Социальные инновации в формировании открытых городских пространств

Попко, Елена Аркадьевна Отделение социально-гуманитарных наук (ОСГН)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Объект исследования – открытое городское пространство как территория социального взаимодействия горожан.
Предмет исследования – социальные инновации как инструмент формирования городского пространства для молодежи.
Цель работы – разработать проект по созданию открытого городского пространства для молодежи на территории кампуса университета города Томска.
В процессе исследования была изучена отечественная и зарубежная литература по данной тематике, осуществлен выбор метода исследования, проведено исследование, определены потребности молодежи в оснащении открытых городских пространств.
В результате исследования разработан проект по созданию открытого городского пространства для молодежи на территории кампуса университета как эффективного инструмента социального взаимодействия и развития м

Введение ………………………………………………………………………………………………….. 11
1. Теоретические аспекты формирования открытых городских пространств
(ОГП) ………………………………………………………………………………………………………. 14
1.1 Понятие и классификация открытых городских пространств ……………. 14
1.2 Особенности формирования общественного городского пространства 20
1.3 Организационные принципы управления ОГП …………………………………. 30
2. Инновационные подходы в формировании открытых городских
пространств ……………………………………………………………………………………………… 39
2.1. Социальные инновации в формировании открытых городских
пространств для молодежи…………………………………………………………………….. 39
2.2. Университетский кампус как пространство социального
взаимодействия и образования молодежи ………………………………………………. 47
2.3. Добровольчество как драйвер развития города ………………………………… 57
3. Разработка концепции ОГП для молодежи г. Томска …………………………….. 71
3.1 Оценка целесообразности создания и функционального наполнения
ОГП в г. Томске …………………………………………………………………………………….. 71
3.2 Разработка концепции ОГП на территории кампуса ТПУ …………………. 79
4. Анализ факторов социальной ответственности ТПУ ……………………………… 91
4.1 Анализ воспитательной работы как фактора социальной
ответственности университета ………………………………………………………………. 94
4.2 Анализ эффективности социальной и воспитательной работы со
студентами ТПУ ……………………………………………………………………………………. 96
Заключение ……………………………………………………………………………………………. 101
Список публикаций студента ………………………………………………………………….. 104
Список используемых источников ………………………………………………………….. 105
Приложение А (справочное) ………………………………………………………………….. 113
Приложение Б (справочное) …………………………………………………………………… 130
Приложение В (справочное) ………………………………………………………………….. 133
Приложение Г (справочное) …………………………………………………………………… 140

Город – постоянно развивающийся организм, подчиняющийся зако-
нам урбанизации. Под действием социальных процессов развивается та или
иная пространственная среда, при этом взаимодействие частей города проис-
ходит в рамках теории урбанизации.
Современный город обладает большим количеством открытых город-
ских пространств. К ним можно отнести памятные места, набережные, парки
отдыха и развлечений. Открытые городские пространства в формировании
целостного образа города играют большую роль. Развитие общественных
пространств говорит о том, что таким пространством считается место, где со-
средоточена общественная жизнь горожан. Главная задача общественного
пространства помочь людям чувствовать себя частью сообщества совершен-
но разных людей, создать условия для выхода за пределы привычного круга
общения и научиться выстраивать социальные отношения.
В России улицу, открытое пространство воспринимают как опасное
или даже враждебное место, когда в Европе улица – это пространство для
жизни человека. Пространство для его развития, коммуникации и социально-
го взаимодействия. Открытые городские пространства, имеющие прикладное
наполнение внутри себя, способствуют формированию полноценно развитой
личности с набором дополнительных компетенций.
Томск – город молодежный, его можно назвать кузницей кадров, так
как на территории муниципального образования расположено 6 университе-
тов, ведущих подготовку по разным специальностям и несущих ответствен-
ность за кадровый потенциал нашей страны. В связи с этим ответственно-
стью любого университета становится не просто оказывать образовательные
услуги, а создать социальные блага для многих категорий граждан. Вуз, как
социальный институт, занимается развитием человека, формируя у будущих
специалистов социальные и этические нормы поведения.
В связи с тем, что большое количество времени молодежь проводит
на территории кампусов университета необходимо эффективно использовать
территорию и создавать комфортные условия для досуга и образования сту-
дентов.
Комфортную городскую среду ученные рассматривают с разных то-
чек зрения. Авторы Вагнер Е.А., Федотова Е.А., Бикмаева А.В. рассматрива-
ют городскую среду как совокупность пространства и материалов (строения,
здания). Исследователи Демурина Ю.Л. и Вяткина Б.М. рассматривают среду
города с точки зрения функционального наполнения (рекреационное, спор-
тивное, культурно – развлекательное). Катаева Ю.В., Котова Е.А. рассматри-
вают городскую среду как элемент управленческой среды. В России про-
странство города рассматривают с точки зрения социокультурного подхода.
В данном подходе изучается не только пространство, но и социальные отно-
шения, и культурные аспекты внутри него. Данный подход можно встретить
в трудах В.Л. Глазычева, Т.М. Дридзе, В.Г. Ильина, И.В. Тулигановой. Такие
исследователи как Ш. Зукин, Р. Флорида, Л. Грин, Ф. Матарассо, Ф. Бьянчи-
ни, В.Л. Глазычев, В.Г. Ильин, И.В. Тулиганова, В.Л. Каганский, А.В. Бабае-
ва, В.Г. Рыженко придают в своих работах значение городской культуре, ко-
торая является неотъемлемой духовной компонентой «городской среды».
Цель: разработать проект по созданию открытого городского про-
странства для молодежи на территории кампуса университета города Томска.
Задачи:
1. Рассмотреть классификацию и функции открытых город-
ских пространств;
2. Провести анализ российских и зарубежных тенденций в
формировании открытых городских пространств;
3. Изучить принципы формирования и модели управления го-
родским пространством;
4. Выявить возможности социальных инноваций в формиро-
вании городских пространств для молодежи поколения Z;
5. Изучить территорию кампус университетов с точки зрения
использования пространства для социального взаимодействия, прове-
сти сравнительный анализ кампусов вузов России и мира;
6. Разработать проект по созданию открытого городского
пространства на территории кампуса ТПУ и механизмов его поддержа-
ния и развития.
Объект исследования – открытое городское пространство как терри-
тория социального взаимодействия горожан.
Предмет исследования – социальные инновации как инструмент фор-
мирования городского пространства для молодежи.
В работе применялись следующие методы исследования: теоретиче-
ский анализ для описания основных функций и классификаций открытых го-
родских пространств, сравнительный метод применялся при проведении ана-
лиза территорий кампусов вузов в России в мире, анкетирование использова-
лось для выявления потребностей молодежи в сфере досуга и потребности в
открытых городских пространствах.
Научная новизна работы заключается в том, что в данной работе выяв-
лены лучшие практики российских и зарубежных высших образовательных
учреждений по созданию открытых пространств на территории кампусов.
Помимо этого, проведен анализ форм вовлечения молодежи в деятельность,
направленную на создание устойчивой и комфортной городской среды.
Практическая значимость работы заключается в решении вопроса по
благоустройству территории кампуса Томского политехнического универси-
тета путем создания открытого городского пространства для молодежи с
учетом потребностей молодежи и учета опыта мировых практик специфики
географического расположения нашего города.
Реализация и апробация работы. А пробация работы прошла в рамках
конкурса студенческих дизайн – проектов по созданию открытого городского
пространства для молодежи на территории кампуса ТПУ.
1. Теоретические аспекты формирования открытых городских про-
странств (ОГП)

В 2018 году формирование комфортной городской среды признано
одной из важнейших национальных целей. В рамках проекта «Комфортная
городская среда» будут благоустроены дворовые территории и обществен-
ные пространства, будет развиваться система соучаствующего проектирова-
ния и управления пространством.
Молодежная политика так же остается приоритетным направлением.
В Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025
года прописаны основные задачи государства в направлении развития моло-
дежи. Основной целью является формирование конкурентоспособного моло-
дого поколения россиян, достижение экономической, социальной и культур-
ной конкурентоспособности российской молодежи. Важной задачей при этом
является создание возможностей для развития молодежи.
В работе я опиралась на две указанных выше федеральных стратегии
развития. Представленный проект позволяет решать поставленные задачи в
рамках обоих направлений развития. С точки зрения молодежной политике
способствует решению следующих задач, указанных в Стратеги развития мо-
лодежи:
– Повышение качества профессионального образования путем разви-
тия неформального и информального (самостоятельного) образования, про-
грамм социального образования (эта деятельность компенсирует дефицит
профессиональных и социальных компетенций молодежи, недополученных в
9 процессе формального образования, а также способствует повышению у
молодежи ответственности, дисциплины и культуры труда, что приводит к
росту человеческого капитала молодежи на 10-12% к 2025 г.);
– Поддержка талантливой молодежи и молодежных стартапов (эта де-
ятельность направлена на развитие качественных характеристик молодежи и
повышает человеческий капитал молодежи за счет прихода талантливой мо-
лодежи в науку и искусство, в бизнес (рост человеческого капитала молоде-
жи на 5-5,5% к 2025 г.), обеспечивает развитие у молодежи самостоятельно-
сти и инициативности, способствует самореализации молодежи, что приво-
дит к росту человеческого капитала молодежи на 5-7% к 2025 г.)
С точки зрения создания комфортной городской среды решаются сле-
дующие задачи:
– Создание комфортных условий для проживания;
– Создание благоприятных условий для социальной активности;
– Повышение уровня участия граждан в управлении территориями.
В ходе исследовательской работы в направлении создания городской
среды были рассмотрены:
– классификация и функции открытых городских пространств;
– тенденции в формировании открытых городских пространств;
– модели управления городским пространством;
В ходе аналитической работы был проведен анализ российского и за-
рубежного опыта создания открытых городских пространств на территории
кампусов университетов. По направлению работы с молодежью изучены
психологические особенности поколения Z и волонтерская деятельность как
инструмент развития и социализации молодежи.
В ходе проведенного исследования была выявлена потребность в от-
крытом городском пространстве для молодежи и досуговые предпочтения
молодежи. На основании полученных данных был проведен конкурс студен-
ческих дизайн-проектов по созданию открытого городского пространства на
территории кампуса ТПУ (Приложение В, С) и разработан механизм поддер-
жания и развития пространства.
На основании проделанной работы были разработаны рекомендации:
1. Использовать территорию для создания открытого городского про-
странства для молодежи на территории кампуса;
2. Проанализировать результаты конкурса студенческих – дизайн проек-
тов и учесть их при создании проекта по благоустройству территории;
3. Вовлекать студенческие общественные организации в процесс пред-
метного наполнения пространства, исходя из сферы интересов моло-
дежи, обеспечивая координацию со стороны курирующей данное
направление представителей администрации вуза;
4. Внедрить новое направление волонтерской работы «Городские ренова-
ции» как способ создания и поддержания территории открытого город-
ского пространства для молодежи;
Проработать систему мотивации молодежи за участие в процессе
формирования, поддержания и предметного наполнения пространства.
Список публикаций студента

1. Попко Е.А., Бахтина А.С. Социализация трудных подростков путем во-
влечения их в общественную деятельность строительных отрядов
//Вестник науки Сибири 2017. – №3 (26). [Электронный ресурс]. URL:
http://sjs.tpu.ru/journal/article/view/1581/1042
2. Elena Rodionova (a), Tatiana Konyukhova (b)*, Rodolfo Baggio (c), Po-
linaArlyapova (d), Elena Popko (d). Social and cultural aspects of modern
urban space gentrification // The European Proceedings of Social & Behav-
ioural Sciences. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/icRRIF2016059.pdf

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Инновационные технологии в корпоративном обучении
    📅 2019 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Разработка модели коммерциализации продукта на основе сетевого взаимодействия
    📅 2021 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Научно-методологические основы создания языковой среды в вузе
    📅 2019 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Экопроектирование как инновационная форма устойчивого развития сельско-городских окраин
    📅 2019 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Проект франшизы профориентационного центра для школьников
    📅 2021 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Стратегия коммерциализации вывода на рынок устройства носимой электроники
    📅 2018 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)