Способы передачи лексико-стилистических особенностей немецкого искусствоведческого текста в переводе на русский язык

Дубина Анастасия Михайловна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Стилистический анализ искусствоведческой монографии является актуальным в связи с той ролью, которую искусство выполняет в развитии межкультурных отношений. Особый интерес он представляет в связи со спецификой искусствоведческого научного текста, в котором на различных стилистических уровнях проявляются такие черты, как эмоциональность и описательность. Значительная часть стилистических особенностей искусствоведческий монографии обусловлена наличием эстетической информации и проявлений индивидуального авторского стиля. В качестве объекта изучения послужили монографии Г. Вёльфлина “Основные понятия истории искусств” и М. Дворжака “История итальянского искусства в эпоху Возрождения XIV-XV века”. Целью работы является определение основных стилистических особенностей оригинального искусствоведческого текста, релевантных при переводе, и описание основных способов перевода выявленных лексико-стилистических особенностей на русский язык.
Задачи исследования заключаются в следующем: выявить и охарактеризовать стилевые черты искусствоведческого текста; определить тематические группы лексики, свойственных этому типу текстов; проанализировать терминосистему искусствоведения, описать основные особенности передачи стилистических особенностей немецкой искусствоведческой монографии на русский язык.

Введение ………………………………………………………………………………………………………. 4

Глава 1. Стилистические особенности искусствоведческой монографии
конца XIX – начала XX вв…………………………………………………………………………… 9

1.1. Предмет изучения и задачи стилистики. …………………………………………………. 9

1.2. Функциональная стилистика и функциональные стили …………………………. 12

1.3. Виды текстов и типы информации ………………………………………………………… 17

1.4. Научный стиль речи ……………………………………………………………………………… 20

1.4.1. Научная монография …………………………………………………………………………… 25

1.4.2. Искусствоведческие научные тексты …………………………………………………… 27

1.5. Стилистический анализ оригинала и перевода искусствоведческих
монографий …………………………………………………………………………………………………. 32

Выводы по главе 1. ………………………………………………………………………………………. 36

Глава 2. Сопоставительный анализ стилистических особенностей
монографий М. Дворжака и Г. Вёльфлина ……………………………………………….. 39

2.2. Стилистическая характеристика синтаксиса …………………………………………… 44

2.2.1. Сложноподчиненные предложения……………………………………………………… 46

2.2.2. Однородные члены предложения ………………………………………………………… 52

2.2.3. Эмфатические конструкции ………………………………………………………………… 54

2.2.4. Восклицательные предложения …………………………………………………………… 57

2.2.5. Вопросительные предложения ……………………………………………………………. 59

2.3. Лексические особенности искусствоведческих монографий и их передача на
русский язык ……………………………………………………………………………………………….. 62

2.3.1. Термины …………………………………………………………………………………………….. 63
2.3.2. Стилистически нейтральные термины …………………………………………………. 66

2.3.3. Синонимия искусствоведческих терминов ………………………………………….. 68

2.3.4. Заимствованные термины……………………………………………………………………. 71

2.3.5. Общенаучная лексика …………………………………………………………………………. 85

2.3.6. Композиты …………………………………………………………………………………………. 87

2.3.7. Адъективы ………………………………………………………………………………………….. 91

2.3.8. Субстантивация ………………………………………………………………………………….. 93

2.3.9. Лексические тропы……………………………………………………………………………… 95

Выводы по главе 2. ………………………………………………………………………………………. 99

Заключение ………………………………………………………………………………………………. 104

Список литературы: ………………………………………………………………………………… 109

Приложения……………………………………………………………………………………………… 118

Искусствоведческий дискурс, и в частности, монографии, посвященные
проблемам изобразительного искусства, представляет особый интерес для
научного исследования, так как научный дискурс в сфере искусства преломляется
и граничит со многими другими сферами научной мысли и культурной жизни
человечества. Возникшая относительно недавно наука об искусстве сразу начала
«обрастать» терминологическим аппаратом, особенно плодотворным для развития
искусствоведческой мысли стал рубеж XIX – XX вв. В то время монографии по
искусству не просто описывали условия создания тех или иных произведений и
рассматривали их художественные особенности, но зачастую дискутировали как с
устоявшимися на тот момент философскими положениями, так и с другими
искусствоведами, иными словами, в этот период продолжал протекать процесс
активного становления научных подходов и методов в искусствоведении.
Искусствоведческие тексты не так строго регламентированы, как тексты точных и
естественных наук, благодаря чему в них можно обнаружить элементы не только
характерной для научных текстов когнитивной информации, но и эмоционально-
оценочную информацию, которая различными способами выражается на
лексическом и синтаксическом уровне текста и в наибольшей мере затрагивает
стилистический аспект текста.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет