Сравнительно-правовое исследование правового регулирования бирж криптовалюты
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) Определить сущность криптовалюты как феномена;
2) Провести правовую квалификацию криптовалюты как объекта гражданского оборота в законодательстве РФ и зарубежных стран;
3) Проанализировать правовой режим криптовалюты как финансового инструмента;
4) Провести анализ деятельности криптовалютных бирж как площадок для обмена криптовалютой;
5) Выявить правовые особенности функционирования криптовалютных бирж в РФ и зарубежных странах.
Положения, выносимые на защиту:
1. Благодаря тому, что виртуальная валюта по сути своей является продуктом технологии распределенного реестра данных, в особенности сетей блокчейн, она перенимает все преимущества данной платформы, которых нету фиатных денег. А именно, быстрота транзакций, прозрачность системы, безопасность от фальсификаций и мошенничества, отсутствие банковских комиссии за операции. Устраняя с программной средой блокчейна необходимость в посреднике, система криптовалютных отношений способна самодостаточно поддерживать инфраструктуру организации взаимодействия участников сети и полного цикла обмена данными через наличие единого реестра всех транзакций, заключенного в последовательные цепочки блоков, при помощи которой любые участники сети имеют возможность комфортного ведения друг с другом бизнеса и всех взаиморасчетов.
2. Опыт регуляторов по всему миру показывает проблему отнесения криптовалюты к какому-то существующему классу активов. Большинство регуляторов определяет криптовалюты как уникальный самостоятельный класс активов, сильно отличающийся от иных объектов оборота, со своими особыми свойствами, рисками использования и требующий собственного правового регулирования. В конечном итоге то, как классифицируются криптовалюты, во многом определяет судьбу рынка.
3. Криптовалюта как экономический феномен, финансовый инструмент, носит неоднозначный правовой характер, в законах зарубежных стран существуют совершенно отличающиеся друг от друга подходы в представлении криптоактива как объекта экономических отношений. В Российской Федерации криптовалюта признается объектом гражданских прав, но ей не дано исчерпывающего законодательного определения.
4. Цифровые активы пока остаются за пределами правового поля. Легализация криптовалюты в России имеет как положительные стороны, так и отрицательные. К тому же, в ближайшее время высоких темпов её развития пока ожидать не стоит.
5. Наступлении современного этапа социального и экономического развития общества, который можно охарактеризовать как процесс виртуализации и диджитализации, где научно-технические процессы идут скорее нормотворчества, обеспечивающего правовое регулирование общественных отношений. Определение технологии блокчейна и связанного с ней функционала распределенного электронного реестра, на алгоритмах которого и происходит оформление криптовалюты, в российском законодательстве на настоящий момент не закреплено.
Столь принципиальная консервативная позиция Центрального банка Российской Федерации и законотворцев по отношению к новым формам денежного обращения может тормозить динамику развития цифровизации национальной экономики, что отразится на основных макроэкономических показателях.
Регулирование криптовалют в зарубежных странах в качестве нового экономического явления постоянно меняется и корректируется. Каждый центральный банк руководствуется собственными подходами: от формального разрешения (включая рекомендации для индустрии о возможных рисках, исследования в данной области и пр.) или применения общих принципов регулирования в сфере платежей до полного запрета такой деятельности. Можно выявить следующую закономерность: в странах с высоким ВВП на душу населения, высоким уровень проникновения банковских счетов и качественным государственным управлением создано благоприятное регулирование криптовалют. Запрет на криптовалюты чаще вводят страны с нестабильной экономической ситуацией или проблемами внутреннего рынка. Отказ от цифровых денег позволяет ограничить их хождение по стране, а соответственно – упростить контроль фиатных платежных средств.
Осуществление полного запрета на указанную деятельность в условиях общемирового регуляторного тренда на формальное разрешение такой деятельности в рамках специальных лицензий может привести к свертыванию инновационных проектов в данной сфере и перенесению их в более прозрачную регуляторную юрисдикцию.
Актуальность темы исследования. В эпоху технического прогресса появляются новые объекты и общественные отношения, связанные с их созданием, использованием и вовлечением в экономический оборот в качестве товара в широком смысле. Закрепление в законодательстве новых объектов и их последующая охрана могут вызывать ряд трудностей, в том числе, когда такие объекты не имеют материального выражения вовне. К таким объектам, в частности, относятся криптовалюты.
Исследование выбранной темы обусловлено отсутствием конкретного нормативно-правового регулирования криптовалютных бирж. На сегодняшний день в гражданском законодательстве Российской Федерации не содержится точных критериев определения правовой природы криптовалюты как объекта гражданского оборота специальных норм, касающихся регулирования деятельности криптовалютных бирж.
Общемировая практика регуляторов показывает, что отнесение криптовалюты к существующим классам активов оказывается сложным и не соответствующим природе нового финансового инструмента. Буквальное применение в отношении криптовалют норм традиционного регулирования на практике оказывается некорректным, так как новый вид валюты, как и связанная с ней свободная торговля, работает по иным правилам цифрового оборота.
Вместе с появлением различных виртуальных валют, называемых криптовалютой, также образовались новые формы организованной торговли, формирующие процесс обмена криптовалюты. Наиболее распространенными из них являются Bitcointrаde, Ripple, Ethereum, Dogecoin, Litecoin. Саму криптовалюту, как объект изучения в данной работе, можно определить как цифровую валюту, созданную на основе технологии блокчейн. Данный способ распространения и эмиссии валюты предполагает выпуск не центральными банками государств, соответственно указанная валюта не является привязанной к признанным официальным валютам. В то же время криптовалюта принимается в качестве средства платежа и обмена добровольно участниками рынка, передаваемая и хранимая в цифровом виде. На первый план вышли проблемы и возможности цифровых валют. Их экономическая составляющая обсуждалась на встречах Всемирного банка, Европейского центрального банка, Министерства финансов и Центрального банка России, Швейцарии, Германии, Японии, США и еще десятка стран.
Существует мнение, что любой регулирующий орган является бюрократической машиной, некомпетентной в вопросах цифровых валют и это мешает развитию этого направления в целом. Это частично верно, поскольку любое регулирование направлено на обеспечение взаимного доверия между сторонами сделки со стороны третьей стороны, которая является гарантом его поведения. Однако важным элементом системы блокчейн, что формирует обмен криптовалюты в целом, выступает то, что при заключении сделки между двумя лицами нет необходимости в участии третьей стороны в качестве гаранта, поскольку вся система пользователей криптовалюты построена на надежном протоколе, который нельзя взломать или каким-либо образом обмануть. Большинство стран не пытается запретить использование цифровых денег на своих территории, а скорее ищут возможности для существования двух параллельных денежных и платежных систем вместе.
Объект исследования представляет собой общественные отношения, складывающиеся вокруг использования криптовалюты и функционирования криптовалютных бирж
Предметом исследования настоящей работы является рассмотрение и анализ правового регулирования цифровых валют, в том числе биткойна.
Целью исследования является выявление и разрешение теоретических и практических проблем, возникающих в процессе инициирования института регулирования оборота криптовалюты в российском правовом поле, в частности, определение понятийного аппарата, выявление пробелов и способов преодоления коллизий законодательства и применения в сфере обращения криптовалюты и деятельности криптовалютных бирж.
Криптовалюта — это новый продукт исторического развития и прогресса. Он стал ликвидным и простым в использовании средством обмена наряду с бумажными деньгами. Криптовалюта выполняет одну из важнейших функций, присущих деньгам, – обмен информацией сообщества, появление которой было воспринято в обществе положительно. Криптовалюта уже признана средством обмена во множестве стран. Поэтому в ближайшем будущем обращение и эмиссия криптовалют станут неотъемлемой частью рыночной экономики. Электронные деньги также являются цифровыми, однако главное отличие состоит в том, что электронные деньги выпускаются не только государством, но и коммерческими банками, что создает определенный экономический казус. Эмитент криптовалюты децентрализован и существует только виртуально. Виртуальная валюта обладает характером обязательств, прав, а также прав собственности, поскольку она может быть как средством платежа, так и товаром, и на ряду с этим выступает платежной системой. Ряд стран демонстрируют полную неспособность ответить адекватно и грамотно к инновациям и техническому прогрессу. Но появление децентрализованных систем и криптовалюты неизбежно приведет к эволюционным изменениям в международной правовой системе. Даже сегодня уже существует международное сообщество криптовалют, у которого нет единого координационного центра. Только прогрессивная юрисдикция и государственное регулирование криптовалютной деятельности позволит создать условия, которые обеспечат осуществление законных и безопасных криптовалютных отношений. совершенно очевидно, что необходимо определить сущность и характер криптовалют, а также их юридические статус и функции, наряду с наличными деньгами и электронными деньгами.
Положения, выносимые на защиту:
1. Благодаря тому, что виртуальная валюта по сути своей является продуктом технологии распределенного реестра данных, в особенности сетей блокчейн, она перенимает все преимущества данной платформы, которых нету фиатных денег. А именно, быстрота транзакций, прозрачность системы, безопасность от фальсификаций и мошенничества, отсутствие банковских комиссии за операции. Устраняя с программной средой блокчейна необходимость в посреднике, система криптовалютных отношений способна самодостаточно поддерживать инфраструктуру организации взаимодействия участников сети и полного цикла обмена данными через наличие единого реестра всех транзакций, заключенного в последовательные цепочки блоков, при помощи которой любые участники сети имеют возможность комфортного ведения друг с другом бизнеса и всех взаиморасчетов.
2. Опыт регуляторов по всему миру показывает проблему отнесения криптовалюты к какому-то существующему классу активов. Большинство регуляторов определяет криптовалюты как уникальный самостоятельный класс активов, сильно отличающийся от иных объектов оборота, со своими особыми свойствами, рисками использования и требующий собственного правового регулирования. В конечном итоге то, как классифицируются криптовалюты, во многом определяет судьбу рынка.
3. Криптовалюта как экономический феномен, финансовый инструмент, носит неоднозначный правовой характер, в законах зарубежных стран существуют совершенно отличающиеся друг от друга подходы в представлении криптоактива как объекта экономических отношений. В Российской Федерации криптовалюта признается объектом гражданских прав, но ей не дано исчерпывающего законодательного определения.
4. Цифровые активы пока остаются за пределами правового поля. Легализация криптовалюты в России имеет как положительные стороны, так и отрицательные. К тому же, в ближайшее время высоких темпов её развития пока ожидать не стоит.
5. Наступлении современного этапа социального и экономического развития общества, который можно охарактеризовать как процесс виртуализации и диджитализации, где научно-технические процессы идут скорее нормотворчества, обеспечивающего правовое регулирование общественных отношений. Определение технологии блокчейна и связанного с ней функционала распределенного электронного реестра, на алгоритмах которого и происходит оформление криптовалюты, в российском законодательстве на настоящий момент не закреплено.
Столь принципиальная консервативная позиция Центрального банка Российской Федерации и законотворцев по отношению к новым формам денежного обращения может тормозить динамику развития цифровизации национальной экономики, что отразится на основных макроэкономических показателях.
Регулирование криптовалют в зарубежных странах в качестве нового экономического явления постоянно меняется и корректируется. Каждый центральный банк руководствуется собственными подходами: от формального разрешения (включая рекомендации для индустрии о возможных рисках, исследования в данной области и пр.) или применения общих принципов регулирования в сфере платежей до полного запрета такой деятельности. Можно выявить следующую закономерность: в странах с высоким ВВП на душу населения, высоким уровень проникновения банковских счетов и качественным государственным управлением создано благоприятное регулирование криптовалют. Запрет на криптовалюты чаще вводят страны с нестабильной экономической ситуацией или проблемами внутреннего рынка. Отказ от цифровых денег позволяет ограничить их хождение по стране, а соответственно – упростить контроль фиатных платежных средств.
Осуществление полного запрета на указанную деятельность в условиях общемирового регуляторного тренда на формальное разрешение такой деятельности в рамках специальных лицензий может привести к свертыванию инновационных проектов в данной сфере и перенесению их в более прозрачную регуляторную юрисдикцию.
Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Собрание законодательства Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 17 ст. 1918. В ред. Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 295-ФЗ.
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (ред. от 30.12.2020). // “Собрание законодательства РФ”. – 2002. № 28. Ст. 2790.
Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ “О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” – URL:
Информация Банка России от 27.01.2014 “Об использовании при совершении сделок “виртуальных валют”, в частности, Биткойн”. [Электронный ресурс]. – URL:
Анохин Н.В., Шмырева А.И. Криптовалюта как инструмент финансового рынка // Идеи и идеалы. –2018. – № 3, т. 2. С. 45;
Архипов В.В. Виртуальная собственность: системные правовые проблемы в контексте развития индустрии компьютерных игр // Закон.2014. № 9. С. 69–90.
Башкатов М. Л. Адаптация оригинальных теорий денег в цивилистике XX века// Законодательство. 2017. № 1. С.31-41.
Савельев А. И. Криптовалюты в системе объектов гражданских прав// Закон. 2017. No8. С. 136–153.
Савельев А. И. Правовая природа виртуальных объектов, приобретаемых за реальные деньги в многопользовательских играх// Вестник гражданского права. 2014. Т.14. No1.
Апатова Н. В., Королев О. Л., Круликовский А.П. Анализ влияния блокчейн-технологии на финансовую систему // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2017. № 6. С.31-39
Добрынин А. П., Черных К. Ю., Куприяновский В. П., Куприяновский П. В., Синягов С. А.Цифровая экономика – различные пути к эффективному применению технологий (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA) // International Journal of Open Information Technologies. 2016. No1. С. 4-12.
Генкин А., Михеев А. Блокчейн. Как это работает и что ждет нас завтра //М.: Альпина Паблишер, 2017.— 592 c.
Бабкин А. В., Буркальцева Д. Д., Пшеничников В. В., Тюлин А. С. Криптовалюта и блокчейн-технология в цифровой экономике: генезис развития // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2017. № 5. С.9-23.
Аксенов Д. А., Куприков А. П., Саакян П. А.Направления и особенности применения блокчейн-технологии в экономике // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2018. No1. С.30-39.
Кузнецов В.А., Якубов А.В. О подходах в международном регулировании криптовалют (Bitcoin) в отдельных иностранных юрисдикциях // Деньги и кредит. – 2016. – № 3. – С. 20–29.
Марамыгин М.С., Прокофьева Е.Н., Маркова А.А. Экономическая природа и проблемы использования виртуальных денег (криптовалют) // Известия Ур-ГЭУ. – 2015. – № 2. – С. 37–43.
Степанова Д.И., Николаева Т.Е., Иволгина Н.В. Особенности организации и направления развития криптовалютных платежных систем // Финансы и кредит. – 2016. – № 10. – С. 33.
Янковский Р.М. Государство и криптовалюты: проблемы регулирования // Московский государственный университет. [Электронный ресурс]. – URL:http://msu.edu.ru/pаpers/yаnkovskiy/blockchаin.pdf
Кислый В. А. Юридические аспекты применения блокчейна и использования криптоактивов. Zаkon.ru, 2017. – URL:
Винья, П. Кейси, М. Эпоха криптовалют. Как биткоин и блокчейн меняют мировой экономический порядок [Электронный ресурс]/П. Винья, М. Кейси. – URL: https://pirаtbit.ru/topic/251351.–14.05.2018.
Принцип работы блокчейна [Электронный ресурс]. – URL: .
Гаращук О. А. Правовые основы регулирования блокчейна и обращения криптовалюты в России // ИТ портал. 2018. No1 (17). [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-osnovy-regulirovaniya-blokcheyna-i -obrascheniya-kriptovalyuty-v -rossii
Белоцерковец В. В. Новая экономика: терминологическая ретроспектива и современность // Вестник КГУ. 2012. No6. [Электронный ресурс]. – URL:
Вахрушев Д.С. Криптовалюта как феномен современной информационной экономики: проблемы теоретического осмысления. / Д.С. Вахрушев. // Науковедение: интернет-журн. – 2014. № 5. [Электронный ресурс]. – URL: https://naukovedenie.ru/PDF/127EVN514.pdf.
Киселев А. Есть ли будущее у цифровых валют центральных банков? // Аналитическая записка Центрального банка РФ. [Электронный ресурс]. – URL: .
Международное агентство исследований сферы криптовалют «East-West Digital News» «Startup investment & innovation in emerging Europe» [Электронный ресурс]. – URL:
Franco P. The Blockchain. Understanding Bitcoin: Cryptography, Engineering and Economics // John Wiley & Sons, 2014. — 288 c.
Wattenhofer R. The Science of the Blockchain // Forest Publishing, 2016 – 105 c.
Tapscott A. Blockchain Revolution: How Technology Behind Bitcoin Is Changing Money, Business, and the World // Penguin, 2016 – 348 c.
Distributed Ledger Technology: Beyond Block Chain. A Report by the UK Government Chief Scientific Adviser. – London, 2017.
Swan M. Blockchain: Blueprint for a New Economy // O’Reilly Media, Inc., 2015. — 152 c.
Popper N. Digital Gold: Bitcoin and the Inside Story of the Misfits and Millionaires Trying to Reinvent Money // Harper, 2016 – 416 c.
Goldman Sacks «Global Cryptocurrency Market Research 2018» [Электронный ресурс]. – URL:
Cooper J. Building the next generation of banks in the UK // The Banker [Электронный ресурс]. – URL: https://www.thebanker.com/Reports/Special-Reports/From-regulation-to-results/Building-the-next-generation-of-banks-in-the-UK
Virtual currency: IRS issues additional guidance on tax treatment and reminds taxpayers of reporting obligations [Электронный ресурс]. – URL:
Umsatzsteuerliche Behandlung Von Bitcoin. [Электронный ресурс]. – URL: http://surl.li/kucg.
Wyman O. Blockchain in Capital Markets: The Prize and the Journey. February2016. [Электронный ресурс]. – URL:
European Central Bank. Virtual currency schemes – a further analysis. // ECB report. – Febr, 2015. [Электронный ресурс]. – URL:
The Australian Securities and Investments Commission (ASIC), Information sheet 225 (INFO 225): «Initial coin offerings and crypto-currency», updated in May 2018. [Электронный ресурс]. – URL: https://asic.gov.au/regulatory-resources/digital-transformation/initial-coin-offerings-and-crypto-assets/
Corporations Act 1989 109, 1989 14 July 1989 Remainder: 1 Jan 1991 (see Gazette 1990, No. S335). [Электронный ресурс]. – URL: https://www.legislation.gov.au/Details/C2004C03053
Australian Government, Australian Taxation Office, Last modified: 29 Jun 2018 QC 42159: «Tax treatment of crypto-currencies in Australia — specifically bitcoin». [Электронный ресурс]. – URL:
New Zeland Financial Markets Authority: compliance «cryptocurrency-services». [Электронный ресурс]. – URL: https://www.fma.govt.nz/compliance/cryptocurrencies/
Financial Markets Conduct Act Public Act 2013 № 69 13 September 2013. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.legislation.govt.nz/act/public/2013/0069/latest/whole.html
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!