Сравнительное правоведение в области регулирования проведения клинических исследований в Российской Федерации и США
Выпускная магистерская работа посвящена сравнительному анализу развития законодательства, регулирующего проведение клинических исследований новых медицинских препаратов. В работе проведен анализ развития законодательства СССР, Российской Федерации и США. Выявляются проблемы, возникающие при заимствовании законодательства из других стран. Делается вывод о том, что в дальнейшем законодательства регулирующее клинические исследования в Российской федерации будет ужесточаться по средством внедрения новых административных процедур.
Не одно лекарственное средство или медицинское устройство не появляется на свет без проведения клинических исследований. На сегодняшний день не представляется возможным полностью исключить человека из проведения клинических исследований лекарственных средств и устройств в дальнейшем, предназначенных для медицинского применения на человеке. Не одно исследование, проводимое на животных, не сможет повторить уникальности человеческого организма и его реакций на фармацевтическое воздействие, а следовательно, дать достоверный результат относительно эффективности, безопасности, предполагаемой пользы и долгосрочных, неочевидных рисков, ассоциируемых с приемом исследуемого препарата. Ввиду неизбежности отказа от исследования разрабатываемых препаратов на добровольцах, роль законодателя сводиться к регулированию и контролю за всеми аспектами исследований с целью защиты прав участников клинических исследований и интересов будущих потребителей новых лекарственных средств.
США являются одним из лидеров разработки новых лекарственных средств. Законодательство США регулирующее клинические исследования начало свое развитие в 1906 году и менялось по мере роста фармацевтической индустрии. Целю законодательства являлась защита населения от вредных и неэффективных препаратов. Путем проб, ошибок, и анализа трагедий покалечивших или унесших жизни людей, США создало правовую систему проведения клинических испытаний при которой, представлены интересы фармацевтической индустрии, чьей целью является наиболее эффективная, с финансовой точки зрения, разработка нового препарата, интересы медицинских работников, желающих помочь своим пациентам, и самих участников исследований, а именно защиту их интересов и здоровья.
Вмести с Японией, и странами Европейского Союза Соединенные Штаты разработали правила надлежащей клинической практики, определяющие обязанности исследователей и спонсоров, обеспечивающих контроль проведения клинических исследований и их качество. За некоторыми изменениями, законодательство США, регулирующее проведение клинических исследований, в том виде, в котором мы знаем его сегодня сложилось к 1996 году.
На сегодняшний день Российская Федерация стала одной из трех ведущих стран по проведению международных многоцентровых клинических исследований. Чтобы выйти на это место России пришлось принять и перенять законы и правила, регулирующие проведение клинических исследований из уже существующих в других странах. Законодательство, оставшееся после развала Советского Союза, не могло удовлетворить современные международные требования проведения клинических исследований.
Российская Федерация сделала огромный скачек в области развития законодательства, регулирующего сферу проведения клинических исследований. Начиная с 1995 годы стали приниматься законы и подзаконные акты, нацеленные на контроль за всеми сферами исследований новых лекарственных средств. Методом проб, ошибок, и заимствований из международных нормативных актов и в том числе законов США, Российская Федерация привела свою правовую базу в соответствие с международными требованиями.
Целью данной работы является выявление проблем и пробелов, возникающих в Российском законодательстве после заимствования законов из правовой системы США. Для достижения цели проводится сравнительный анализ правоведения в области регулирования проведения клинических исследований в Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки. Для отражения различий в правовых подходах к регулированию клинических исследований приведен анализ исторического развития законодательства обеих стран.
В ходе работы выявлены следующие проблемы:
По сравнению с законодательством США в Российском законодательстве установлены недостаточные сроки для рассмотрения документации и анализа соотношения рисков и пользы разрабатываемого препарата до того, как дать разрешение на выпуск препарата в продажу.
В Российской Федерации существует лишь видимость открытости информации по клиническим исследованиям. Информация о проводимых клинических исследованиях находиться на сайте Министерства здравоохранения. Найти ее простому обывателю очень сложно.
Отсутствие сотрудничества между FDA и Министерством Здравоохранения
Отсутствие базы данных нарушителей клинических исследований.
Отсутствие аккредитованных международными регуляторными органами Российских лабораторий.
Методологическую основу настоящего исследования составляют общенаучные методы дедукции, индукции, анализа, синтеза, а также формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и иные методы.
В первой главе автор дает исторический обзор развития законодательства США. Во второй главе приводится становление законодательства в области апробации лекарственных средств в СССР. Проводится сравнительный анализ коренных различий к подходу проведения клинических исследований, обусловленных различиями в общественном устройстве обеих стран. В третьей главе дается анализ развития законодательства Российской Федерации в сфере проведения клинических исследований, а также параллель с действующим законодательством Соединенных Штатов. В третьей главе выявляются проблемы Российского законодательства, регулирующего проведение клинических исследований. В заключении даются выводы исследования.
Данная работа может использоваться как руководство для дальнейшего устранения недостатков в Российском законодательстве.
Представленное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
Законодательство в сфере клинических исследований будет ужесточаться по средством развития административных процедур.
В связи с обоюдной заинтересованностью России и Соединённых Штатов в проведении клинических исследований на территории Российской Федерации, будет больше прикладываться усилий для создания механизмов сотрудничества между двумя регуляторными органами двух стран.
Так как по сравнению с законодательством США в Российском законодательстве установлены недостаточные сроки для рассмотрения документации и анализа соотношения рисков и пользы разрабатываемого препарата до того, как дать разрешение на выпуск препарата в продажу можно предположить, что сроки, указанные в действующей редакции ФЗ-61 «Об обращении лекарственных средств» будут увеличены или приравнены к срокам, существующим в США.
Развитие информационных технологий в области контроля клинических исследований в конечном результате приведет к прозрачности, а именно: к упрощенному доступу к информации о клинических исследованиях. Представленная информация будет выходить за рамки указанной в протоколе, включая в себя статус КИ и его конечный результат. Было бы целесообразно создать отдельный сайт, схожий по своей структуре с ClinicalTrials.gov. Однако, для обязания спонсоров и клинических исследователей предоставлять информацию должно существовать юридическое основание с точным указанием что именно подлежит публикации на сайте.
Намеченная тенденция развития все большего контроля качества КИ по средством внедрения новых административных процедур, а так же стремление к прозрачности процесса проведения КИ поспособствует созданию баз данных нарушителей клинических исследований, схожих с теми, что уже существуют в Соединенных Штатах.
Отсутствие аккредитованных международными регуляторными органами лабораторий, также препятствует выходу Российских лекарственных средств на международный рынок. Следовательно, будет вестись работа по созданию лабораторий, соответствующих международным стандартам и дальнейшей их аккредитации.
Перечень сокращений
ЛС – Лекарственное средство
КИ – Клиническое исследование
CFR (Code of Federal Regulation) – Свод федеральных законов США
FDA (Food and Drug Administration) – Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами
FDAMA (Food and Drug Administration Modernization Act) – закон «О модернизации управления по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами» принятым Конгрессом США в 1997 году
GCP (Good Clinical Practice) – Надлежащая клиническая практика – международный этический стандарт планирования и проведения клинических исследований лекарственных средств для медицинского применения
ICH (International Conference on Harmonization) – Международная конференция по гармонизации технических требований к регистрации лекарственных препаратов для человека
IND (Investigational New Drug Application) – Заявление подаваемое разработчиком в FDA с целью получения разрешения на проведения клинических исследований нового разрабатываемого лекарственно препарата на человеке.
IRB (Internal Review Board) – Локальной этический комитет, создаваемый для каждого конкретного исследования
NDA (New Drug Application) – заявление подаваемое в FDA с целью поучения разрешения на выпуск лекарственного средства в широкую продажу
NIH (National Institute of Health) – Национальный институт здравоохранения
PDUFA (Prescription Drug User Fee Act) –Закон «О сборах от пользователей рецептурных препаратов» принятый Конгрессом США в 1992 году
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!