Судьба философии в идейном горизонте неопрагматизма
Ряд концептов, высказанных в работе неопрагматистами, я считаю уже вошедшими в обиход и используемыми интуитивно. Некоторые из них использую и я, так как считаю, что это своевременно. Более того, такая философия еще более свободна, чем сама философия свободы. Философия неопрагматизма старается быть максимально открытой для критики и прихода новых концептов. Некоторые из новых вы можете увидеть озвученными в этой работе, такие как: «случайность порядка», «стремление к возможности» и другие. Все это и рождает философию, рождает дискуссию снова и снова. Поэтому считаю философию неопрагматиков и прагматиков еще одним новым витком развития философии, и придания ей роли, статуса – связующего звена между философией и наукой, философией и культурой, философией и жизнью.
Трудно сказать, насколько вопрос судьбы философии, ее роли может заинтриговать. Вступая на путь философии, молодые люди, без исключения, интересуется этим. Каково место философии в жизни общества? На каком этапе становления находится философская мысль, изжила ли она себя, или наоборот развивается? Все эти вопросы тесно соприкасаются с рассматриваемой в данной работе проблемой. Безусловно, проблема не является, пожалуй, одной из традиционно фундаментальных, и стала предметом философских размышлений относительно недавно, в основном благодаря философам-постмодернистам. Однако ее философская актуальность не давала покоя многим Западным философам, начиная с классиков философской мысли. От Гегеля и Хайдеггера и до нашего времени, философы говорили о кризисе философской мысли, метафизики, идее поиска истины, изобретая все новые концепты. Все это нам предстоит рассмотреть в этой работе. В первой ее части речь пойдет о формализме, и попытках вести речь о роли философии и идеях ее конца как такового. Ведь именно формализму противостоит философия прагматизма. Поэтому немаловажно высказать немного мыслей на счет самого формализма и проявлений в нем идей завершения философии.
Если повести речь о философии изначально максимально глобально, о ее роли, о ее пути, судьбе, то в глазах нашего с вами современника высказанное может показаться весьма неубедительным. Что это такое сомнение в чем либо, ведь философия именно этим занимается, что это такое – вопрос? Чем философы изначально занимались, вообще, чем они стали отличными от естествоиспытателей тех же? Идея. В ее сути созревал дух античности. И Сократ пожертвовал собой ради идеи, да и все мы по большему счету живем и существуем в некогда выявленной им парадигме – жертвы ради идеи. Но античность славилась и другой своей идеей. Идеей поиска первопричины. Именно эти наблюдения греческих философов, таких как, например Фалес или Гераклит, более всего походят на опыт естествоиспытателя. Правда испытания проходили в основном посредством наблюдений и умозаключений за неимением других средств и методов для изучения. Здесь я не пытаюсь утверждать то, что наука возникла именно тогда, но ее отличительные черты получили свое формирование еще во времена античности. Тогда наука и философия шли рука об руку, неразрывно, и, конечно, вряд ли вообще существовали отдельно друг от друга.
Но однажды их пути все-таки разошлись, сделали они это не кардинально, однако судьба и роль их постепенно в глазах общественности изменилась. Философия сделала шаг в сторону субъекта в аспекте его сопричастности с бытием, а наука сделала акцент на изучении объектного мира и изучении человека, в первую очередь, как объекта мира. И появилось, постепенно, большое количество дисциплин, как философских, так и научных, однако прикладная часть научных знаний является почти всегда употребляемой, не нуждающейся в осмыслении. Именно поэтому роль науки начинает превалировать в обществе, так как нужда в использовании есть у всех, а нужда в осмыслении лишь у единиц, у тех самых ученых, которые что-либо изобретают.
Философия же напротив становится все более «метафорически-суггестивным субстратом» который не может быть использован многими. Несмотря на то, что говорит о многом. Постепенно редуцируя и обобщая результаты своих исследований, Философ изобретает все новые и новые терминологии, концепты и направления. Однако уходит в глубь, не выдавая ощутимого для обывателя результата. Постепенно происходит «общественное разочарование» и смена интереса в сторону столь хорошо ощутимого «изобретения». И речь начинает идти о конце философской эры, если позволите выразиться так, о закате. Ведь зачем мыслить о сущем, если его можно использовать. Интересным моментом на мой взгляд является то, что закат философии начинает провозглашаться самими философами. Об этом в том числе речь пойдет далее в главах.
Тот набор требований, предъявляемый прагматистами к формалистам интересен. Именно поэтому стоит разобраться в том, что из этого стоит считать философией, предположить характер развития, и хотя бы немного попытаться дать свой ответ на вопрос существенности роли философии в жизни современного общества.
Актуальность работы состоит в том, что определенные приметы нашего времени в отношении статуса философии заставляют серьезно задуматься над ним. Также философия нуждается в присвоении ей особого статуса в обществе. Данная работа призвана рассмотреть этот статус благодаря, в первую очередь, мыслителям неопрагматистам. Ведь предложенным ими вариант может оказаться крайне актуальным.
Цель исследования:
Формирование позиции иного отношения к философии через призму неопрагматизма.
Задачи работы:
1. Рассмотреть имеющиеся варианты понимания роли философии и концепций конца философии в западной философской традиции, и дать определение концепта конца философии с позиции формализма;
2. Выявить характерные черты формирования иного взгляда на метафизику;
3. Сопоставить выявленные черты, установить возможную преемственность;
4. Высказать личные предположения относительно современного положения и роли философии;
5. Охарактеризовать отношение формализма и неопрагматизма со стороны неопрагматизма.
Объект:
Европейский формализм, американский прагматизм и неопрагматизм.
Предмет:
Роль, «судьба» философии в исследованиях указанных философских традиций.
Методы исследования: метафизический, диалектический, критический, феноменологический и герменевтический.
Степень разработанности проблемы и структура работы.
Степень разработанности данной проблемы высока, но и неисчерпаема. Так как речь идет о роли философии во, в том числе, развивающемся философском направлении. Структурно работа выполнена следующим образом:
Введение (в котором затрагивается отношение формализма и неопрагматизма, а также высказываются основные положения по поводу дальнейшего развития работы);
Первая часть работы построена как выявление отношения формализма к проблеме роли, судьбы, конца философии;
Вторая часть работы рассказывает об отношении прагматизма и неопрагматизма к исследуемым в работе проблемам, а также об отношении к формализму;
Заключение (в котором подводятся окончательные итоги и окончательные предположения относительно роли философии в формализме и неопрагматизме, а также делается еще одна попытка личных предположений).
Bruns Gerald L. Tragic thoughts at the end of philosophy/ Gerald L. Bruns. – Evanston, Illinois: Northwestern University Press,1999. – 333 p.
Chokr Nader N, ‘Philosophy’ – After the End of Philosophy. In a Globalizing and Glocalizing World / Nader N. Chokr. – Newcastle: Cambridge Scholars Publishing, 2014. – 413 p.
Jackson Francis L, The Post Philosophical Attack on Plato. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Pannwitz R. Die Krisis der Europe ischen Kultur / R. Pannwitz. – Nurnberg, 1917. – 389 p.
Ramberg Bjørn, “Richard Rorty”, The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Spring 2009 Edition). [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Robinson J.H. The New History: Essays Illustrating the Modern Historical Outlook / J.H. Robinson. – New York: The MacMillan Company, 1912. – 284 p.
Rorty R. From Epistemology to Hermeneutics / R. Rorty. – Amsterdam, 1978. – 233 p.
Rorty R. Historiography of Philosophy: Four Genres / R. Rorty. – Cambridge etc, 1985. – 356 p.
Rorty R. Solidarity or Objectivity? / R. Rorty. – West C., N.Y, 1985. – 423 p.
Thomas-Fogiel, Isabelle. The Death of Philosophy: Reference and Self-reference in Contemporary Thought / Isabelle Thomas-Fogiel. – N.Y.: Columbia Press, 2005. – 543 p.
Адыгезалова Г. О. Холмс и реалистическая школа права в США. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Ахутин А. В. Современность философии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Баумейстер А. Введение в философию Фомы Аквинского [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция / Жан Бодрийяр. – М.: Рипол Классик, 2016. – 240 с.
Веблен Т. Теория праздного класса / Т.Веблен. – Минск.: Либроком, 2014. – 368 c.
Верещагин О. А. Топика постфилософии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Гельдерлин Ф. Сочинения / Ф. Гельдерлин. – М., 1969. – 544 с.
Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т.1 / Т. Гоббс. – М.: Мысль, 1989. – 478 с.
Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия /Ж. Делез, Ф. Гваттари. – СПб.: Алетейя, 1998. – 288 с.
Джеймисон Ф. Постмодернизм, или логика культуры позднего капитализма / Postmodernism or The Cultural Logic of Late Capitalism / Фредрик Джеймисон. – Durham, Duke University Press, 1991. – 654 p.
Докинз Р. Эгоистичный ген / Р. Докинз. – М.: Corpus, 2013. – 512 c.
Дьюи Дж. Общество и его проблемы / Дж. Дьюи. – М.: Идея-Пресс, 2002. – 162 c.
Дьюи Дж. Философские труды / Дж. Дьюи. – Тбилиси.: Издание подготовлено Б. А. Шарвадзе, 2009 – 350 c.
Дьюи Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека / Дж. Дьюи. – М.: Республика, 2003. – 494 с.
Дьюи Дж. Школа и общество / Дж. Дьюи. – М.: Типография торгового дома А. Печковский, П. Буланже и Ко, 1907. – 60 c.
Ильенков Э. В. Вершина, конец и новая жизнь диалектики. (Гегель и конец старой философии). [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://caute.ru/ilyenkov/texts/phc/hegfin.html
Каменский З.А. История философии как наука / З. А. Каменский. – М., 1992. – 378 с.
Кашин, В., Мусин Д. Р. Рорти: Критика философии как репрезентации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Кезин А. Эписетмология в лодке Нейрата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Куайн У.В.О. Слово и объект / У.В.О. Куайн. – М.: Логос, Праксис, 2000. – 386 c.
Лаплас П. С. Вероятность и математическая статистика: Энциклопедия / П. С. Лапплас. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – 1269 с.
Лиотар Ж. Состояние постмодерна / Жан Лиотар. – СПб.: Алетейя, 1998. – 321 с.
Малкина С. М. Проблема конца философии: HANTO-логические аспекты. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Наливайко И. Новейший философский словарь. Романтизм. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Ойзерман Т. И. Философия философии/ Т. И. Ойзерман. Философский журнал, №1. – 2008. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Ойзерман Т. И. Проблемы историко-философской науки / Т. И. Ойзерман. – М.,1969. – 267 с.
Пирс Ч.С. Принципы философии. I том / Ч.С. Пирс. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – 224 c.
Пирс Ч.С. Принципы философии. II том / Ч.С. Пирс. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – 320 c.
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: От романтизма до наших дней. Мортон Уайт и бунт против формализма. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Рорти Р. Случайность, ирония, солидарность / Р. Рорти. – М.: Русское феноменологическое общество, 1996. – 266 с.
Рорти Р. Философия и зеркало природы / Р. Рорти. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1997. – 314 с.
Рорти Р. Историография философии: четыре жанра / Р. Рорти. – М.: УРСС, 2001. – 256 с.
Рокмор Т. Необоснованная система познания и эпистемологический круг. Метафизические исследования. Выпуск 1. Понимание / Т. Рокмор. – СПб.: Лаборатория Метафизических Исследований, 1997 – C. 272-278.
Свасьян К. А. О конце истории философии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Соловьев В. С. Философский словарь / В. С. Соловьев. – М.: Директ-Медиа, 2012. – 187 с.
Спиноза Б. Этика / Б.Спиноза. – М.: Азбука, 2016. – 421 с.
Фролов И. Т. Введение в философию: учебное пособие для вузов / И.Т. Фролов. – М.: Республика, 2003. – 623 с.
Хайдеггер М. Конец философии и задача мышления. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Юлина Н. С. Ричард Рорти: разговор «через эпохи», «в эпохе» и историография философии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Юлина Н. С. Проблема метафизики в американской философии ХХ века / Н. С. Юлина. – М., 1978. – 234 с.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!