Социокоммуникативные функции физических и символических барьеров в пространстве большого города: повседневный опыт молодых петербуржцев

Сухенко Роман Дмитриевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Данная выпускная квалификационная работа магистра рассматривает социокоммуникативные функции физических и символических барьеров в пространстве большого города в контексте опыта молодых петербуржцев. В работе описываются теоретические основы изучения социального и физического пространств города, а также опыт исследования барьеров в городской среде. Опираясь на результаты качественного социологического исследования, выполненного с использованием методов ментального картирования и полуструктурированного интервью, автор выделяет типы барьеров, представленных в городской среде, вводит градацию жесткости барьеров, описывает способы их преодоления, а также анализирует три социокоммуникативные функции барьеров: фильтрующую, организующую и отчуждающую.

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОРОДСКОГО
ПРОСТРАНСТВА В КОНТЕКСТЕ БАРЬЕРОВ ………………………………………… 11
1.1. Социальное и физическое пространство в социологической теории.
Связь физического и социального пространств ……………………………………… 11
1.2. Городское пространство и его элементы. Коммуникация в городском
пространстве …………………………………………………………………………………………. 22
1.3. Барьеры в городском пространстве. Физические и символические
барьеры ………………………………………………………………………………………………… 29
1.4. Методы исследования городских пространств ………………………………. 38
ГЛАВА II. БАРЬЕРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ БОЛЬШОГО ГОРОДА …………… 45
2.1. Дизайн эмпирического исследования ……………………………………………. 45
2.2. Барьеры в пространстве большого города: анализ опыта молодых
петербуржцев ……………………………………………………………………………………….. 48
2.3. Социокоммуникативные функции барьеров в повседневных
практиках молодых петербуржцев…………………………………………………………. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….. 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………. 75
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………………….. 83
Приложение 1. Программа исследования ………………………………………………. 83
Приложение 2. Гайд исследования ………………………………………………………… 91
Приложение 3. Таблица информантов …………………………………………………… 95
Приложение 4. Ментальные карты информантов …………………………………… 96
Приложение 5. Образец транскрипта интервью ……………………………………. 107

Выпускная квалификационная работа посвящена анализу
социокоммуникативных функций барьеров в пространстве большого города.
В фокусе эмпирического исследования оказались жилые пространства
молодых петербуржцев, то есть те территории города, которые они не только
называют районами своего проживания, но и считают «своими» – хорошо
знакомыми и освоенными.
Актуальность исследования. Сегодня продолжается оформление и
развитие крупных городов. Становится все более актуальным вопрос о
качестве организации городского пространства, обеспечении комфортных
условий жизни для городского населения. Однако современная городская
политика прежде всего ориентирована на формирование безопасной среды,
регулирование городской инфраструктуры, исходя из установленных в
законодательстве количественных показателей. Формируется острая
потребность в проведении эффективной политики в сфере регулирования
развития городского пространства, соответствующей современным вызовам,
таким как субурбанизация и маятниковая миграция, сложная транспортная
ситуация в результате перенасыщения города личными автомобилями,
преобладание культа безопасности в городском планировании. Для того
чтобы определить конкретные проблемы, с которыми сталкиваются
пользователи городских пространств, а также причин восприятия проблем
таковыми видится необходимость обратиться к самим горожанам и детально
изучить данный вопрос. Все это требует качественного осмысления
особенностей функционирования городского пространства, его влияния на
городские публики.
В качестве значимых объектов городского пространства могут
выступать барьеры, представляющие собой один из элементов
взаимодействия человека с городской средой. Барьеры – материальные
объекты и символические преграды, ограничивающие мобильность
представителей городских публик. Барьеры имеют субъективную природу:
то, что может являться барьером для одной группы пользователей городской
среды, другой группой может рассматриваться как средство мобильности.
Так, например, дороги являются средством мобильности для городских
публик, передвигающихся на личном транспорте, но также могут выступать
барьером для свободного движения пешеходов. Таким образом, барьер
представляет собой элемент пространства, с которым вынужден считаться
пользователь городской среды. Барьеры делятся на физические и
символические.
Физический барьер – материальный объект, физически
ограничивающий мобильность индивидов. Физические барьеры являются
преградой ввиду своего материального существования, создавая помехи для
движения городских публик. Это могут быть, например, заборы, шлагбаумы,
водоемы.
Символический барьер – мыслимая преграда, ограничивающая
мобильность индивидов в силу своего социального значения.
Символическим барьером может выступать как материальный, так и
нематериальный объект городской среды. Например, в качестве
символических барьеров могут выступать швейцар на входе в заведение как
символ вхождения в зону, предназначенной для людей с высоким
социальным статусом, или неосвещенные зоны как символ небезопасности.
Восприятие символического барьера как ограничения для мобильности
представителями тех или иных городских публик может зависеть от ряда их
социальных характеристик. Например, высокие цены могут выступать
символическим барьером для людей с доходом, исходя из которого они
рассматривают то или иное заведение как непозволительную для себя
роскошь.
Социокоммуникативная функция барьера заключается в его
способности влиять на взаимодействия публик в городском пространстве.
Это может быть ограждение одних публик от других, упорядочение их
взаимодействия и так далее.
Пространство больших городов России характеризуется выраженно
барьерной средой для его гостей и жителей. Физические и символические
барьеры «вписаны» в городское пространство и вынуждают городские
публики на них реагировать (избегать их, корректировать свои маршруты,
использовать различные тактики преодоления преград и пр.).
Практическая проблема исследования состоит в том, что
физические и символические барьеры ограничивают возможности городских
публик по взаимодействию с городскими объектами, создают неудобства в
построении маршрутов, могут становиться источниками социальной
напряженности, изымать значительные пространства из общего пользования.
Степень научной разработанности проблемы. Базисом для
теоретического осмысления барьеров в пространстве города являются
работы, посвященные социологическому осмыслению физического и
социального пространства, главным образом исследования классиков
социологии – Г. Зиммеля, П.А. Сорокина, неомарксистский подход к анализу
пространства А. Лефевра, Э. Соджи, синтетическая теория П. Бурдье. С
точки зрения подходов к исследованию городского пространства, интерес
представляют анализ элементов городского пространства К. Линча, а также
подход к анализу восприятия пространства городскими публиками
С. Милграма. Что касается непосредственного анализа барьеров в
пространстве города, в городских исследованиях наиболее продуктивной для
их анализа представляется введенная К. Линчем категория границ, которая
рассматривается как линейный элемент, разделяющий единое городское
пространство. Однако данный термин описывает только отдельные
проявления физических барьеров. В целом анализ междисциплинарных
городских исследований свидетельствует о том, что сюжет о барьерах
оказывается здесь довольно периферийным. Барьеры разного рода изучаются
как маркеры границ городских зон, рассматриваются с точки зрения влияния
одного из видов барьеров (например, транспортных) на жизнь города в
конкретных кейсах. Системные попытки теоретического осмысления и
детального эмпирического описания и этимологизации барьеров в городском
пространстве, а также анализа их функций в городских исследованиях
отсутствуют. Исключением является лишь ряд точечных исследований
барьерной среды в контексте проблем маломобильных групп, а также
исследований в сфере дизайна среды, направленных на изучение
криминогенности отдельных городских районов или территорий1.
Таким образом, социологическое осмысление феномена барьеров в
городском пространстве и, в частности, социокоммуникативных функций
барьеров фактически отсутствует. Соответственно, гносеологическая
проблема исследования состоит в дефиците социологической рефлексии о
роли барьеров в городском пространстве и коммуникативных практиках
городских публик. Данное исследование направлено на заполнение этих
лакун в социологической науке, что определяет его научную новизну.
Анализ функциональной составляющей барьеров в пространстве
большого города может послужить основой для возможных преобразований
городского пространства с целью его совершенствования. Результаты
данного исследования помогут разработать стратегию организации
городской среды, оптимизировать городские маршруты. Кроме того, они
могут послужить основой для дальнейших комплексных исследований
городского пространства.
Объектом данного исследования является социальное и физическое
пространство районов проживания молодых петербуржцев, наполненное
Kesteloot C., Cassiers T Socio-spatial Inequalities and Social Cohesion in European Cities // Urban Studies 49(9),
July 2012 pp. 1909–1924; Shaftoe H. Do Symbolic Barriers Prevent Crime and Offer an Increased Sense of Safety?
A Pilot Study // Journal Planning Practice & Research Volume 19, 200, pp. 447-452
барьерами. Предметом исследования являются социокоммуникативные
функции физических и символических барьеров в городском пространстве.
Соответственно, цель исследования состоит в выявлении и
типологизации социокоммуникативных функций барьеров в пространстве
большого города. Для достижения заданной цели были сформулированы
следующие задачи:
1. сконструировать синтетическую теоретическую рамку
исследования социального и физического пространства города;
2. концептуализировать и операционализировать понятие барьера в
городском пространстве: его физической и символической форм;
3. выделить основные паттерны мобильности молодых
петербуржцев и проанализировать их основные маршруты;
4. определить зоны в районе проживания информантов, которые
воспринимаются как пространства страха, избегания, дискоморта и причины
их восприятия таковыми;
5. выделить и описать конкретные физические и символические
барьеры, с которыми приходится сталкиваться молодым петербуржцам, а
также проследить механизмы конструирования их как барьеров;
6. определить, как барьеры влияют на социальные отношения и
коммуникативные системы, в которые включены молодые петербуржцы.
Теоретическую и методологическую основу работы составляют идеи
социологии социального пространства П. Бурдье, с его пониманием
физического и социального пространства как взаимообусловленного. Такой
подход дает возможность рассматривать барьеры с одной стороны, как
социально обусловленный элемент городского пространства, с другой – как
элемент, который оказывает непосредственное влияние на практики
городских публик. Работы по изучению городского пространства К. Линча и
С. Милграма представляют методологическую основу исследования.
Предполагается, что восприятие элементов пространства как барьеров,
зависит от ряда личностных и социальных характеристик публик. Методы,
предложенные данными авторами, дают возможность изучить как городское
пространство, в частности барьеры, репрезентируются индивидами, какие
элементы пространства воспринимаются ими как барьеры.
В качестве основной исследовательской гипотезы выступило
предположение о том, что барьеры являются отражением сформированного
социального пространства города и одновременно сами оказывают влияние
на формирование новых социокомуникативных практик, разворачивающихся
в городском пространстве.
К числу использованных в работе методов исследования относятся:
ментальные карты, полуструктурированное интервью с молодыми жителями

Анализ, осуществленный в рамках выпускной квалификационной
работы, посвященной определению социокоммуникативных функций
барьеров в городском пространстве, продемонстрировал актуальность
изучения опытов столкновения с барьерьами и нахождения в барьерной
среде для молодых петербуржцев. Исходя из того, что категория молодых
горожан является в большинстве своем наиболее активной и мобильной
частью городского населения, можно предположить, что многие выделенные
и нарративизированные ими барьеры доставляют дискомфорт и другим
категориям пользователей городской среды.
В ходе работы были проанализированы теоретические подходы к
изучению социального и физического пространства, а также к пониманию
барьеров в социальных науках.
Социологическая теория предлагает целый спектр представлений о
социальном пространстве. Выделяется три основных момента в понимании
пространства: пространство как место взаимодействия социальных
субъектов, как совокупность социальных позиций и, наконец, как
пространство в его физическом выражении. Городское пространство и его
элементы, в том числе – барьеры, целесообразно рассматривать вместе с
теми отношениями, которые его наполняют, в то же время нельзя забывать и
о его материальном воплощении, которое создаёт ту рамку, которая
наполняется этими отношениями. Поэтому для исследования, поставленного
в настоящей работе вопроса, целесообразно рассматривать социальное и
физическое пространство в синтезе в духе исследований П. Бурдье,
А. Лефевра и Э. Соджи. Очертив теоретические основы изучения
социального и физического пространств, представляется необходимым
рассмотреть специфику изучения городских пространств и формирующих
его элементов.
Кажется целесообразным, что барьеры следует рассматривать в логике
теории социального конструктивизма, поскольку они выступают
результатами (и зачастую одновременно условиями) процессов
(ре)интерпретации, легитимаций, стереотипизированным, опривыченных
действий и нарушенных рутин, в которые включены горожане. В этой
логике, барьером можно считать любой объект материального мира или
символического универсума, который воспринимается, маркируется и
репрезентируется в качестве барьера индивидом и/или группой и который
выступает ограничителем не только в их непосредственных практиках
мобильности здесь-и-сейчас, но также может влиять на их будущие планы и
выборы, ограничивая субъективно доступный и/или предпочитаемый спектр
маршрутов и сценариев поведения.
В рамках данной работы было проведено эмпирическое исследование,
в котором жителям Санкт-Петербурга в возрасте от 18-30 было предложено
изобразить карту своего района, а затем поучаствовать в
полуструктурированном интервью об их районе, маршрутах, а также о
возникающих неудобствах во время реализации практик мобильности.
В результате анализа собранных материалов удалось определить место
барьеров в городском пространстве и коммуникативных практиках
городских публик и подтвердить гипотезу о том, что барьеры являются
отражением сформированного социального пространства города и
одновременно сами оказывают влияние на формирование новых
социокомуникативных практик в нем. Информанты сообщают, что
физические и символические барьеры ограничивают их возможности по
взаимодействию с городскими объектами, создают неудобства в построении
маршрутов, нередко выступают раздражающими элементами городского
пространства и изымают из их пользования целые пространства.
Важным результатом исследования стало выявление и типологизация
физических и символических барьеров, с которыми информанты
сталкиваются в своих районах проживания. Была предложена типология
физических и символических барьеров, а также был представлен ряд
категорий барьеров, которые могут иметь как физическое, так и
символическое барьерное воплощение. Типы физических барьеров: низкое
качество путей, неудобства при пересечении транспортных артерий,
задерживающие (очереди, пробки и др.), вмешательства власти в
повседневные практики, транспортные барьеры, заборы и ограждения,
закрытые жилые пространства. Символические барьеры делятся на
следующие типы: маркеры опасности, экономические, культурные,
транслирующие неблагополучие. Одновременно символические и
физические барьеры разделены на типы: обширные барьерные зоны, точки
контроля и пропуска (КПП, вахты, турникеты и т.д.), массовое скопление
людей.
Кроме того, в результате анализа был сделан вывод о том, что барьеры
обладают различным потенциалом ограничения мобильности горожан и,
соответственно, разной проницаемостью. Было выделено три условных
степени проницаемости барьеров в городском пространстве: мягкие, средние
и жесткие. Отталкиваясь от вывода, что барьеры обладают разной
проницаемостью, мы рассмотрели пространственные тактики преодоления
барьеров, о которых сообщают информанты: избегание, пересечение и –
гораздо реже – борьба. Избегание представляет собой действия индивида,
направленные на минимизацию контактов за барьером. Пересечение
представляет собой меры по преодолению барьера через взаимодействие с
ним. Борьбой являются меры, направленные на нейтрализацию барьерной
составляющей того или иного объекта. Основным итогом исследования стало
выявление социокоммуникативных функций барьеров в городском
пространстве: фильтрующей, отчуждающей, предписывающей. Посредством
фильтрующей функции барьеры ограждают одни публик от других.
Отчуждающая функция барьеров заключается в изъятии пространств из
пользования всех или практически всех городских публик. Предписывающая
функция организует пространство и определяет предпочтительный тип
коммуникации или поведения в данном пространстве. Было показано, что в
зависимости от социоэкономического контекста и конкретной ситуации
взаимодействия барьеры могут выполнять как одну из данных функций, так
и комбинировать несколько функций. Также было определено, что данные
социокоммуникативные функции могут реализовываться как намеренно, так
и в силу случайных обстоятельств. То есть социокоммуникативные функции
барьеров могут реализовываться как в силу направленных действий
проектировщиков пространств (властей, архитекторов, управляющих
компаний и др.), так и в силу, например, непродуманных действий тех же
проектировщиков, временных строительных или других непреднамеренных
событий.
Проведенный анализ представляется полезным для дальнейшей
выработки рекомендаций о возможных преобразованиях городских районов
с целью формирования доступной безбарьерной городской среды для разных
категорий населения и увеличения мобильности пользователей городского
пространств. Однако в рамках исследования удалось рассмотреть далеко не
все аспекты, связанные с феноменом барьера в городском пространстве. В
контексте анализа феномена барьера как социального, кажется необходимым
детальный анализ восприятия барьеров различными социальными группами.
Кроме того, более детального анализа требуют и стратегии формирования
барьеров в городском пространстве в контексте конструирования
социального пространства. Предполагается, что данное исследование может
стать основой для дальнейшего анализа как физических и символических
барьеров в пространстве города.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Социальные факторы стабильности китайского общества
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Экономика одиночества в Китае и России: социологический анализ
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Формирование финансовой культуры домохозяйств в России и Китае
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет