Стратегическое управление конкурентоспособностью консалтинговой фирмы
Автор магистерской диссертации: Степанов Петр Андреевич Научный руководитель: доцент, к. экономических наук Е.В. Мелякова Актуальность работы. Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена растущей конкуренцией на российском рынке консалтинговых услуг. Связано это с увеличением количества консалтинговых фирм и растущем спросе на их услуги. Управление конкурентоспособностью должно лежать в основе стратегии фирмы, так как это позволит ей выдерживать конкуренцию и повышать свою конкурентоспособность в рамках долгосрочного планирования. Цель работы, развитие теоретических основ и определение подходов и методов оценки конкурентоспособности консалтинговых фирм и стратегического управления конкурентоспособностью консалтинговых фирм. Практическая значимость. Сформулированные по завершению научно-исследовательской деятельности рекомендации могут быть применены в действующих консалтинговых фирмах в качестве инструмента долгосрочного управления конкурентоспособностью. Структура и объем диссертации. В магистерскую диссертацию входит введение, три главы, три вывода по написанным главам, итоговое заключение, список использованной литературы. Состав диссертации: 75 стр. текста, 6 рис., 20 табл.
Консалтинг можно определить, как сферу деятельности, целью которой является оказание профессиональных консультаций квалифицированными профессионалами руководителям и управленцам по широкому кругу вопросов из различных сфер. Очевидно, что число потенциальных клиентов для консалтинговых компаний ограничено совокупным количеством стабильно функционирующих фирм.
Российский рынок консалтинговых услуг относительно молод, он появился сравнительно недавно – около 30 лет назад с переходом к рыночной экономике. За это время рынок консалтинговых услуг качественно изменился, ужесточилась конкурентная среда с приходом крупных иностранных компаний. Проблема конкурентоспособности консалтинговых компаний, работающих на российском рынке в условиях углубляющейся глобализации мировой экономики и прихода иностранных фирм в сектор деловых, становится одной из ключевых. Для успешной конкуренции в современных условиях ведения бизнеса консалтинговая фирма параллельно с основной деятельностью должна анализировать информацию о конкурентах и оценивать собственные конкурентные преимущества, определяющие ее конкурентоспособность. Последние годы на фоне бурного развития рынка предпринимается множество попыток определить конкурентоспособность консалтинговых фирм, их место среди других участников, с чем связана растущая популярность рейтингов и различных методов исследования конкурентоспособности. Последние преимущественно строятся на анализе материальных активов, что приводит к недостаточной полноте и адекватности их конкурентных позиций. В условиях нестабильности сегодняшней экономики спрос на услуги консалтинговых фирм становится более избирательным. Представители бизнеса предъявляют более высокие требования к консалтинговым фирмам и, выбирая определенную из них, обращают внимание на ее место среди конкурентов. Современные руководители осознают, что использование профессиональных консультантов в кризисный период зачастую бывает необходимо, так как результатом сотрудничества может стать такая оптимизация бизнес процессов, которая приведет к экономии как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде.
В связи с этим с авторской точки зрения сегодняшняя экономическая ситуация в стране и на рынке консалтинга располагает к разработке нового подхода к стратегическому управлению конкурентоспособностью консалтинговых фирм.
Цель исследования – разработка путей совершенствования существующих методов стратегического управления конкурентоспособностью, применяемых в консалтинговых компаниях.
Поставленная цель обусловила следующие исследовательские задачи:
• Определить сущность стратегического управления конкурентоспособностью фирмы;
• Изучить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность фирм;
• На основе анализа рынка управленческого консалтинга выявить особенности конкуренции на рынке консалтинговых услуг;
• Проанализировать методические подходы к выявлению факторов конкурентоспособности и выявить ключевые факторы конкурентоспособности консалтинговых фирм;
• Разработать рекомендации по оценке конкурентоспособности консалтинговых фирм;
• Провести оценку конкурентоспособности на примере АО «КПМГ»
• Разработать рекомендации по совершенствованию стратегического управления конкурентоспособностью консалтинговых фирм;
• Разработать рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности АО «КПМГ».
Объект исследования – действующие на российском рынке консалтинговые фирмы.
Предмет исследования – процесс и методы управления конкурентоспособностью консалтинговой фирмы.
Теоретическая и методологическая база исследования
В работе изучены основные научные труды по исследуемой теме, такие как Майкл Портер «Конкуренция» и «Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов», Эдварс Деминг «Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами», Коносуке Мацусита «Философия менеджмента», Ли Якокка «Путь менеджера», а также курс MBA по стратегическому менеджменту от Лайма Фаэя и Роберта Рэндела. Данные источники служат теоритической базой для изучения классического научного понимая конкурентоспособности и стратегического управления.
Книга-биография Мартина Бауэра, который является основателем ведущей консалтинговой компании McKinsey & Company под авторством Элизабет Эдершайм. Также были изучены и проанализированы современные научные труды на тему управления конкурентоспособностью таких авторов как Булеев А.И., Вахтеля Д., Фасхиева Х.А., Погонева С.В., Крахмалевой А.В., Барановой Т.Ю., Власовой Ж.И, Фелана К., Маловой И.В и другие. В совокупности с классической теоритической базой по теме вышеперечисленные научные работы позволили определить факторы конкурентоспособности консалтинговых фирм, методы их оценки и стратегического управления конкурентоспособностью.
Практическая значимость работы. Сформулированные по завершению научно-исследовательской деятельности рекомендации могут быть применены в действующих консалтинговых фирмах в качестве инструмента долгосрочного управления конкурентоспособностью.
Сформулированные цели и задачи обусловили логическую структуру работы, она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Для проведения исследования были использованы теоретико-методологические подходы: системный, междисциплинарный, ретроспективный, эволюционный, проблемный, процессный, пространственно-временной и др., а также совокупность общенаучных и специально-научных методов исследования: диалектический, анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнительного анализа, статистического анализа и др.
В рамках работы над ВКР магистра на тему «Стратегическое управление конкурентоспособностью консалтинговой фирмы была поставлена следующая цель:
Цель исследования – разработка путей совершенствования существующих методов стратегического управления конкурентоспособностью, применяемых в консалтинговых компаниях.
Для выполнения поставленной цели были поставлены и выполнены следующие задачи:
Определить сущность стратегического управления конкурентоспособностью фирмы и выделить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность таких фирм;
Разработать рекомендации по стратегическому управлению конкурентоспособностью с целью повышения конкурентоспособности консалтинговых фирм;
Оценить эффективность применения рекомендованных методов применительно к консалтинговым фирмам;
Обобщив накопленный теоретический базис, разработать рекомендации повышения уровня конкурентоспособности консалтинговой фирмы;
Проделанная работа и ее результаты позволили выявить особенности конкурентоспособности на рынке консалтинговых услуг и рекомендации по стратегическому управлению конкурентоспособностью консалтинговых фирм.
Факторы конкурентоспособности консалтинговых фирм формируются за счет интеллектуального капитала компании. Это связано с тем, что конечный продукт таких компаний создается ее человеческими ресурсами, поэтому конкурировать консалтинговые фирмы должны за счет развития интеллектуального капитала фирмы. Это подразумевает постоянное повышение навыков и профессионализма сотрудников фирмы, что в итоге выливается в качественные услуги для клиентов.
Исследование рынка консалтинговых услуг позволило сделать вывод о неструктурированности и раздробленности рынка. Однако на рынке имеются очевидные лидеры. Проанализировав конкурентоспособность одной из компаний, относящейся к лидерам рынка удалось выявить слабые места и разработать стратегию по повышению уровня конкурентоспособности. Ключевая проблема заключается в загрузке сотрудников, что приводит к оттоку человеческого капитала компании и снижению уровня конкурентоспособности интеллектуального капитала. Автором была разработана и апробирована стратегия, позволяющая нивелировать эффект выявленной проблемы и повысить уровень доходности компании.
Результаты ВКР могу быть применены на реальных консалтинговых фирмах с целью повышения конкурентоспособности и стратегического управления ею.
Алавердов, А. Р. Стратегический менеджмент в банке. – М.:Московская финансово-промышленная академия. 2009. – 235 с.
Ансофф, И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 2003. – 647 с.
Антипов, Ю. А., Балашов А.А. Инновационная деятельность как фактор конкурентоспособности фирмы / Ю. А. Антипов, А. А. Балашов. URL:
Антонова Н.С. Поиск и создание конкурентных преимуществ как инструмент привлечения и удержания клиентов / Н. С. Антонова. URL:
Баранова, Т. Ю. Корректировка маркетинговой стратегии в условиях кризиса: методика создания дополнительных конкурентных преимуществ. // Индустриальный и b2b маркетинг. – № 2. – С. 10-11.
Баранчеев, С. В. Качество ротации состава менеджеров как фактор конкурентоспособности организации / , С. В. Баранчеев URL:
Береговая Ирина Борисовна К вопросу об управлении конкурентоспособностью предприятия // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-upravlenii-konkurentosposobnostyu-predpriyatiya
Вахтель, Д. Анализ продуктового портфеля – ключевой метод стратегического планирования бизнеса в рамках разработки, выпуска и сбыта продуктов компании / Д. Вахтель. URL:
Виссема, Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство. М.: Инфра, 2002. 540 с.
Виханский, О. С. Стратегическое управление. М.: Экономист, 2005. – 296 с.
Власова, Ж. И. Оценка конкурентоспособности консалтинговых компаний на российском рынке // Инновации. 2006. С. 15-20
Горбашко, Е.А. Управление конкурентоспособностью – СПБ.:Гриф УМО ВО. 2017. – 456 c.
Деминг, Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. – М.: Альпина паблишер, 2014. 620 с.
Джонсон, Дж., Шоулз, К:, Уиттингтон.Р Корпоративная стратегия: теория и практика, 7-е издание– М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2007. – 800 с.
Зябриков, В. В. Общий менеджмент: курс лекций. 2-е изд., исправленное и дополненное. Курс лекций. Санкт-Петербургский Университет. Экономический факультет – СПб.: ОЦЭиМ, 2007 – 240 c
Казаков, М. В. Человеческий капитал как фактор конкурентоспособности субъектов современного предпринимательства. / М. В. Казаков. URL:
Капинос Д.Е. Как «убить» консалтинговую компанию. — Стратегический менеджмент, № 3 – М.: Издательский дом «Гребенников», 2015. – С. 178-189
Ковалев, В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика. 3-е изд. М.: Проспект, 2013. – 506 с.
Крахмалева А. Инновационный инструмент управления конкурентоспособностью предприятия // Менеджмент инноваций. – 2014. – № 4. – С. 294-317
Фаэй, Л., Рэндел Р. Курс МВА по стратегическому менеджменту. 4-е изд. – М.: Альпина паблишер 2015 – 608 с.
Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг – М.: Гриф УМО ВО. 2017. – 350 c.
Лобода, Л. Н. Создание стратегических конкурентных преимуществ на рынке консалтинга. Маркетинг и маркетинговые исследования. М.: «Издательский дом Гребенникова». 2006. № 1. – C. 10-20
Маасаки, И., Кайдзен Г. Путь к снижению затрат и повышения /. И. Масааки ; Пер. с англ. -М.: «Альпина Бизнес Букс», 2013.- 346 с.
Маленков, Ю.А. Стратегический менеджмент. М.: Проспект, 2011. – 224 с.
Малова, И. В. Управление конкурентоспособностью: комплексный подход / И. Малова // Менеджмент качества. – 2013. № 2. – С. 84-92
Мацусита, К. Философия менеджмента.-М.: Альпина паблишер. 2016 – 188 с.
Новикова, Н. Методологические проблемы управления конкурентоспособностью организаций: маркетинговый подход // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 1. – С. 32-37
Погонев, C. B. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2011. №1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-upravlenie-konkurentosposobnostyu-predpriyatiya
Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. – М.: Альпина Бизнес-Букс, 2011. – 454 с.
Расиел, И. Метод McKinsey: Использование техник ведущих стратегических консультантов для решения личных и деловых задач. 7 изд. – М.: Альпина паблишер. 2012. – 375 с.
Рыбкин А. Корпоративное обучение как фактор конкурентоспособности организации // Управление человеческим потенциалом, 2005. № 2. С. 32 – 37
Старцев, П. В. Анализ подходов к сущности понятий «Конкурентоспособность предприятия» и «Конкурентное преимущество» // Российское предпринимательство. 2014. №16 (262). – С. 4-11
Томпсон, А. А., Стрикленд, А. Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. М., СПб.: Виллиамс, 2005.- 320 с.
Фасхиев, Х. А., Крахмалева А. В. Двухступенчатая модель управления конкурентоспособностью предприятия // Вестник УГАТУ. 2015. №1 (67). – С. 278-294
Фелан, К. Простите, я разрушил вашу компанию: почему бизнес консультанты – это проблема, а не решение – М.: Альпина паблишер 2014. – 224 с.
Хотинская Г.И., Беликов Д.М. Конкурентоспособность компании в ракурсе финансов: Постановка проблемы. – М.: Электронная библиотека Гребенников. 2016. С. 34 -41
Чернышова, Т. Н., Бабешкова Е. В. Корпоративное обучение как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Oeconomia et Jus. 2017. №4. – С. 104 -109
Шевченко С. А., Кузьмина, М. И., Мерзликина Г. С. Экономическое развитие бизнеса : монография / Кузьмина М. И., Мерзликина Г.С., Могхарбел Н.О., Семенова Г.В., Шевченко С.А., Шмидт Л.А.; под ред. Г.С. Мерзликиной; ВолгГТУ. – Волгоград, 2014. – 147 с.
Эдерштайм, Э., Бауэр М., Основатель McKinsey & Company. 4-е изд. – М.: Альпина паблишер. 2016 – 387 с.
Якокка, Л. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 1991. – 505 c.
Chandler, A. Strategy and structure: chapters in the history of industrial enterprise. – Cambridge
Saloner, G.Shepard, A. Strategic management. – N.Y., 2001
URL:
URL:
URL:
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!