Стратегии включения уязвимых групп населения в общество

Мороз Егор Владимирович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Цель данной работы: дать характеристику основным стратегиям включения уязвимых групп населения в общество (на примере пожилых людей и инвалидов) и разработать методические рекомендации по реализации данных стратегий. В рамках работы рассматривается отношение понятий «уязвимость», «социальная изоляция» , «исключение из общества», «включение в общество» и «социальная интеграция». В настоящий момент процент пожилых людей в российском обществе составляет 25% от общего числа населения. В это же время, число инвалидов в Российской Федерации превышает цифру в 12,6 млн. человек, что составляет почти 10% от общего числа граждан страны. В этой связи, особенно актуальным становится вопрос включения данных уязвимых групп в общество, которая представляет собой процесс преодоления социальной изоляции, конечной целью которого является переход к социальной интеграции индивида. Исходя из этого, особый интерес представляет комплекс мер, в результате реализации которых осуществляется процесс включения уязвимых групп в общество. Такой комплекс мер находит свое воплощение в стратегиях включения уязвимых групп населения общество, которые представляют собой долгосрочный план действия по преодолению социальной изоляции и достижению социальной интеграции уязвимых групп. В ходе исследования было установлено, что включение уязвимых групп населения в общество представляет собой процесс преодоления социальной изоляции, конечным результатом которого является социальная интеграция. Комплекс мер, посредством которого осуществляется процесс включения в общество находит свое отражение в стратегиях включения уязвимых групп населения в общество. В настоящее время в Российской Федерации данные стратегии применительно к пожилым людям и инвалидам реализуются в недостаточной степени, что не позволяет достичь социальной интеграции этих групп.

Актуальность темы исследования. В системе социального неравенства на каждом этапе развития общества существовали исключенные группы. Социальное исключение характеризуется отсутствием ресурсов и прав у ряда социальных групп, в результате чего такие группы оказываются неспособны участвовать в жизни общества, что снижает их качество жизни и негативно отражается на обществе в целом. Социальное исключение представляет собой относительно новую парадигму, в рамках которой раскрываются проблемы бедности, стигматизации, нетерпимости, дискриминации, а также ущемления прав человека.
Социальное исключение является одним из основных критериев уязвимости. В качестве наиболее уязвимых групп можно выделить пожилых людей и инвалидов. В России уязвимость данных групп возросла в 90-е годы XX века. Ликвидация советской системы социального обеспечения привела к тому, что миллионы людей, привыкшие к патерналистскому отношению со стороны государства, одномоментно лишились поддержки и защиты. Шоковые неолиберальные реформы привели к значительному снижению уровня жизни большинства населения, череда финансовых кризисов лишила граждан имевшихся накоплений. Демонтаж советской идеологической системы привел к кризису самосознания значительной части населения, а происходящие общественно-политические изменения обесценили социальный опыт целых поколений. В этих условиях в особо уязвимом положении оказались те группы населения, которые оказались не в состоянии быстро адаптироваться к быстрым общественным, экономическим и политическим изменениям. Среди этих групп стоит особо отметить пожилых людей и инвалидов.
В настоящий момент процент пожилых людей в российском обществе составляет 25% от общего числа населения. В это же время, число инвалидов в Российской Федерации превышает цифру в 12,6 млн. человек, что составляет почти 10% от общего числа граждан страны.
В этой связи, особенно актуальным становится вопрос включения данных уязвимых групп в общество, который может быть определен, как процесс преодоления социальной изоляции, конечной целью которого является переход к социальной интеграции индивида. Исходя из этого, особый интерес представляет комплекс мер, в результате реализации которых осуществляется процесс включения уязвимых групп в общество. Такой комплекс мер определяется стратегиями включения уязвимых групп населения общество: долгосрочными планами действий по преодолению социальной изоляции и достижению социальной интеграции уязвимых групп.
Степень разработанности проблемы. Проблема включения социально уязвимых групп в общество достаточно широко изучается в современной социологической науке. Так, вопросам социального исключения посвящены работы Р. Ленуара, который ввёл термин «эксклюзия», а также Г. Роджерса, А де Хаана, Дж. Вилсона, П. Таунзенда, П. Абрахамсона, Р. Аткинсона, С. Максвелла, которые внесли значительный вклад понимание и теоретическое обоснование феномена социального исключения. Большое внимание исследованию общностей с позиции социального исключения уделяли такие российские социологи, как М.С. Астоянц, Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова , Н.Е. Тихонова, В.Н. Ярская. В.А. Самойлова. Связь между социальным исключением и бедностью применительно к российским реалиям отмечают Н.Д Вавилина, Л.Н. Овчарова, Н.М. Давыдова.
Важный вклад в исследование элементов структуры и структурации общества, осуществляемое через призму теории социального исключения, внёс М. Фуко, рассматривая исключение в контексте отношений власти, а также З. Бауман, Н.Е. Тихонова.
Концептуализация понятий «инклюзия» и «интеграция» была осуществлена в работах И.Г. Россихиной и М.С. Астоянц. Термин «интеграция» был введен Г. Спенсером. Исследованием проблем социального включения и интеграции уязвимых групп в общество, в частности пожилых людей занимались М.Э. Елютина, И.А. Григорьева а также Зобов, В.Н. Келасьев, И.Л. Первова. Проблеме социального включения инвалидов в общество посвящены работы Н.Ф. Басова, Я.М.Фогеля, О.И. Бородкиной.
Цель данной работы – проанализировать основные стратегии включения уязвимых групп населения в общество (на примере пожилых людей и инвалидов)
В рамках достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
Проанализировать процесс социального исключения с позиции уязвимости
Выявить основные стратегии включения уязвимых групп населения в общество применительно к пожилым людям и инвалидам;
Проанализировать практическую реализацию стратегий включения инвалидов и пожилых людей в общество;
Разработать методические рекомендации по реализации стратегий включения инвалидов и пожилых людей в общество.
Объект исследования – уязвимые группы населения (пожилые люди и инвалиды).
Предмет исследования – специфика практической реализации стратегий включения уязвимых групп населения в общество на примере пожилых людей и инвалидов.
Гипотеза исследования. Включение уязвимых групп населения в общество представляет собой процесс преодоления социальной изоляции, конечным результатом которого является социальная интеграция, которая характеризуется наличием возможности трудоустройства, реализации гражданских и социальных прав, развитой сетью социальных контактов. Комплекс мер, посредством которого осуществляется данный процесс определяется стратегиями включения уязвимых групп населения в общество. В настоящее время в Российской Федерации данные стратегии применительно к пожилым людям и инвалидам реализуются в недостаточной степени: содействие трудоустройству носит формальный характер, не развита безбарьерная среда. В результате это осуществлено преодоление социальной изоляции, однако при этом социальная интеграция данных групп не достигнута.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляет концепция социального исключения, согласно которой социальное исключение является одним из ключевых критериев уязвимости. Способом преодоления социального исключения является процесс социального включения, имеющий в качестве конечной цели преодоление социальной изоляции и достижение социальной интеграции.
В исследовании были использованы как общенаучные методы (сравнение, обобщение, анализ и систематизация), так и специальные социологические методы (метод полуструктурированного экспертного интервью, метод включенного наблюдения).
Эмпирическую базу исследования составили:
Результаты полуструктурированных экспертных интервью со специалистами типичного социального учреждения Санкт-Петербурга для пожилых людей государственной основы на районном уровне – Комплексного центра социального обслуживания населения Красносельского района Санкт-Петербурга. Опрашивались специалисты социально-досуговых отделений, психологи, специалисты отделения дневного пребывания. Всего проведено 8 интервью.
Результаты полуструктурированных экспертных интервью со специалистами типичных социальных учреждениий Санкт-Петербурга для инвалидов государственной основы на районном уровне – ЦСРИДИ Колпинского района Санкт-Петербурга «Поддержка» и ЦСРИДИ Центрального района Санкт-Петербурга. Опрашивались специалисты отделений адаптивной физической культуры, социально-трудового отделения, отделения социально-медицинского сопровождения, отделения временного пребывания с тренировочной квартирой. Респондентами стали 5 сотрудников ЦСРИДИ «Поддержка» и 1 сотрудник ЦСРИДИ Центарального района СПб. Всего было проведено 6 интервью;
Результаты включенного наблюдения и одного экспертного полуструктурированного интервью, проведенных на базе Колпинского районного отделения Общероссийской общественной организации «Дети войны». Включенное наблюдение проводилось в рамках ежегодного общего отчетного собрания районного отделения ООО «Дети войны»; проведено 1 интервью.
Научная новизна исследования:
Выявлены основные стратегии включения в общество пожилых людей и инвалидов
Разработаны методические рекомендации по реализации стратегий включения в общество пожилых людей и инвалидов
Структура работы обусловлена последовательностью выполняемых задач и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений. Объем работы составляет 86 страницы. В работе было использовано 93 источника информации, включая 22 источника на иностранных языках

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету