Стратегии включения уязвимых групп населения в общество

Мороз Егор Владимирович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Цель данной работы: дать характеристику основным стратегиям включения уязвимых групп населения в общество (на примере пожилых людей и инвалидов) и разработать методические рекомендации по реализации данных стратегий. В рамках работы рассматривается отношение понятий «уязвимость», «социальная изоляция» , «исключение из общества», «включение в общество» и «социальная интеграция». В настоящий момент процент пожилых людей в российском обществе составляет 25% от общего числа населения. В это же время, число инвалидов в Российской Федерации превышает цифру в 12,6 млн. человек, что составляет почти 10% от общего числа граждан страны. В этой связи, особенно актуальным становится вопрос включения данных уязвимых групп в общество, которая представляет собой процесс преодоления социальной изоляции, конечной целью которого является переход к социальной интеграции индивида. Исходя из этого, особый интерес представляет комплекс мер, в результате реализации которых осуществляется процесс включения уязвимых групп в общество. Такой комплекс мер находит свое воплощение в стратегиях включения уязвимых групп населения общество, которые представляют собой долгосрочный план действия по преодолению социальной изоляции и достижению социальной интеграции уязвимых групп. В ходе исследования было установлено, что включение уязвимых групп населения в общество представляет собой процесс преодоления социальной изоляции, конечным результатом которого является социальная интеграция. Комплекс мер, посредством которого осуществляется процесс включения в общество находит свое отражение в стратегиях включения уязвимых групп населения в общество. В настоящее время в Российской Федерации данные стратегии применительно к пожилым людям и инвалидам реализуются в недостаточной степени, что не позволяет достичь социальной интеграции этих групп.

Актуальность темы исследования. В системе социального неравенства на каждом этапе развития общества существовали исключенные группы. Социальное исключение характеризуется отсутствием ресурсов и прав у ряда социальных групп, в результате чего такие группы оказываются неспособны участвовать в жизни общества, что снижает их качество жизни и негативно отражается на обществе в целом. Социальное исключение представляет собой относительно новую парадигму, в рамках которой раскрываются проблемы бедности, стигматизации, нетерпимости, дискриминации, а также ущемления прав человека.
Социальное исключение является одним из основных критериев уязвимости. В качестве наиболее уязвимых групп можно выделить пожилых людей и инвалидов. В России уязвимость данных групп возросла в 90-е годы XX века. Ликвидация советской системы социального обеспечения привела к тому, что миллионы людей, привыкшие к патерналистскому отношению со стороны государства, одномоментно лишились поддержки и защиты. Шоковые неолиберальные реформы привели к значительному снижению уровня жизни большинства населения, череда финансовых кризисов лишила граждан имевшихся накоплений. Демонтаж советской идеологической системы привел к кризису самосознания значительной части населения, а происходящие общественно-политические изменения обесценили социальный опыт целых поколений. В этих условиях в особо уязвимом положении оказались те группы населения, которые оказались не в состоянии быстро адаптироваться к быстрым общественным, экономическим и политическим изменениям. Среди этих групп стоит особо отметить пожилых людей и инвалидов.
В настоящий момент процент пожилых людей в российском обществе составляет 25% от общего числа населения. В это же время, число инвалидов в Российской Федерации превышает цифру в 12,6 млн. человек, что составляет почти 10% от общего числа граждан страны.
В этой связи, особенно актуальным становится вопрос включения данных уязвимых групп в общество, который может быть определен, как процесс преодоления социальной изоляции, конечной целью которого является переход к социальной интеграции индивида. Исходя из этого, особый интерес представляет комплекс мер, в результате реализации которых осуществляется процесс включения уязвимых групп в общество. Такой комплекс мер определяется стратегиями включения уязвимых групп населения общество: долгосрочными планами действий по преодолению социальной изоляции и достижению социальной интеграции уязвимых групп.
Степень разработанности проблемы. Проблема включения социально уязвимых групп в общество достаточно широко изучается в современной социологической науке. Так, вопросам социального исключения посвящены работы Р. Ленуара, который ввёл термин «эксклюзия», а также Г. Роджерса, А де Хаана, Дж. Вилсона, П. Таунзенда, П. Абрахамсона, Р. Аткинсона, С. Максвелла, которые внесли значительный вклад понимание и теоретическое обоснование феномена социального исключения. Большое внимание исследованию общностей с позиции социального исключения уделяли такие российские социологи, как М.С. Астоянц, Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова , Н.Е. Тихонова, В.Н. Ярская. В.А. Самойлова. Связь между социальным исключением и бедностью применительно к российским реалиям отмечают Н.Д Вавилина, Л.Н. Овчарова, Н.М. Давыдова.
Важный вклад в исследование элементов структуры и структурации общества, осуществляемое через призму теории социального исключения, внёс М. Фуко, рассматривая исключение в контексте отношений власти, а также З. Бауман, Н.Е. Тихонова.
Концептуализация понятий «инклюзия» и «интеграция» была осуществлена в работах И.Г. Россихиной и М.С. Астоянц. Термин «интеграция» был введен Г. Спенсером. Исследованием проблем социального включения и интеграции уязвимых групп в общество, в частности пожилых людей занимались М.Э. Елютина, И.А. Григорьева а также Зобов, В.Н. Келасьев, И.Л. Первова. Проблеме социального включения инвалидов в общество посвящены работы Н.Ф. Басова, Я.М.Фогеля, О.И. Бородкиной.
Цель данной работы – проанализировать основные стратегии включения уязвимых групп населения в общество (на примере пожилых людей и инвалидов)
В рамках достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
Проанализировать процесс социального исключения с позиции уязвимости
Выявить основные стратегии включения уязвимых групп населения в общество применительно к пожилым людям и инвалидам;
Проанализировать практическую реализацию стратегий включения инвалидов и пожилых людей в общество;
Разработать методические рекомендации по реализации стратегий включения инвалидов и пожилых людей в общество.
Объект исследования – уязвимые группы населения (пожилые люди и инвалиды).
Предмет исследования – специфика практической реализации стратегий включения уязвимых групп населения в общество на примере пожилых людей и инвалидов.
Гипотеза исследования. Включение уязвимых групп населения в общество представляет собой процесс преодоления социальной изоляции, конечным результатом которого является социальная интеграция, которая характеризуется наличием возможности трудоустройства, реализации гражданских и социальных прав, развитой сетью социальных контактов. Комплекс мер, посредством которого осуществляется данный процесс определяется стратегиями включения уязвимых групп населения в общество. В настоящее время в Российской Федерации данные стратегии применительно к пожилым людям и инвалидам реализуются в недостаточной степени: содействие трудоустройству носит формальный характер, не развита безбарьерная среда. В результате это осуществлено преодоление социальной изоляции, однако при этом социальная интеграция данных групп не достигнута.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляет концепция социального исключения, согласно которой социальное исключение является одним из ключевых критериев уязвимости. Способом преодоления социального исключения является процесс социального включения, имеющий в качестве конечной цели преодоление социальной изоляции и достижение социальной интеграции.
В исследовании были использованы как общенаучные методы (сравнение, обобщение, анализ и систематизация), так и специальные социологические методы (метод полуструктурированного экспертного интервью, метод включенного наблюдения).
Эмпирическую базу исследования составили:
Результаты полуструктурированных экспертных интервью со специалистами типичного социального учреждения Санкт-Петербурга для пожилых людей государственной основы на районном уровне – Комплексного центра социального обслуживания населения Красносельского района Санкт-Петербурга. Опрашивались специалисты социально-досуговых отделений, психологи, специалисты отделения дневного пребывания. Всего проведено 8 интервью.
Результаты полуструктурированных экспертных интервью со специалистами типичных социальных учреждениий Санкт-Петербурга для инвалидов государственной основы на районном уровне – ЦСРИДИ Колпинского района Санкт-Петербурга «Поддержка» и ЦСРИДИ Центрального района Санкт-Петербурга. Опрашивались специалисты отделений адаптивной физической культуры, социально-трудового отделения, отделения социально-медицинского сопровождения, отделения временного пребывания с тренировочной квартирой. Респондентами стали 5 сотрудников ЦСРИДИ «Поддержка» и 1 сотрудник ЦСРИДИ Центарального района СПб. Всего было проведено 6 интервью;
Результаты включенного наблюдения и одного экспертного полуструктурированного интервью, проведенных на базе Колпинского районного отделения Общероссийской общественной организации «Дети войны». Включенное наблюдение проводилось в рамках ежегодного общего отчетного собрания районного отделения ООО «Дети войны»; проведено 1 интервью.
Научная новизна исследования:
Выявлены основные стратегии включения в общество пожилых людей и инвалидов
Разработаны методические рекомендации по реализации стратегий включения в общество пожилых людей и инвалидов
Структура работы обусловлена последовательностью выполняемых задач и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений. Объем работы составляет 86 страницы. В работе было использовано 93 источника информации, включая 22 источника на иностранных языках

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету