Судьба вещей: маскарадные костюмы к балу 1903 года

Анисимова Маргарита Вячеславовна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Выпускная квалификационная работа посвящена маскарадным костюмам к знаменитому балу в «русском» стиле, состоявшемся в 1903 году. В главе I произведен анализ источников, использованных при написании работы, рассмотрена существующая историография по теме, а также основные этапы изучения истории костюма с середины XIX века. Глава II посвящена истории возникновения и развития бальной культуры в России, эволюции маскарадов: от ряженных шествий Петра I до тематических маскарадов, бывших популярными во время правления Александра III. В главе подробно представлен начальный этап производства костюмов к балу 1903 года, ход проведения бала и его значение в историческом контексте, проведен общий анализ основных модных тенденций. В главе III рассматривается судьба сохранившихся костюмов после 1917 года, их перемещения из национализированных дворцов в Государственный музейный фонд и в недавно созданные музеи Петрограда историко-бытовой направленности, формирование Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа в 1941 году, в который после череды межмузейных перемещений единой коллекцией удалось включить костюмы с бала 1903 года.

Введение 3
Глава I. Изучение истории костюма в России 8
§1. Источники 8
§2. Историография 17
Глава II. Костюмированный бал 1903 года: подготовка, проведение и его значение 28
§1. История балов-маскарадов при высочайшем дворе 28
§2. Подготовка костюмов к балу 39
§3. Значение бала 51
Глава III. История бытования костюмов после бала 55
§1. Комплектование коллекции костюма в Историко-бытовом отделе Русского музея 56
§2. Историко-бытовой отдел в составе Музея революции и Государственного музея этнографии народов СССР 66
§3. Историко-бытовой отдел в составе Государственного Эрмитажа 69
Заключение 80
Список использованных источников и литературы 85
Приложения 93

История костюма представляет собой отдельную отрасль гуманитарного знания, изучение которой предпринимается с позиций различных гуманитарных наук: истории, искусствоведения, социологии, психологии, культурологии, музеологии.
С началом XVIII века и реформами Петра I общество претерпело ряд изменений, которые коснулись в том числе и одежды. Введение нового светского платья по европейскому образцу в относительно короткий период времени было благоприятно воспринято русской аристократией. Меняется также и времяпрепровождение дворянства: с 1718 года Петр I вводит в общественную жизнь особые собрания – ассамблеи, по образцу виденных им ранее в Европе. Именно они послужили прообразом для дворянских балов, без которых сложно представить Россию императорских времен. Многочисленные пышные праздники проходили в Петербурге с октября по май, затем переносились в пригороды.
Один из последних грандиозных балов в Петербурге состоялся в год 290-летней годовщины воцарения династии Романовых, войдя в отечественную историографию под названием Костюмированного бала 1903 года. Он вызвал огромный резонанс среди петербургского дворянства и был упомянут во многих мемуарах современников. Николай II был увлечен «русским» стилем и рассматривал бал не только как маскарад, но как возрождение традиций первых Романовых на пороге празднования трехсотлетия правящего дома. Ослепительные наряды, стилизованные под XVII век, были сшиты специально для бала; сам император был облачен в наряд Алексея Михайловича, а императрица Александра Федоровна – в костюм царицы Марии Ильиничны Милославской.
Бал-маскарад в «русском» стиле тщательно планировался. Помимо сшитых специально для праздника костюмов, были приглашены Федор Шаляпин и Медея Фигнер для исполнения оперы «Борис Годунов».
До нашего времени дошли фотографии, на которых запечатлены гости бала, а также несколько костюмов в фондах Государственного Эрмитажа, Государственного музея истории Санкт-Петербурга и Оружейной палаты Московского Кремля. В последние несколько лет наметилась тенденция к возрождению интереса к придворным празднествам, но уже в виде реконструкций балов, выставок бальных костюмов, что говорит о растущем самосознании русского народа и заинтересованности в изучении прошлого своей страны.
После Октябрьской революции 1917 года придворная культура погрузилась в забвение и находилась там длительное время, а история костюма являлась прикладной дисциплиной, изучаемой в вузах театральной направленности.
Актуальность выбранной темы обуславливается необходимостью более подробного исследования истории российского костюма конца XIX – начала ХХ вв. и Костюмированного бала 1903 года как одного из последних балов царской России, обладающим значительным потенциалом для изучения и понимания культурно-исторических процессов России на рубеже веков, для популяризации царского наследия в современном мире, которое отрицалось в течение советского периода, а также растущим интересом к предметам материальной культуры, в первую очередь, к историческому костюму, востребованности музейных выставок по данной теме. Сохраняя и изучая собственную историю, культуру, искусство, человечество может лучше объяснить причинно-следственные связи современности.
Степень изученности проблемы обуславливается ее тематикой. Активное изучение исторических костюмов, находящихся в ведении федеральных музеев Москвы и Санкт-Петербурга и принадлежавших царской семье, стало возможным в связи с изменением политического курса страны, что вызвало всплеск публикаций по данной теме. В 2003 году к столетию со дня проведения Костюмированного бала был издан юбилейный каталог, куда вошли ранее неопубликованные материалы из Государственного архива Российской федерации и Российского государственного исторического архива, воспоминания участников бала, в которых в разной степени освещены этапы подготовки костюмов. Однако в научной литературе отсутствует история их бытования после 1917 года и национализации частных собраний. В архивах Санкт-Петербурга в разной степени представлены документы, отражающие историю перемещений исторических костюмов участников Костюмированного бала 1903 года.
Объектом исследования является история развития маскарадного костюма при высочайшем дворе в России в XVIII – начале ХХ вв., предметом исследования – Костюмированный бал 1903 года как последний грандиозный бал императорской России, культурно-исторические предпосылки его проведения, специфика реализации, последующие итоги, история бытования маскарадных костюмов в ХХ веке.
Целью исследования является подробное рассмотрение судьбы маскарадных костюмов с известного бала в «русском» стиле на всех этапах производства: от возникновения идеи о проведении бала, эскизов костюмов, поставщиков использовавшихся тканей и костюмеров, выполнявших шитье, до перемещения их после октябрьских событий 1917 года из царских и великокняжеских дворцов в советские музеи и организации музейного типа.
Задачи выпускной квалификационной работы в связи с указанной выше целью будут поставлены следующим образом:
1. проанализировать корпус научных работ согласно проблематике данной работы, включающий в себя публикации отечественных и зарубежных ученых;
2. рассмотреть развитие бальной культуры России и балов-маскарадов при высочайшем дворе в XVIII – начале ХХ вв.;
3. объяснить предпосылки возникновения идеи о Костюмированном бале 1903 года, этапы его реализации, а также последующее значение для истории русской культуры;
4. структурировать все этапы производства маскарадных костюмов;
5. отследить их межмузейные перемещения после 1917 года;
6. реконструировать судьбу некоторых костюмов.
Значимость данного исследования видится в теоретическом аспекте: структурированный анализ источников позволит упорядоченно взглянуть на эволюцию маскарадного костюма в России с точки зрения истории, музееведения, искусствоведения, культурологии, при помощи введения в научный оборот новых источников из Архива Государственного Эрмитажа, Российского государственного исторического архива и Центрального государственного архива литературы и искусства.
Хронологические рамки данного исследования ограничены началом XVIII и серединой 1950-х гг. Это обусловлено тем, что бальная культура и проведение балов-маскарадом при императорском дворе получили распространение в правление Петра I и продолжили свое развитие до начала ХХ в. Верхняя хронологическая граница обусловлена тем, что именно к середине ХХ века сформировались коллекции ведущих музеев страны, в частности Государственного Эрмитажа, обладающего 11 костюмами с бала 1903 года.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, главы I, главы II, главы III, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
В главе I произведен подробный анализ источников, использованных при написании работы, рассмотрена существующая историография по заданной теме, а также основные этапы изучения истории костюма в нашей стране с середины XIX века, в том числе и при помощи музейных выставок.

Бальная культура Российской империи начинает свое развитие при Петре I. Первый император вывел страну на европейский уровень, в связи с чем был необходим новый придворный церемониал. Делая ставку на возвышающееся дворянское сословие, Петр I изменил многие стороны общественной жизни. Российская бальная культура развивалась в соответствии не только с общеевропейскими тенденциями, но и в связи с предпочтениями того или иного правящего монарха. На нее накладывался отпечаток самобытных черт: православие, менталитет, различные ценности. Введение форменных костюмов в 1834 году, в которых угадывались черты русских традиционных одежд, только придало еще больший блеск и индивидуальность российским придворным праздникам.
Костюм, как неотъемлемый элемент любой культуры, может многое рассказать. В нем угадываются течения в искусстве, культуре, успехи в различных науках, развитие общественных взглядов. Преобразования Петра I затронули одежду аристократии, крестьянский костюм практически без изменений просуществовал до начала ХХ века. В одежде дворянского сословия отражались модные течения различных стран, в первую очередь Великобритании и Франции. Исключением можно считать недолгое правление Павла I, при котором были запрещены парижские новинки из-за нестабильной политической ситуации в стране после революции.
Немаловажно значение бальной культуры как неотъемлемой части придворного церемониала. Введение Петром I ассамблей, по образцу виденных им в Европе, сыграло большую роль. Это были общественные собрания, в которых женщины могли участвовать наравне с мужчинами, для участия в которых требовалось знание этикета, хороших манер, модных танцев. К середине XIX века бальная культура достигла своего расцвета. Пышные николаевские балы поражали современников и остались увековеченными в русской классической литературе. Проведение маскарадов при российском дворе также соотносится с общеевропейскими тенденциями, включая переодевания мужчин в женские наряды и наоборот. К концу XIX века набирают популярность тематические маскарады, проводившиеся во дворцах великих князей с присутствием императорской четы. Один из таких балов в «русском» стиле был проведен в 1883 году во дворце великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной. Балу предшествовала подготовка и изучение специальной литературы по истории повседневности допетровской Руси. Александр III, присутствовавший на балу, был без костюма. Императрица Мария Федоровна была одета в костюм русской царицы XVII века.
Успех бала в «русском» стиле превзошел Костюмированный бал 1903 года. О нем сохранились воспоминания участников, которым удалось уехать в эмиграцию. В подготовке костюмов отразились и интерес к тематическим балам, и развитие «русского» стиля, и успех исследователей в исторической науке. Аристократия, получившая приглашения на бал, подошла к подготовке костюмов основательно, изучив исследования на тему, изобразительные источники, этнографические коллекции. Костюмы поражали своей красотой и блеском драгоценных камней, жемчуга, разнообразием узоров, максимально подражающим заграничным привозным тканям, бывшим популярными на Руси в XVII веке.
За рубежом маскарад также широко известен благодаря специально изданному альбому с фотографиями. Канцелярия императрицы Александры Федоровны попросила участников бала прислать фотографии с описанием собственных костюмов. Несмотря на все старания, альбом вышел убыточным, однако благодаря ему была проведена атрибуция сохранившихся костюмов.
Изображения императора и императрицы в допетровских одеждах неоднократно использовались, главным образом, при подготовке празднования 300-летия династии. Николай II масштабными торжествами хотел восстановить авторитет династии, пошатнувшийся из-за неудач внутренней и внешней политики.
После революционного 1917 года «русский» стиль стал крайне популярен в Европе. Он продолжил свое развитие в эмигрантских кругах, представители которых вынуждены были использовать свое происхождение как средство для заработка денег, основывая дома моды и ателье. В СССР «русский» стиль нашел отражение в совместных работах В. Мухиной и Н. Ламановой по созданию повседневной одежды для нового общества. В современной моде различные дизайнеры продолжают использовать мотивы традиционных народных одежд.
Изучение истории костюма и придворной культуры в нашей стране стало возможным с конца 1980-х годов. За данный промежуток времени были предприняты попытки изучения с позиции различных наук гуманитарного знания, введены в научный оборот множество архивных источников. В настоящее время подробна изучена история светского костюма XVIII века, основные модные тенденции, ориентация на различные монархические дворы Европы, изменения в эпоху дворцовых переворотов. Нуждается в более тщательном изучении модные тенденции во время правления последних императоров Александра III и Николая II. В том числе, многочисленные тематические и «цветные» балы, упоминания о которых сохранила мемуаристика.
Продолжается изучение исторических костюмов, находящихся в фондах музеев Санкт-Петербурга. После 1917 года их постигла трагическая судьба. Большая часть костюмов утеряна безвозвратно в общей суматохе первых послереволюционных лет, когда новая власть была в поисках наилучшего решения для хранения вещей из многочисленных национализированных дворцов Петрограда.
В 1918 году, отвечая требованиям времени, в Русском музее создается Историко-бытовой отдел, в задачи которого входили хранение и экспонирование предметов, ранее окружавших привилегированное сословие. Однако уже в начале 1930-х гг. со сменой внутриполитического курса музейное дело подвергается пересмотру, в связи с чем музеи начинают использоваться в качестве средства идеологической пропаганды, а музеи бытовой направленности подвергаются закрытию, реорганизации, претерпевают распыление коллекций.
Историко-бытовой отдел, обладавший маскарадными костюмами с бала 1903 года, переживший ряд межмузейных перемещений и халатное отношение к хранению коллекций, стараниями сотрудников смог сохранить свою целостность и войти в состав Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа в 1941 году, составив его основу.
Маскарадные костюмы с бала 1903 года, благодаря своей известности, часто экспонируются на различных выставках как в нашей стране, так и заграницей. В фондах Музеев Московского Кремля сохранился маскарадный костюм Николая II, а в Государственном музее истории Санкт-Петербурга – костюм великой княгини Марии Павловны. Оба костюма экспонируются на выставках, посвященных «русскому» стилю, бальной и придворной культурам России.
Государственный Эрмитаж также включает костюмы с бала 1903 года в различные выставки. В 2014 году состоялась масштабная выставка «При дворе российских императоров», где с помощью исторического костюма была представлена придворная культура России, основные этапы ее изменения, характеристика личности того или иного монарха, его семьи и окружения.
Целью исследования являлось рассмотрение судьбы сохранившихся костюмов с самого известного маскарада в «русском» стиле. Благодаря документам из Российского исторического архива были выяснены подробности производства костюмов Николая II и наследника престола Михаила Александровича, их стоимость. Центральный государственный архив литературы и искусства сохранил документы различных музейных организаций первых послереволюционных лет, которые позволили выяснить первые перемещения сохранившихся костюмов, а Архив Государственного Эрмитажа – составить полную картину дел Историко-бытового отдела на момент вхождения его в состав Отдела истории русской культуры.
Задачи, поставленные в начале исследования, были выполнены в полной мере, а проведенная научно-исследовательская работа поможет представить полностью историю маскарадных костюмов с бала 1903 года – знакового события российской придворной культуры – на всех этапах производства, а также их судьбу в советское время.

1. Источники
1.1 Неопубликованные источники
1.1.1 Список экспонатов ОИРК, вывезенных в период мобилизации (10 июля 1941) // АГЭ (Архив Государственного Эрмитажа). Ф. 1. Оп. 5. Д. 2720.
1.1.2 Хранительская книга ОИРК (1944-1945) // АГЭ. Ф. 1. Оп. 5. Д. 3013
1.1.3 Шарая Наталия Михайловна // АГЭ. Ф. 1. Оп. 13. Д. 938.
1.1.4 Документы об организации ОИРК в Государственном Эрмитаже // АГЭ. Ф. 1. Оп. 17. Д. 584.
1.1.5 Переписка Орбели об организации ОИРК // АГЭ. Ф. 1. Оп. 17. Д. 585.
1.1.6 Историческая справка Отдела истории русской культуры (26.09.1956) // АГЭ. Ф. 1. Оп. 17. Д. 956.
1.1.7 Справка к истории организации и развития ОИРК для сборника «40 лет Советского Эрмитажа» // АГЭ. Ф. 1. Оп. 17. Д. 976.
1.1.8 Высочайшие указы Хозяйственного отдела // РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 468. Оп. 32. Д. 1648.
1.1.9 О службе костюмером И. Каффи // РГИА. Ф. 496. Оп. 5. Д. 1389.
1.1.10 О сдаче костюмером Каффи числящихся за ним костюмов и материала // РГИА. Ф. 497. Оп. 8. Д. 92.
1.1.11 Денежные документы по суммам Его Императорского Величества // РГИА. Ф. 525. Оп. 3. Д. 15.
1.1.12 Отчеты сотрудников и членов Историко-художественной комиссии о своей деятельности // ЦГАЛИ (Центральный государственный архив литературы и искусства). Ф. 36. Оп. 1. Д. 2.
1.1.13 Материалы о взятии на учет художественных ценностей в особняке графа Бобринского // ЦГАЛИ. Ф. 36. Оп. 1. Д. 268.
1.1.14 Материалы о принятии на учет художественных предметов в доме Бобринского // ЦГАЛИ. Ф. 36. Оп. 1. Д. 398.
1.1.15 Инвентарная книга художественных предметов Музейного фонда. Ч. II. // ЦГАЛИ. Ф. 36. Оп.1. Д. 447.
1.1.16 Смета доходов и расходов по Русскому музею на 2 полугодие 1920 г. // ЦГАЛИ. Ф. 36. Оп. 2. Д. 16.
1.1.17 Акт выдачи обиходного имущества из б. особняка Юсупова частным лицам и учреждениям // ЦГАЛИ. Ф. 253. Оп. 1. Д. 1.
1.1.18 Инвентарная опись столового, постельного и носильного белья, портьер, платья, пальто, шляп, обуви, обойного материала, игрушек, меховых вещей, костюмов, театральных ковров, церковного имущества // ЦГАЛИ. Ф. 253. Оп. 1. Д. 6.
1.1.19 Описи предметов, передаваемых их б. Юсуповского особняка в хранилища Государственного музейного фонда, учреждениям и частным лицам во временное пользование // ЦГАЛИ. Ф. 253. Оп. 1. Д. 44.
1.1.20 Описи предметов, передаваемых из б. Юсуповского особняка в Историко-бытовой отдел Государственного Русского музея. Ч.1 // ЦГАЛИ. Ф. 253. Оп. 1. Д. 47.
1.1.21 Переписка с НКВД по личному составу, списки сотрудников // ЦГАЛИ. Ф. 285. Оп. 1. Д. 13.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету