Сравнительное исследование правового регулирования нефтегазовой отрасли в Российской Федерации и Китайской Народной Республике
Нынешняя нефтегазовая отрасль Китайской Народной Республики находится в стадии реформирования. Главными направлениями реформы являются обеспечение экологической безопасности, проведение антимонопольной политики, улучшение механизма ценообразования. Проводимая реформа коренным образом изменит правоотношения государства и нефтегазовых предприятий в действующей системе правового регулирования. Поскольку Российская Федерация и Китайская Народная Республика заключили стратегический партнерский союз, понимание процессов реформирования энергетического законодательства КНР имеет очень большое значение для российских нефтегазовых компаний и частных инвесторов.
Актуальность данной работы заключается в том, что в последнее время Россия и Китай тесно взаимодействуют друг с другом в экономической сфере: уже подписаны контракты, направленные на долгосрочное сотрудничество в области нефтегазовой промышленности, на международных юридических форумах обсуждается вопрос о возрождении Великого Шёлкового Пути, разрабатываются и уже частично воплощены в реальной действительности проекты по строительству трубопроводов из России в Китай и т.д.
Целью и основной задачей данной работы является анализ, изучение и правового регулирования правоотношений, возникающих по поводу разведки, добыче, транспортировке, переработки, поставки нефтепродуктов и природного газа, по законодательству Китайской Народной Республики, с целью установления сходства и различий законодательства Китайской Народной Республики и Российской Федерации для правильного оформления существующих и вновь возникающих экономических отношений и не допущения в дальнейшем ошибок на практике.
Кроме того, в сфере развития нефтегазовой отрасли экономики Россия и Китай сталкиваются с одинаковыми проблемами. Например, в нефтегазовой отрасли современной Китайской Народной Республики в последние годы возникают проблемы, связанные с повышением активности осваивания новых нефте- и газоносных бассейнов и увеличения эффективности разработки уже давно освоенных месторождений. Российская Федерация, как верно отмечает в своей статье Р.Н. Салиева, тоже зачастую сталкивается с подобными проблемами: «В нефтегазовой сфере современной России остро стоят проблемы повышения эффективности разработки месторождений, находящихся в завершающей стадии освоения».
Опыт правового регулирования нефтегазовой отрасли Китайской Народной Республики может оказаться полезным для нашей страны, так как, рассматривая развитие данных правовых систем, можно найти некоторые закономерности, которые присущи исключительно России и Китаю, что во многом и отличает их от западных стран.
В процессе создания данной работы были использованы научные работы китайских учёных и исследователей, некоторые из материалов представлены на русском языке, некоторые – на китайском. Статьи на китайском языке были найдены при помощи системы поиска 百度 и базы данных LexisChina.
При написании данной работы были использованы методы перевода научных статей, а также китайского законодательства и законопроектов с китайского на русский язык, метод сравнения и комментирования.
Всесторонний анализ мер реформ нефтегазового сектора Китайской Народной Республики за последние 10 лет показывает, что «маркетизация» всегда была базовым направлением проводимых реформ. После почти 10 лет китайское правительство готовилось к реформе новой модели нефтегазовой отрасли, проводила соответствующие исследования.
План «Тринадцатой пятилетки» КНР предусматривает реконструкцию модели нефтегазовой отрасли в соответствии с современной рыночной системой, что не только уточняет тенденции реформы, но и является стратегическим планом построения новой правовой базы для нефтегазовой отрасли. Рыночная торговля стала одним из основных элементов новой модели нефтегазовой отрасли Китая. Модель рыночной нефтегазовой отрасли будет отражать характеристики диверсификации субъектов коммерческой деятельности. Влияние трех крупных нефтяных компаний будет ослаблено. После трансформации национальных нефтяных компаний феномен «сильных корпораций и слабого правительства», характерного для существующей системы регулирования, полностью уйдёт в прошлое и даст дорогу обновлённой нефтегазовой отрасли, построенной на принципах рыночной экономики.
На сегодняшний день Китайская Народная Республика обладает одной из самых сильных, быстрорастущих экономик мира. Китай является одним из крупнейших потребителей энергетических ресурсов, наряду с Соединёнными Штатами Америки, поэтому сотрудничество с Китаем является весьма выгодным для Российской Федерации, чья экономика преимущественным образом нацелена на экспорт нефти и природного газа.
В 2014 году был заключён долгосрочный контракт с Китаем на поставку российского газа «по восточному маршруту» в Китай. В том же году акционерное общество «Газпром» приступило к строительству нового трубопровода «Сила Сибири», посредствам которого и будет осуществляться транспортировка газа.
Для успешного сотрудничества двух стран необходимо произвести комплексное исследование правового регулирования нефтегазовой отрасли России и Китая. Именно в нефтегазовой отрасли больший массив правовых норм сконцентрирован в подзаконных нормативно-правовых актах Правительства РФ и Государственного Совета КНР, рамочных же законов, закрепляющих общие принципы и положения функционирования нефтегазовой отрасли очень мало как в Российской Федерации, так и в Китайской Народной Республике. Например, и в России, и в Китае есть законы, закрепляющие общие положения о природных ресурсах: это Закон РФ «О недрах» 1992 года и Закон КНР «О минеральных ресурсах», однако законов о газоснабжении и нефтеснабжении в Китайской Народной республике нет, есть только закон, регулирующий безопасность функционирования трубопроводов. В Российской Федерации был принят Федеральный Закон «О газоснабжении» 1999 года, но подобный закон, регулирующий правоотношения в сфере нефтеснабжения так до сих пор и не был принят.
Подобная тенденция и в России, и в Китае оказывает негативный эффект на правоприменительную практику, поскольку создает благоприятные условия для использования правовых лакун для двоякого толкования существующих правовых норм.
Ли Го Юй, Геология нефти и газа Китая / Го Юй Ли, под науч. ред. В.С. Вышемирского. – Новосибирск: Изд. ОИГГМ СО РАН, 1992. – 37 с.;
Кочергин И.В. Регионоведение. Китай / И.В. Кочергин. – М.: Восточная книга, 2013. – 544 с.;
Самерзаде З., Китай в глобальной мировой экономике: монография / З. Самерзаде – Стокгольм: CA&CC Press, 2010. – 632 с.;
Бай Мэй, Реформа правового регулирования нефтегазового сектора Китая: проблемы, цели и общие идеи / Мэй Бай // Форум экспертов: сборник статей. – Пекин: Печатный дом электронных журналов при Академии общественных наук Китайской Народной Республики. – 2017. – С. 10 -13. [白枚,我国油气体制改革:问题、目标与总体思路 / 枚白 // 专 家 论 坛 。- 北京: 中华人民共和国社会科学院电子期刊印刷厂. – 2017. –页 10 – 13];
Бессарабов Г.Д., Собянин А.Д., Нефть Китая и перспективы России / Г.Д. Бессарабов, А.Д. Собянин // Транскаспийский проект. – 2011. – С. 3 – 10;
Ван Баодон, Пан Чанвэй, Рубан Л.С., Развитие нефтегазовой отрасли Китайской Народной Республики / Баодон Ван, Чанвэй Пан, Л.С. Рубан // Бурение и нефть. – 2015. – № 1. – С. 18 – 23;
Ван Юншэн, Особенности правового положения иностранных лиц-субъектов горного права в Китайской Народной Республике: Дисс.на соискание степени канд. юрид. наук. — М., 2006;
Зеккер Ф.Ю., Руководящие идеи и источники энергетического хозяйственного права / Ф.Ю. Зеккер // Энергетика и право, под ред. П. Г. Лахно. – М.: Изд. «Юрист». – 2008. – С. 233 – 244;
Клеандров М. И., Правовая и судебная системы современного Китая (и некоторые сопоставления их с российскими) / М. И. Клеандров // Учёные записки: сборник научных трудов, институт государства и права: выпуск 9. – Тюмень: Изд. Тюменского Государственного Университета. – 2008. – С. 6 – 35;
Ли Хун Чжан, Как понять реформу нефтегазового сектора КНР? / Хун Чжан Ли // Китайская нефтегазовая промышленность: выпуск № 5. – Пекин: Цзяоцзянь Тоуши. – 2017. – С. 56-57.
Ли Юэ Цин, Несколько идей по вопросу об углублении реформы нефтегазовой отрасли экономики / Юэ Цин Ли // Китайская нефтегазовая промышленность: выпуск № 6. – Пекин: Цзяоцзянь Тоуши. – 2017. – С. 3 – 4 [李月清, 关于深化石油天然气体制改革的若干意见 /月清 李//中国石油企业: № 6. –北京: 焦点透视. – 2017. –页 3 – 4]
Салиева Р.Н., Правовое обеспечение проектных работ в нефтегазовом секторе экономики / Р.Н. Салиева // Конституционализм и правовая система России: итоги и перспективы. Материалы V Международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения»: сборник докладов. – М., 2014. – С. 481 – 486;
Сунь Хуэй, Дан Лэй, Лю Шуо, Реформа рынка природного газа в Китае ускоряется / Хуэй Сун, Лэй Дан, Шуо Лю // Материалы конференции: Обзор газовой промышленности Китая в 2016 году и прогноз на 2017 год. – Пекин: Изд. Китайского университета геонаук. – 2016. – С. 51 – 57 [孙慧,单蕾,刘烁, 中国天然气市场化改革加速推进 /孙慧,单蕾,刘烁 //中国天然气行业2016年回顾与2017年展望. -中国地质大学(北京). – 2016. -页 51 – 57];
Сун Цзутун, Проблемы и предложения по реформированию нефтегазовой системы Китая / Цзутун Сун // Вестник Пекинского Института Административного права. – Пекин: Изд. Китайской академии общественных наук. – 2014. – С. 77 – 81 [宋朱 彤,我国石油天然气体制的演进逻辑、问题与改革建议 / 宋朱 彤 //北京: 北京行政学院学报. – 2014. –页 77 – 81];
Филатов В.К., Конституционно-правовое регулирование недропользования в некоторых странах Азиатско-Тихоокеанского региона / В.К. Филатов // Вестник Российского университета дружбы народов: номер 4. – М.: Изд. Российский университет дружбы народов. – 2011. – С. 99 – 104;
Фролова И.Ю., Экономическая политика КНР в Синьцзян-Уйгурском автономном районе в контексте интересов стран Центральной Азии / И.Ю. Фролова // Международная политика: проблемы национальной стратегии № 4 (25). – СПб: Издательство РИСИ. – 2014. – С. 65-85;
Ше Мидон, Соглашения о разделе продукции при морской нефтедобычи в Китае / Мидон Ше // М.: Обозреватель. — 1997. — С. 3–4.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!