Стратегии развития инклюзивного профессионального образования в России

Усольцева Дарья Константиновна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Цель исследования – выявить условия, особенности осуществления профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях высшего образования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, в первых двух по два, в третьей – три параграфа, заключения, библиографического списка и приложений, содержит 157 страниц.
Первая глава посвящена анализу основных исследовательских подходов к исследованию проблем инвалидности и инклюзивного образования, на основе научной литературы отечественных и зарубежных авторов, а также анализу нормативного обеспечения инклюзивного образования.
Во второй главе представлен анализ условий, необходимых для успешного осуществления адаптации, социализации и обучения студентов с ОВЗ, а также представлены результаты вторичного анализа данных сайтов и локальных нормативных документов вузов города Санкт-Петербурга по условиям осуществления инклюзивного образования.
В третьей главе представлены результаты эмпирического исследования стратегий и перспектив развития инклюзивного образования в университетах города Санкт-Петербурга.

В настоящее время социальная интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту – людей с ОВЗ) является одним из приоритетных направлений социальной политики. Особое внимание уделяется образованию данной категории населения, поскольку это наиболее действенный ресурс, направленный на преодоление социального исключения, изоляции, стигматизации и обеспечение включения людей с ограниченными возможностями во взаимодействия с средой.
Профессиональное образование людей с инвалидностью ориентировано на предоставление возможности каждому обучающемуся вне зависимости от физических, интеллектуальных, экономических, социальных и иных особенностей «быть включенным в единый процесс обучения и социализации, и уже в дальнейшем стать равноправным членом общества, снижая риск его сегрегации и изоляции». Вместе с тем, профессиональное образование – это один из механизмов социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, поскольку направлено на преодоление социальной изоляции и разрешение экономических проблем.
Предоставление профессионального образования людям с инвалидностью в современном российском обществе довольно востребовано, поскольку с каждым годом растет число лиц с ограниченными возможностями здоровья, стремящихся получать высшее образование: по данным Федеральной службы государственной статистики, численность людей с ограниченными возможностями поступающих в вузы в 2019 году составило 7773 человек, в 2020 году – 8763 человека. В связи с этим, возникает потребность в формировании определённых специальных условий, отвечающих требованиям мобильности данной категории населения для обеспечения им беспрепятственного, комфортного обучения, а также возможности адаптироваться и социализироваться в новой среде.
На теоретическом уровне исследование инклюзивного образования позволяет рассмотреть данное явление с позиций различных авторов и теорий. Благодаря исследованиям можно ответить на важнейшие вопросы, касающиеся развития и становления инклюзивного образования в учреждениях высшего образования.
Отметим авторов, которые рассматривали проблематику инклюзивного образования. Определением понятия «инвалид» занимались Г. Беккер, Э. Лемертон, Н. В. Васильева, Дж. Г. Мид, Н. А. Залыгина, М. П. Левицкая, Е. Р. Ярская-Смирнова.
Стоит отметить труды Е.Ш. Курбангалеевой, Д.Н. Веретенникова, Д.Ф. Романенковой, З.М. Сабанова, в рамках которых изучались вопросы доступности профессионального образования для людей с ОВЗ.
Ряд исследователей (Ю.А. Афонькина, Е.С. Гринина, С. А. Бурилкина и А. С. Каминский, Е.А. Волкова, Д. В. Лапин, А. В. Машанова, М. С. Мельникова) изучали вопрос отношения студентов к обучающимся с инвалидностью.
Следует отметить несколько зарубежных авторов, занимающихся вопросами инклюзивного профессионального образования. Исследованием доступности профессионального образования занимались Н. Байс, E. Кендал, Дж. Рамсден. Исследователи K. Мавромарас и C. Полидейно рассматривали профессиональное образование как ресурс повышения уровня занятости людей с ОВЗ. В работах T. Гриффин и Л. Нэчвоглод анализировались преимущества профессионального образования людей с инвалидностью для разных субъектов.
С учетом актуальности проблематики инклюзивного профессионального образования объектом настоящего исследования выступает система инклюзивного образования в учреждениях высшего образования.
Предмет исследования – особенности реализации инклюзивного профессионального образования.
В соответствии с фокусом исследования на профессиональном образовании была сформулировано следующая цель исследования – выявить условия, особенности осуществления профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях высшего образования.
Поставленная цель может быть решена в рамках задач:
Проанализировать теоретические исследования и методологические подходы к исследованию проблем инвалидности и реализации инклюзивного образования в вузах.
Охарактеризовать нормативно-правовое обеспечение инклюзивного профессионального образования.
Изучить условия, необходимые для успешного осуществления обучения лиц с инвалидностью.
Исследовать развитие инклюзивного образования в вузах г. Санкт-Петербурга.
Выявить проблемы и перспективы осуществления инклюзивного профессионального образования.
Для выполнения представленных задач были проведены анализ научной литературы отечественных и зарубежных авторов, анализ международных и российских нормативно-правовых документов по вопросам обучения людей с ОВЗ, вторичный анализ данных сайтов и локальных нормативных документов вузов г. Санкт-Петербурга для выявления условий осуществления инклюзивного образования. Также было проведено интервьюирование специалистов вузов г. Санкт-Петербурга, ответственных за реализацию инклюзивного образования с целью выявления текущего состояния инклюзивного образования, проблем, препятствующих осуществлению данного процесса, а также перспектив его становления (N=8, сведения были собраны в период март – апрель 2021 г.).
В рамках эмпирического исследования были сформулированы стратегии развития инклюзивного образования в вузах и сформулированы рекомендации по организации инклюзивного профессионального образования в университетах. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные рекомендации быть применены всеми вузами для обеспечения доступного и качественного образования людям с ограниченными возможностями.
Поставленная цель и сформулированные задачи определили структуру выпускной квалификационной работы, состоящей из введения, трех глав, в первых двух по два, в третьей – три параграфа, заключения, библиографического списка и приложений.
Первая глава посвящена анализу основных исследовательских подходов к исследованию проблем инвалидности и инклюзивного образования, на основе научной литературы отечественных и зарубежных авторов, а также анализу нормативного обеспечения инклюзивного образования.
Во второй главе представлен анализ условий, необходимых для успешного осуществления адаптации, социализации и обучения студентов с ОВЗ, а также представлены результаты вторичного анализа данных сайтов и локальных нормативных документов вузов города Санкт-Петербурга по условиям осуществления инклюзивного образования.
В третьей главе представлены результаты эмпирического исследования стратегий и перспектив развития инклюзивного образования в университетах города Санкт-Петербурга.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа

    Другие учебные работы по предмету

    Стратегии включения уязвимых групп населения в общество
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет