Сохранение идентичности коренных народов на примере саамов

Осипова Валерия Александровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Данная работа освещает движение саамов за сохранение своей идентичности и самоопределение. В ней исследуются понятия этноса, этнической идентичности, выделяются их составляющие для саамов как отдельной общности. Анализируется правовое положение коренных народов на международном уровне в целом и положение саамов в странах их проживания в частности. Описываются конфликтные случаи, затрагивающие права и интересы саамов, решение которых является сутью движения за сохранение идентичности.

Введение…………………………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Коренные народы и этническая идентичность ……………………….. 8

1.1. Понятие этнической идентичности ……………………………………………….. 8

1.2. Роль языка в формировании идентичности………………………………….. 11

1.3. Право на самоопределение коренных народов в международных
правовых актах ………………………………………………………………………………………… 18

Глава 2. Трансграничное сотрудничество саамов и борьба за
самоопределение ……………………………………………………………………………………… 26

2.1. Саамы как представители коренных народов севера и их
сотрудничество вне национальных границ ……………………………………………….. 26

2.2. Борьба за права и культуру саамов ……………………………………………… 35

2.2.1. Российская Федерация……………………………………………………………… 35

2.2.2. Финляндия ………………………………………………………………………………. 42

2.2.3. Швеция ……………………………………………………………………………………. 47

2.2.4. Норвегия………………………………………………………………………………….. 50

Глава 3. Сохранение языков коренных народов как ключевой части
этнической идентичности …………………………………………………………………………. 56

3.1. Сохранение языков коренных народов в контексте международного
сотрудничества ………………………………………………………………………………………… 56

3.2. Сохранение саамских языков………………………………………………………. 63

Заключение ………………………………………………………………………………………. 71

Список источников и литературы ……………………………………………………… 74

Этническая принадлежность, идентичность и культура – это термины,
определяющие в совокупности этническую группу. Эти термины определяют,
чем данная группа объединена и чем она отличается от других. Язык и религия
также могут создавать и разграничивать группы и меньшинства. Одними из
таких меньшинств являются коренные народы.

Четкого закрепленного общепринятого определения понятию «коренной
народ» нет. Его формулировка варьируется в зависимости от государства.
Сохраняется общая черта: коренным народом считается этническая группа
людей, которая проживала на определенной территории до включения этой
территории в границы государства.

Коренной народ Саами уникален в особенности своего расположения
территории проживания – традиционная земля саамов, Сапми, пересекает
территории четырех разных государств: Швеции, Финляндии, Норвегии и
России. Трансграничное сотрудничество саамов в культурных, политических
и других сферах свидетельствует о их общей, отличной идентичности,
истории, культуре, социальной структуре и общих целях. Такое активное
взаимодействие внутри саамского сообщества, осуществляемое через
пограничные барьеры, ведет не только к развитию на международном уровне,
но также влияет на политику Саамов и их положение на национальном уровне
в каждой стране.

На протяжении своей долгой истории саамы боролись с посягательствами
государств на их землю, политическим и культурным угнетением и
дискриминацией. Во времена СССР саамы, проживающие на его территории,
были практически отрезаны от остальной части народа, что привело к
разрушению их традиционных культурных, социальных и экономических
структур. И только после эпохи Советского Союза саамы России начали
восстанавливать свою культуру и контакты с саами в других странах. Саамы
скандинавских стран, в свою очередь, также пережили политику угнетения и
ассимиляции. Саамская культура сильно пострадала в период популярности
расовой биологии, их культура и язык были практически уничтожены. Но в
обществе произошли значительные перемены, которые способствовали
объединению саамов в борьбе за свои права, культуру и сохранение своей
этнической идентичности.

Один из ключевых вопросов борьбы стоит в праве на самоопределение.
Принцип самоопределения основывается на том, что сами народы являются
обладателями этого права, при этом для коренных народов в самоопределении
важен тот факт, что у группы людей должны быть все средства и институты,
необходимые для выражения их общих черт, а также стремления иметь
идентичность. Принципиальной позицией саамов в этом вопросе является то,
что саами – единый народ, и, как и все прочие народы, они имеют право
определять свой политический статус, свободно определять свое собственное
экономическое, культурное и социальное развитие, а также свободно
распоряжаться своими природными ресурсами в своих собственных целях.

Сегодня права коренных народов закреплены в ряде международных
правовых актах, таких как Конвенция 167 о коренных народах и народах,
ведущих племенной образ жизни в независимых странах, Декларация ООН о
правах коренных народов, Конвенция об охране нематериального культурного
наследия, Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного
самовыражения и пр., которые закрепляют за коренным народом право на
пользование своими исконными землями и ресурсами, право на
самоопределение, развитие своей культура и языка и так далее. Барьером
обеспечению коренных народов описанными в документах правами является
то, что не все государства их ратифицируют (к примеру, Швеция до сих пор
не ратифицировала Конвенцию 167, что вызывает озабоченность у Комиссии
ООН), а также, не существует единого и общепринятого термина,
определяющего «коренной народ», в конкретном государстве этнические
меньшинства могут быть определены по-разному. Поскольку положение и
возможности саамов зависят, в первую очередь, от внутренних законов
конкретного государства, положение их общин в каждой стране разное.

В данном исследовании был рассмотрен опыт саамов как коренного
народа в борьбе за сохранение их идентичности. При рассмотрении отдельных
кейсов был сделан вывод, что, несмотря на ратификацию международных
правовых актов и введении национальных законов о коренных народах, где
определены их права на самоопределение, сохранение своей культуры и языка
и пользование своими исконными землями и ресурсами, на деле эти права
игнорируются. Несмотря на это, благодаря активной позиции саамов, и их
сотрудничества внутри этнической группы, у них получается добиваться
исполнения своих прав через суд и посредством взаимодействия с
международными организациями.

В процессе работы был также сделан вывод, что сохранение культуры,
языка и традиционного уклада жизни, которые являются составляющими
идентичности саамов, лежит исключительно на их собственном активизме.
Поскольку приоритет государства в получение доходов и новых рабочих мест
от проекта по добычи полезных ресурсов стоит выше, чем традиционные
промыслы саамов и природные ресурсы, страдающие от реализации этого
проекта на их традиционной территории – если сами саамы не заявят свои
права на пользование своими землями и промыслами, то эти права будут
проигнорированы в пользу выгодного проекта. В вопросах сохранения языка
также было определено, что языки вымирают не из-за их низкого статуса по
сравнению с доминирующим в регионе языком, а именно из-за людей, которые
отказываются от своих родных языков. Благодаря таким проектам как
Giellagáldu, направленному на модернизацию саамского языка, и таким
проектам как Sámigiela Sámi Mánáide, которые воспитывают культуру
саамского языка у маленьких детей, за последние десять лет саамский язык
значительно окреп.

Период ассимиляции оставил глубокие последствия для будущего саамов
и их идентичности. Большая часть народа не знают своей культуры и языка,
поскольку были вынуждены их забыть. Поэтому сегодня те представители
народа, которые действительно заинтересованы в сохранении своей культуры
и восстановлении ее исчезнувших частей, прилагают значительные усилия для
ее развития. И хотя практическая работа по сохранению своей культуры и
традиций лежит на самих саамах, поддержка со стороны государств,
выражающаяся в обеспечении и соблюдении прав, искоренении
дискриминации и достаточном финансировании программ по развитию
культуры и общества саамов также играет ключевую роль.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету