфликт недостаточно поменялся. Необхо-димо лишь только выделить, данная проблема в настоящее время выделе-на в самостоятельную науку – конфликтологию, что является одной из наиболее самых молодых отраслей научного знания, формирующаяся на стыке многих наук, в первую очередь – психологии и социологии. Кон-фликтология экстрагировалась как сравнительно независимое направление в социологии в конце 50-х годов XX столетия. Данное событие связывается с трудами Р. Дарендорфа (Германия) «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе», а также А. Козера (США) – «Функции социальных конфликтов». В наше время период изучения кон-фликтов принадлежит к более активно формирующейся области психоло-гии [56].
На границе 50-х – 60-х годов возникают исследования, где психоло-ги свою заинтересованность обращают конкретно к данному факту. Выде-ляются основные подходы, разрабатываются термины психологической теории конфликта. Из числа течений зарубежных психологических иссле-дований конфликта в первой половине XX в. отличаются [60]:
– психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);
– теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);
– фрустрационно – агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Мил-лер);
– теория структурного баланса (Ф. Хайдер).
Более знамениты такие подходы к понятию конфликта, как:
Диалектическая концепция конфликта Ральфа Дарендорфа [29]. Со-гласно его заявлению, конфликт способен появиться в каждой организа-ции, где есть управляющие и подчиненные. С целью эффективного регу-лирования конфликта, согласно суждению Дарендорфа, значимы три об-стоятельства: принятие различных точек зрения, высочайшая организо-ванность конфликтующих сторон, наличие правил игры.
Игровая модель конфликта Анатоля Раппорта, (теория игр и матема-тический аппарат) сценарное представление конфликта. Педагогический и психологический подход игровой модели конфликта. Театрализация и карнавализация конфликта [29].
Актуальность темы исследования. В условиях общественно – фи-нансового упадка в России наблюдается заметное увеличение стрессово-сти и конфликтности в абсолютно всех областях функционирования обще-ства, в том числе в системе образования.
В современных условиях увеличивается значимость и роль эффек-тивного социально-психологического управления в различных областях человеческой деятельности. Практика показывает безрезультативность по достиже¬нию бесконфликтного состояния системы образования, по этой причине целесообразнее сосредоточить старания ученых на поиск эффек-тивных методов, механизмов управления конфликтами.
Список использованных источников
1 Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 де-каб. 2012 г. № 273 – ФЗ // Государственная дума РФ. – 2012. – Ст. 8, 9.
2 Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) : федер. закон от 27 июля 2010 г. № 193 -ФЗ // Государственная Дума РФ. – 2010. – Ст. 4 – 9, 11 – 14.
3 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонару-шении несовершеннолетних : федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120 – ФЗ // Государственная дума РФ. – 1999. – Ст. 14.
4 Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : федер. закон от 24 июля 1998 г. № 124 – ФЗ // Государственная дума РФ. – 1998. – Гл. 2.
5 О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы : указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761.
6 О создании отраслевой комиссии по регулированию социально – трудовых отношений : приказ Мин. обр. РФ от 10 февраля 2004 г. № 545.
7 Об образовании в Приморском крае : Закон Приморского края от 13 августа 2013 г. № 243 – КЗ // Собрание Приморского края. – 2013. – Ст. 3, 7.
8 Концепция долгосрочного социально – экономического развития РФ на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 17 нояб-ря 2008 г. № 1662 – р.
9 О создании Центра управления конфликтами : приказ начальника управления образованием КМР от 2 июня 2015 г. № 42/11.
10 О создании Школьных Служб Примирения и комиссий по урегу-лированию конфликтов в общеобразовательных учреждениях красноар-мейского муниципального района : приказ начальника управления обра-зованием КМР от 2 июня 2015 г. № 42/12.
11 Агеева, Л. Г. Конфликтология: краткий теоретический курс : учеб. пособие / Л. Г. Агеева. – Ульяновск : УлГТУ, 2010. – 200 с.
12 Александров, Ф. О. Социально – трудовой конфликт: смысл, зна-чение, институты урегулирования / Ф. О. Александров, И. Г. Постоленко // Конфликтология. – 2004. – № 1. – С. 17 – 19.
13 Анкудинов, И. И. Объективные и субъективные конфликты в ор-ганизациях / И. И. Анкудинов // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13609 (дата обращения: 23.12.2015).
14 Анцупов, А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллекти-ве / А. Я. Анцупов – М. : ВЛАДОС, 2004. – 207 с.
15 Апаев, М. Б. Психологические причины и способы предупрежде-ния конфликтов между учителями и школьниками : автореф. дис. …канд. псих. наук : 19.00.07 / Апаев Магомет Билялович. – Ставрополь, 2001. – 21 с.
16 Аржаков, М. В. Теория конфликта и её приложения / М. В. Аржа-ков, Н. В. Аржакова, Б. Е. Демин, В. И. Новосельцев : под ред. В. И. Но-восильцева. – Воронеж : Кварта, 2005. – 234 с.
17 Арутюнов, В. В. Управление персоналом : учеб. пособие для сту-дентов вузов / В. В. Арутюнов, И. В. Волынский. – Ростов-на-Дону : «ДГТУ», 2009. – 448 с.
18 Артюхов, М. В. Теория и практика управления развитием муни-ципальной системы образованием : автореф. дис. …док. пед. наук : 13.00.01 / Артюхов Михаил Васильевич. – Новокузнецк, 2000. – 22 с.
19 Астахова, Ю. Л. Методы управления конфликтами в педагогиче-ском коллективе школы / Ю. Л. Астахова // Концепция. – 2013. – № 3. – С. 12 – 15
20 Ахренов, А. Управление развитием школы через инновационный потенциал педагогического коллектива / А. Ахренов // Учитель. – 2014. – № 2. – С.29 – 31.
21 Базелюк, B. B. Теория и технология конфликтологической подго-товки будущего учителя / В. В. Базелюк. – М. :МГОУ, 2005. – 211 с.
22 Базелюк, В. В. Методология научного познания педагогических конфликтов будущими учителями / В. В. Базелюк. – М. : МГОУ, 2005. – 198 с.
23 Баргоякова, И. И. Регулирование социально – трудовых конфлик-тов в системе социального партнёрства : Социолого-управленческий ана-лиз :автореф. дис…. канд. соц. наук : 22.00.08 / Баргоякова Ирина Игорев-на. – М., 2004. – 23 с.
24 Белова, Л. П. Взаимодействие школы и социума как возможный механизм формирования гражданского общества / Л. П. Белова // Мате-риалы всероссийской научно-практической конференции. – Тюмень : ТГУ, 2003. – С. 113 – 117.
25 Белова, С. В. Диалог – основа профессии педагога : учеб. – метод. пособие / С. В. Белова. М. : АГПСиПРО, 2012. – 148 с.
26 Берн, Э. Игры, в которые играют люди : психология человеческих отношений. Люди, которые играют в игры : психология человеческой судьбы / Э. Берн. – М. : Лист-Нью, 1997. – 336 с.
27 Богапов, Р. Р. Психолого – акмеологические факторы руководства школой в условиях конфликта / Р. Р. Богапов // Акмеология. – 2010. – №3. – С.4-9.
28 Борисова, Л. Г. Мониторинг школьных конфликтов : причины, выводы рекомендации / Л. Г. Борисова, А. Н. Дахин // Педагогические тех-нологии. – 2005. – № 1. – С. 24 – 27.
и т.д.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!