Стратегии глобализации национальных медиагрупп Испании
В эпоху глобализации традиционные средства массовой информации сталкиваются с новыми возможностями и угрозами. Они формируют свои стратегии глобализации для привлечения аудитории, монетизации контента. Глобализация СМИ должна быть контролируемой, управляемой и планируемой, именно поэтому наше исследование кажется своевременным и актуальным. Актуальность работы связана: 1. С необходимостью поиска универсальной стратегии для медиагрупп и отдельных СМИ в условиях глобализации; 2. С необходимостью выработки оптимального соотношения глобализации и доместикации контента; 3. С актуальностью вопросов, стоящих перед редакциями в условиях глобализации информационного пространства (привлечение аудитории, монетизация контента и другие). Новизна работы связана с малой изученностью испанских медиагрупп и их роли в глобальном информационном пространстве. Чаще всего принято говорить об англоязычных медиагруппах и корпорациях, тогда как огромный сегмент испаноязычной и португалоязычной аудитории остается не изученным. В нашей работе мы исследуем, какие стратегии формируют крупнейшие испанские медиагруппы, чтобы стать полноценными игроками в глобальном информационном пространстве. Подробнее мы останавливаемся на двух разных медиагруппах «PRISA» («ПРИСА») и RTVE («РТВЕ») (Испанская радиовещательная и телевизионная корпорация). «ПРИСА» – это яркий пример частной медиагруппы, в то время как «РТВЕ» – общественная медиагруппа с частичным государственным финансированием. Гипотеза исследования заключается в том, что стратегии глобализации у этих групп будут разными в зависимости от их типа финансирования. Научная новизна и практическая значимость Научная новизна работы заключается в компаративном анализе стратегий глобализации двух медиагрупп. Был выбран междисциплинарный подход и использовались теоретические основы менеджмента. Практическая значимость работы состоит в возможности применения материалов исследования для изучения стратегий глобализации других медиагрупп, а также отдельных СМИ, в том числе российских. Кроме того, исследование помогает понять механизмы, определяющие существование медиа в информационном обществе. Цель Выявление специфики глобализационных стратегий развития выбранных медиагрупп. Объект исследования Медиагруппы «ПРИСА» и «Испанской радиовещательной и телевизионной корпорации». Предмет исследования Стратегии медиагрупп в контексте глобального информационного пространства. Задачи исследования 1. Обобщить понятия «информационное общество», «глобализация»; 2. Определить вызовы, которые ставит глобализация перед традиционными СМИ; 3. Выявить специфику стратегий средств массовой информации в глобальном информационном пространстве; 4. Выявить особенности медиагрупп в историческом контексте испанского медиапространства; 5. Выявить формы глобализации в стратегиях медиагрупп. Теоретическая база Теоретической базой нашего исследования послужили работы следующих авторов в области глобализации: Белл Д., Гидденс Э., Кастельс М, Маклюэн М. В сфере глобализации СМИ: Быкова А. Ю., Курышевой Ю. В., Паисовой А. А., Пую А. С. В качестве теоретической базы также использовались труды по общей теории журналистики: Вартановой Е. Л., Засурского, Я. Н., Качкаевой, А. Г, Мельник, Г. С., Михайлова С. А. Кроме того, в работе рассмотрены работы зарубежных авторов на английском и испанском языках: Almiron N., Segovia A. I. Financialization, Economic Crisis, and Corporate Strategies in Top Media Companies: The Case of Grupo Prisa, Baker C. E. Media Concentration and Democracy: Why Ownership Matters, Franquet R., Montoya M. I. V. Cross-Media Production in Spain’s Public Broadcaster «РТВЕ»: Innovation, Promotion, and Audience Loyalty Strategies, Llorens C. Spain’s Media Concentration Policy: A Patchwork Crucial to the Understanding of the Spanish Media System, Torre M. G., Rodríguez J. J. V., Barro M. J. F. Distribution of content in mobility. The case of spanish generalist television broadcasters. [Distribución de contenidos en movilidad. El caso de los operadores generalistas españoles] и другие. Эмпирическая база Эмпирической базой исследования стали годовые отчеты медиагрупп «ПРИСА» и «РТВЕ» с 2010 по 2017 годы, которые находятся в открытом доступе на официальных сайтах prisa.com, «РТВЕ».es, а также сайты отдельных СМИ, входящих в медиагруппы (elpais.com, los40.com, as.com, cincodias, elpais.com), мобильные приложения, официальные страницы и профили в социальных сетях. Для контент-анализа были использованы тексты «Эль Паис» и сайта «РТВЕ» за период с 01.01.2017 по 01.05.2018. Методологическая база Контент-анализ, описание, структурный анализ. Структура магистерской диссертации Структура обусловлена поставленными целью и задачами и состоит из введения, двух глав (в первой главе три параграфа, во второй – два), заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава посвящена обзору ключевых для диссертации монографий и научных статей с комментированием. Во второй главе сравниваются глобализационные стратегии выбранных медиагрупп на трех разных уровнях: на уровне самой корпорации, на уровне СМИ и на уровне текста. В заключении представлены выводы по всей работе. В «Приложениях» представлены таблицы и графики, которые отражают глобализационные стратегии.
Введение 3
1. СМИ в условиях глобализации: структурно-организационные изменения… 9
1.1 Трансформация СМИ в контексте глобализации. 9
1.2 Глобализационные стратегии СМИ (междисциплинарный подход) 29
1.3 Медиапространство Испании: рынок частных и общественных СМИ 44
2 Глобализационные стратегии медиагрупп «ПРИСА» и «RTBE» 53
2.1 Глобализационные стратегии медиагруппы и отдельных СМИ 53
2.2 Глобализация медиаконтента на примере «Эль Паис» и «РТВЕ» 83
Заключение 104
Список использованных источников 110
Приложение 1 123
Приложение 2 124
Приложение 3 125
Приложение 4 126
Приложение 5 128
Приложение 6 129
Приложение 7 130
Приложение 8 131
Развитие информационно-коммуникационных технологий порождает изменения во всех сферах деятельности человека, включая культурную, социальную, экономическую, политическую. Как следствие мы сталкиваемся с процессом глобализации. Глобализация является, с одной стороны, основой формирования информационного общества, с другой, – его результатом. Существуют различные подходы к трактовке понятия «глобализация». Одни исследователи, например Э. Гидденс, считают, что это процесс далеко не новый и что сегодня мы сталкиваемся лишь с его очередным этапом. Другая группа теоретиков, как М. Кастельс, М. Маклюэн, связывают концепт «глобализации» с развитием информационно-коммуникационных технологий и относит его к концу 1970-ых годов.
Появление глобального информационного пространства ставит новые вызовы перед традиционными СМИ: им нужно приспосабливаться к новым условиям реальности, теряется сама ценность информации. Чтобы удержать аудиторию, медиа вынуждены искать новые пути ее привлечения, а также монетизации собственного контента. Традиционные СМИ формируют свои уникальные стратегии глобализации. Каждое СМИ подходит к этому вопросу по-своему, нет универсальной стратегии глобализации.
Теоретической базой нашего исследования послужили работы в следующих авторов области глобализации: Белл Д., Гидденс Э., Кастельс М, Маклюэн М. В сфере глобализации СМИ: Быкова А. Ю., Курышевой Ю. В., Паисовой А. А., Пую А. С. В качестве теоретической базы также использовались труды по общей теории журналистики: Вартановой Е. Л., Засурского, Я. Н., Качкаевой, А. Г, Мельник, Г. С., Михайлова С. А.
Актуальность работы связана:
Глобализация уже давно стала реальностью, которая ставит определенные вызовы перед средствами массовой информации. Появление глобального информационного пространства привело к тому, что традиционные средства массовой информации вынуждены искать новые пути выживания. Для выживания и минимизации затрат СМИ объединяются в медиагруппы, которые, в свою очередь, вырабатывают свои стратегии глобализации.
В данной работе ключевым понятием для рассмотрения стала «глобализация». Даны различные трактовки этого термина, характеристики, свойства глобализации. Было выявлено, что существуют разные подходы к определению глобализации: ряд исследователей считает, что это качественно новое явление, связанное с технологическим развитием, другие – что глобализация происходит давно, и сейчас мы наблюдаем новый ее этап. Глобализация затрагивает все сферы жизни: и политическую, и экономическую, и культурную, и другие.
В глобальном информационном пространстве средства массовой информации вынуждены вносить существенные коррективы в содержание материалов, форму его подачи и распространения. Основываются эти изменения на таких технологических процессах, как дигитализация и конвергенция. Конвергенция в средствах массовой информации проходит на разных уровнях: технологическом, который, непосредственно, связан с дигитализацией, на уровне самой медиаорганизации, на содержательном уровне. Трансформация затрагивает все виды СМИ: и печатные, и аудиовизуальные. Конвергенция становится одной из ступеней на пути к глобализации СМИ, потому как информация становится доступной для людей за пределами строгих географических рамок государства.
Стратегическое планирование любой организации связано с постановкой целей, задач, обозначения миссии и видения, анализом внешних и внутренних рисков и угроз. Планирование стратегии в международной компании отличается адаптацией локальных показателей, целей к глобальному рынку.
Средства массовой информации как предприятия формируют определенные стратегии для выхода на глобальный рынок. Эти стратегии варьируются на уровне самой медиаорганизации, на уровне конкретного СМИ, на содержательном уровне. На более масштабном уровне медиаорганизации можно выделить несколько основных стратегий: горизонтальный рост, вертикальный, диагональный, кластеризация. На уровне конкретного медиа это могут быть нишевая стратегия, стратегия максимизации общей аудитории, стратегия минимизации издержек. На уровне содержания появляются свои коммуникативные стратегии.
Целью работы было определение стратегий развития выбранных групп в глобальном информационном пространстве. Гипотеза исследования подтвердилась не полностью: стратегии частной и общественной медиагрупп отличаются по целям и задачам, однако по реализации они схожи друг с другом.
В результате сравнения частной лидирующей и государственной медиагруппы мы сделали следующие выводы:
1. И «ПРИСА», и «РТВЕ» представляют собой диагональную модель медиапредприятия и помимо средств массовой информации включают в себя компании, не связанные с журналистикой. «ПРИСА» имеет в своем составе образовательный фонд Сантияна, издательский дом, «Эль Паис» занимается подготовкой журналистских кадров в рамках образовательной программы магистратуры и специальных курсов дополнительного образования. «РТВЕ» имеет свой оркестр, хор, институт журналистики, который принимает в рамках программ обмена студентов из других стран.
2. Несмотря на схожие миссии компаний, цели и видение у них разные. Миссия медиагруппы «ПРИСА» – способствовать культурному развитию людей и развитию общества, предлагая высококачественный контент в сфере образования, информации и развлечений. Цель – стать лидером в распространении качественной информации на испаноязычном и португалоязычном медиарынках. Миссия «РТВЕ» – предлагать независимую, множественную информацию, качественные развлечения. Однако как государственная компания «РТВЕ», прежде всего, нацелена на деятельность в медиапространстве Испании. Цель корпорации состоит в популяризации национальных идей в Испании и за ее пределами.
3. Аудитория «ПРИСА» в глобальном плане – это все население мира, родной язык которого испанский или португальский, а также люди, заинтересованные новостной повесткой испаноязычного мира. Аудитория «РТВЕ» – испанцы, проживающие за рубежом, и люди, интересующиеся испанской культурой.
Для достижения этих целей используются схожие стратегии на уровне всей корпорации, на уровне конкретных средств массовой информации и на содержательном уровне они в большей мере отличаются.
На уровне всей компании у обеих медиагрупп можно выделить следующие схожие стратегии:
1. Активное использование социальных сетей для увеличения охвата аудитории;
2. Использование ютуба для продвижения видеоконтента;
3. Сотрудничество с другими зарубежными средствами массовой информации – важными игроками глобального медиарынка, а также с крупными некоммерческими организациями.
4. Создание своих премий в области журналистики для позиционирования себя в медиапространстве.
5. Создание разных мобильных приложений как всей медиагруппы, так и отдельных СМИ и отдельных проектов.
На уровне конкретных СМИ глобализационные стратегии дополняют стратегии всей медиагруппы. Выделим основные стратегии СМИ частной медиагруппы «ПРИСА» и испанской вещательной компании:
1. Появление сети международных корреспондентов
2. Использование новых инструментов и технологий: виртуальная реальность, фэйсбук лайф и другие.
3. Пероснализированные мобильные приложения с выбором нужной редакции на испанском, португальском или английском языке, редакции конкретной страны.
4. Создание платформы для подкастов на испанском языке
Испанская вещательная компания в глобализационных стратегиях на уровне СМИ делает акцент на дроблении каналов по регионам мира и предоставлении как испанского контента, так и местного. Международная радиостанция РНЕ, Внешнее радио Испании, в качестве стратегии использует применение различных языков вещания и бесплатное сотрудничество с другими радиостанциями в обмен на целую программу об испанских новостях.
На микроуровне глобализационных стратегий изучению подлежит содержательный аспект средств массовой информации. Индикаторами глобализационных стратегий в этом случае могут быть иностранные колонки в прессе, зарубежная информация в новостях, расширение вкладок на сайтах СМИ.
В изучаемых медиакомпаниях можно выделить некоторые общие стратегии на уровне содержания: интерес к общемировым актуальным темам (гендерное неравенство, экология, кризис беженцев), глобальные новости (Исламское государство, Трамп, брекзит), создание развлекательного контента, отвечающего общемировым запросам аудитории.
Глобализационные стратегии проявляются в средствах массовой информации «ПРИСА» и в специализированном контенте, например, спортивном и экономическом через создание глобальных медиапроектов, интересных во всем мире. «РТВЕ», в свою очередь, делает акцент на передачах, которые работают на имидж Испании за рубежом и повышают ее туристическую и инвестиционную привлекательность.
Проанализировав структуры сайтов средств массовой информации, можно прийти к определенным выводам о том, какое место занимает международная тема в общей информационной повестке. «ПРИСА» в большей мере, чем «РТВЕ» ориентирована на иностранную аудиторию, следовательно, и международная тематика у нее представлена лучше.
Контент-анализ публикаций СМИ показал, что страны и регионы в международной тематике представлены не одинаково. Некоторые страны доминируют в информационной повестке над другими. Кроме того, глобализация затрагивает далеко не все темы. Самыми популярными остаются политика и спорт, тогда как культура часто приобретает политический оттенок. Аналитические материалы на международную тему в изучаемых СМИ представлены часто, что говорит о том, что интерес к регионам не краткосрочен и что редакции нацелены на иностранную аудиторию.
У частной и общественной, частично государственной, компаний стратегии глобализации различаются в большей мере на содержательном уровне. Если «ПРИСА» делает акцент на международной тематике, близкой тому или иному региону, то у «РТВЕ» – это не основной контент, а большее внимание уделяется передачам про Испанию, которые работают на имидж страны. На уровне медакомпаний стратегии схожи и связаны с максимальным расширением аудитории в географическом плане с помощью новых технологий и социальных сетей, созданием сети международных корреспондентов и сотрудничеством с другими глобальными средствами массовой информации.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!