Стратегии перевода либретто И.Ф. Кинда к опере К.М. Вебера «Волшебный стрелок»

Смирнова Наталия Евгеньевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Перевод оперного либретто – особый вид перевода, требующий от переводчика определённых навыков. Это, с одной стороны, владение техниками художественного перевода в целом, и поэтического перевода в частности, а, с другой стороны, понимание специфики оперного либретто как типа текста, его ориентированность на синтез с музыкальной составляющей.
Цель настоящей работы – выявить переводческие стратегии при переводе оперного либретто на материале либретто оперы немецкого композитора К.М Вебера «Волшебный стрелок» (1821). В данной работе были проанализированы два перевода либретто И.Ф. Кинда: переводы П.И. Калашникова (1864) и Л.И. Пальмина (1880). В соответствии с обозначенной целью были поставлены следующие задачи: определить особенности либретто как типа текста; рассмотреть возможные трансформации первоисточника при создании оперного либретто; рассмотреть проблемы перевода оперного либретто; сопоставить либретто оперы «Волшебный стрелок» с его первоисточником; выявить особенности перевода либретто П.И. Калашникова и Л.И. Пальмина.
В ходе выполнения исследования были получены следующие результаты: выявлена специфика перевода оперного либретто как особого типа текста; выделены особенности переработки текста первоисточника в либретто оперы «Волшебный стрелок»; определены стратегии перевода либретто «Волшебного стрелка» двух переводчиков.
Актуальность работы состоит в недостаточной изученности специфики перевода оперных либретто. Кроме того, в настоящей работе были проанализированы не исследованные ранее переводы двух авторов. Результаты работы могут внести вклад в общую картину представлений о традициях перевода оперных либретто XIX века. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в современной теории аудиовизуального перевода.

Введение ……………………………………………………………………………………………………. 3
Глава I ……………………………………………………………………………………………………….. 6
1.1 Жанровая природа оперного либретто ……………………………………………….. 6
1.2 Трансформации текста первоисточника при создании оперного
либретто ……………………………………………………………………………………………….. 10
1.3 Специфика перевода оперного либретто как типа текста ………………….. 14
Выводы по главе I ……………………………………………………………………………………. 26
Глава II…………………………………………………………………………………………………….. 28
2.1 История создания оперы «Волшебный стрелок» ………………………………. 28
2.2 Характеристика первоисточника либретто – новеллы А. Апеля
«Волшебный стрелок» из сборника «Книга привидений» ………………………. 29
2.3 Переработка новеллы А. Апеля в либретто оперы «Волшебный стрелок»
……………………………………………………………………………………………………………… 36
2.4 Характеристика перевода либретто оперы «Волшебный стрелок» П.И.
Калашникова…………………………………………………………………………………………. 44
2.5 Характеристика перевода либретто оперы «Волшебный стрелок» Л.И.
Пальмина ………………………………………………………………………………………………. 60
Выводы по главе II …………………………………………………………………………………… 73
Заключение ……………………………………………………………………………………………… 75
Список литературы ………………………………………………………………………………….. 77
Приложение 1 ………………………………………………………………………………………….. 83
Приложение 2 ………………………………………………………………………………………….. 85
Приложение 3 ………………………………………………………………………………………….. 87
Приложение 4 ………………………………………………………………………………………….. 88
Приложение 5 ………………………………………………………………………………………….. 89
Приложение 6 ………………………………………………………………………………………….. 90
Приложение 7 ………………………………………………………………………………………….. 91
Приложение 8 ………………………………………………………………………………………….. 92
Приложение 9 ………………………………………………………………………………………….. 99

Данная работа посвящена специфике перевода оперного либретто как
типа текста. Перевод такого текста требует особого подхода по ряду причин.
Переводчику приходится учитывать множество факторов, таких как жанровые
особенности оперы, культурные различия реципиентов оригинального и
переводного либретто, традиции оперных постановок обеих стран,
устоявшиеся стратегии переводов либретто и т.д. Перевод оперного либретто
состоит из нескольких этапов. В процессе перевода либретто переводчик
сначала анализирует его первоисточник, и, исходя из этого, интерпретирует
текст самого либретто. Важной частью работы является также рассмотрение
истории создания оперы, ее социальной и культурной значимости. После этого
выполняется непосредственно перевод либретто, который осуществляется при
помощи определенных стратегий. Переводчику необходимо учитывать ритм,
размер, количество стоп, рифму, тип чередования рифм, каденцию, строфу,
рефрен, звукопись оригинального поэтического текста, его синтаксическую
структуру, лексическое наполнение, а также особенности языка оригинала в
период создания оперы.
Объектом исследования являются тексты оперного либретто

Вопросы перевода оперного либретто обладают большим потенциалом
для исследований. На сегодняшний день написано большое количество работ
о жанровой принадлежности данного типа текста, а также о его связи с
музыкальной составляющей оперы. Именно тема специфики перевода
либретто оперы требует дальнейших разработок.
В настоящей работе была предпринята попытка выделить переводческие
стратегии при переводе оперного либретто. Анализ был проведён на примере
переводов оперы «Волшебный стрелок» К.М. Вебера, выполненных двумя
авторами – П.И. Калашниковым и Л.И. Пальминым. Ранее данные переводы
не являлись предметом исследования. Для детального рассмотрения нами
были выбраны несколько наиболее показательных фрагментов оригинала и
переводов либретто: арии и ариетта основных действующих лиц, хоровые
ансамбли, сцены с двумя и тремя действующими лицами, а также речитативы,
написанные в прозе. Анализ проводился с точки зрения формы, содержания и
переводческих приёмов, крупные прозаические фрагменты анализировались
также с точки зрения стилистических особенностей речи персонажей.
В результате исследования удалось выявить переводческие стратегии
обоих переводчиков:
1. Одна из стратегий перевода оперного либретто – опора на сохранение
формы оригинального поэтического текста – эквиритмический перевод.
Такого подхода придерживается П.И. Калашников. Переводчик по
возможности сохраняет стихотворный размер, тип рифмовки и количество
слогов в строке оригинала. При таком подходе теряется большое
количество исходных образов.
2. Второй стратегией является опора на сохранение образов исходного текста,
при этом изменяется форма оригинала. Такого подхода придерживается
Л.И. Пальмин. Переводчику удаётся передать большее количество образов,
в том числе за счёт превращения поэтических фрагментов в ритмическую
прозу. Данный перевод можно считать ближе к оригиналу с точки зрения
содержания, несмотря на то что в нём больше сокращений, чем у первого
переводчика.
Следует отметить, что в этих подходах оказалось немало общего: авторы
использовали в основном одни и те же переводческие приёмы
(контекстуальные замены, лексические модуляции, грамматические замены,
опущения и добавления). При обоих подходах тексты в переводах
подвергаются значительной редукции. Кроме того, разнородный по форме
текст оригинала (сочетание фрагментов поэтического и прозаического текста)
у обоих переводчиков становится однородным (полностью поэтический текст
у П.И. Калашникова и ритмическая проза у Л.И. Пальмина). Из-за этого в
обоих переводах теряются стилистические особенности речи некоторых
персонажей. Таким образом, первый переводчик стремится к передаче
оригинального звучания поэтического текста, подгоняя под него и исходные
прозаические фрагменты, а второй переводчик больше тяготеет к точной
передаче оригинальных образов, избавляясь при этом от второстепенных
деталей.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет