Статистические методы прогнозирования социальных и эконометрических показателей

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Цветков Андрей Леонидович
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В исследовании рассматриваются эмпирические модели, описывающие долю населения старше 65 в странах Европы.Выбрано 7 влияющих факторов. Построено 16 моделей. Для анализа качества моделей выбран коэффициент детерминации и скорректированный коэффициент детерминации. Для того что бы проверить статистическую значимость самой модели и статистическую значимость ее объясняющих переменных выбраны F-критерий Фишера и t-критерий Стьюдента соответственно. В работе так же используется анализ остатков для проверки автокорреляции и нормального распределения критерием Дарбина-Уотсона и Колмогорова-Смирнова соответственно. Методами сравнения моделей были выбраны критерий Акаике (AIC) и Шварца (SC). Проведен анализ моделей и выбраны наилучшие модели в своих группах. На основании этих моделей построен прогноз. Сделано заключение.

Данная работа посвящена исследованию и применению статистических методов прогнозирования социальных и эконометрических показателей. Исследования такого рода представляют значительный интерес. Они позволяют выбирать верные стратегии, для достижения желаемого результата. Актуальность рассматриваемой задачи достаточно высока, об этом свидетельствуют многие стратегические документы разных стран и городов, например, «О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года». Повышение точности прогнозирования социальных и эконометрических показателей, в частности демографических, крайне важно и позволит облегчить устранение таких проблем как: установление соответствия планировки количества мест в образовательных учреждениях, в первую очередь дошкольных, повышение жилищных условий, трудоустройство населения и планирование объема расходов городского бюджета.
В исследовании рассматриваются эмпирические модели, описывающие долю населения старше 65 в странах Европы. В данной работе проведен анализ некоторых социально экономических показателей. В исследовании использовались статистические данные Всемирного Банка в период с 2001 по 2015 гг. Анализ проводится по показателям 93 стран мира. Демографическое старение населения – процесс увеличения доли пожилых и старых людей в общей численности населения, который сильно влияет на все сферы общества [1]. Согласно официальному демографическому прогнозу к 2030 г. доля населения России в возрасте 65 лет и более возрастет до 18% [2]. Такая тенденция связана с несколькими общемировыми факторами: снижение уровня рождаемости, увеличение ОПЖ, успехи в медицине. Эффект старения населения наблюдается в большинстве стран, и в ближайшие десятилетия средний возраст населения будет увеличиваться. Факторов, влияющих на этот процесс достаточно много, однако можно выделить самые значимые, внимание на которые надо обратить в первую очередь. Данный процесс призывает общество к радикальной адаптации, связанной с решением проблемы отвлечения ресурсов для поддержки пожилых групп населения, с признанием особых потребностей пожилых людей, с формированием новых отношений между поколениями. Именно поэтому старение населения является одной из основных социальных проблем ХХI века и одной из основных движущих сил социальных изменений [3].
В течении последних десятилетий математические и, в частности, статистические методы в экономике стремительно развиваются [4]. В первой главе рассматривается теоретические вопросы построения эмпирических моделей. Для анализа качества модели был использован коэффициент детерминации и скорректированный коэффициент детерминации . Проведено рассмотрение критериев статистической значимости для модели (F-критерий Фишера) и статистической значимости объясняющих переменных (t-критерий Стьюдента). Так же проверка остатков выполняется критерием Дарбина-Уотсона и критерием Колмогорова-Смирнова. Для большей определенности выбора наилучшей модели рассматриваются критерии Акаике и Шварца.
Во второй, третьей и четвертой главах проведен анализ построенных моделей стран Европы, Азии, Америки и стран всего мира в целом, включающих все численные показатели, рассмотренные в первой главе, графики динамики p-значения критерия Стьюдента, коэффициентов моделей, среднего значения показателей стран, а также их произведения. Анализ проведен по дынным, взятых из [5] по показателям 93 стран.
В пятой главе проведен анализ построенных моделей и выбраны те модели, которые наилучшим способом описывают рассмотренную ситуацию. На основе этих моделей построен прогноз на 2016 год.
В конце работы подведены итоги и выводы. Вычисления были проведены в MS Excel и  для  данных SPSS. За основу исследования была взята работа [6].
Постановка задачи
Работа заключается в построении эмпирических моделей, которые описывают влияние ряда социально-экономических показателей на численность населения Европы старше 65 лет. Кластеризация временных рядов – актуальная задача современного анализа данных [7]. Страны Европы разделены на две группы по классификации Международного валютного фонда: экономически развитые и менее экономически развитые страны Европы, Азии и Америки [8].
Цель работы
Провести анализ имеющихся данных, влияющих на показатели населения в возрасте старше 65 лет в период с 2001 по 2015 гг;
Построить множественную линейную регрессионную модель;
Вычислить коэффициент детерминации;
Провести анализ модели F-критерием, t-критерием для каждого коэффициента;
Проверить остатки на нормальность критерием Колмогорова-Смирнова и автокорреляцию критерием Дарбина-Уотсона;
Построить графики остатков и динамики временных рядов: коэффициентов объясняющих переменных, значения факторов, их произведения и p-значения;
Провести анализ полученных данных;
Сделать выводы о качестве эконометрических моделей;
Построить прогноз на 2016 год по рассчитанной модели и сравнить полученные значения с настоящими;
Группы моделей
В работе приведены следующие группы стран:
Экономически развитые страны Европы
Менее экономически развитые страны Европы
Страны Америки
Страны Азии
Экономически развитые страны мира
Менее экономически развитые страны мира
В состав экономически развитых и менее развитых стран Европы, Азии и Америки входят:
Экономически развитые страны Европы:
Австрия
Бельгия
Швейцария
Чехия
Германия
Дания
Испания
Эстония
Финляндия
Франция
Великобритания
Греция
Ирландия
Исландия
Италия
Литва
Люксембург
Латвия
Мальта
Нидерланды
Норвегия
Португалия
Словакия
Словения
Швеция
Менее экономические развитые страны Европы:
Албания
Болгария
Босния и Герцеговина
Беларусь
Хорватия
Венгрия
Молдова
Македония
Черногория
Польша
Румыния
Россия
Сербия
Украина
Страны Америки:
Багамские острова
Барбадос
Коста-Рика
Куба
Доминиканская Республика
Гватемала
Гондурас
Гаити
Ямайка
Мексика
Никарагуа
Панама
Сальвадор
Страны Азии:
Афганистан
Объединенные Арабские Эмираты
Армения
Азербайджан
Бангладеш
Бахрейн
Бруней
Бутан
Китай
Грузия
Индия
Индонезия
Иран
Ирак
Иордания
Казахстан
Киргизия
Камбоджа
Кувейт
Лаос
Шри-Ланка
Мальдивы
Мьянма
Монголия
Малайзия
Непал
Пакистан
Филиппины
Корейская Народно-Демократическая Республика
Катар
Саудовская Аравия
Сирийская Арабская Республика
Таиланд
Таджикистан
Туркменистан
Узбекистан
Вьетнам
Йемен
Вышеприведенное разделение стран на развитые и менее развитые обусловлено существующими различиями в уровне социально-экономического развития.
Рассмотренные факторы
Y – Доля населения старше 65 лет
Q – Доступ к экологически чистым видам топлива и технологиям приготовления пищи (% населения)
W – Доступ к электроэнергии (% населения)
K – Заболеваемость туберкулезом (% населения)
L – Лица, пользующиеся Интернетом (% населения)
M – Ожидаемая продолжительность жизни
V – Рождаемость (% населения)
D – Уровень смертности (% населения)
По данным взятым из [8] был проведен регрессионный анализ, с помощью которого построено 480 моделей множественной регрессии по всем группам стран в промежутке с 2001 по 2015 год.
В качестве типа модели: Y=*+…+*+d
Где – коэффициент,
– значение показателя,
d – свободный член.
Коэффициенты и d оцениваются методом наименьших квадратов по статистическим данным.
Целью создания стольких моделей является построение временных рядов, состоящих из коэффициентов объясняющих переменных , значения среднего по странам факторов , их произведений и p-значений.
Обзор литературы
В ходе подготовки к исследованию для описания и понимания проблематики была использована литература [1; 2; 3]. Для подготовки теоретической части были использованы [4; 7; 9; 10; 11; 12; 13; 14]. Данные для анализа и построения моделей были взяты из [5], классификация данных производилась согласно [8]. За основу работы была взята [6].

В работе проведено исследование моделей с объясняющими переменными, влияющих на долю населения старше 65 лет, было рассмотрено 25 факторов, взятых из [8]. В ходе регрессионного анализа выявлено, что только 7 из них имеют статистическую значимость.
В работе использовались наиболее популярные и точные критерии отбора модели. Для анализа качества моделей выбран коэффициент детерминации и скорректированный коэффициент детерминации. Для того что бы проверить статистическую значимость самой модели и статистическую значимость ее объясняющих переменных выбраны F-критерий Фишера и t-критерий Стьюдента соответственно. В работе так же используется анализ остатков для проверки автокорреляции и нормального распределения критерием Дарбина-Уотсона и Колмогорова-Смирнова соответственно. Методами сравнения моделей были выбраны критерий Акаике (AIC) и Шварца (SC).
Проведен анализ 16 моделей, который показал разницу в статистической значимости коэффициентов при различных факторах в разных группах моделей. Это указывает на правильность разделения стран мира по классификации МВФ в группы при построении социально-экономических моделей экономически развитых и менее экономически развитых стран, а также разделения по частям света, так как исследование показало, что при одних и тех же моделях с одним набором объясняющих переменных, учитывая, что сами модели статистически значимы, статистическая значимость коэффициентов может сильно отличаться.
Далее была выбрана наилучше всего подходящая модель для описания доли населения старше 65 лет в каждой группе. На основании этих моделей был построен прогноз на 2016 год.

Котвицкая А. А., Пастухова А. А. Проблема старения населения в Украине и России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2013. № 11 (154). Вып. 22/2 С. 5-9.
Гонтмахер Е. Ш. Проблема старения населения в России // Мировая экономика и международные отношения: Научный журнал 2012 . № 1. C. 22-29.
Зеликова Ю.А. Стареющая Европа: демография, политика, социология. СПб.: Норма, 2014. 224 с.
Евсеев Е.А., Буре В.М. Эконометрика: учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017. 186 с.
Data. The World Bank. http://data.worldbank.org/indicator.
Белов А.И., Болдырев А.С. Анализ взаимосвязи старения населения и некоторых демографических и эконометрических показателей // Статистические методы анализа экономики и общества: Труды 7-й международной научно-практической конференции студентов и аспирантов / под ред. В. С. Мхитаряна, М. Ю. Архиповой, Л. А. Родионовой, В. П. Сиротина. М.: НИУ ВШЭ, 2016. с. 42-43.
Староверова К. Ю., Буре В. М. Мера различия временных рядов, основанная на их характеристиках // Вестник Санкт-Петербургского университета. Прикладная математика. Информатика. Процессы управления. 2017. Т. 13. Вып. 1. С. 51-60.
International Monetary Fund. http://www.imf.org/external/index.htm.
Мельников Р. М. Эконометрика. Учебное пособие. М.: Проспект, 2016. 288с.
Магнус Я. Р., Катышев П.К., Пересецкий А.А. Эконометрика. Начальный курс. М.: Дело, 2004. С. 74.
Буре В. М., Парилина Е. М., Седаков А. А. Методы прикладной статистики в R и Excel. Спб.: Лань, 2016. С. 87.
Новик А. А., Ионова Т. И., Руководство по исследованию качества жизни в медицине. СПб.: Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. С. 95.
И. В., Шапиро М.Я. Имитационное моделирование спроса на дополнительные услуги сотовой связи (на примере работы сервиса «Новости») // Вестник финансовой академии. М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. 2006. № 4. С. 89-96.
Малхотра Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. М.: Вильямс, 2002. С. 589.
Носко В. П. Эконометрика. М.: ДЕЛО, 2011. С 154-155.
И. И. Елисеева, С. В. Курышева, Т. В. Костеева и др. Эконометрика. Под ред. И. И. Елисеевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.; Финансы и статистика, 2005. C. 576.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Статистические методы прогнозирования социальных и эконометрических показателей»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Кооперативные игры на гиперграфах
    📅 2019 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет