Сотрудничество Евразийского экономического союза и Ирана: проблемы и перспективы

Данилик Дарина Алексеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Целью выпускной квалификационной работы является определение особенностей сотрудничества Ирана и Евразийского экономического союза. В ходе исследования были определены основные подходы к формированию Большой Евразии и большого евразийского партнерства, впервые дан комплексный анализ отношениям между Ираном и ЕАЭС, выявлены и оценены основные угрозы и риски сотрудничества с ЕАЭС для Ирана, а также проанализированы проблемы и перспективы развития отношений между Ираном и ЕАЭС.
В результате проведенного исследования мы пришли к тому, что концепции по формированию Большой Евразии прежде всего необходимо рассматривать с экономической точки зрения. Она подразумевает сближение рыночных и хозяйственных механизмов, снятие экономических барьеров с целью создания благоприятных условия для торгово-экономического взаимодействия между странами евразийского пространства.
Говоря о Большой Евразии, надо иметь ввиду, что географически это страны постсоветского пространства, а также евразийского пространства, которые заинтересованы в развитии интеграционных отношений и готовы закрепить данный формат отношений на нормативно-правовом уровне. Сейчас ключевым звеном, объединяющим такие страны, является ЕАЭС. Внешняя стратегия ЕАЭС сосредоточена на расширении интеграционных отношений как с третьими странами, так и с другими интеграционными проектами.
Внешнеполитическая стратегия Ирана определяется не только его внешнеполитическими интересами, но и развитием интеграционных отношений между странами евразийского региона. Прежде всего, в интересах Ирана противостоять региональным вызовам и угрозам, создавая собственную систему безопасности в данном регионе путем установления диалога с соседними странами. Начало взаимодействия Ирана и ЕАЭС приходится на период снятия ряда экономических санкций с Ирана, что обеспечивало ему доступ в сферы торговли, технологий, финансов, энергетики. Именно на волне выхода из кризиса по иранской ядерной программе и ожидаемой отмены санкций ЕАЭС видел предпосылки для формирования в Иране новой точки регионального экономического роста.
Возникающие препятствия на пути взаимодействия Ирана и ЕАЭС негативным образом влияют на развитие сотрудничества между двумя сторонами. Основные проблемы взаимодействия Ирана и ЕАЭС можно выделить в две группы: внешние и внутренние. Перспективы развития сотрудничества между Ираном и ЕАЭС позволяют нам понять, что взаимодействие Ирана и ЕАЭС не ограничится только Временным соглашение о ЗСТ. Намеченные на первое полугодие 2021 г. переговоры о заключении полноформатного соглашения о Зоне свободной торговли показывают намерения обеих сторон развивать дальнейшее взаимодействие. Дальнейшее углубление отношений между Ираном и ЕАЭС в целом соответствует его внешнеполитическим интересам: противостоять региональным вызовам и угрозам, создавая собственную систему безопасности в данном регионе путем установления диалога с соседними странами.

Введение ………………………………………………………………………………………………………………………3
I. Основные концептуальные положения евразийских интеграционных
процессов ……………………………………………………………………………………………………………………11
1.1. Особенности евразийских интеграционных процессов: концепции «Большой
Евразии» и большого евразийского партнерства …………………………………………………..11
1.2. Место и роль ЕАЭС в евразийском регионе …………………………………………………….25
II. Внешнеполитическая стратегия Ирана в евразийском регионе ………………………… 42
2.1. Внешнеполитические цели и интересы Ирана в евразийском регионе …………..42
2.2. Основные акторы и направления сотрудничества Ирана в евразийском
регионе …………………………………………………………………………………………………………………….49
2.3. Взаимодействие Ирана и ЕАЭС: соглашение о Зоне свободной торговли как
один из этапов вхождения в ЕАЭС………………………………………………………………………….58
III. Проблемы и перспективы сотрудничества Ирана и ЕАЭС ………………………………..68
3.1. Угрозы, риски и преимущества сотрудничества с ЕАЭС для Ирана ………………68
3.2. Проблемы сотрудничества Ирана и ЕАЭС ……………………………………………………… 75
3.3. Перспективы сотрудничества Ирана и ЕАЭС ………………………………………………….79
Заключение ……………………………………………………………………………………………………………….. 84
Список источников и литературы ……………………………………………………………………………..89
Список сокращений ………………………………………………………………………………………………….105
Приложение ……………………………………………………………………………………………………………… 106
Рисунок 1. Доля товаров в % от объема всего импорта за 2019 г. ……………………….. 106
Рисунок 2. Доля товаров в % от объема всего экспорта Ирана за 2018 г. …………….106
Рисунок 3. Доля товаров в % от объема всего экспорта Ирана за 2017 г. …………….106
Рисунок 4. Доля стран в % от объема всего экспорта Ирана за 2019 г. ………………..107
Рисунок 5. Доля стран в % от объема всего экспорта Ирана за 2018 г. ………………..107
Рисунок 6. Доля стран в % от объема всего экспорта Ирана за 2017 г. ………………..107
Рисунок 7. Доля стран в % от объема всего импорта Ирана за 2019 г. …………………108
Рисунок 8. Транспортный коридор Север-Юг ………………………………………………………. 108
Рисунок 9.Расположение порта Чабахар в Центральной Азии ……………………………..108
Рисунок 10.Маршруты ЭПШП …………………………………………………………………………….109
Рисунок 11. Железнодорожный транспортный коридор на Южном Кавказе ……….109
Приложение 2. Матрица контент-анализа выступлений верховного лидера и
президента Ирана (2018-2021 гг.) ……………………………………………………………………………110

Актуальность темы исследования
Изучение интеграционных процессов на региональном уровне находится в центре
внимания современной политической науки. Говоря о евразийской интеграции, обычно
подразумевают интеграцию государств постсоветского пространства. Однако в
современном понимании евразийская интеграция предполагает гораздо более широкий
охват государств. С этой целью в данной работе были разграничены понятия «евразийский
регион», «евразийское пространство», «евразийская интеграция». Страны евразийского
региона объединяет географическая близость, общая история, длительное пребывание в
составе одного государства и наличие общего языка межнационального общения и,
соответственно, в данное понятие входят все бывшие республики СССР1. Однако не все
страны евразийского региона заинтересованы в евразийской интеграции, а те, которые,
наоборот, заинтересованы в ней, территориально не находятся в евразийском регионе. Так
как понятие «пространство» не имеет жесткой привязки к территории2, то евразийское
пространство может включать в себя как государства евразийского региона, так и
государства, заинтересованные в евразийской интеграции. К таким странам можно отнести
Вьетнам, Египет, Израиль, Индию, Иран, Китай и другие.
С активизацией интеграционных процессов на евразийском пространстве
руководители государств, а также исследователи стали говорить о концепциях Большой
Евразии и большого евразийского партнерства. Единой концепции построения большого
евразийского партнерства не существует, поэтому в данной работе автором была
поставлена задача выделить подходы к его формированию.
Центральное место в евразийской интеграции отводится региональной
экономической организации – Евразийскому экономическому союзу, целью которого
является интеграция государств-членов в торгово-экономической, транспортной,
энергетической и других сферах, а также создание сети зон свободной торговли с
заинтересованными в евразийской интеграции акторами. Одним из таких государств
выступил Иран, который в течение долгого времени не проявлял заинтересованности в
установлении отношений с другими странами в рамках интеграционных объединений.
В 2018 г. Иран заключил с ЕАЭС временное соглашение о создании Зоны свободной
торговли, тем самым выразив свое намерение в сотрудничестве со странами-членами
Фролов В.Е. Политические аспекты интеграционных процессов в евразийском регионе // Диссертация на

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету