Способы передачи лексико-стилистических особенностей немецкого искусствоведческого текста в переводе на русский язык

Дубина Анастасия Михайловна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Стилистический анализ искусствоведческой монографии является актуальным в связи с той ролью, которую искусство выполняет в развитии межкультурных отношений. Особый интерес он представляет в связи со спецификой искусствоведческого научного текста, в котором на различных стилистических уровнях проявляются такие черты, как эмоциональность и описательность. Значительная часть стилистических особенностей искусствоведческий монографии обусловлена наличием эстетической информации и проявлений индивидуального авторского стиля. В качестве объекта изучения послужили монографии Г. Вёльфлина “Основные понятия истории искусств” и М. Дворжака “История итальянского искусства в эпоху Возрождения XIV-XV века”. Целью работы является определение основных стилистических особенностей оригинального искусствоведческого текста, релевантных при переводе, и описание основных способов перевода выявленных лексико-стилистических особенностей на русский язык.
Задачи исследования заключаются в следующем: выявить и охарактеризовать стилевые черты искусствоведческого текста; определить тематические группы лексики, свойственных этому типу текстов; проанализировать терминосистему искусствоведения, описать основные особенности передачи стилистических особенностей немецкой искусствоведческой монографии на русский язык.

Введение ………………………………………………………………………………………………………. 4

Глава 1. Стилистические особенности искусствоведческой монографии
конца XIX – начала XX вв…………………………………………………………………………… 9

1.1. Предмет изучения и задачи стилистики. …………………………………………………. 9

1.2. Функциональная стилистика и функциональные стили …………………………. 12

1.3. Виды текстов и типы информации ………………………………………………………… 17

1.4. Научный стиль речи ……………………………………………………………………………… 20

1.4.1. Научная монография …………………………………………………………………………… 25

1.4.2. Искусствоведческие научные тексты …………………………………………………… 27

1.5. Стилистический анализ оригинала и перевода искусствоведческих
монографий …………………………………………………………………………………………………. 32

Выводы по главе 1. ………………………………………………………………………………………. 36

Глава 2. Сопоставительный анализ стилистических особенностей
монографий М. Дворжака и Г. Вёльфлина ……………………………………………….. 39

2.2. Стилистическая характеристика синтаксиса …………………………………………… 44

2.2.1. Сложноподчиненные предложения……………………………………………………… 46

2.2.2. Однородные члены предложения ………………………………………………………… 52

2.2.3. Эмфатические конструкции ………………………………………………………………… 54

2.2.4. Восклицательные предложения …………………………………………………………… 57

2.2.5. Вопросительные предложения ……………………………………………………………. 59

2.3. Лексические особенности искусствоведческих монографий и их передача на
русский язык ……………………………………………………………………………………………….. 62

2.3.1. Термины …………………………………………………………………………………………….. 63
2.3.2. Стилистически нейтральные термины …………………………………………………. 66

2.3.3. Синонимия искусствоведческих терминов ………………………………………….. 68

2.3.4. Заимствованные термины……………………………………………………………………. 71

2.3.5. Общенаучная лексика …………………………………………………………………………. 85

2.3.6. Композиты …………………………………………………………………………………………. 87

2.3.7. Адъективы ………………………………………………………………………………………….. 91

2.3.8. Субстантивация ………………………………………………………………………………….. 93

2.3.9. Лексические тропы……………………………………………………………………………… 95

Выводы по главе 2. ………………………………………………………………………………………. 99

Заключение ………………………………………………………………………………………………. 104

Список литературы: ………………………………………………………………………………… 109

Приложения……………………………………………………………………………………………… 118

Искусствоведческий дискурс, и в частности, монографии, посвященные
проблемам изобразительного искусства, представляет особый интерес для
научного исследования, так как научный дискурс в сфере искусства преломляется
и граничит со многими другими сферами научной мысли и культурной жизни
человечества. Возникшая относительно недавно наука об искусстве сразу начала
«обрастать» терминологическим аппаратом, особенно плодотворным для развития
искусствоведческой мысли стал рубеж XIX – XX вв. В то время монографии по
искусству не просто описывали условия создания тех или иных произведений и
рассматривали их художественные особенности, но зачастую дискутировали как с
устоявшимися на тот момент философскими положениями, так и с другими
искусствоведами, иными словами, в этот период продолжал протекать процесс
активного становления научных подходов и методов в искусствоведении.
Искусствоведческие тексты не так строго регламентированы, как тексты точных и
естественных наук, благодаря чему в них можно обнаружить элементы не только
характерной для научных текстов когнитивной информации, но и эмоционально-
оценочную информацию, которая различными способами выражается на
лексическом и синтаксическом уровне текста и в наибольшей мере затрагивает
стилистический аспект текста.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет