Совершенствование управления компанией в условиях кризиса
Актуальность исследования заключается в разработке подходов по совершенствованию системы управления компанией в условиях кризиса. Цель исследования – проведение анализа существующих методических и стратегических подходов управления компанией в условиях кризиса и разработка рекомендаций по их совершенствованию. Задачи исследования: – проведение анализа понятия управления компанией в условиях кризиса; – определение целей, задач и функций управления в условиях кризиса; – оценка механизмов управления в условиях кризиса в российской и зарубежной практике; – анализ отечественных и зарубежных подходов оценки состояния компании в усло-виях кризиса; – определение альтернативных стратегий по выводу компании из кризиса; – разработка механизма и схемы формирования стратегии в условиях кризиса; – проведение оценки управления компанией в условиях кризиса и разработка реко-мендаций по его совершенствованию. Основные результаты работы: – проведен анализ российского и зарубежного опыта оценки состояния компании в условиях кризиса и предложены показатели на базе комплексного подхода; – разработаны механизм и схема формирования стратегии компанией в условиях кри-зиса; – разработана схема анализа состояния нефтяной компании в условиях кризиса на базе комплексного подхода, в которой оценку текущего состояния компании предложено опре-делять на базе матрицы потери его устойчивости; – разработаны рекомендации по совершенствованию системы снабжения и сбыта компании. Научная новизна работы заключается: – разработана система показателей на базе комплексного подхода оценки состояния компании в условиях кризиса; – сформирован механизм и разработана схема формирования стратегии в условиях кризиса; – разработаны рекомендации по совершенствованию управления нефтяной компанией в условиях кризиса. В рамках совершенствования деятельности нефтяной компании в условиях кризиса предложены следующие рекомендации: – для оценки состояния компании была предложена к существующей системе показа-телей система показателей, отражающая производственную и финансовую деятельность компании. На базе анализа действующих компаний и компаний-банкротов нефтяного сектора составлена матрица, отражающая потери устойчивости состояния компании. – в рамках повышения эффективности управления системы снабжения, предложено введение в штат компании специалиста по снабжению и возложения на него снабженческих функций, выполняемых планово-экономическим отделом и исполнительным директором. – в рамках совершенствования сбытовой деятельности компании предложена оптими-зация структуры ассортимента реализуемой нефтегазовой продукции и создание интернет – магазина. Ключевые слова: кризис, компания, управление компанией в условиях кризиса, меха-низм управления в условиях кризиса, оценка состояния компании, банкротство компании, оценка системы управления компанией в условиях кризиса, стратегия управления компанией в условиях кризиса, устойчивость состояния компании.
В результате влияния факторов внутренней (производство, маркетинг, персонал, финансы и т.д.) и внешней среды (конкуренты, рыночная конъюнктура, потребители, политика государства и т.д.) в процессе управления компанией постоянно происходят изменения. Их влияние повышает риск в системе управления, в результате чего, компания может перейти из одной фазы жизнедеятельности в другую (подъем, спад, кризис).
Анализ данных факторов показывает, что существующие методы, применяемые на практике, не обеспечивают эффективное управление компанией, что приводит к появлению нового направления для предотвращения (предупреждения) кризиса. Для выхода из кризиса компания должна провести анализ текущего положения дел и определить пути, являющиеся элементами ее стратегии.
Анализ различных подходов в российской и зарубежной практике показывает, что вопросы управления компанией в условиях кризиса проработаны многими авторами (О.В. Антоновой, К.В. Балдиным, Е.П. Жаровой, Е.Г. Ивасенко, А.П. Добровинским, Л. Бердом, Е.Бридхамом, Б. Бленчардом и др.). Однако следует отметить, что в современной российской науке не выработано определенного подхода к оценке кризисного состояния компании и механизма его управления. Следовательно, разработка подходов в выборе эффективных методов такого управления компанией на основе ее оценки состояния и отражает актуальность темы исследования в диссертационной работе.
Гипотеза. Совершенствование подходов в методике оценки компании и ее управлении в условиях кризиса способствует своевременному выявлению причин образования и предупреждения кризиса, а также негативных последствий его течения.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является проведение анализа концептуальных основ, методических и стратегических подходов управления компанией в условиях кризиса и разработка рекомендаций.
Цель исследования достигается путем решения следующего ряда задач:
1. Проведение анализа научной литературы на предмет определения понятия управления компанией в условиях кризиса.
2. Определение целей, ключевых задач и функций управления компанией в условиях кризиса.
3. Оценка зарубежных и отечественных механизмов управления компанией в условиях кризиса.
4. Проведение анализа отечественных и зарубежных подходов оценки состояния компании в условиях кризиса.
5. Определение существующих альтернативных стратегий по выводу компании из кризиса.
6. Разработка механизма и алгоритма формирования стратегии компанией по выводу ее из кризиса.
7. Проведение оценки системы управления компанией в условиях кризиса.
8. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления компанией в условиях кризиса.
Предмет исследования. Предметом исследования в работе являются методические и стратегические подходы управления компанией в условиях кризиса.
Объект исследования. Объект исследования – система управления компанией ООО «Лин Бизнес Системы» в условиях кризиса.
Теоретическая и научная новизна. Теоретическая новизна исследования заключается в анализе существующей концепции управления компанией в условиях кризиса:
– определение понятия кризиса, его причин образования и классификации;
– определение понятия управления в условиях кризиса и существующих его механизмов;
– проведение анализа существующих методик оценки состояния компании в условиях кризиса в российской и зарубежной практике;
– проведение анализа существующих альтернатив по выводу компании из кризиса.
Научная новизна результатов исследования состоит в совершенствовании методических основ оценки и управления компанией в условиях кризиса:
– разработана система показателей, отражающая комплексный подход оценки финансового состояния компании в условиях кризиса;
– сформирован механизм управления компанией в условиях кризиса;
– разработан алгоритм формирования стратегии компанией в условиях кризиса;
– разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления компанией ООО «Лин Бизнес Системы» в условиях кризиса.
Методологическая основа исследования. В решении конкретных задач в исследовании использовались исторический метод, системный подход, метод классификации, описательный метод и другие общенаучные методы и инструменты.
Информационная база исследования. Информационную базу исследования в работе составляют труды в области управления в условиях кризиса (антикризисное управление), финансового менеджмента и анализа финансово-хозяйственной деятельности компании (предприятия).
Результаты исследования. Результатами исследования в работе являются:
– проведен анализ и сформировано авторское определение понятия кризиса;
– определены основные причины образования кризиса и этапы его развития;
– проведен анализ и сформировано авторское определение понятия управления в условиях кризиса;
– определены цели, задачи, функции на макро- и микроуровне, на основании которых сформирована характеристика системы управления в условиях кризиса;
– определены принципы организации управления в условиях кризиса;
– определены основные положения устойчивого состояния компании;
– представлена классификация показателей для анализа состояния компании в условиях кризиса, используемой и законодательно утвержденной в российской практике;
– показан зарубежный опыт анализа состояния компании в условиях кризиса на примере моделей Альтмана, Бивера и Спрингейта; отражены причины невозможности использования данных моделей в российской практике для оценки состояния компании;
– предложена методика оценки состояния компании в условиях кризиса, основанная на элементах ее деятельности, состоящая из оценки конкурентоспособности, финансовой устойчивости и производственной эффективности;
– определены альтернативные стратегии по выходу компании из кризиса, описаны их мероприятия и процедуры;
– разработаны диагностика состояния, механизм и алгоритм формирования стратегии компанией в условиях кризиса;
– разработаны рекомендации по совершенствованию анализа состояния компании, системы управления снабжением и сбытом в условиях кризиса.
Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении фундаментальных и методических основ управления компанией в условиях кризиса в российской и зарубежной практике.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования заключается в использовании содержащихся методических подходов, рекомендаций и практических предложений по совершенствованию системы управления компанией в условиях кризиса
В ходе проведенного исследования были получены выводы и разработаны научные рекомендации.
1. Исследована эволюция понятия кризиса, описаны его трактовки в разных научных областях в разные периоды времени, проведен анализ понятия кризиса, данного разными учеными. Проведенный анализ позволил сформировать авторское определение понятия кризиса. Под кризисом понимается сложившаяся ситуация с объектом, выраженная в его существенном отклонении от нормы, несущее угрозу жизнедеятельности субъектам, способные улучшить свое состояние в оперативном порядке.
2. Определены основные причины образования кризиса, влияющие как на деятельность отдельно взятого экономического субъекта, так и на отрасль, национальную и мировую экономику:
– военные конфликты, цель которых установления господства над сырьевыми ресурсами;
– падение цен на нефть, порождающее взрывные девальвационные и инфляционные процессы, ведущие к снижению покупательской способности и деловой активности предпринимательства;
– введение экономических санкций (частичный или полный запрет на экономическое сотрудничество на межгосударственном уровне с целью нанесения негативных последствий на экономику одного государства со стороны другого);
– высокая активность спекулянтов (продажа национальной валюты, ключевых материальных и финансовых активов выше рыночной стоимости);
– снижение уровня экономических отношений между предпринимательством, государством и населением (появление теневого бизнеса, уклонение от уплаты налогов и т.д.)
3. Определены основные этапы развития кризиса. Развитие кризиса определяется следующими его этапами:
– латентный период (предпосылка к образованию кризиса: стабильное функционирование субъектов при падении стабильности в развитии системы);
– экстремальное обострение (проявление кризисных процессов, падение социально-экономических показателей);
– период стабилизации (удержание своей позиции субъектом с целью выжить во время течения кризиса);
– разрешение кризиса (проявление возможностей по разрешению кризисной ситуации).
4. Проведен анализ и сформировано авторское определение понятия управления в условиях кризиса. Управление в условиях кризиса – это комплекс организационных и экономических мер, направленных на выявление причин образования кризиса, его преодоление субъектом социально-экономической системы, сохранение и приумножение своих позиций при любых обстоятельствах с помощью собственных ресурсов.
5. В исследовании определены цели, задачи, функции на макро- и микроуровне, на основании которых сформирована характеристика системы управления в условиях кризиса:
– адаптивность и гибкость;
– усиление управления, терпения, уверенности и мотивации энтузиазма;
– поиск и определение наиболее приемлемых признаков эффективного управления и его диверсификации;
– сокращение централизма;
– интенсификация интеграционных процессов.
6. Определены принципы организации управления в условиях кризиса на микроуровне:
– готовность системы к образованию кризиса;
– диагностика кризиса финансовой устойчивости на ранних стадиях;
– оперативность реагирования на кризисы;
– адекватность реагирования системой управления на кризисную угрозу;
– комплексная реализация резервов и возможностей для выхода из кризиса.
7. Определены основные положения устойчивого состояния компании:
– платежеспособность (своевременность исполнения своих обязательств);
– ликвидность баланса (достаточный объем активов для покрытия заемного капитала);
– кредитоспособность (погашение обязательств с учетом причитающихся процентов);
– рентабельность, т.е. доходность (прибыльность) компании (своевременность оплаты труда персонала, дивидендов, отпуск средств на развитие).
8. Представлена классификация показателей для анализа состояния компании в условиях кризиса, используемой и законодательно утвержденной в российской практике в соответствии Методическими указаниями по проведению анализа финансового состояния организаций согласно приказу Финансовой службы по финансовому оздоровлению (ФСФО РФ) от 23.01.2001 №16.
В ходе анализа методики выделены следующие недостатки:
– отсутствие деления при проведении анализа объема текущих активов на денежные средства, дебиторскую задолженность, запасы и затраты;
– наличие взаимозаменяемости показателей, таких как коэффициент финансовой стабильности и коэффициент автономии.
9. Показан зарубежный опыт анализа состояния компании в условиях кризиса на примере моделей Альтмана, Бивера и Спрингейта. Отражены причины невозможности использования данных моделей в российской практике для оценки состояния компании.
9.1. Для модели Альтмана:
– инфляционное влияние;
– несоответствие балансовой и рыночной стоимости активов;
– необходимость проведения изменений коэффициентов с учетом специфики кризисов, протекающих в российской экономике и компаниях.
9.2. Для модели Бивера:
– высокий удельный вес долгосрочных обязательств;
– предоставление заемных средств банками российским компаниям осуществляется под обеспечение собственных средств.
9.3. Для модели Спрингейта – отсутствие учета отраслевых особенностей развития российских компаний.
10. Предложена методика оценки состояния компании в условиях кризиса, основанная на элементах ее деятельности, состоящая из оценки конкурентоспособности, финансовой устойчивости и производственной эффективности. В методике для каждого элемента деятельности компании раскрыт перечень показателей и представлены их значения критериев для выбора программы ее оздоровления.
11. Определены альтернативные стратегии по выходу компании из кризиса, описаны их мероприятия и процедуры:
– сокращение расходов;
– стимулирование продаж;
– оптимизация денежных потоков;
– работа с дебиторами компании и реформирование политики в области коммерческого кредитования;
– реструктуризация кредиторской задолженности;
12. Разработаны диагностика состояния, механизм и алгоритм формирования стратегии компании в условиях кризиса.
12.1 Диагностика состоит из четырех блоков: эффективность текущей стратегии, SWOT-анализа, анализа причин образования кризиса и анализа деятельности компании, послужившие базой для механизма формирования стратегии.
12.2 Основу механизма формирования стратегии компанией составляют стратегическое и тактическое планирование, способствуя сокращению масштабов планирования деятельности и времени реализации путей выхода компании из кризиса.
12.3 Построена схема формирования стратегии в условиях кризиса, способствующая повышению эффективности деятельности, укреплению положения и конкурентных позиций компании на рынке. Схема состоит из четырех стратегий по выходу компании из кризиса: сокращение расходов, стратегии концентрации и диверсификации деятельности, внешнего управления (банкротства) компании. Представленная схема является универсальным для кризисных компаний и компаний с неустойчивым и нормальным состоянием.
13. Анализ текущей ситуации на российском нефтяном рынке показал, что в целом отрасль находится в устойчивом состоянии. Однако, сложная мировая политическая обстановка вокруг России, привела к образованию кризисной ситуации в отрасли, выраженная введением технологических и экономических санкций против российских нефтяных компаний. Компании испытывают острый дефицит в инвестициях, связанных с геологоразведкой нефтяных месторождений, обновлением парка оборудования по добыче и переработке нефти, а также получением необходимого сервиса по глубоководному бурению и разработке арктических месторождений.
14. Организация мониторинга состояния компании ООО «Лин Бизнес Системы» построена на проведении анализа общепринятыми методами и показателями (горизонтальный и вертикальный анализ форм отчетности, показатели ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности, деловой активности). Анализ проводится по данным финансовой отчетности компании, основными формами которой являются форма-1 «Бухгалтерский баланс» и форма-2 «Отчет о финансовых результатах». В текущей организации мониторинга отсутствует оценка функциональной структуры и персонала компании, а также оценка ее внешней среды. Таким образом, в компании проводится анализ только внутренней среды в рамках финансовой составляющей.
15. Организация формирования стратегии компанией в условиях кризиса осуществляется по широко применяемой схеме, которая заключается в проведении анализа деятельности компании, выявлении проблем, формировании концепции развития, определении альтернатив, выбор наилучшего варианта выхода из кризиса и проведения мониторинга выполнения бизнес-планов и стратегических программ. Таким образом, в организации формирования стратегии отсутствует оценка факторов и причин их образования, способствующие образованию кризисной ситуации. А сложность проведения мониторинга состояния и деятельности компании связана с неопределенностью мировых цен на нефть, ограничительными действиями со стороны западных стран в отношении российских нефтяных компаний.
16. В рамках совершенствования деятельности компании в условиях кризиса предложены следующие рекомендации.
16.1 Для оценки состояния компании была предложена к существующей системе показателей система показателей, отражающая производственную и финансовую деятельность компании. На базе анализа действующих компаний и компаний-банкротов нефтяного сектора составлена матрица, отражающая потери устойчивости состояния компании.
16.2 В рамках повышения эффективности управления системой закупок предложено введение в штат компании специалиста по снабжению и возложения на него снабженческих функций, выполняемых ранее планово-экономическим отделом.
16.3 В рамках совершенствования сбытовой деятельности предложена оптимизация ассортимента реализуемой нефтегазовой продукции и создание интернет-магазина.
16.4 Целесообразность предложенных мероприятий подтверждается оценкой эффективности их внедрения.
Нормативно-правовые акты
1. Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций согласно приказу Финансовой службы по финансовому оздоровлению (ФСФО РФ) от 23.01.2001 №16.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!