Страхование валютных рисков на предприятии: зарубежный опыт и российская практика
Характерной особенностью современного этапа эволюции мировой валютной системы являются колебания валютных курсов. Неопределенность изменения валютного курса приводит к возникновению рисков получения убытков компаниями, занимающимися внешнеэкономической деятельностью и не только. Минимизация этих рисков – одна из основных задач, стоящих перед современными предприятиями. В работе автор анализирует понятие валютного риска и вопросы, связанные с его управлением, проводит анализ применения внутренних и внешних методов минимизации данного типа риска и целесообразности их использования, подробно указывает преимущества и недостатки применения различных инструментов страхования рисков, исследует особенности практики страхования валютного риска российскими компаниями и зарубежными фирмами. Исследование, показало, что зачастую компании начинают заниматься вопросом страхования валютного риска, после того, как он наступил. Это говорит о проблеме прогнозирования рисков и превентивного управления. Проведенный автором анализ международного опыта страхования валютных рисков продемонстрировал, что большая доля крупных корпораций активно использует производные финансовые инструменты и «естественный» методы страхования валютного риска. В тоже время степень страхования валютных рисков среди предприятий малого и среднего бизнеса, крайне мала. Российские компании предпочитают использовать естественные методы хеджирования риска. Отказ от применения производных финансовых инструментов среди отечественных предприятий проявляется по ряду причин: слабое представление о свойствах и механизме применения различных производных инструментов, трудности в оценке начального и остаточного риска, а также результатов хеджирования;непонимание и неодобрение руководства; несовершенства на законодательном уровне.
Современная валютная система функционирует в условиях глобализации мировой экономики, которая проявляется в снижении торговых барьеров между странами и интенсификации международной торговли, стремительном перемещении капитала между странами, усилении интернационализации мирового хозяйства и др. В этих условиях валютный курс является одним из источников неопределенности. Важность валютного курса возрастает, так как волатильность валюты сказывается не только на финансовых результатах хозяйствующих субъектов, но и является одним из ключевых факторов при принятии решения выхода этих субъектов на международный рынок или инвестировании в зарубежные активы. Так по оценке экспертов, в 2008 г. от 30 до 40 % общей величины доходов были откорректированы с учетом курса валюты, поэтому многие компании стали применять различные стратегии хеджирования. В 2014 году российская валюта обесценилась более чем на 100 %, что привело к понижению покупательской способности населения, снижению доходов российских и зарубежных корпораций, прекращению деятельности ряда зарубежных компаний на территории России.
Опрос, проведённый аудиторской компанией КПМГ, в период 2014 – 2016 годов среди 950 компаний России и СНГ показал, что 38 % опрощенных считают, что валютный риск оказывает существенное влияние на деятельность компании, 40 % опрошенных считают, что влияет, но не ключевым образом и только 22% считают, что не оказывает влияния. Таким образом, большинство опрошенных считают валютный риск одним из ключевых среди финансовых рисков. Исследование показало, что в качестве страхования от валютных рисков использовались механизмы хеджирования. Однако 81% компаний, участвующих в опросе, использовали внутренние методы хеджирования и только 20 % производные финансовые инструменты. Причем по сравнению с 2011 годом процент использования производных инструментов снизился на 9 %.
Использование естественных методов хеджирования покрывает только часть рисков и не может быть эффективно во всех случаях. Низкий процент использования в качестве хеджирования производных инструментов финансового рынка свидетельствует о сложности применения этих инструментов и отсутствии у российских компаний опыта совершения таких сделок. Это подтверждает тот факт, что часть крупных российских компаний понесли многомиллиардные убытки при попытке использовать производные инструменты.
Выше приведенные положения определяют важность и актуальность вопросов, решаемых автором выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются методы страхования валютных рисков на предприятиях, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
Основной целью выпускной квалификационной работы является исследование инструментов страхования валютных рисков, применяемых российскими и зарубежными компаниями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть сущность валютного риска, как явления;
– исследовать вопросы, методологии, применяемые для управления и выявления валютного риска;
– проанализировать существующие методы и подходы к страхованию валютного риска;
– исследовать практику страхования валютных рисков российскими компаниями и зарубежный опыт,
– выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются российские компании при страховании валютных рисков.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам управления рисками, международному риск-менеджменту, использованию производных финансовых инструментов и хеджированию валютных рисков.
Информационную основу данного исследования составили статистические материалы крупнейших международных консалтинговых компаний (PwC, КПМГ, Deloitte, AFEX), законодательные акты, монографии, статьи периодической печати, материалы научно-практических конференций, интернет-источники.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования в будущем материалов исследований для применения инструментов страхования валютных рисков.
Магистерская выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, состоящих из шести параграфов, заключения, списка использованной литературы. Основной текст выпускной квалификационной работы изложен на 70 страницах. Список использованной литературы включает 46 наименований.
В последнее десятилетие в результате необычного большого числа валютных кризисов особое внимание стало уделяться управлению валютными рисками. Для защиты своей прибыли компании вынуждены реализовать различные стратегии по минимизации его влияния. Это предполагает диверсификацию риска, которому подвергается компания, и реализацию строгой стратегии хеджирования и управления риском.
Риск — это негативные последствия, возникающие в результате будущей неопределённости какого-либо фактора. Если понятие риска применить к изменению валютного курса, волатильность которого порождает его будущую неопределенность, то мы придем к понятию валютного риска. Валютный риск относится к категории двусторонних рисков, т.к. может приводить к положительным и отрицательным последствиям. Валютный риск может иметь разные виды (операционный, трансляционный и экономический), и очень важной задачей является определить для компании какому виду риска она подвержена. Исследования показывают, что компании начинают заниматься страхованием валютного риска, когда он уже наступил, что говорит о проблеме прогнозирования рисков и превентивного управления. Исходя из этого, основной задачей, которую должны ставить перед собой предприятия – это эффективное управление риском. Современная практика показывает, что управление риском включает как минимум следующее:
– Идентификация типа риска и степени его воздействия на финансовые показатели компании;
– Выбор стратегии хеджирования (пассивная или активная);
– Выбор инструмента хеджирования и величины позиции, подвергаемой страхованию;
– Контроль за реализацией и корректировка выбранной стратегии.
Современным компаниям доступен широкий спектр инструментов страхования валютного риска. Инструменты можно разделить на «естественные» методы страхования и производные финансовые инструменты (форварды, свопы, фьючерсы и опционы). Самыми доступными являются естественные методы страхования валютного риска, и большая доля именно этих инструментов использует в большинстве случаев компаниями. Однако «естественное» хеджирование требует привлечения собственных средств компании или кредитных ресурсов, что не всегда возможно. Эти методы не позволяют полностью минимизировать валютный риск и неэффективны в следствии скачкообразного изменения валютного курса. Однако, если величина риска находится в зоне его минимального или допустимого значения, то его можно нивелировать данными методами, т.к. это будет дешевле, чем использовать производные финансовые инструменты.
В случае, когда величина риска принимает критическое значение или неопределенность валютного курса высока, то выгоднее использовать производные финансовые инструменты. Производные финансовые инструменты представлены на современном рынке весьма разнообразно.
Основными производными финансовыми инструментами являются:
– Форвардные контракты являются самым распространенным инструментом благодаря простоте и гибкости. Однако этот инструмент имеет однонаправленное действие. В случае благоприятного изменения курса компания вынуждена будет купить валюту по форвардному курсу. Кроме этого следует учитывать, что банки или иные финансовые организации обычно требуют внесения гарантийного обеспечения сделки.
– Фьючерсы похожи на форвардные контракты, но являются стандартизированным биржевым инструментом. Этот инструмент достаточно эффективен и надежен, но требует привлечения дополнительных денежных ресурсов для поддержания валютной позиции. Кроме этого иногда нет возможности реализовать полное хеджирование вследствие стандартного контракта. Не стоит забывать об ограниченности выбора валют для хеджирования, а базисный риск может свести на нет весь эффект от хеджирования.
– Свопы – это обменная сделка базовых активов на определенных условиях между компаниями. На практике это условные расчеты, сводящиеся к обмену разницами в цене между базовыми активами. Огромным преимуществом свопов является их безопасность. По стоимости это самый дешевый инструмент среди всех производных инструментов. Свопы по популярности использования занимают лидирующую позицию наряду с форвардными контрактами.
– Опционы – набирающий популярность финансовый инструмент хеджирования. Имеет множество стратегий реализации, однако является самым дорогим инструментом. Кроме этого применение опционных стратегий требует глубокого понимания этого инструмента.
Исследование международного опыта страхования валютных рисков показывает, что большая доля крупных корпораций активно использует производные финансовые инструменты и «естественный» методы страхования валютного риска. Однако, если посмотреть степень страхования валютных рисков малым и средним бизнесом, то наблюдается большая доля компаний, которые не хеджирует риски. Среди российских компаний преобладает большое количество компаний, которые предпочитают использовать естественные методы хеджирования риска, чем производные финансовые инструменты. Отказ от применения производных финансовых инструментов на уровне компаний проявляется в ряде причин: слабое представление о свойствах и механизме применения различных производных инструментов, трудности в оценке начального и остаточного риска, а также результатов хеджирования; часто приходится сталкиваться с непониманием и неодобрением руководства; несовершенства на законодательном уровне. Стоимость использования производных инструментов дороже, чем на зарубежном рынке. Другими словами, российским компаниям приходится сталкиваться с разным характером трудностей при страховании валютных рисков, и для каждой из них требуется индивидуальный подход.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!