Социальные факторы формирования образа России в представлениях японских студентов

Гуленок Полина Александровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Выпускная работа студента магистратуры факультета социологии, направления «социология политики и международных отношений», Гуленок Полины, на тему «Социальные факторы формирования образа России в представлениях японских студентов».
Актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, образ страны в настоящее время является важным элементом международных отношений. Во-вторых, особенно значимо понимание того, как образ отражается в сознании жителей Японии в настоящий момент, когда российско-японские отношения носят сложный характер. В-третьих, актуальны исследования представлений студенчества как социально активной группы, формирующей костяк будущей политической силы Японии.
Целью исследования является выявление социальных факторов, оказывающих влияние на формирование образа России в представлениях японской молодежи, а также составляющих этого образа. В ходе исследования были поставлены и решены следующие научно-исследовательские задачи: выявление историко-социологического контекста формирования образа России в Японии; выявление основных факторов формирования образа России в представлениях японских студентов; установление особенностей влияния на образ России социального содержания японской литературы (на примере ряда произведений XVIII, XIX и XX века); выяснение направлений влияния массовой культуры на формирование образа России в Японии на основе проведения контент аналитического исследования японских аниме и манга; выяснение особенностей влияния японских СМИ на формирования образа России на примере крупных новостных порталов Японии Yahoo! Japan Corporation и Асахи Симбун; проведение эмпирического исследования по выявлению элементов образов страны в представлениях респондентов, включая разработку инструментария и анализ результатов.
Для раскрытия темы магистерской диссертации осуществлены как теоретические, так и эмпирические исследования. В качестве эмпирической основы работы выступают материалы японской прессы электронных периодических изданий, ряд японских произведений элитарной и массовой культуры ― литературные произведения, а также аниме и манга, данные эмпирических исследований, проведенных автором диссертации: пилотажного, осуществленного в 2016 г. в японском университете Иватэ (префектура Иватэ, город Мориока): «Интерес японской молодежи к русской литературе», и основного, проведенного в 2018-2019 годах при написании диссертации: «Образ России в представлениях японских студентов».

Актуальность исследования факторов, влияющих на формирование представлений определенной социальной группы об образе страны, обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, образ страны в настоящее время является важным элементом международных отношений. Так, например, в Концепцию внешней политики Российской Федерации 2016 года включено несколько пунктов, указывающих на необходимость создания и продвижения элементов положительного образа нашей страны, включая «популяризацию русской культуры и исторического наследия, усиление роли России в международном гуманитарном пространстве, укрепление российских СМИ в глобальном пространстве и доведение до широких кругов мировой общественности российской точки зрения на международные процессы». Подчеркивают необходимость продвижения объективного образа России за рубежом и представители МИД России . Косвенно указывает на то, что для России важно продвижение своего образа за рубежом, и факт проведения в последние годы целого ряда перекрестных годов культуры между Россией и другими странами, в частности, в 2018 году прошел год России в Японии и год Японии в России. Кроме того, активно поднимается тема образа страны и его продвижения в прессе и научной литературе в контексте влияния крупных международных мероприятий на международный образ страны, в которой оно проводится, например, о влиянии Чемпионата мира по футболу 2018 на образ России за рубежом. Так, один из исследователей называет это мероприятие «инструментом мягкой силы» России.
Во-вторых, особенно значимо понимание того, как образ отражается в сознании жителей Японии. В настоящий момент российско-японские отношения носят сложный характер. С одной стороны ― неразрешенный территориальный спор между Россией и Японией, отсутствие мирного договора между странами создают неблагоприятный фон для формирования образа России в Японии, особенно под влиянием публикаций в СМИ, связанных с этой конфликтной темой. В мае 2019 г. переговоры между странами и активные попытки нахождения решения вопроса о заключении мирного договора активизировались, состоялся третий раунд российско-японских переговоров по проблеме мирного договора, которые ведутся в соответствии с договоренностью об ускорении диалога по данной теме, которая была достигнута в ноябре 2018 г. в Сингапуре. Поэтому именно сейчас особенно важно формирование позитивного образа России в Японии как одного из важных фактора налаживания отношений между странами. Однако точечного исследования, призванного определить особенности образа России в представлениях японцев, еще не проводилось.
В-третьих, актуальны исследования представлений студенчества как социально активной группы, в большей степени открытой для восприятия новой информации и более расположенной к переменам, как группы, формирующей костяк будущей политической силы Японии. О социальной активности японской молодежи говорит, например, деятельность японского подразделения крупной некоммерческой организации «Японская молодежная палата» (JCI). Палата является одной из базовых организаций правящей Либерально-демократической партии, и в рамках ее деятельности, в частности, функционирует «Общество дружбы России и Японии». Таким образом, исследование факторов, влияющих на представления о России японского студенчества, может стать важной частью программы продвижения положительного образа России в Японии (и других странах). На вклад молодежных обменов в развитие международных отношений Россия и Япония обращают внимание уже сейчас ― об этом говорит, например, деятельность Российско-японской комиссии по молодежным обменам, которая уже на протяжении 20 лет работает над созданием ежегодных программ русско-японских молодежных обменов.
Целью исследования является выявление социальных факторов, оказывающих влияние на формирование образа России в представлениях японской молодежи, а также составляющих этого образа.
В ходе исследования были поставлены и решены следующие научно-исследовательские задачи:
– выявление историко-социологического контекста формирования образа России в Японии;
– выявление основных факторов формирования образа России в представлениях японских студентов;
– установление особенностей влияния на образ России социального содержания японской литературы (на примере ряда произведений XVIII, XIX и XX века);
– выяснение направлений влияния массовой культуры на формирование образа России в Японии на основе проведения контент аналитического исследования японских аниме и манга, являющихся значимой частью массовой культуры Японии;
– выяснение особенностей влияния японских СМИ на формирования образа России на примере крупных новостных порталов Японии Yahoo! Japan Corporation и Асахи Симбун;
– проведение эмпирического исследования по выявлению элементов образов страны в представлениях респондентов, включая разработку инструментария и анализ результатов.
Объект исследования ― студенты высших учебных заведений Японии, являющиеся подданными этой страны.
Предмет исследования ― элементы образа России, сформированные в коллективных представления студентов вузов.
Для раскрытия темы магистерской диссертации осуществлены как теоретические, так и эмпирические исследования.
Методологической основой работы выступают концепции коллективных представлений Э. Дюркгейма и Б. А. Грушина, социологическая концепция внешнего образа страны, разрабатываемая группой социологов из Ярославля под руководством И. Ю. Киселева, а также концепция «социальных стереотипов У. Липмана и «мягкой силы» Д. Ная.
В диссертации также использованы следующие методы эмпирического исследования: опрос в форме анкетирования и качественный контент-анализ.
В качестве источников для теоретической части работы использованы научные труды по проблематике массового сознания, коллективных представлений, стереотипов, образа (или имиджа) страны в международных отношениях, образа России в Японии и Японии в России и культурного обмена между странами, истории российско-японских отношений, японской литературы, аниме.
В качестве эмпирической основы работы выступают материалы японской прессы (электронные версии) электронных периодических изданий, ряд японских произведений элитарной и массовой культуры ― литературные произведения, а также аниме и манга, данные эмпирических исследований, проведенных автором диссертации: пилотажного, осуществленного в 2016 г. в японском университете Иватэ (префектура Иватэ, город Мориока): «Интерес японской молодежи к русской литературе», и основного, проведенного в 2018-2019 годах при написании диссертации: «Образ России в представлениях японских студентов». Основной опрос проводился на японском языке дистанционно. Инструментарий был разработан с учетом результатов аналогичных исследований, а также специфики интернет-опросов. Помощь в оформлении электронной анкеты и получении первичных результатов по ней была предоставлена ресурсным центром Научного парка СПбГУ «Центр социологических и Интернет-исследований».
В ходе исследований была выдвинута и доказана следующая научная гипотеза. Образ России, сформированный у основной массы японских студентов, характеризуется большим количеством стереотипов и малым количеством фактических знаний о современной российской действительности. Основными факторами, влияющими на формирование образа России в представлениях японских студентов являются СМИ (особенно Интернет-издания СМИ), информация, предоставляемая в учебных заведениях, а также личные контакты с русскими и русской культурой.
Гипотеза подтвердилось. Основными факторами, влияющими на формирование образа страны в глазах японских студентов, являются сведения, почерпнутые из сети Интернет и из СМИ. Немного менее значимыми, но также важными являются отражение России в массовой культуре Японии и личные контакты японских студентов с русскими и русской культурой (в частности, во время поездок в страну).
Результаты исследования позволяют сделать более детализированные выводы и провести ранжирование изучаемых факторов. В формировании образа России, в сознании японских студентов достаточно важен исторический фактор, связанный с историей русско-японских отношений, а также отражение российских реалий в японской культуре (художественной литературе, аниме и манга, играх и т.д.). Наиболее позитивные представления о России свойственны тем японским студентам, кому доводилось лично бывать в России или же общаться с русскими ― то есть личные контакты с представителем другой культуры и с самой культурой являются наиболее значимым социальным фактором формирования внешнего образа страны. Менее стереотипизированный и более точный образ России формируется в сознании представителей той социальной подгруппы японских студентов, которая имеет более тесные личные связи с представителями России.
Работа обладает определенной научной новизной, а именно впервые проведено исследование социальных факторов, влияющих на формирование образа России в представлениях японских студентов, для этого впервые применен дистанционный опрос с использованием возможностей Ресурсного центра Социологические и интернет-исследования СПбГУ.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что установлена закономерность между фактором наличия личных контактов японских студентов с русскими и их пребывания в России с образом России, который складывается в их сознании. Так, те студены, кто лично бывал в России и общался с русскими, дают более высокую оценку России (в частности, ее туристической привлекательности, привлекательности для жизни, перспективы русско-японских отношений) чем те, чей образ России сформирован опосредованно и не подкреплен личными впечатлениями.
Практическая значимость работы состоит в том, что выявление ряда конкретных факторов, влияющих на формирования образа России может быть использовано для создания рекомендаций, методик, на основе которых центры культурного обмена между странами, дипломатические учреждения России в Японии, учебные заведения, некоммерческие организации, нацеленные на сотрудничество с Японией, могут сформировать и уточнить стратегию по продвижению образа России. Разработанная автором диссертации социологическая методика исследования образа государства может быть применена в исследовательских проектам, посвященных другим странам.
По результатам исследования сформулирован ряд практических рекомендаций представителям русской дипломатической миссии в Японии, центрам по международному обмену, комитетам по внешним связям городов РФ и другим учреждениям, имеющим отношение к продвижению образа России за рубежом, включающий в себя, например, указание на необходимость активного развития программ молодежных обменов, позволяющих русской молодежи общаться с ровесниками из других стран, а также дающих иностранной молодежи возможность посетить Россию.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, а также приложений.
В первой главе рассматривается место «образа страны» в структуре коллективных представлений, определение и составляющие «образа страны», а также социальные факторы, влияющие на его формирование и существующие методики исследования образа страны.
Во второй главе представлен анализ различных факторов формирования образа России в Японии, таких, как исторический фактор, фактор японской литературы, фактор массовой культуры Японии на примере аниме и манга, а также содержится контент-анализ публикаций японских СМИ с упоминанием России (на примере интернет-изданий Яху! Джапан и Асахи Симбун). Третья глава излагает результаты эмпирического социологического исследования об образе России в представлениях японской молодежи.
Некоторые результаты исследований изложены в докладах на научных конференциях и опубликованы в научных изданиях: IX-я конференция молодых японоведов «Новый взгляд» (ВШЭ), Международная научно-практическая конференция «Россия ― Япония: политика, история и культура» (КФУ), Международная конференция, посвящённая 150-летию революции Мэйдзи в Японии (СПбГУ) .

Образ страны и факторы, влияющие на его формирование, исследуется в настоящее время в разных научных областях. На наш взгляд, у социологии большой потенциал для проведения теоретических и эмпирических исследований в области образов, формирующихся у определенной социальной группы. На примере исследования, посвященного образу России в среде японской молодежи, мы постарались обосновать это утверждение, и продемонстрировать то, как могут осуществляться подобные исследования.
В качестве теоретической базы исследования нами была использована концепция «коллективных представлений», впервые предложенная одним из основателей «понимающей социологии» Эмилем Дюркгеймом в 1893 году. Позднее к этому понятию обратился французский психолог Серж Московичи, который более детально проработал концепцию социальных представлений, как формы социального познания, которая предполагает когнитивную активность индивидов и групп, особый способ осмысления и интерпретации реальности. Таким образом, социологическая концепция Дюркгейма дополнилась подробностями посредством психологических исследований, в чем проявился междисциплинарный подход к социальным представлениям.
Одной из форм существования коллективных представлений, которое часто становится объектом исследований, является «общественное мнение» ― понятие, которое впервые было использовано Габриэлем Тардом, означающее мнение группы людей, основанное на восприятии ими однотипной информации. В структуре представлений есть различные элементы, одним из которых являются представления о месте своей страны в мире и о других странах (внешний и внутренний образы страны). В нашем исследовании нас интересует внешний образ страны ― это представление о стране, которое формируется в сознании представителя другой страны.
Россия и Япония – территориально близкие страны, однако они поздно начали дипломатические отношения, и за этот относительно короткий период дважды выступали по разные стороны баррикад в военных действиях, что не могло сказаться на отношениях стран. Однако нужно отметить, что не смотря на периоды ухудшения отношений и территориальные споры, существующие по сей день, культурные взаимоотношения стран в разные исторические периоды были достаточно благотворны – так, на японскую культуру оказало большое влияние русская литература, в Японии достаточно известны русский балет и русские композиторы. Для того, чтобы посмотреть, под воздействием каких факторов складывался образ России в Японии, мы рассмотрели исторический контекст его формирования, а также провели ряд исследований по выявлению черт образа России в разных сферах японской действительности – литературе, поп-культуре (аниме и манга), СМИ.
В результате удалось выяснить, что общий уровень частотности упоминания России в японских СМИ ниже, чем упоминания других значимых стран – США и Китая, то есть можно предположить, что в японском обществе существует относительный недостаток информации о России. Кроме того, поводы, в связи с которыми Россию упоминают в японских СМИ (на примере крупных новостных порталов), в основном несут в себе негативную окраску (связанные, например, с вооруженными конфликтами или проблемой территориальных споров), и реже – нейтральную и позитивную (в основном такие новости относятся к спорту, реже – к культуре). Перекрестный год России в Японии и Японии в России также мало освещается в средствах массовой информации Японии.
Что касается образа России в культуре (элитарной и массовой), то здесь можно отметить такие характерные черты, как все, что связано с зимой и холодом (холод, снег, мороз), некоторые географические объекты (Москва, Владивосток, Сибирь), яркие женские образы (наделенные видной красотой), а также спорт, спецслужбы и организованная преступность («русская мафия»). Нередко также встречается советская атрибутика, что заставляет предположить, что в сознании части японской общественности Россия все еще заметно ассоциируется с советским прошлым.
Для того, чтобы подтвердить выявленные во второй главе черты образа России в Японии и проследить их динамику, нами было проведено эмпирическое социологическое исследование «Образ России в глазах японской молодежи». В результате проведения анкетного опроса, в котором приняло участие 50 респондентов – студентов японских вузов до 25 лет, были сделаны следующие выводы:
1. Основными факторами, влияющими на формирование образа страны в глазах японских студентов, являются сведения, почерпнутые из сети Интернет и из СМИ. Немного менее значимыми, но также важными являются отражение России в массовой культуре Японии и личные контакты японских студентов с русскими и русской культурой (в частности, во время поездок в страну).
2. Общий уровень осведомленности о России японских студентов достаточно невысок – даже студенты, изучающие русский язык, используют ограниченный круг источников информации о России, куда не входит, например, современная русская литература или кино, мероприятия, связанные с Россией или русской культурой.
3. Среди японской молодежи наблюдается интерес к России и русской культуре – респондентами были достаточно высоко оценены туристическая привлекательность России и потенциал японо-российских отношений. Нужно отметить, что большинство респондентов были в России, многие из них изучают русский язык – это немногочисленная группа японских студентов, то есть они не являются репрезентативной выборкой, но при этом их мнение ценно тем, что подкреплено личным опытом.
4. Оценки относительно туристической привлекательности России и перспектив японо-российских отношений тех, кто лично бывал в России, в целом выше оценок тех, кто в России не был. Это позволяет предположить, что личное взаимодействие японцев с русскими и российской действительностью положительно влияет на образ России, формирующийся в их представлениях.
5. В культурном плане наибольший интерес для японцев представляет история России, сценическое искусство, архитектура, изобразительное искусство, литература.
Эмпирическая часть исследования была подтверждена практической – действительно подтвердилась гипотеза о том, что японцы, лично побывавшие в России, оценивают ее выше, чем те, кто в России не был. Подтвердилось и влияние на образ России в представлениях японских студентов других факторов, таких, как СМИ и Интернет, а также учебные заведения.
Таким образом, можно предположить, что широкое развитие межкультурного сотрудничества между Россией и Японией, связанное с ознакомлением японской молодежи с русской культурой, программами поездок по обмену и встреч русской и японской молодежи, более широкое освещение разных сторон российской истории, культуры и искусства и повседневности в японских СМИ (и вообще распространение о России объективной информации на японском языке), а также проведение в Японии мероприятий, связанных с русской культурой и современностью, может стать важным вкладом в формировании позитивного образа России в Японии.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Социальные факторы стабильности китайского общества
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Экономика одиночества в Китае и России: социологический анализ
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Формирование финансовой культуры домохозяйств в России и Китае
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет