Судьба вещей: маскарадные костюмы к балу 1903 года

Анисимова Маргарита Вячеславовна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Выпускная квалификационная работа посвящена маскарадным костюмам к знаменитому балу в «русском» стиле, состоявшемся в 1903 году. В главе I произведен анализ источников, использованных при написании работы, рассмотрена существующая историография по теме, а также основные этапы изучения истории костюма с середины XIX века. Глава II посвящена истории возникновения и развития бальной культуры в России, эволюции маскарадов: от ряженных шествий Петра I до тематических маскарадов, бывших популярными во время правления Александра III. В главе подробно представлен начальный этап производства костюмов к балу 1903 года, ход проведения бала и его значение в историческом контексте, проведен общий анализ основных модных тенденций. В главе III рассматривается судьба сохранившихся костюмов после 1917 года, их перемещения из национализированных дворцов в Государственный музейный фонд и в недавно созданные музеи Петрограда историко-бытовой направленности, формирование Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа в 1941 году, в который после череды межмузейных перемещений единой коллекцией удалось включить костюмы с бала 1903 года.

Введение 3
Глава I. Изучение истории костюма в России 8
§1. Источники 8
§2. Историография 17
Глава II. Костюмированный бал 1903 года: подготовка, проведение и его значение 28
§1. История балов-маскарадов при высочайшем дворе 28
§2. Подготовка костюмов к балу 39
§3. Значение бала 51
Глава III. История бытования костюмов после бала 55
§1. Комплектование коллекции костюма в Историко-бытовом отделе Русского музея 56
§2. Историко-бытовой отдел в составе Музея революции и Государственного музея этнографии народов СССР 66
§3. Историко-бытовой отдел в составе Государственного Эрмитажа 69
Заключение 80
Список использованных источников и литературы 85
Приложения 93

История костюма представляет собой отдельную отрасль гуманитарного знания, изучение которой предпринимается с позиций различных гуманитарных наук: истории, искусствоведения, социологии, психологии, культурологии, музеологии.
С началом XVIII века и реформами Петра I общество претерпело ряд изменений, которые коснулись в том числе и одежды. Введение нового светского платья по европейскому образцу в относительно короткий период времени было благоприятно воспринято русской аристократией. Меняется также и времяпрепровождение дворянства: с 1718 года Петр I вводит в общественную жизнь особые собрания – ассамблеи, по образцу виденных им ранее в Европе. Именно они послужили прообразом для дворянских балов, без которых сложно представить Россию императорских времен. Многочисленные пышные праздники проходили в Петербурге с октября по май, затем переносились в пригороды.
Один из последних грандиозных балов в Петербурге состоялся в год 290-летней годовщины воцарения династии Романовых, войдя в отечественную историографию под названием Костюмированного бала 1903 года. Он вызвал огромный резонанс среди петербургского дворянства и был упомянут во многих мемуарах современников. Николай II был увлечен «русским» стилем и рассматривал бал не только как маскарад, но как возрождение традиций первых Романовых на пороге празднования трехсотлетия правящего дома. Ослепительные наряды, стилизованные под XVII век, были сшиты специально для бала; сам император был облачен в наряд Алексея Михайловича, а императрица Александра Федоровна – в костюм царицы Марии Ильиничны Милославской.
Бал-маскарад в «русском» стиле тщательно планировался. Помимо сшитых специально для праздника костюмов, были приглашены Федор Шаляпин и Медея Фигнер для исполнения оперы «Борис Годунов».
До нашего времени дошли фотографии, на которых запечатлены гости бала, а также несколько костюмов в фондах Государственного Эрмитажа, Государственного музея истории Санкт-Петербурга и Оружейной палаты Московского Кремля. В последние несколько лет наметилась тенденция к возрождению интереса к придворным празднествам, но уже в виде реконструкций балов, выставок бальных костюмов, что говорит о растущем самосознании русского народа и заинтересованности в изучении прошлого своей страны.
После Октябрьской революции 1917 года придворная культура погрузилась в забвение и находилась там длительное время, а история костюма являлась прикладной дисциплиной, изучаемой в вузах театральной направленности.
Актуальность выбранной темы обуславливается необходимостью более подробного исследования истории российского костюма конца XIX – начала ХХ вв. и Костюмированного бала 1903 года как одного из последних балов царской России, обладающим значительным потенциалом для изучения и понимания культурно-исторических процессов России на рубеже веков, для популяризации царского наследия в современном мире, которое отрицалось в течение советского периода, а также растущим интересом к предметам материальной культуры, в первую очередь, к историческому костюму, востребованности музейных выставок по данной теме. Сохраняя и изучая собственную историю, культуру, искусство, человечество может лучше объяснить причинно-следственные связи современности.
Степень изученности проблемы обуславливается ее тематикой. Активное изучение исторических костюмов, находящихся в ведении федеральных музеев Москвы и Санкт-Петербурга и принадлежавших царской семье, стало возможным в связи с изменением политического курса страны, что вызвало всплеск публикаций по данной теме. В 2003 году к столетию со дня проведения Костюмированного бала был издан юбилейный каталог, куда вошли ранее неопубликованные материалы из Государственного архива Российской федерации и Российского государственного исторического архива, воспоминания участников бала, в которых в разной степени освещены этапы подготовки костюмов. Однако в научной литературе отсутствует история их бытования после 1917 года и национализации частных собраний. В архивах Санкт-Петербурга в разной степени представлены документы, отражающие историю перемещений исторических костюмов участников Костюмированного бала 1903 года.
Объектом исследования является история развития маскарадного костюма при высочайшем дворе в России в XVIII – начале ХХ вв., предметом исследования – Костюмированный бал 1903 года как последний грандиозный бал императорской России, культурно-исторические предпосылки его проведения, специфика реализации, последующие итоги, история бытования маскарадных костюмов в ХХ веке.
Целью исследования является подробное рассмотрение судьбы маскарадных костюмов с известного бала в «русском» стиле на всех этапах производства: от возникновения идеи о проведении бала, эскизов костюмов, поставщиков использовавшихся тканей и костюмеров, выполнявших шитье, до перемещения их после октябрьских событий 1917 года из царских и великокняжеских дворцов в советские музеи и организации музейного типа.
Задачи выпускной квалификационной работы в связи с указанной выше целью будут поставлены следующим образом:
1. проанализировать корпус научных работ согласно проблематике данной работы, включающий в себя публикации отечественных и зарубежных ученых;
2. рассмотреть развитие бальной культуры России и балов-маскарадов при высочайшем дворе в XVIII – начале ХХ вв.;
3. объяснить предпосылки возникновения идеи о Костюмированном бале 1903 года, этапы его реализации, а также последующее значение для истории русской культуры;
4. структурировать все этапы производства маскарадных костюмов;
5. отследить их межмузейные перемещения после 1917 года;
6. реконструировать судьбу некоторых костюмов.
Значимость данного исследования видится в теоретическом аспекте: структурированный анализ источников позволит упорядоченно взглянуть на эволюцию маскарадного костюма в России с точки зрения истории, музееведения, искусствоведения, культурологии, при помощи введения в научный оборот новых источников из Архива Государственного Эрмитажа, Российского государственного исторического архива и Центрального государственного архива литературы и искусства.
Хронологические рамки данного исследования ограничены началом XVIII и серединой 1950-х гг. Это обусловлено тем, что бальная культура и проведение балов-маскарадом при императорском дворе получили распространение в правление Петра I и продолжили свое развитие до начала ХХ в. Верхняя хронологическая граница обусловлена тем, что именно к середине ХХ века сформировались коллекции ведущих музеев страны, в частности Государственного Эрмитажа, обладающего 11 костюмами с бала 1903 года.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, главы I, главы II, главы III, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
В главе I произведен подробный анализ источников, использованных при написании работы, рассмотрена существующая историография по заданной теме, а также основные этапы изучения истории костюма в нашей стране с середины XIX века, в том числе и при помощи музейных выставок.

Бальная культура Российской империи начинает свое развитие при Петре I. Первый император вывел страну на европейский уровень, в связи с чем был необходим новый придворный церемониал. Делая ставку на возвышающееся дворянское сословие, Петр I изменил многие стороны общественной жизни. Российская бальная культура развивалась в соответствии не только с общеевропейскими тенденциями, но и в связи с предпочтениями того или иного правящего монарха. На нее накладывался отпечаток самобытных черт: православие, менталитет, различные ценности. Введение форменных костюмов в 1834 году, в которых угадывались черты русских традиционных одежд, только придало еще больший блеск и индивидуальность российским придворным праздникам.
Костюм, как неотъемлемый элемент любой культуры, может многое рассказать. В нем угадываются течения в искусстве, культуре, успехи в различных науках, развитие общественных взглядов. Преобразования Петра I затронули одежду аристократии, крестьянский костюм практически без изменений просуществовал до начала ХХ века. В одежде дворянского сословия отражались модные течения различных стран, в первую очередь Великобритании и Франции. Исключением можно считать недолгое правление Павла I, при котором были запрещены парижские новинки из-за нестабильной политической ситуации в стране после революции.
Немаловажно значение бальной культуры как неотъемлемой части придворного церемониала. Введение Петром I ассамблей, по образцу виденных им в Европе, сыграло большую роль. Это были общественные собрания, в которых женщины могли участвовать наравне с мужчинами, для участия в которых требовалось знание этикета, хороших манер, модных танцев. К середине XIX века бальная культура достигла своего расцвета. Пышные николаевские балы поражали современников и остались увековеченными в русской классической литературе. Проведение маскарадов при российском дворе также соотносится с общеевропейскими тенденциями, включая переодевания мужчин в женские наряды и наоборот. К концу XIX века набирают популярность тематические маскарады, проводившиеся во дворцах великих князей с присутствием императорской четы. Один из таких балов в «русском» стиле был проведен в 1883 году во дворце великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной. Балу предшествовала подготовка и изучение специальной литературы по истории повседневности допетровской Руси. Александр III, присутствовавший на балу, был без костюма. Императрица Мария Федоровна была одета в костюм русской царицы XVII века.
Успех бала в «русском» стиле превзошел Костюмированный бал 1903 года. О нем сохранились воспоминания участников, которым удалось уехать в эмиграцию. В подготовке костюмов отразились и интерес к тематическим балам, и развитие «русского» стиля, и успех исследователей в исторической науке. Аристократия, получившая приглашения на бал, подошла к подготовке костюмов основательно, изучив исследования на тему, изобразительные источники, этнографические коллекции. Костюмы поражали своей красотой и блеском драгоценных камней, жемчуга, разнообразием узоров, максимально подражающим заграничным привозным тканям, бывшим популярными на Руси в XVII веке.
За рубежом маскарад также широко известен благодаря специально изданному альбому с фотографиями. Канцелярия императрицы Александры Федоровны попросила участников бала прислать фотографии с описанием собственных костюмов. Несмотря на все старания, альбом вышел убыточным, однако благодаря ему была проведена атрибуция сохранившихся костюмов.
Изображения императора и императрицы в допетровских одеждах неоднократно использовались, главным образом, при подготовке празднования 300-летия династии. Николай II масштабными торжествами хотел восстановить авторитет династии, пошатнувшийся из-за неудач внутренней и внешней политики.
После революционного 1917 года «русский» стиль стал крайне популярен в Европе. Он продолжил свое развитие в эмигрантских кругах, представители которых вынуждены были использовать свое происхождение как средство для заработка денег, основывая дома моды и ателье. В СССР «русский» стиль нашел отражение в совместных работах В. Мухиной и Н. Ламановой по созданию повседневной одежды для нового общества. В современной моде различные дизайнеры продолжают использовать мотивы традиционных народных одежд.
Изучение истории костюма и придворной культуры в нашей стране стало возможным с конца 1980-х годов. За данный промежуток времени были предприняты попытки изучения с позиции различных наук гуманитарного знания, введены в научный оборот множество архивных источников. В настоящее время подробна изучена история светского костюма XVIII века, основные модные тенденции, ориентация на различные монархические дворы Европы, изменения в эпоху дворцовых переворотов. Нуждается в более тщательном изучении модные тенденции во время правления последних императоров Александра III и Николая II. В том числе, многочисленные тематические и «цветные» балы, упоминания о которых сохранила мемуаристика.
Продолжается изучение исторических костюмов, находящихся в фондах музеев Санкт-Петербурга. После 1917 года их постигла трагическая судьба. Большая часть костюмов утеряна безвозвратно в общей суматохе первых послереволюционных лет, когда новая власть была в поисках наилучшего решения для хранения вещей из многочисленных национализированных дворцов Петрограда.
В 1918 году, отвечая требованиям времени, в Русском музее создается Историко-бытовой отдел, в задачи которого входили хранение и экспонирование предметов, ранее окружавших привилегированное сословие. Однако уже в начале 1930-х гг. со сменой внутриполитического курса музейное дело подвергается пересмотру, в связи с чем музеи начинают использоваться в качестве средства идеологической пропаганды, а музеи бытовой направленности подвергаются закрытию, реорганизации, претерпевают распыление коллекций.
Историко-бытовой отдел, обладавший маскарадными костюмами с бала 1903 года, переживший ряд межмузейных перемещений и халатное отношение к хранению коллекций, стараниями сотрудников смог сохранить свою целостность и войти в состав Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа в 1941 году, составив его основу.
Маскарадные костюмы с бала 1903 года, благодаря своей известности, часто экспонируются на различных выставках как в нашей стране, так и заграницей. В фондах Музеев Московского Кремля сохранился маскарадный костюм Николая II, а в Государственном музее истории Санкт-Петербурга – костюм великой княгини Марии Павловны. Оба костюма экспонируются на выставках, посвященных «русскому» стилю, бальной и придворной культурам России.
Государственный Эрмитаж также включает костюмы с бала 1903 года в различные выставки. В 2014 году состоялась масштабная выставка «При дворе российских императоров», где с помощью исторического костюма была представлена придворная культура России, основные этапы ее изменения, характеристика личности того или иного монарха, его семьи и окружения.
Целью исследования являлось рассмотрение судьбы сохранившихся костюмов с самого известного маскарада в «русском» стиле. Благодаря документам из Российского исторического архива были выяснены подробности производства костюмов Николая II и наследника престола Михаила Александровича, их стоимость. Центральный государственный архив литературы и искусства сохранил документы различных музейных организаций первых послереволюционных лет, которые позволили выяснить первые перемещения сохранившихся костюмов, а Архив Государственного Эрмитажа – составить полную картину дел Историко-бытового отдела на момент вхождения его в состав Отдела истории русской культуры.
Задачи, поставленные в начале исследования, были выполнены в полной мере, а проведенная научно-исследовательская работа поможет представить полностью историю маскарадных костюмов с бала 1903 года – знакового события российской придворной культуры – на всех этапах производства, а также их судьбу в советское время.

1. Источники
1.1 Неопубликованные источники
1.1.1 Список экспонатов ОИРК, вывезенных в период мобилизации (10 июля 1941) // АГЭ (Архив Государственного Эрмитажа). Ф. 1. Оп. 5. Д. 2720.
1.1.2 Хранительская книга ОИРК (1944-1945) // АГЭ. Ф. 1. Оп. 5. Д. 3013
1.1.3 Шарая Наталия Михайловна // АГЭ. Ф. 1. Оп. 13. Д. 938.
1.1.4 Документы об организации ОИРК в Государственном Эрмитаже // АГЭ. Ф. 1. Оп. 17. Д. 584.
1.1.5 Переписка Орбели об организации ОИРК // АГЭ. Ф. 1. Оп. 17. Д. 585.
1.1.6 Историческая справка Отдела истории русской культуры (26.09.1956) // АГЭ. Ф. 1. Оп. 17. Д. 956.
1.1.7 Справка к истории организации и развития ОИРК для сборника «40 лет Советского Эрмитажа» // АГЭ. Ф. 1. Оп. 17. Д. 976.
1.1.8 Высочайшие указы Хозяйственного отдела // РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 468. Оп. 32. Д. 1648.
1.1.9 О службе костюмером И. Каффи // РГИА. Ф. 496. Оп. 5. Д. 1389.
1.1.10 О сдаче костюмером Каффи числящихся за ним костюмов и материала // РГИА. Ф. 497. Оп. 8. Д. 92.
1.1.11 Денежные документы по суммам Его Императорского Величества // РГИА. Ф. 525. Оп. 3. Д. 15.
1.1.12 Отчеты сотрудников и членов Историко-художественной комиссии о своей деятельности // ЦГАЛИ (Центральный государственный архив литературы и искусства). Ф. 36. Оп. 1. Д. 2.
1.1.13 Материалы о взятии на учет художественных ценностей в особняке графа Бобринского // ЦГАЛИ. Ф. 36. Оп. 1. Д. 268.
1.1.14 Материалы о принятии на учет художественных предметов в доме Бобринского // ЦГАЛИ. Ф. 36. Оп. 1. Д. 398.
1.1.15 Инвентарная книга художественных предметов Музейного фонда. Ч. II. // ЦГАЛИ. Ф. 36. Оп.1. Д. 447.
1.1.16 Смета доходов и расходов по Русскому музею на 2 полугодие 1920 г. // ЦГАЛИ. Ф. 36. Оп. 2. Д. 16.
1.1.17 Акт выдачи обиходного имущества из б. особняка Юсупова частным лицам и учреждениям // ЦГАЛИ. Ф. 253. Оп. 1. Д. 1.
1.1.18 Инвентарная опись столового, постельного и носильного белья, портьер, платья, пальто, шляп, обуви, обойного материала, игрушек, меховых вещей, костюмов, театральных ковров, церковного имущества // ЦГАЛИ. Ф. 253. Оп. 1. Д. 6.
1.1.19 Описи предметов, передаваемых их б. Юсуповского особняка в хранилища Государственного музейного фонда, учреждениям и частным лицам во временное пользование // ЦГАЛИ. Ф. 253. Оп. 1. Д. 44.
1.1.20 Описи предметов, передаваемых из б. Юсуповского особняка в Историко-бытовой отдел Государственного Русского музея. Ч.1 // ЦГАЛИ. Ф. 253. Оп. 1. Д. 47.
1.1.21 Переписка с НКВД по личному составу, списки сотрудников // ЦГАЛИ. Ф. 285. Оп. 1. Д. 13.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету