Стратегии включения уязвимых групп населения в общество

Мороз Егор Владимирович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Цель данной работы: дать характеристику основным стратегиям включения уязвимых групп населения в общество (на примере пожилых людей и инвалидов) и разработать методические рекомендации по реализации данных стратегий. В рамках работы рассматривается отношение понятий «уязвимость», «социальная изоляция» , «исключение из общества», «включение в общество» и «социальная интеграция». В настоящий момент процент пожилых людей в российском обществе составляет 25% от общего числа населения. В это же время, число инвалидов в Российской Федерации превышает цифру в 12,6 млн. человек, что составляет почти 10% от общего числа граждан страны. В этой связи, особенно актуальным становится вопрос включения данных уязвимых групп в общество, которая представляет собой процесс преодоления социальной изоляции, конечной целью которого является переход к социальной интеграции индивида. Исходя из этого, особый интерес представляет комплекс мер, в результате реализации которых осуществляется процесс включения уязвимых групп в общество. Такой комплекс мер находит свое воплощение в стратегиях включения уязвимых групп населения общество, которые представляют собой долгосрочный план действия по преодолению социальной изоляции и достижению социальной интеграции уязвимых групп. В ходе исследования было установлено, что включение уязвимых групп населения в общество представляет собой процесс преодоления социальной изоляции, конечным результатом которого является социальная интеграция. Комплекс мер, посредством которого осуществляется процесс включения в общество находит свое отражение в стратегиях включения уязвимых групп населения в общество. В настоящее время в Российской Федерации данные стратегии применительно к пожилым людям и инвалидам реализуются в недостаточной степени, что не позволяет достичь социальной интеграции этих групп.

Актуальность темы исследования. В системе социального неравенства на каждом этапе развития общества существовали исключенные группы. Социальное исключение характеризуется отсутствием ресурсов и прав у ряда социальных групп, в результате чего такие группы оказываются неспособны участвовать в жизни общества, что снижает их качество жизни и негативно отражается на обществе в целом. Социальное исключение представляет собой относительно новую парадигму, в рамках которой раскрываются проблемы бедности, стигматизации, нетерпимости, дискриминации, а также ущемления прав человека.
Социальное исключение является одним из основных критериев уязвимости. В качестве наиболее уязвимых групп можно выделить пожилых людей и инвалидов. В России уязвимость данных групп возросла в 90-е годы XX века. Ликвидация советской системы социального обеспечения привела к тому, что миллионы людей, привыкшие к патерналистскому отношению со стороны государства, одномоментно лишились поддержки и защиты. Шоковые неолиберальные реформы привели к значительному снижению уровня жизни большинства населения, череда финансовых кризисов лишила граждан имевшихся накоплений. Демонтаж советской идеологической системы привел к кризису самосознания значительной части населения, а происходящие общественно-политические изменения обесценили социальный опыт целых поколений. В этих условиях в особо уязвимом положении оказались те группы населения, которые оказались не в состоянии быстро адаптироваться к быстрым общественным, экономическим и политическим изменениям. Среди этих групп стоит особо отметить пожилых людей и инвалидов.
В настоящий момент процент пожилых людей в российском обществе составляет 25% от общего числа населения. В это же время, число инвалидов в Российской Федерации превышает цифру в 12,6 млн. человек, что составляет почти 10% от общего числа граждан страны.
В этой связи, особенно актуальным становится вопрос включения данных уязвимых групп в общество, который может быть определен, как процесс преодоления социальной изоляции, конечной целью которого является переход к социальной интеграции индивида. Исходя из этого, особый интерес представляет комплекс мер, в результате реализации которых осуществляется процесс включения уязвимых групп в общество. Такой комплекс мер определяется стратегиями включения уязвимых групп населения общество: долгосрочными планами действий по преодолению социальной изоляции и достижению социальной интеграции уязвимых групп.
Степень разработанности проблемы. Проблема включения социально уязвимых групп в общество достаточно широко изучается в современной социологической науке. Так, вопросам социального исключения посвящены работы Р. Ленуара, который ввёл термин «эксклюзия», а также Г. Роджерса, А де Хаана, Дж. Вилсона, П. Таунзенда, П. Абрахамсона, Р. Аткинсона, С. Максвелла, которые внесли значительный вклад понимание и теоретическое обоснование феномена социального исключения. Большое внимание исследованию общностей с позиции социального исключения уделяли такие российские социологи, как М.С. Астоянц, Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова , Н.Е. Тихонова, В.Н. Ярская. В.А. Самойлова. Связь между социальным исключением и бедностью применительно к российским реалиям отмечают Н.Д Вавилина, Л.Н. Овчарова, Н.М. Давыдова.
Важный вклад в исследование элементов структуры и структурации общества, осуществляемое через призму теории социального исключения, внёс М. Фуко, рассматривая исключение в контексте отношений власти, а также З. Бауман, Н.Е. Тихонова.
Концептуализация понятий «инклюзия» и «интеграция» была осуществлена в работах И.Г. Россихиной и М.С. Астоянц. Термин «интеграция» был введен Г. Спенсером. Исследованием проблем социального включения и интеграции уязвимых групп в общество, в частности пожилых людей занимались М.Э. Елютина, И.А. Григорьева а также Зобов, В.Н. Келасьев, И.Л. Первова. Проблеме социального включения инвалидов в общество посвящены работы Н.Ф. Басова, Я.М.Фогеля, О.И. Бородкиной.
Цель данной работы – проанализировать основные стратегии включения уязвимых групп населения в общество (на примере пожилых людей и инвалидов)
В рамках достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
Проанализировать процесс социального исключения с позиции уязвимости
Выявить основные стратегии включения уязвимых групп населения в общество применительно к пожилым людям и инвалидам;
Проанализировать практическую реализацию стратегий включения инвалидов и пожилых людей в общество;
Разработать методические рекомендации по реализации стратегий включения инвалидов и пожилых людей в общество.
Объект исследования – уязвимые группы населения (пожилые люди и инвалиды).
Предмет исследования – специфика практической реализации стратегий включения уязвимых групп населения в общество на примере пожилых людей и инвалидов.
Гипотеза исследования. Включение уязвимых групп населения в общество представляет собой процесс преодоления социальной изоляции, конечным результатом которого является социальная интеграция, которая характеризуется наличием возможности трудоустройства, реализации гражданских и социальных прав, развитой сетью социальных контактов. Комплекс мер, посредством которого осуществляется данный процесс определяется стратегиями включения уязвимых групп населения в общество. В настоящее время в Российской Федерации данные стратегии применительно к пожилым людям и инвалидам реализуются в недостаточной степени: содействие трудоустройству носит формальный характер, не развита безбарьерная среда. В результате это осуществлено преодоление социальной изоляции, однако при этом социальная интеграция данных групп не достигнута.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляет концепция социального исключения, согласно которой социальное исключение является одним из ключевых критериев уязвимости. Способом преодоления социального исключения является процесс социального включения, имеющий в качестве конечной цели преодоление социальной изоляции и достижение социальной интеграции.
В исследовании были использованы как общенаучные методы (сравнение, обобщение, анализ и систематизация), так и специальные социологические методы (метод полуструктурированного экспертного интервью, метод включенного наблюдения).
Эмпирическую базу исследования составили:
Результаты полуструктурированных экспертных интервью со специалистами типичного социального учреждения Санкт-Петербурга для пожилых людей государственной основы на районном уровне – Комплексного центра социального обслуживания населения Красносельского района Санкт-Петербурга. Опрашивались специалисты социально-досуговых отделений, психологи, специалисты отделения дневного пребывания. Всего проведено 8 интервью.
Результаты полуструктурированных экспертных интервью со специалистами типичных социальных учреждениий Санкт-Петербурга для инвалидов государственной основы на районном уровне – ЦСРИДИ Колпинского района Санкт-Петербурга «Поддержка» и ЦСРИДИ Центрального района Санкт-Петербурга. Опрашивались специалисты отделений адаптивной физической культуры, социально-трудового отделения, отделения социально-медицинского сопровождения, отделения временного пребывания с тренировочной квартирой. Респондентами стали 5 сотрудников ЦСРИДИ «Поддержка» и 1 сотрудник ЦСРИДИ Центарального района СПб. Всего было проведено 6 интервью;
Результаты включенного наблюдения и одного экспертного полуструктурированного интервью, проведенных на базе Колпинского районного отделения Общероссийской общественной организации «Дети войны». Включенное наблюдение проводилось в рамках ежегодного общего отчетного собрания районного отделения ООО «Дети войны»; проведено 1 интервью.
Научная новизна исследования:
Выявлены основные стратегии включения в общество пожилых людей и инвалидов
Разработаны методические рекомендации по реализации стратегий включения в общество пожилых людей и инвалидов
Структура работы обусловлена последовательностью выполняемых задач и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений. Объем работы составляет 86 страницы. В работе было использовано 93 источника информации, включая 22 источника на иностранных языках

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа

    Другие учебные работы по предмету