Стратегические коммуникации музея (на примере ГМЗ «Царское село»)

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Матухнова Елизавета Вячеславовна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Музейный бум, накрывший мир в начале 2000-х годов, пришел и в нашу страну. За последние четыре года число посетителей музеев в России увеличилось на 2,112 млн. человек. Музей превращаются из хранилища культурной памяти в презентационную площадку, на которой регулярно реализуются специальные мероприятия. В этих условиях музеям требуется грамотная стратегия развития и построения коммуникаций. Отдельную актуальность работа приобретает исходя из особенностей исследуемого субъекта PR-продвижения – ГМЗ «Царское Село». Среди таких особенностей можно назвать: • Наличие конфликтных локальных сообществ; • Неравномерность распределение потоков посетителей между объектами музея; • Необходимость постоянной коммуникации со стейк-холдерами в рамках поддержки работ по восстановлению музейных объектов. Сформулированные по результатам анализа рекомендации по улучшению коммуникаций ГМЗ «Царское Село» составляют научную новизну данного исследования. Объект исследования – стратегические коммуникации в музейной сфере. Предмет исследования – коммуникационная деятельность отдела по связям с общественностью «ГМЗ «Царское Село». В рамках исследования коммуникационной активности и организации коммуникации в «ГМЗ «Царское Село», автором были выдвинуты следующие гипотезы: 1. Конкуренция на рынке музеев России высока. 2. ГМЗ «Царское Село» обладает высокой коммуникационной активностью. 3. Коммуникации в ГМЗ «Царское Село» осуществляются стихийно, без четко выработанной стратегии. Цель исследования – подтвердить или опровергнуть вышеуказанные гипотезы. Для этого были поставлены следующие задачи: • рассмотреть музей как субъект коммуникации; • провести анализ музейной сферы в России и в Санкт- • изучить основные мировые тенденции в продвижении музеев; Петербурге; • выявить общероссийские тренды в коммуникационном продвижении музеев; • проанализировать опыт продвижения ведущих музеев России и мира; • изучить организационную структуру ГМЗ «Царское Село», провести анализ проблем и возможностей музея; • проанализировать коммуникационную деятельность ГМЗ «Царское село»; • определить соответствие коммуникационной активности музея трендам отрасли. Для разрешения сформулированных задач в рамках исследования были применены такие методы, как анализ документов, анализ сайтов и социальных сетей, экспертные интервью, бенч-маркинг, STEEPV-анализ, анализ конкурентных сил Портера, SWOT-анализ, включенное наблюдение. В основу исследования легли работы таких авторов, как Д.П. Гавра, Е.Н. Мастеницы. Принципиально существенными для исследования стали работы по продвижению музеев Н.Дж. Котлера, У. Френч, М.Валласа, К. Карретон, А. Кастилло, К. Брандао, А.С. Глазковой и А.В. Лебедева Эмпирическую базу исследования составили: отчеты профессиональных ассоциаций, резолюции, открытые письма, сообщения федеральных и региональных СМИ, отраслевых порталов, продукты коммуникативной активности музеев России и мира, материалы качественных исследований, проведенных автором работы, статистические данные о состоянии музейной сферы в России с 2016 по 2018 годы, сайты музеев, профессиональных ассоциаций и союзов. Структура исследования определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих два или три параграфа, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Актуальность исследования. 17 мая 2017 в рамках «правительственного часа» в Государственной Думе Российской федерации министр культуры Владимир Мединский подвел итоги работы своего ведомства. В ходе доклада министр сообщил, что посещаемость музеев в России за 2016 по сравнению с 2012 годом увеличилась на 41%, а число посетителей музеев увеличилось на 2,112 млн. человек.
Представленные цифры прямо говорят о накрывшем страну «музейном буме», который с начала 2000-ых годов наблюдается по всему миру. Причин такого явления, по мнению аналитиков, несколько:
1. Пресыщенность аудитории виртуальными развлечениями. Уставшая от мониторов и дисплеев публика стремится вернуться к реальному, осязаемому опыту.
2. Мода на интеллектуальный имидж. Демонстрация не материальных благ, а впечатлений и знаний становится важной для получения общественного одобрения.
Однако у подобного «музейного бума» существуют и свои обратные стороны, для преодоления которых музеям требуется грамотная стратегия развития и построения коммуникаций.
Во-первых, это возрастающая конкуренция в музейной сфере. Сфера перестает быть исключительно государственно-регулируемой, появляются частные музеи и арт-галереи, которые в полной мере реализуют комплекс интегрированных маркетинговых коммуникаций для привлечения аудиторий.
Во-вторых, в условиях возросшей конкуренции министерство культуры Российской Федерации реализует политику конкурентного финансирования. И среди тех KPI, которые ставит ведомство перед музеями, присутствует количество упоминаний в СМИ.
Необходимость применения музеями стратегических коммуникаций также диктуется рядом нерешенных проблем музейной сферы в России:
1. Музеи России зачастую плохо знакомы с портретом своей целевой аудитории, её потребностями.
2. Структура и доминирующий стиль управления корпоративной культурой в большинстве российских музеях излишне архаичен.
3. Ограниченность российских музеев в финансировании. В этих условиях музеям приходится бороться за аудитории и осуществлять поиск инвесторов, равно как и бизнес-субъектам.
Отвечая на вызовы времени, музеи превращаются из хранилища культурной памяти в презентационную площадку, на которой регулярно реализуются специальные мероприятия. Из социального института близкого по статусу к архиву или библиотеке, музей становится поставщиком образовательных, зрелищных и развлекательных услуг.
Отдельную актуальность работа приобретает исходя из особенностей исследуемого субъекта PR-продвижения «ГМЗ «Царское Село», чей практический опыт станет базовым для эмпирической части.
Среди таких особенностей можно назвать:
Сокращение количества специальных событий в музее за последние три года;
Наличие конфликтных локальных сообществ;
Неравномерность распределение потоков посетителей между объектами музея;
Необходимость постоянной коммуникации со стейк-холдерами в рамках поддержки работ по восстановлению музейных объектов, утраченных в годы Великой Отечественной Войны.
Объект исследования – стратегические коммуникации в музейной сфере.
Предмет исследования – коммуникационная деятельность отдела по связям с общественностью «ГМЗ «Царское Село».
Гипотеза. В рамках исследования коммуникационной активности и организации коммуникации в «ГМЗ «Царское Село», автором были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Конкуренция на рынке музеев России высока.
2. ГМЗ «Царское Село» обладает высокой коммуникационной активностью.
3. Коммуникации в ГМЗ «Царское Село» осуществляются стихийно, без четко выработанной стратегии.
Цель исследования – подтвердить или опровергнуть вышеуказанные гипотезы.
Для этого были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть музей как субъект коммуникации;
• провести анализ музейной сферы в России и в Санкт-Петербурге;
• изучить основные мировые тенденции в продвижении музеев;
• выявить общероссийские тренды в коммуникационном продвижении музеев;
• проанализировать опыт продвижения ведущих музеев России и мира;

Главной целью данного исследования было опровержение или подтверждение выдвинутых гипотез. Первая гипотеза нашла свое подтверждение. На рынке музеев России наблюдается высокая конкуренция, продиктованная ни столько соперничеством музеев друг с другом, хотя это происходит между музеями одного профиля, сколько соперничеством музеев с другими заведениями образования и досуга за время и внимание потребителей. Причем эта конкуренция чрезвычайно высока, как показал проведённый автором анализ конкурентных сил Портера в редакции С.М. Остер. И в этих условиях музей просто обязан иметь четкую коммуникационную стратегию.
Вторая гипотеза также была подтверждена. ГМЗ «Царское Село» обладает высокой коммуникационной активностью, так как все коммуникации музея ведутся регулярно, обновление контента происходит зачастую ежедневно. В музее на профессиональном уровне проводятся специальные мероприятия. Коммуникационные продукты (тексты, ролики, фотографии, пресс-материалы, сценарии мероприятий) отличает высокая степень проработанности, хоть встречаются и некоторые минусы.
Третья гипотеза оказалась верна. Коммуникации ГМЗ «Царское Село» осуществляются стихийно, без четко выработанной стратегии. В музее отсутствуют такие документы, как брендбук, гайды по ведению социальных сетей и коммуникации с журналистами. Понимание целевой аудитории исключительно интуитивное, исследований на этот счет не проводятся, статистические данные не собираются. Письменная стратегия музея хранится исключительно на компьютерах руководителей высшего звена, с её содержанием рядовые сотрудники, занимающиеся коммуникацией, не ознакомлены. Профильные отделы не принимали участия в её формировании.
Таким образом, можно сделать главный вывод, коммуникация в ГМЗ «Царское Село» осуществляется регулярно, зачастую все действия принимаются только для решения текущих задач или по вдохновению отдельных сотрудников. Отделы, отвечающие за коммуникацию, не интегрированы в совместное взаимодействие. Не осуществляется никакого общего планирования между отделами развития, связей с общественностью, маркетинга и международным отделом. По сути, все отделы сконцентрированы на решении разовых оперативных задач:
Отдел по связям с общественностью замыкает на себе преимущественно функции пресс-службы;
Отдел развития занимается навигацией в музее, поиском подрядных организаций для мероприятий и планированием смет;
Отдел маркетинга независимо от всех создает концепты товаров музея и пытается повысить продажи билетов;
Отдел по международным связям занимается переводом текстов и встречей делегаций.
Автор работы может предположить, что такое положение вещей связано с следующими причинами:
Государственный прессинг (в т.ч. финансовый). Строгая подотчётность государственным структурам во многом ограничивает музей в проявлениях активности. Зачастую поэтому руководство сторонится некоторых нововведений, не ведет в полной мере самостоятельную работу.
Уверенность в уникальности музея. Сотрудники музея, особенно руководящего звена, уверены в абсолютной уникальности культурно-исторического наследия «Царского Села», потому считают, что им не нужны особенные усилия в коммуникационном плане, к ним «все равно приедут». Однако при этом сознательно игнорируются такие проблемы как огромные очереди, неравномерность туристических потоков по объектам, невысокая посещаемость вновь отреставрированных комплексов.
Консервативность организационной структуры. Организационная структура музея достаточно массивна, функции некоторых отделов дублируются. Тяжело при такой структуре наладить необходимый информационный обмен и начать совместное планирование

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

• Акция «Полезный выходной» // Мосволонтер (Сайт: https://mosvolonter.ru/) URL: https://mosvolonter.ru/e/NMuwWA (Дата обращения: 20.04.18)
• Алемасова М.Л. Музей как PR-технология формирования бренда территории. – Брендинг как коммуникативная технология XXI века: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 25–26 февраля 2016 года / под ред. проф. А. Д. Кривоносова. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2016. – 233 с. (с.73-75)
• Арт-терапия – Русский музей // Русский музей. Официальный сайт (Сайт: http://www.rusmuseum.ru/) URL: http://www.rusmuseum.ru/education/art-therapy/ (Дата обращения: 20.04.18)
• Арутюнян Ю. и др. Методологические проблемы искусствоведения в контексте современного гуманитарного образования //Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – Т. 200.
• Архив императорской семьи Романовых был передан музею-заповеднику “Царское Село” // Телеканал Культура (Сайт: https://tvkultura.ru/) URL: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/185065/ (Дата обращения: 20.04.17)
• Бикбов А., Из энциклопедии музей превращается в презентационную площадку, [электронный ресурс] //– URL: http://www.colta.ru/articles/raznoglasiya/10484
• Бычков В. В., Маньковская Н. Б. Виртуальная реальность как феномен современного искусства //Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. – 2006. – №. 2. – С. 32-60.
• В Ватикане провели экскурсию в музеях Ватикана и Сикстинской капелле для 150 бездомных // Католик. ру (Сайт: http://www.katolik.ru/) URL: http://www.katolik.ru/vatikan/121852-v-vatikane-proveli-ekskursiyu-v-muzeyakh-vatikana-i-sikstinskoj-kapelle-dlya-150-bezdomnykh.html (Дата обращения: 20.04.18)
• Варфоломеева Ю. Н., Гармоза А. П. Критерии оценки качества медиатекстов (на примере PR-текстов) //Litera. – 2017. – №. 1. – С. 101-107.
• Во всероссийской акции “Музей для всех. День инклюзии” примут участие более 200 музеев // ТААС (Сайт: http://tass.ru/) URL: http://tass.ru/obschestvo/4769923 (дата обращения 20.04.2018)
• Все дороги ведут в «Арсенал»: павильон в Царском Селе готовят к открытию спустя 70 // Телеканал Санкт-Петербург (Сайт: https://topspb.tv) URL: http:// https://topspb.tv/news/news111103/(Дата обращения: 20.04.17)
• Выставка убытков: “ДП” проанализировал доходы и расходы музеев Петербурга // Деловой Петербург (Сайт: https://www.dp.ru/) URL: https://www.dp.ru/a/2017/02/07/Vistavka_ubitkov_analiz (дата обращения 20.05.2018)
• Выход в регионы — наш долг // ArtNewsPaper Russia (Сайт: http://www.theartnewspaper.ru) URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/4992/ (Дата обращения: 20.04.17)
• Гавра Д.П. Категория стратегической коммуникации: современное понимание лет и базовые характеристики. // Век информации. 2015, № 3(4). С. 229– 233.
• Глазкова С. А. Стратегические коммуникации современного музея: проблемы и возможности //Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. – 2015. – Т. 1. – №. 1.
• Грачева Екатерина Сергеевна Интернет и PR-технологии как инновационные ресурсы современного музея// Грамота.ру (Сайт: www.gramota.net/) URL: www.gramota.net/materials/1/2010/11-1/9.htm
• Даешь молодежь или как привлечь миллениала // Аутентика. Портал (Сайт: http://www.authentica.ru/) URL: http://www.authentica.ru/solutions/12 (Дата обращения: 20.04.18)
• Дедов С. Г., Фокин А. А. Виртуализация музейного пространства // Царскосельские чтения. 2010. №XIV. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualizatsiya-muzeynogo-prostranstva (дата обращения: 13.05.2018).
• Елескина О. В. Реформы системы финансирования учреждений культуры в России //Вестник Кемеровского государственного университета. – 2017. – №. 2 (70).
• Закон Ф. О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации //принят Государственной Думой. Президент Российской Федерации Б. Ельцин//Москва, Кремль. – 1996. – №. 54-ФЗ.
• Зелеными быть выгодно // МАРТ (Сайт: http://mart-museum.ru/) URL: http://mart-museum.ru/2014/07/10/zelenymi-byt-vygodno/ (дата обращения 20.04.2018)
• Золотова Л. Спонсорство и фандрейзинг в российской культуре: новейшие тенденции и обзор опыта. 2006 / Портал Институт культурной политики // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cpolicy.ru/ issledovania.html/fundrasing.html/russia.html
• Интервью с Борисом де Мунником, пресс-секретарем Rijksmuseum // Портал МАРТ (Сайт: http://mart-museum.ru/) – URL: http://mart-museum.ru/mart_interview/rijksmuseum-boris-de-munnick/ (дата обращения 20.04.2018)
• Как создать промо-сайт: интервью с создателями проекта «Один день в Гатчинском музее» [электронный ресурс] // МАРТ – URL: http://mart-museum.ru/2016/07/11/gatchinapromo/ (дата обращения 24.12.2017)
• Калякина А. В. МУЗЕИ РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ //Гуманитарные технологии в современном мире. – 2017. – С. 17-21.
• Камнева Г.П., Туктарова Н.Н. Значение маркетинговой деятельности для современных музеев // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2008, № 3, С. 27–35.
• Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью. – СПб.: Питер, 2010. – 384 с.
• Кузнецов И. М. Ценностные ориентиры и социально-политические установки россиян //Социологические исследования. – 2017. – №. 1. – С. 48-55.
• Кульгачёв И. П. Статистика внутреннего туризма в России: состояние и перспективы развития //Международная торговля и торговая политика. – 2014. – №. 12 (91).
• Лебедев А. В. Почему музейный бум обходит Россию стороной? Круглый стол
• Лебедев А.В. Музеи вне конкуренции на рынке брендов // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://blog.imhonet.ru/author/avleb/ post/6884276/
• Лебедева А. А. ПОПУЛЯРНОСТЬ МУЗЕЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ЭРМИТАЖА) //Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2017. – Т. 4. – №. 11. – С. 10-10.
• Лившиц В. Н., Лившиц С. В. Бедность и неравенство доходов населения в России и за рубежом //Экономическая наука современной России. – 2017. – №. 3. – С. 70-86.
• Мастеница Е. Н. Новые тенденции в развитии музея и музейной деятельности //Триумф музея. – 2005. – С. 138-145.
• Министр культуры Владимир Мединский подвел итоги работы ведомства за последние несколько лет // Телеканал Россия Культура (Сайт: https://tvkultura.ru/) URL: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/176473/ (дата обращения 20.04.2018)
• Михаил Пиотровский представил концепцию развития “Большого Эрмитажа” // Россия Культура (Сайт: https://tvkultura.ru/ ) URL: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/94534/ (дата обращения 24.12.2017)
• Михаил Пиотровский: «Мы создали Эрмитаж XXI века» // Государственный Эрмитаж (Сайт: https://www.hermitagemuseum.org/) – URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/director-blog/blog-post/30november17/?lng=ru (дата обращения 24.12.2017)
• Михаил Пиотровский: «Мы создали Эрмитаж XXI века» [электронный ресурс] // сайт Государственного Эрмитажа – URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/director-blog/blog-post/30november17/?lng=ru(дата обращения 24.12.2017)
• Михайлова А. Цифровые коммуникации в пространстве музея // МАРТ (Сайт: http://mart-museum.ru/) URL: http://mart-museum.ru/mart_interview/digital-communication/ (дата обращения 24.12.2017)
• Музей современного искусства “Гараж” запустил экскурсии для слабослышащих людей // Телеканал Культура (Сайт: https://tvkultura.ru/) URL: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/130786/ (Дата обращения: 20.04.18)
• Музеи: 2017 год // Портал Медиалогия (Сайт: http://www.mlg.ru/) URL: http://www.mlg.ru/ratings/research/5772/ (Дата обращения: 20.04.17)
• На реставрацию экспонатов Музейного фонда понадобится 159 лет // Портал Life (Сайт: https://life.ru/t/) URL: https://life.ru/t/культура/972847/na_riestavratsiiu_eksponatov_muzieinogho_fonda_ponadobitsia_159_liet (Дата обращения: 20.04.17)
• Нагиева Н.З. Стратегия продвижения музея в социальных сетях // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум»
• Надо предлагать уникальный контент в интересной форме // МАРТ (Сайт: http://mart-museum.ru/) URL: http://mart-museum.ru/mart_interview/interview-kolchugin-dmitry-kremlin-museums/ (дата обращения 24.12.2017)
• Новое финансирование музеев: самостоятельность пополам с зависимостью // РИА Новости (Сайт: https://ria.ru/) – URL: https://ria.ru/culture/20120307/586584403.html (дата обращения 24.12.2017)
• Общественная палата дала рекомендации по развитию российских музеев // Общественная палата Российской Федерации (Сайт: https://www.oprf.ru/) URL: http:// https://www.oprf.ru/press/news/2015/newsitem/28355 (Дата обращения: 20.04.17)
• Отчет об Общем собрании членов Союза музеев России // Союз Музеев России (Сайт: http://www.souzmuseum.ru) URL: http://www.souzmuseum.ru/images/documents/OS_2017-1%20doc.pdf (дата обращения 20.04.2018)
• Первый вики-марафон в Гуггенхайме// Портал МАРТ (Сайт: http://mart-museum.ru/) URL: http://mart-museum.ru/2014/10/13/guggenheim-wikipedia-edit-a-thon/ (Дата обращения: 20.04.17)
• Пержола В. С. Религия в современном обществе // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития. – 2017. – С. 259-261.
• План деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2013–2018 годы // Министерство культуры (Сайт: http://www.mkrf.ru/ ) URL: http://www.mkrf.ru/documents/plan-deyatelnosti-ministerstva-kultury-rossiyskoy-federatsii-na-2013-2018-gody/ (Дата обращения: 20.04.17)
• Полянскова Н. В., Сорокин А. Н. Изучение и ранжирование факторов развития музеев муниципальных районов Самарской области //Интернет-журнал Науковедение. – 2014. – №. 6 (25).
• Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 01.06.2011] // Официальный сайт министерства культуры (Сайт: http://old.mkrf.ru/) URL: http://old.mkrf.ru/documents/orders/detail.php?ID=195704&PAGEN_1=12&t=sb (дата обращения 24.12.2017)
• Проект Концепции развития музейного дела в РФ на период до 2030 года [электронный ресурс] // Общественная палата РФ – URL: https://www.oprf.ru/ru/about/structure/structurenews/newsitem/36888?PHPSESSID=uhjd2vss7tmq8ta87h0ateemf0 (дата обращения 24.12.2017)
• Российские музеи в социальных сетях изнутри и снаружи // МАРТ (Сайт: http://mart-museum.ru/) URL: http://mart-museum.ru/mart_articles/smm-in-russia/ (дата обращения 24.12.2017)
• Рудченко В. Н. Особенности социального маркетинга на примере музейного комплекса // Петербургский экономический журнал. 2013, № 1(1) С.18–24
• Самоокупаемая культура: в чем причина “музейного бума”// Культоромания (Сайт: http://kulturomania.ru/) URL: http:// http://kulturomania.ru/articles/item/samookupaemaya-kultura/ (Дата обращения: 20.04.17)
• Самые посещаемые музеи и выставки в России в 2016 году // Art newspaper Russia (Сайт: http://www.theartnewspaper.ru) URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/4542/(дата обращения 24.12.2017)
• Сапанжа Ольга Сергеевна Классификация музеев и морфология музейности: структура и динамика // ВМ. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-muzeev-i-morfologiya-muzeynosti-struktura-i-dinamika (дата обращения: 13.05.2018). 
• Синяева И.М. Сфера PR в маркетинге, Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080111 «Маркетинг». — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 – 414 с.
• Скорая помощь последних желаний // Милосердие ру (Сайт: https://www.miloserdie.ru/) URL: https://www.miloserdie.ru/article/skoraya-pomoshh-poslednih-zhelanij-2/ (Дата обращения: 20.04.18)
• Смотритель // Дилетант. Сайт проекта (Сайт: http://diletant.media/) URL: http://diletant.media/museum_online/ (Дата обращения: 20.04.18)
• Соболева Е. С., Эпштейн М. З. Эволюция концепции музеев в меняющемся мире // Вопросы музеологии. 1(3) /2011. С. 8-19.
• Союз музеев России [электронный ресурс] // официальный сайт – URL: http://www.souzmuseum.ru (дата обращения 24.12.2017)
• Союз музеев России просит патриарха не передавать Исаакиевский собор РПЦ // Портал Регнум (Сайт: https://regnum.ru/) URL: https://regnum.ru/news/society/2231228.html (Дата обращения: 20.04.17)
• Сулейманова А. Ю., Шамилев С. Р. Оценка рождаемости в РФ и меры ее увеличения //Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №. 4. – С. 243-243.
• Федеральный закон от 08.05. 2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» //Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2010. – №. 8. – с. 13-14.
• Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации. Реклама, паблик рилейшенз, брендинг: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2011. – 324 с.
• Шекова Е.Л. Особенности маркетинга некоммерческих организаций культуры: российский опыт // Вестник СПбГу. Сер.8. 2003. Вып.2 (№16), С. 55-77
• Эрмитаж для города и горожан // Европейский университет (Сайт: https://eu.spb.ru/) URL: https://eu.spb.ru/images/pdf/EUSP_to_the_Hermitage_research_2014.pdf (дата обращения 20.04.2018)
• Эрмитаж. Погружение в историю // Сайт проекта (Сайт: http://hermitage-vr.ru) URL: http://hermitage-vr.ru (дата обращения 20.04.2018)
• Юхкевич К. Cостояние и перспективы развития музейного дела как сферы социокультурного сервиса в современном обществе [электронный ресурс] // VIII Международная студенческая электронная научная конференция “Студенческий научный Форум 2016″– URL: https://www.scienceforum.ru/2016/1621/18478
• 2017 International Rijksstudio Award// (Сайт: https://www.rijksmuseum.nl/ ) URL: https://www.rijksmuseum.nl/en/rijksstudio-award (Дата обращения: 20.04.17)
• 26 способов привлечь посетителей в музей [электронный ресурс] //Портал – URL: Полилог http://www.polylog.ru/ru/pr-blog/41-museum-marketing.htm (дата обращения 24.12.2017)
• About us | National Gallery, London [электронный ресурс] // – URL: https://www.nationalgallery.org.uk/about-us (дата обращения 24.12.2017)
• Amenta С. Exploring Museum Marketing Performance: A Case Study from Italy // International Journal of Marketing Studies. 2010, Vol. 2, № 1, pp. 24-35
• Capriotti, P., “Maniging Strategic Communication in Museums. The case of Catalan museums” Communication&Society/Comunicación y Sociedad, Vol. 26, n. 3, 2013, pp. 98‐116.
• Carlos Roberto F. Brandão Communicating Cultural Heritage to the Young Encouraging Museum Communications World Wide // ICOM Report. 2008, С. 15-20
• Cimoli A.C. TrendsWatch 2017 // AAM (Сайт: http://aam-us.org/) URL: https://aam-us.org/docs/default-source/center-for-the-future-of-museums/trendswatch-2017.pdf?sfvrsn=2 (дата обращения 24.04.2018)
• Cornish P., Lindley-French J., Yorke C. Strategic Communications and National Strategy. A Chatham House Report. London, 2011 [электронный ресурс] // Chatham House – URL https://www.chathamhouse.org/publications/papers/view/178465 (дата обращения 24.12.2017)
• Dimache A., Wondirad A., Agyeiwaah E. One museum, two stories: Place identity at the Hong Kong Museum History // Tourism Management, 2017, С. 287-301
• Dutch masterpieces at Amsterdam Airport Schiphol // Рейксмузей. Официальный сайт (Сайт: https://www.rijksmuseum.nl/) URL: https://www.rijksmuseum.nl/en/schiphol (Дата обращения: 20.04.18)
• Evans J., Bridson K. and Rentschler R. Drivers, impediments and manifestations of brand orientation in museums : an exploratory study // European journal of marketing. 2012 vol. 46, №11-12, pp. 14-75.
• Explore Rijksstudio //Rijksmuseum (Сайт: https://www.rijksmuseum.nl/) URL: https://www.rijksmuseum.nl/en/rijksstudio (дата обращения 24.12.2017)
• Falk J. H. Understanding museum visitors’ motivations and learning //A museum for the and the professor (lk 119-122). Kasutatud. – 2013. – Т. 13. – С. 2015.
• French Y and Sue Runyard French, Marketing and Public Relations for Museums, Galleries, Cultural and Heritage Attractions, Routledge, 2011 – 384 с.
• Gurian E. Working with museums // (Сайт URL: //www.slideshare.net/egurian/) URL: https://www.slideshare.net/egurian/5-different-types-of-musuems-choosing-3124175 (дата обращения 20.04.2018)
• How Tower of London poppies grew from a single flower to a stunning sea of red – in visitors’ pics // (Сайт: https://www.telegraph.co.uk ) URL: https://www.telegraph.co.uk/history/world-war-one/11197458/How-the-Tower-of-
• ICOM Annual Report 2016 // ICOM (Сайт: http://icom.museum/) URL: http://icom.museum/fileadmin/user_upload/pdf/Activity_report/1840_ICO-RA-2016-180×270-En-web2.pdf (дата обращения 24.04.2018)
• Kjeldsen A. K. Strategic Communication at Three Art Museums: Putting your foot in the door. //Mid Magasin. – 2013. – №. 28. – С. 4-7. Kotler N. G., Kotler P., Kotler W. I. Museum marketing and strategy: designing missions, building audiences, generating revenue and resources. – John Wiley & Sons, 2008. 511 с.
• Kotler N. G., Kotler P., Kotler W. I. Museum marketing and strategy: designing missions, building audiences, generating revenue and resources. – John Wiley & Sons, 2008. 511 с.
• Lane A. Facing the future: how museums are embracing new trends and technologies //The National (Сайт: https://www.thenational.ae/) URL: https://www.thenational.ae/lifestyle/family/facing-the-future-how-museums-are-embracing-new-trends-and-technologies-1.82108 (Дата обращения: 20.04.18)
• Martella C. et al. Visualizing, clustering, and predicting the behavior of museum visitors //Pervasive and Mobile Computing. – 2017. – Т. 38. – С. 430-443.
• Martino V., Lovari A. When the past makes news: Cultivating media relations through brand heritage //Public Relations Review. – 2016. – Т. 42. – №. 4. – С. 539-547.
• Melissa A. Johnson, Xavier Cester Communicating Catalan culture in a global society // Public Relations Review, 2015, С. 809-815
• Membership | The Metropolitan Museum of Art // (Сайт: https://www.metmuseum.org/) URL: https://www.metmuseum.org/join-and-give/membership (Дата обращения: 20.04.18)
• Mission Statement – National Gallery // (Сайт: https://www.nga.gov/) URL: https://www.nga.gov/about/mission-statement.html (дата обращения 20.04.2018)
• Mission Statement – The Metropolitan Museum of Art// Музей Метрополитен. Официальный сайт (Сайт: https://www.metmuseum.org/) URL: https://www.metmuseum.org//media/Files/About%20The%20Met/Annual%20Reports/2010_2011/Mission%20Statement.pdf?la=en (дата обращения 20.04.2018)
• Mission Statement | Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía // Центр искусств королевы Софии. Официальный сайт (Сайт: http://www.museoreinasofia.es/) URL: http://www.museoreinasofia.es/en/museum/mission-statement (дата обращения 20.04.2018)
• Museum Definition // ICOM (Сайт: http://icom.museum) URL: http://icom.museum/the-vision/museum-definition/ (дата обращения 20.04.2018)
• Museum Workers Speak// Официальный сайт (Сайт: https://museumworkersspeak.weebly.com/) URL: http:// https://museumworkersspeak.weebly.com/ (Дата обращения: 20.04.17)
• National Palace Museum-About the NPM // Национальный музей императорского дворца. Официальный сайт (Сайт: https://www.npm.gov.tw/en/) URL: https://www.npm.gov.tw/en/Article.aspx?sNo=03001502 (дата обращения 20.04.2018)
• Neil G. Kotler, Philip Kotler, Wendy I. Kotler Museum Marketing and Strategy: Designing Missions, Building Audiences, Generating Revenue and Resources. San Francisco, CA : Jossey-Bass, 2008 – 511 с.
• Oster S.M. Strategic Management for Nonprofit Organizations, Oxford – 1995, 360 стр.
• Padilla-Melendez A., Del Aguila-Obra A.R., “Web and Social Media Usage by Museums: Online Value Creation,” International Journal of Information Management 33, no. 5 (2013): 892–98.
• Rijksmuseum’s 10-millionth visitor spends the night beneath The Night Watch // Рейксмузей. Официальный сайт (Сайт: https://www.rijksmuseum.nl) URL: (Дата обращения: 20.04.18)
• Sandell R., Janes R.R. Museum Management and Marketing, Routledge, 2011, 499 с.
• Skogh P. From One-Way Communication to Conversation – National Museums of World Culture // Museum Id (Сайт: http://museum-id.com/) URL: http://museum-id.com/making-transition-one-way-communication-conversation-peter-skogh/ (дата обращения 24.12.2017)
• The Louvre: An Age-Old Institution Looks to the Future// Лувр. Официальный сайт (Сайт: http://www.louvre.fr/en/) URL: http://www.louvre.fr/en/missions-projects (дата обращения 20.04.2018)
• The Metropolitan Museum of Art: Collection// Музей Метрополитен. Официальный сайт (Сайт: https://metmuseum.org/art/collection) URL: https://metmuseum.org/art/collection (дата обращения 24.12.2017)
• The Mission of the Vatican Museums// Музеи Ватикана. Официальный сайт (Сайт: http://www.museivaticani.va/) URL: http://www.museivaticani.va/content/museivaticani/en/musei-del-papa/missione.html (дата обращения 20.04.2018)
• The Museum Identity Crisis—Who the heck are “we,” anyway? // Американская ассоциация музеев (Сайт: https://www.aam-us.org/) URL: https://www.aam-us.org/2009/07/29/the-museum-identity-crisis-who-the-heck-are-we-anyway/ (Дата обращения: 20.04.17)
• The Story behind Our Brand Identity // Metropolitan Museum of Art (Сайт: https://www.metmuseum.org/) URL: http:// https://www.metmuseum.org/about-the-met/history/brand-identity (Дата обращения: 20.04.17)
• Towards 2020 The British Museum’s Strategy// Британский музей. Официальный сайт (Сайт: https://www.britishmuseum.org/) URL: https://www.britishmuseum.org/pdf/Towards_2020-The_British_Museum_Strategy.pdf (дата обращения 20.04.2018)
• TrendsWatch 2016 //AAM (Сайт: http://aam-us.org/) URL: http://aam-us.org/resources/center-for-the-future-of-museums/projects-and-reports/trendswatch/trendswatch2016 (дата обращения 24.04.2018)
• Van Dyck campaign raises £10m to keep self-portrait in Britain// The Guardian (Сайт: https://www.theguardian.com/) URL: https://www.theguardian.com/artanddesign/2014/may/01/van-dyck-campaign-selfportrait-britain (Дата обращения: 20.04.17)
• Vision | Tate // Тэйт Модерн. Официальный сайт (Сайт: http://www.tate.org.uk/) URL: http://www.tate.org.uk/about-us/projects/tate-modern-project/vision (дата обращения 20.04.2018)
• Visser J. Museums in times of social and technological change // The Museum of Future (Сайт: http://themuseumofthefuture.com) URL: http://themuseumofthefuture.com/2014/04/18/museums-in-times-of-social-and-technological-change/ (Дата обращения: 20.04.17)
• Wallace M. Museum branding: how to create and maintain image, loyalty, and support. – Rowman & Littlefield, 2016, 356 с.
• Williams P. et al. A modern approach to museum marketing //Tourism Insights. – 2009. – №. October.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Стратегические коммуникации музея (на примере ГМЗ «Царское село»)»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Речевые особенности детского радиоэфира
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Механизм франшизы в современном медиапродюсировании
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет