Состояние и перспективы энергетического сотрудничества РФ, ФРГ и Европейского союза в контексте реализации проекта «Северный поток – 2»

Бардин Георгий Евгеньевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В работе представлен анализ проблем и перспектив энергетического сотрудничества России, Германии и Европейского союза в рамках реализации «Северного потока – 2» на современном этапе. Проводится исследование основных подходов к вопросам энергетической безопасности и энергетическому сотрудничеству в Европе, ввиду множества определений и трактовок данных понятий предпринята попытка систематизировать знания по отношению ко всему Европейскому региону. Важным элементом работы является изучение особенностей сотрудничества Европейского союза, Германии и России в рамках энергетической политики, подчеркиваются отличительные черты и приоритеты акторов в этой области. Результатом исследования является формирование прогноза в отношении будущего формата энергетического сотрудничества представленных сторон в контексте запуска проекта «Северный поток – 2».

Актуальность исследования. Энергетика и энергетическая политика занимают очень важное место в деятельности каждого государства. Данная сфера получила серьезное динамическое развитие во второй половине XX века, и сегодня продолжает прогрессировать. В конце XX – начале XXI века роль межгосударственного взаимодействия и регулирования в сфере энергетики заметно возросла в системе международных отношений. Дипломатия в области энергетики сегодня включает в себя ряд вопросов, таких как надежные поставки энергоресурсов потребителям, обеспечение доступа к их источникам, международные аспекты ядерной энергии, а также обращение углеводородов и распределение электроэнергии. На современном этапе развития международных отношений энергетическая дипломатия занимает значительное место в мире.
В последнее время активно обсуждается вопрос преодоления глобального энергетического кризиса, который может быть вызван высокими ценами на энергоносители, снижением эффективности и надежности энергоснабжения, а также резким сокращением частных инвестиций в развитие этой отрасли. Существует два способа решить эту ситуацию. Первый – отказ от конкурентного рынка и усиление государственного контроля в энергетическом секторе. Второй – это интеграция государственной энергетической политики, разработка общих стандартов и законов управления в этой области. Подобные меры приводят к формированию новой модели государственной энергетической политики – интеграционно-конкурентной. Ее цель – создать общий энергетический рынок и разработать единую государственную политику для ряда стран. Один из примеров интеграционно-конкурентной модели мы можем увидеть в энергетической политике Европейского союза и скандинавских стран. Основой государственной энергетической политики в этих странах является продолжение общей политики развития конкуренции и интеграции европейского рынка.
На территории Европы в последние два десятилетия наблюдается формирование и развитие проблемы взаимодействия национальных государств и Европейского союза в ходе реализации энергетической политики. Процесс принятия решений на этом уровне часто носят несогласованный характер. Одним из примеров могут являться конфликты интересов между Германией и институтами ЕС в вопросах обеспечения европейских стран необходимыми энергоресурсами и формирования энергетической безопасности. Подобные противоречия могут трактоваться как результат рационального выбора ФРГ в пользу достижения своих собственных целей в энергетике, несмотря на ее участие в формировании общей энергетической политики интеграционного объединения. Учитывая, что Россия является самым важным и значимым партнером не только для Евросоюза, но и для Германии в частности, а также является частым предметом споров между Берлином и Брюсселем в области энергетической дипломатии, необходимо уделить особое внимание отношениям между РФ, ФРГ и ЕС в рамках энергодиалога.
Энергетическая политика Европейского союза претерпела множество изменений с момента создания Европейского Объединения угля и стали в 1952 году. Проблемы в этой сфере всегда беспокоили европейские страны: сам регион не особо богат энергоресурсами, в каждой отдельной стране есть свои особенности энергетической политики, и т.д. Именно поэтому мы можем сегодня наблюдать активные действия Евросоюза, которые относятся непосредственно к энергетическому сектору: создаются новые институты (например, Энергетический союз ЕС), подписываются новые соглашения, разрабатываются стратегии (например, Энергетическая стратегия ЕС до 2030 года), поддерживаются крупные проекты по строительству энергетической инфраструктуры (например, расширение доли ВИЭ в Германии), и, наконец, реализуются межгосударственные проекты по транспортировке энергоресурсов в Европу (например, «Северный поток – 2»).
Германию сегодня по праву можно назвать лидером Европейского союза: страна обладает высоким экономическим потенциалом, является финансовым донором для многих стран-членов, занимает первое место по количеству жителей и объему ВВП. Тем не менее, государство сегодня часто сталкивается с проблемами соответствия и поиска компромисса между национальными и наднациональными задачами. Это касается различных сфер деятельности, включая энергетику. Несмотря на поддержку различных инициатив Евросоюза, направленных на поддержку энергетической безопасности и выработки консолидированной позиции в этой области, Берлин предпринимает попытки сохранить определенную независимость в принятии решений в энергетике. Одним из очевидных примеров такой политики может являться стремление ФРГ реализовать проект «Северный поток – 2», который, по мнению ряда европейских институтов, несет прямую угрозу энергетической безопасности в регионе и в будущем будет являться инструментом давления со стороны России. Лоббирование Германией проекта оказалось настолько эффективным, что долгое время на газопровод не распространялись общеевропейские правила Газовой директивы.
Российская Федерация сегодня является важнейшим и основным партнером Европейского союза в энергетической сфере: взаимовыгодное сотрудничество помогает сторонам обеспечивать как энергетическую стабильность, так и постоянный обмен инвестициями и технологиями. Растущее энергопотребление в Европе обеспечивает стабильный импорт энергоносителей из России, однако, в последнее время, стремление ЕС перейти на низкоуглеродную экономику и диверсифицировать поставки вносит некую неопределенность в перспективы сотрудничества двух акторов. Учитывая последние геополитические события (Украинский кризис, «газовые войны», введение санкций), отношения между РФ и ЕС находятся в кризисном состоянии, что отражается и на энергодиалоге: в последнее время Европейский союз все чаще заявляет о том, что Россия злоупотребляет своим доминирующим положением на европейском рынке энергоресурсов. Несмотря на это, отношения между Россией и Германией остаются на достаточно активном уровне, что демонстрируется совместной реализацией «Северного потока – 2» и договоренностями в отношении стран-транзитеров.
Углубление и расширение сотрудничества между РФ, ФРГ и ЕС в области энергетики возможно при соблюдении ряда условий: отказ от взаимных санкций, достижение компромисса в области совместных инвестиционных проектов в энергетике, единство мнений в контексте ожидаемых перспектив обеспечения энергетической безопасности в Европе. Но в то же время, позиции акторов по отношению друг к другу сегодня не позволяют говорить о каком-то прогрессе или улучшении в этой области. В этой связи, Германия может стать надежным посредником между Россией и ЕС, но при этом Берлину придется выбирать между консолидированной позицией интеграционного объединения и партнерскими двусторонними отношениями с РФ. Помимо этого, вопрос реализации и запуска «Северного потока – 2» вносит значительные изменения в риторику сторон: для ФРГ это постоянный и надежный приток энергоресурсов, для РФ газопровод станет важным достижением в рамках импорта на энергетические внутренние рынки Европы, а Европейский союз сможет рассмотреть новые возможности и альтернативы энергоэффективности и перехода на низкоуглеродную экономику.
Энергетика играет ключевую роль в ресурсном обеспечении экономического развития и повышении конкурентоспособности экономики любого государства. Поэтому анализ имеющихся в настоящее время моделей региональной и международной энергетической политики и оценка их эффективности представляются крайне актуальными исследовательскими практиками.
Актуальность исследования обусловлена ​​двумя причинами. Во-первых, в условиях глобализации энергетическая политика стала неотъемлемой частью политических процессов не только государств, но и целых регионов. Этот процесс отражается на поведении и решениях многих акторов и глав государств в частности. Во-вторых, многие исследователи отмечают рост международных событий, которые являются прямым результатом энергетической политики: строительство новых газопроводов и нефтепроводов в Европе и Азии, успехи ведущих стран в поиске новых способов производства энергии (к примеру, производство сланцевой нефти и сжиженного природного газа), обсуждение безопасности ядерной энергетики и т. д.
Целью данного исследования является анализ проблем и перспектив энергетического сотрудничества России, Германии и Европейского союза в рамках реализации «Северного потока – 2» на современном этапе. Для раскрытия цели были поставлены следующие задачи:
Выявить основные подходы к вопросам энергетической безопасности и энергетическому сотрудничеству в Европе
Выделить особенности сотрудничества ЕС, ФРГ и РФ в рамках энергетической политики
Спрогнозировать перспективы энергетического сотрудничества в Европе в контексте запуска проекта «Северный поток – 2»
Объектом исследования является энергетическое сотрудничество между Россией, Германией и Европейским союзом. Предметом исследования – реализация проекта «Северный поток – 2».
Теоретические основы исследования. Сегодня степень изученности вопроса остается незначительной. Большинство источников предоставляют только прогнозы развития и статистические данные, а также исследования, проводимые на их основе. В контексте представленной работы была предпринята попытка проанализировать действия и решения акторов в области энергетики с точки зрения теории рационального выбора.
Методология исследования. В качестве методов исследования использовались:
Применение системного метода наглядно продемонстрировало степень зависимости политики Германии и России от внутренних и внешних воздействий и позволило спрогнозировать влияние политический действий и решений на общество и политические элиты исследуемых акторов
Структурно-функциональный метод позволил проанализировать функции и взаимодействие энергетической политики Евросоюза и Германии на региональном и международном уровнях, и выявить степень их эффективности
Сравнительный анализ дал возможность оценить общие черты и особенности энергетической политики России, Германии и ЕС и сделать на основе этого содержательные выводы
При написании второй главы исследования активно применялся метод дедукции, так как отношения рассматривались в порядке «от общего к частному», то есть от наднациональных к национальным.
Источниковая база работы. В качестве источников работы были рассмотрены основные директивы Европейского союза в области энергетики, включая такие базовые документы как Газовая директива ЕС и Третий энергетический пакет. Помимо этого, на формирование оценки энергетической политики ФРГ существенно повлиял анализ внутриполитических документов и инициатив Федерального сетевого агентства. Для рассмотрения современного диалога России и Евросоюза в энергетике были изучены базовые Соглашения о сотрудничестве, а также Дорожные карты.
Степень научной разработанности темы исследования. В целом, тема энергетического сотрудничества в отношениях между Россией, Германией и Евросоюзом анализируется довольно часто, как в отечественной, так и в зарубежной политической науке. В раскрытии общетеоретических вопросов данной темы существенный вклад внесли в своих трудах А. Даунс, Дж. Като, Д. Истон, Т. Восс, В.П. Култыгин, О.В. Боровская, М.Е. Богучарский, и другие. Работы вышеперечисленных исследователей посвящены теоретическому обобщению основных положений, относящихся напрямую к энергетической политике Европейского региона.
В последнее время уделяется особое внимание анализу двусторонних отношений внутри формата РФ-ФРГ-ЕС в области энергетики. Данный вопрос рассматривается в двух плоскостях: как составная часть внешней политики акторов и как важная часть энергетической дипломатии и энергетической безопасности. В этой связи характерны труды таких авторов, как: С. Бикенбах, А. Рар, М. Клепфер, Ф. Оссенбюль, Ж.-П. Шнайдер, Дж. Виланд, И.Н. Матвеев, Б.А. Ночвина, М.М. Владимирова, В.Г. Однокоз, К.А. Парусова, М. Пашке. Исследования указанных авторов в основном посвящены изучению исторических, политических и экономических факторов, которые в той или иной степени повлияли на сформировавшуюся архитектуру энергетического сотрудничества в Европе, выявлению некоторых негативных аспектов в сегодняшнем энергетическом партнерстве акторов, а также выдвигают конкретные предположения по будущей структуре энергодиалога в Европе.
Большое значение для осмысления и углубленного анализа влияния проекта «Северный поток – 2» на энергетическое сотрудничество России, Германии и Европейского союза имеют научные труды, связанные с изучением вопросов процесса строительства газопровода и действий наднациональных институтов ЕС в этом контексте. Эти вопросы поднимают в своих работах М. Сандер, Р. Мургаш, С.Ю. Черников, Е.А. Дегтерева, и другие.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
Впервые сформулирован и проведен анализ политического аспекта проекта «Северный поток – 2» на политику России, Германии и Европейского союза
Предложена оценка «Северного потока – 2» через призму отношений РФ-ФРГ-ЕС
Разработан сценарный прогноз развития энергетического сотрудничества в Европе в среднесрочной перспективы после реализации проекта «Северный поток – 2»
Структура работы обусловлена задачами исследования. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. В первой главе приводятся теоретические основы работы и подробно рассматриваются специфика и состояние энергетического сотрудничества в Европе сегодня. Во второй главе анализируются отношения между Россией, Германией и Европейским союзом в рамках энергетической политики. Третья глава содержит анализ перспектив будущей архитектуры энергетического сотрудничества между рассматриваемыми акторами с учетом фактора строительства и ввода в эксплуатацию проекта «Северный поток – 2». В заключении приводятся итоги исследования.

На основании проведенного исследования можно заключить, что, в контексте реализации проекта «Северный поток – 2», отношения между Россией, Германией и Европейским союзом в области энергетики будут претерпевать определенные изменения, которые в будущем окажут прямое воздействие на осуществление внешней политики вышеупомянутых акторов.
В последние 10-15 лет, энергетическая политика Европейского союза является многоплановой и развитой структурой, которая представляется одним из важнейших элементов ядра всего интеграционного объединения. Отталкиваясь от исторических предпосылок, эта политика была важным звеном в формировании единой политики в Европейском регионе, что сделало возможным дальнейшую интеграцию на ее основе. После этого, с вступлением новых членов в ЕЭС, страны начали активизировать сотрудничество в других областях. Среди основных целей современной энергетической политики можно выделить развитие внутреннего энергетического рынка и укрепление энергетической безопасности, поскольку эти цели ясно показывают стремление Евросоюза к максимальной энергетической автономии и снижению энергетической зависимости от других стран. Важным элементом в контексте региональной энергетической повестке дня является участие институтов ЕС в формировании и развитии энергетики. Невозможно выделить один орган, который занимается всеми вопросами в этой области, но Европейская комиссия несет большую ответственность за определение тенденций и дальнейшее развитие. Что особенно важно, благодаря деятельности учреждений учитываются интересы всех сторон в рамках ЕС: населения (Европейский парламент), глав государств и правительств (Европейский совет) и общих интересов Европейского союза (Европейская комиссия)
Внутри Евросоюза постоянно проходят различные этапы модернизации в сфере энергетики, многие проекты внутри Евросоюза и за его пределами, а также позиции стран и общие тенденции играют большую роль. Основными областями, которые интенсивно развиваются энергетической политикой и ее проектами, в частности, являются возобновляемые источники энергии, постепенная денуклеаризация энергии и разработки в области эффективного потребления энергетических ресурсов. Что касается конкретных проектов, то наиболее перспективными и масштабными проектами являются «Северный поток – 2», реализация Директивы 2010/31 об энергоэффективности зданий и Программы финансирования ВИЭ, в которой участвует почти половина стран-членов ЕС. Также энергетическое сотрудничество в Европе сегодня невозможно без диалога между крупным экспортером и импортером энергоресурсов в регионе – России и Европейского союза.
Говоря об энергетическом сотрудничестве внутри треугольника РФ-ФРГ-ЕС, важно отметить влияние на рассматриваемые процессы двусторонних отношений между этими акторами. Германия и Европейский союз, очевидно, существуют в тесной политической и экономической зависимости. Но в последнее время все чаще отмечаются попытки Берлина сохранить превалирующий национальный контроль над некоторыми сферами деятельности, включая энергетику. В рамках внутренней политики Евросоюза, Германия делает все возможное, чтобы европейские страны не сильно зависели от экспорта энергоресурсов. Это выражается в выделении дотаций некоторым странам ЕС и финансировании крупных перспективных энергетических проектов на территории Европы, главным из которых сегодня является «Северный поток – 2». Германия сегодня имеет все условия и предпосылки для того, чтобы стать гарантом энергетической безопасности в Европе: развитые технологии и инновации в области ВИЭ, статус главного дистрибьютера энергоресурсов (особенно, газа) и лидирующие позиции с точки зрения энергетической дипломатии позволят укрепить как региональные, так и глобальные позиции ФРГ в этом контексте. Но подобное усиление нравится далеко не всем странам-членам ЕС, особенно странам-транзитерам, так как они могут лишиться большой доли финансирования. Эти противоречия сегодня вызывают конфликт интересов внутри интеграционного объединения.
Отношения между Евросоюзом и Россией в области энергетики являются напряженными, что вызвано геополитическими (Украинский кризис, введение обоюдных санкций) и экономическими (разница интересов между главным поставщиком и потребителем энергоресурсов) причинами. Хотя внутри ЕС и есть противоречия между странами в рамках осуществления единой энергетической политики в Европе, никто не может оспорить тот факт, что альтернативы России в вопросах обеспечения Европы энергоносителями сегодня не существует. Поэтому главной задачей сторон в среднесрочной перспективе является достижение компромисса и развитие перспективных возможностей, которые смогут придать энергодиалогу статус стратегического сотрудничества. Так или иначе, энергетическая взаимозависимость напрямую будет влиять на отношения РФ и ЕС, особенно в условиях растущей нестабильности на энергетических мировых рынках.
Энергетическое сотрудничество между Россией и Германией является неотъемлемой частью политического диалога. Поэтому можно говорить о формировании уникальных особенностей взаимодействия двух стран в области энергетики. Сотрудничество претерпело серьезное видоизменение – от обычных торговых отношений в сфере энергоресурсов до совместного проектирования инфраструктурных проектов и обмена разработками и инновационных технологий. До сих пор, несмотря на охлаждение отношений между РФ и ЕС, Германия остается важным партнером России на Западе, и несмотря на новые стратегические ориентиры ФРГ в энергетике, страны поддерживают энергетический диалог. Важным подтверждением этому является лоббирование «Северного потока – 2» и модернизация ТЭК России.
Современная энергетическая обстановка в регионе отмечается следующими особенностями: страны ЕС обсуждают уровень и характер воздействия наднационального законодательства на инфраструктурные энергетические проекты, США пытается активно повлиять на энергетический баланс в регионе с помощью продвижения СПГ на внешние энергетические рынки, напряженные отношения Евросоюза с Россией существенно замедлили инициативы в области обеспечения энергетической безопасности. В связи с этим, роль отдельных ведущих стран в регионе приобретает важное и определяющее значение. Так, Германия призывает ЕС принять защитные меры против санкций США, которые напрямую повлияли на завершение строительства «Северного потока – 2» в срок, выступает за сближение с Россией по причинам прямой энергетической взаимозависимости и реализует инициативы по модернизации энергосетей в других европейских странах.
Несмотря на то, что Германия является членом Европейского союза, она продолжает действовать как рациональный актор, стараясь получить максимальную выгоду из всех своих внешнеполитических решений, в том числе и в энергетике. Поддерживая национальные инициативы и проекты, Берлин, конечно, не забывает и о развитии всего интеграционного объединения. Но последние действия ФРГ на внешнеполитической арене показывают, что страна ставит национальные интересы выше наднациональных: так, долгое время удавалось удерживать «Северный поток – 2» вне юрисдикции Газовой директивы, а когда это, по политическим и экономическим причинам, стало невозможным, Федеральное сетевое агентство приняло новое решение – исключить «Северный поток» из-под влияния Газовой директивы на следующие 20 лет на территории Германии. Данное проявление рационального выбора демонстрирует, что ФРГ может в будущем стать еще более влиятельным актором по отношению ко всем странам-членам Европейского союза.
Ожидается, что в перспективе формат отношений РФ-ФРГ-ЕС в рамках энергетического сотрудничества может привести к стабильному обеспечению энергетической безопасности в Европе, модернизации и развитию инновационных технологий, а также к расширению энергосетей и появлению новых совместных инфраструктурных проектов. Россия по-прежнему останется главным импортером энергоресурсов, но ее влияние на страны-транзитеры значительно возрастет. Это будет связано с попытками максимально эффективно использовать обходные маршруты поставок энергоресурсов, одним из которых является «Северный поток – 2». Европейский союз в среднесрочной перспективе будет стараться снизить энергетическую зависимость от России путем поиска новых путей импорта и диверсификации поставок, но по-прежнему не будет кардинально менять политику в отношении своего партнера. А Германия, вероятнее всего, сможет эффективно играть роль посредника в энергодиалоге между РФ и ЕС и этому есть веские причины. Во-первых, именно с этой страной у России наблюдаются самые тесные контакты как в рамках энергетических национальных компаний, так и при согласовании различных энергетических проектов. Во-вторых, Германия старается подчеркнуть свою значимость и сознательно делает выбор в пользу частичного обособления от ЕС в некоторых областях внешней политики, что помогает Берлину более тактично подходить к диалогу со странами, которые не входят в состав интеграционного объединения. И, в-третьих, стремление ФРГ как можно скорее закончить проект «Северный поток – 2» демонстрирует желание Берлина доказать Европейскому союзу состоятельность данной инициативы, что в будущем может послужить хорошим поводом для возобновления активного диалога между ЕС и РФ не только в энергетической, но и в остальных сферах деятельности

Источники
Договор о Европейском союзе – Маастрихтский договор. URL: (дата обращения: 15.03.2020)
«Дорожная карта» по общему экономическому пространству от 2005 года. URL:(дата обращения: 26.02.2020)
Дорожная карта энергетического сотрудничества России и ЕС до 2050 года // Брюссель. 2011. URL: (дата обращения: 17.01.2020)
Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата // ООН. URL: (дата обращения: 16.02.2020)
Концепция формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС // Евразийская экономическая комиссия. URL: (дата обращения: 18.03.2020)
Протокол к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между РФ и ЕС от 2004 года. URL: (дата обращения: 25.02.2020)
Рамочная конвенция ООН об изменении климата // ООН. URL:(дата обращения: 13.03.2020)
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между РФ и ЕС от 1997 года. URL: (дата обращения: 25.02.2020)
Энергетическая стратегия России на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р. // Министерство энергетики Российской Федерации. URL: (дата обращения 07.03.2020)
2020 climate & energy package // European Commission. URL: (дата обращения: 17.12.2019)
2030 climate & energy framework // European Commission. URL:(дата обращения: 17.12.2019)
2050 long-term strategy // European Commission. URL: (дата обращения: 20.12.2019)
A policy framework for climate and energy in the period from 2020 to 2030 // European Commission. URL: (дата обращения: 20.03.2020)
Clean Energy for all Europeans Package (COM(2016)(0860) // European Commission. URL: (дата обращения: 17.03.2020)
Concluding document of the 1991 Hague Conference on the European Energy Charter. URL:(дата обращения: 18.12.2019)
Council Directive 2004/67/EC of 26 April 2004 Concerning Measures to Safeguard Security of Natural Gas Supply/ The Council of the EU // Official Journal of the European Union. URL:(дата обращения: 17.11.2019).
Directive . Internal market for energy. // European Parliament. URL: (дата обращения: 20.01.2020)
Directive 2009/28/EC of the European Parliament and of the Council on the promotion of the use of energy from renewable sources and amending and subsequently repealing Directives 2001/77/EC and 2003/30/EC // Official Journal of the European Union. URL: (дата обращения: 16.02.2020)
Directive 2009/72/EC concerning common rules for the internal market in electricity. // European Commission. URL: (дата обращения: 20.01.2020)
Directive 2009/73/EC concerning common rules for the internal market in natural gas. // European Commission. URL: (дата обращения: 20.01.2020)Downs, A. An Economic Theory of Democracy / A. Downs – NYC, Harper, 1957. – pp. 75-79
Directive 2012/27/EU of the European Parliament and of the Council of 25 October 2012 on energy efficiency, amending Directives 2009/125/EC and 2010/30/EU and repealing Directives 2004/8/EC and 2006/32/EC // European Parliament. URL: (дата обращения: 17.12.2019)
Energy for the Future: Renewable sources of Energy. White paper for a Community Strategy and Action Plan // European Commission. URL: (дата обращения: 18.01.2020)
Energy Infrastructure Priorities for 2020 and Beyond – A Blueprint for an Integrated European Energy Network // European Commission. URL: (дата обращения: 21.11.2019)
Final Act of the European Energy Charter Conference. Lisbon. 1994. URL: (дата обращения: 21.12.2019)
The Green Paper «Towards a European strategy for the security of energy supply» // European Commission. 2000. URL: (дата обращения: 17.01.2020)
The Green Paper «Towards a European strategy for the security of energy supply» (With changes to 03.2015) // European Commission. URL: (дата обращения: 14.12.2019)
The Strategic Energy Technology (SET) Plan. Working paper 2017 // European Commission. URL: (дата обращения: 19.11.2019)
Third National Energy Efficiency Action Plan (NEEAP) 2014 for the Federal Republic of Germany. URL: (дата обращения: 18.02.2020)
Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community 2007/C306/01 // Official journal of the European Union. URL: (дата обращения: 22.01.2020)
Die wirtschaftliche Entwicklung des Bergbaus in der Bundesrepublik Deutschland im Jahr 2010 – 2015. Bergwirtschaft und Statistik / Bundesministerium für Wirtschaft und Energie. URL: (дата обращения: 01.04.2020)

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету