Соглашение о государственно-частном партнерстве
Несмотря на принятие Федерального закона “О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” от 13.07.2015 N 224-ФЗ, законодательство в указанной сфере продолжает развиваться, а судебная и административная практика находятся на этапе становления. Большое количество теоретических и практических проблем вызывают необходимость дополнительного исследования и развития указанной темы. В настоящей работе автором дана попытка дать собственную оценку проблемным ситуациям и предложить варианты дальнейшего развития законодательства.
На основе проведенного исследования автор пришел к ряду выводов и предложений, основными из которых являются выводы о гражданско-правовой природе соглашения о публично-частном партнерстве, о самостоятельности явления публично-частного партнерства, о недопустимости применения к публично-частному партнерству законодательства о приватизации, а также рекомендации установить множественность на стороне публичных партнеров, расширить перечень лиц, уполномоченных действовать в качестве публичных партнеров, расширить перечень требований к частным партнерам, гарантирующих надлежащее исполнение соглашения, оставить открытым перечень мер поддержки частного партнера и дать возможность частному партнеру участвовать в их выборе и другие.
Постоянное развитие инфраструктуры, технологический прогресс, строительство, реконструкция и поддержание в работоспособном состоянии социально-значимых объектов, – все это является неотъемлемой частью правового государства, к становлению которого стремится Российская Федерация. К сожалению, государство не всегда способно обеспечить достижение поставленных целей в связи с недостатком ресурсов, в частности, финансовых. В таком случае государство вынуждено привлекать частных инвесторов, предлагая им взаимовыгодные условия сотрудничества. Одним из таких форм сотрудничества может являться государственно-частное партнерство.
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что в настоящее время институт государственно-частного партнерства находится на этапе активного развития, до конца однако не получив должного распространения. Не так давно, в июле 2015 года, был принят федеральный закон, регламентирующий отношения государственно-частного партнерства. В настоящей работе дана попытка осветить наиболее проблемные теоретические и практические вопросы, возникшие в указанной сфере за прошедший период. Кроме того, автор попытался предложить собственное видение способов разрешения выявленных проблем и возможных изменений законодательства о государственно-частном партнерстве.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, складывающиеся на основании законодательства о государственно-частном партнерстве. Предметом исследования являются законодательство о государственно-частном партнерстве, сложившаяся судебная практика, научные подходы и экспертные мнения как теоретиков, так и практиков, осуществляющих свою деятельность в указанной сфере.
Целью исследования является выявление и оценка наиболее проблемных вопросов, возникших в сфере государственно-частного партнерства и не потерявших свою актуальность на сегодняшний день, а также выдвижение собственных предложений и рекомендаций.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
дать общую характеристику явлению государственно-частного партнерства, в том числе, определиться с терминологией;
осветить правовое регулирование государственно-частного партнерства;
исследовать вопросы правовой природы соглашений о государственно-частном партнерстве;
осуществить сравнительно-правовой анализ государственно-частного партнерства со смежными правовыми институтами;
исследовать состав сторон соглашений о государственно-частном партнерстве, а также порядок их заключения;
исследовать состав объектов соглашений о государственно-частном партнерстве;
исследовать содержание соглашений о государственно-частном партнерстве;
предложить собственное видение проблемных вопросов.
Для достижения поставленной цели автором были использованы многочисленные источники. В частности, основная проблематика была взята из трудов В.Ф. Попондопуло, Д.А. Жмулиной, Н.А. Дятловой, А.В. Белицкой и других исследователей. Всего автором было проанализировано 35 книг, статей и диссертаций. Кроме того, в своей работе автор полагается на содержание 12 федеральных законов и подзаконных нормативных актов, 6 судебных актов.
Методами исследования являются анализ теоретических источников и нормативно-правовых источников, сравнение, обобщение, анализ документов, моделирование.
I. ПОНЯТИЕ И ПРИРОДА СОГЛАШЕНИЯ О ПЧП
Проведенное исследование показало, что сфера публично-частного партнерства в Российской Федерации находится на этапе развития и не лишена ряда проблем.
В результате проведенного исследования автором был сделан ряд выводов. В частности, было выявлено следующее:
1. использование термина «государственно-частное партнерство» как явления, включающего в себя также муниципально-частное партнерство, не совсем корректно, поэтому, на взгляд автора, необходимо использовать термин «публично-частное партнерство», как это было сделано в Модельном законе «О публично-частном партнерстве».
2. изучение правовой природы соглашения о ПЧП позволило автору сделать вывод о том, что оно представляет собой гражданско-правовой договор с инвестиционными условиями, в ходе чего были опровергнуты и поставлены под сомнение иные позиции, высказанные исследователями. Вывод автора подтверждается, в том числе, и имеющейся судебной практикой.
3. отдельная глава работы посвящена отграничению соглашения о ПЧП от смежных правовых институтов, итогом чего является вывод о самостоятельности соглашения о ПЧП и недопустимости смешения его с концессионным соглашением, соглашением о разделе продукции и специальным инвестиционным контрактом. В данной части следует поддержать законодателя, установившего, что ФЗ-224 не распространяется на концессионные соглашения.
4. толкование норм Градостроительного кодекса РФ и основанные на этом собственные размышления автора позволяют ему предполагать, что в случае, если мероприятия в отношении объекта соглашения не соответствуют термину «реконструкция», данному в Градостроительном кодексе РФ, это не может являться преградой к реализации соглашения;
5. проведенный правовой анализ норм законодательства о приватизации позволяет автору сделать вывод о том, что переход объекта соглашения в частную собственность не является случаем приватизации, следовательно, к нему не применимо законодательство о приватизации.
Помимо изложенного, автор приходит к выводу о необходимости внесения ряда изменений в ФЗ-224, в том числе, делаются предложения:
1. установить множественность на стороне публичных партнеров, допустив возможность заключения единого соглашения о ПЧП для случаев совместной реализации проектов несколькими публично-правовыми образованиями;
2. расширить перечень лиц, уполномоченных действовать в качестве публичных партнеров, при этом не расширяя перечень лиц, уполномоченных действовать от имени публичного партнера;
3. расширить перечень требований к частным партнерам, гарантирующих надлежащее исполнение соглашения;
4. перечислить в законе способы обеспечения обязательств публичного партнера перед частным партнером;
5. оставить открытым перечень мер поддержки частного партнера и дать возможность частному партнеру участвовать в их выборе.
Проведенное исследование охватывало лишь ряд наиболее проблемных, на наш взгляд, вопросов. В перспективе исследовательской деятельности автора остаются другие неосвещенные в настоящей работе вопросы, например, правовое положение субъектов соглашения о ПЧП, не являющихся сторонами, вопросы изменения и прекращения соглашения о ПЧП и другие. Полагаем, что проработка перечисленных вопросов и более глубокое погружение в названную тематику возможны в дальнейшем с опорой на настоящую работу.
1. Нормативно-правовые акты
1.1. Федеральные законы
1.1.1. О государственном оборонном заказе [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 Ст. 7600. (в ред. от 27 декабря 2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.1.2. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 13 июля 2015 г. №224-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 29. Ст.4350. (в ред. от 29 июля 2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.1.3. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [Электронный ресурс] : федер. закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 30 (ч. 1) Ст. 4571. (в ред. от 28 ноября 2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.1.4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] : федер. закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14 Ст. 1652. (в ред. от 27 декабря 2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.1.5. О концессионных соглашениях [Электронный ресурс] : федер. закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 30 Ст. 3126. (в ред. от 27 декабря 2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.1.6. О несостоятельности ( банкротстве) [Электронный ресурс] : федер. закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 43 Ст. 4190. (в ред. от 27 декабря 2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.1.7. О промышленной политике в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 1 Ст. 41. (в ред. от 27 июня 2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.1.8. О соглашениях о разделе продукции [Электронный ресурс] : федер. закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 1 Ст. 18. (в ред. от 27 июня 2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.1.9. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. [Электронный ресурс] : федер. закон от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 32 Ст. 3340. (в ред. от 14 апреля 2019 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2. Подзаконные акты
1.2.1. Постановление Правительства РФ от 16.07.2015 N 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» // СЗ РФ. 2016. N 20. Ст. 2863.
1.2.2. Постановление Правительства РФ от 12.12.2015 N 1366 «Об утверждении перечня отдельных прав и обязанностей публичного партнера, которые могут осуществляться уполномоченными им органами и (или) юридическими лицами в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами» СЗ РФ. 2015. N 16. Ст. 1399.
1.2.3. Распоряжение Правительства РФ от 10 мая 2016 г. N 868-р «О стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу до 2030 г.» // СЗ РФ. 2016. N 20. Ст. 2863.
2. Материалы судебной практики
2.1. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 ноября 2016 г. по делу N А67-2884/2016.
2.2. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 марта 2017 г. N Ф04-6813/16 по делу N А67-3589/2016.
2.3. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 июля 2018 г. N Ф05-10584/18 по делу N А40-48928/2017.
2.4. Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда по делу А 40-23141/17 от 04 сентября 2017 г.
2.5. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2018 г. N 13АП-26841/18.
2.6. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 июня 2018 г. N 16АП-1671/18.
3. Специальная литература
3.1. Книги
3.1.1. Белицкая А.В. Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ. М.: Юстицинформ, 2016. – С. 272.
3.1.2. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – М. : Эксмо, 2015.
3.1.3. Попондопуло, В.Ф. Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах: правовые аспекты/В.Ф. Попондопуло, Н.А. Шевелева.-М: Инфотропик Медиа,2015.
3.1.4. Попондопуло, В.Ф., Килинкарова, В.В. Комментарий к Федеральному закону «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» / В.Ф. Попондопуло, В.В. Килинкарова). – М. : Инфотропик Медиа, 2016.
3.1.5. Скворцов О.Ю. Инвестиционное право: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт 2019.- С.535.
3.1.6. Скловский К.И. Применение гражданского законодательства о собственности и владении. Практические вопросы. М.:Статут, 2004. – С.118.
3.1.7. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. – М. : Славянский дом книги, 2017.
3.2. Статьи
3.2.1. Андреева, Л.В. Специальный инвестиционный контракт – новая договорная форма обеспечения государственных нужд / Л.В. Андреева // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. – 2016. – №2. – С.52-61.
3.2.2. Антипова О.М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ теоретических и практических проблем) М: Волтерс Клуверс,2007. – С.56.
3.2.3. Белицкая, А.В. Сравнительное преимущество для экономии бюджета: государственный контракт или государственно-частное партнерство? / А.В. Белицкая // Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы IV Международной конференции. – сб. ст. – М., 2016. – С113-117.
3.2.4. Василенкова, Н.В. Соглашение о разделе продукции как форма реализации государственно-частного партнерства / Н.В. Василенкова // Теория и практика общественного развития. – 2016. – С. – 73-75.
3.2.5. Денисов П.А. Соглашение о разделе продукции как форма государственно-частного партнерства // Налоги-журнал. 2012. № 3. С. 40-45.
3.2.6. Дятлова, Н.А. Субъекты государственно-частного партнерства / Н.А. Дятлова // Юрист. – 2017. – №7.
3.2.7. Дятлова Н.А. Объекты соглашения о государственно-частном партнерстве как фактор формирования конкурентной среды // Конкурентное право.- 2017. № 3
3.2.8. Дятлова Н.А. Правовая природа соглашения о государственно-частном партнерстве // Вестник СПБГУ.- 2017. № 3.
3.2.9. Жмулина,Д.А. Система российского законодательства о публично-частном партнерстве/Д.А.Жмулина//Юрист.-2015.-№7.
3.2.10. Жмулина, Д.А. Существенные условия соглашения о публично-частном партнерстве / Д.А. Жмулина // Российский юридический журнал. – 2015. – №5. – С. 147-155.
3.2.11. Жмулина, Д.А. Ответственность сторон соглашения о публично-частном партнерстве / Д.А. Жмулина // Вестник СпбГУ. – 2014. – №4.
3.2.12. Зубаха, П.А. Совершенствование законодательства в сфере государственно-частного партнерства / П.А. Зубаха // Вестник университета. – 2017. – №10. – С 16-21.
3.2.13. Истомин,В.Г. Государственно-частное и муниципально-частное партнерство: характеристика возникающих отношений в контексте развития правового регулирования/В.Г.Истомин//Конкурентное право. – 2016.-№2.-с.44-48.
3.2.14. Кондратьев, В.А. Обеспечение конкуренции при заключении соглашения о государственно-частном партнерстве / В.А. Кондратьев // Право и экономика. – 2016. – № 6.
3.2.15. Лебедев, А.А. Что нужно бизнесу? / А. А. Лебедев // эж-ЮРИСТ. – 2015. – № 39. – С. 35-39.
3.2.16. Леонтьев, С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» / С.Е. Лентьев. – М, 2013.
3.2.17. Мерзляков А. Д. От концессии до ГЧП [Электронный ресурс] // ГЧП Журнал. 2018, № 17. URL: https://www.vegaslex.ru/analytics/publications/from_concessions_to_ppp/ (дата обращения: 29.04.2019).
3.2.18. Попов А.И. Административно-договорное регулирование концессионных отношений: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016.- С.25-26.
3.2.19. Попондопуло, В.Ф. Публично-частное партнерство: понятие и правовые формы/В.Ф.Попондопуло//Арбитражные споры.-2014.-№2.-С.16.
3.2.20. Попондопуло, В.Ф. Законодательство о публично-частном партнерстве: цели и предмет регулирования, основные понятия//Сборник научных статей III Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы предпринимательского корпоративного права в России и за рубежом»/С.Д. Могилевский, М.А. Егорова.-М:Юстицинформ,2016
3.2.21. Попондопуло, В.Ф. Специальный инвестиционный контракт как правовая форма инвестиционных соглашения с участием публично-правового образования [Электронный ресурс] / В.Ф.Попондопуло //. – СПС «КонсультантПлюс».
3.2.22. Седлецкая Е. Г. Гражданско-правовое регулирование концессионных обязательств: общие положения // Гражданское право. 2012. № 6. С. 40-42.
3.2.23. Смирнов, Е.Е. Государство и частный капитал: перспективы партнерства обнадеживают / Е.Е. Смирнов // Аудитор. – 2015. – №11. – С37-41.
3.2.24. Родин, А.А. Новая среда для ГЧП / А.А. Родин // эж-ЮРИСТ. – 2015. – № 44. – С. 13-18.
3.2.25. Шишков, Б.Е. Механизмы государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. №12 (171). С. 88-97.
3.3. Диссертации и авторефераты диссертаций
3.3.1. Дятлова, Н.А. Соглашение о государственно-частном партнерстве: гражданско-правовые аспекты : дис. … канд. юрид. наук / Н.А. Дятлова. – Спб, 2017. – 38 с.
3.3.2. Казаков, А.О. Гражданско-правовой статус участников государственно-частного партнерства : дис. … канд. юрид. наук / А.О. Казаков. – М., 2018.
3.3.3. Любинин, Д.А. Партнерство государства и бизнеса: необходимость, содержание и формы реализации: Автореф. дис. канд. экон. наук.- М.,2008.
4. Интернет-Ресурсы
4.1. Платформа поддержки инфраструктурных проектов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pppi.ru/.
4.2. URL: https://www.law.ru/article/20611-qqq-16-m10-13-10-2016-zakon-o-gosudarstvenno-chastnom-partnerstve (дата обращения: 29.04.2019 г.)
4.3. URL: https://base.garant.ru/77773037/ (дата обращения: 29.04.2019 г.)
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!