Технологии формирования эмоционального интеллекта государственных служащих: социологический анализ

Расина Мария Леонидовна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Эмоции играют важную роль в структуре социального управления. Эмоционально здоровым является социальное управление, которое стремится минимизировать негативные эмоциональные переживания управляемых субъектов, и направлено на создание благоприятной эмоциональной атмосферы, как на уровне малых групп, так и на уровне общества в целом. Эмоциональный интеллект – это один из необходимых современному человеку навыков, который принято относить в группу soft skills. Для создания возможности тиражировать эффективные приемы и методы совершенствования данного навыка и применять их в аналогичных обстоятельствах в иных процессах необходима социальная технология.
Актуальность развития эмоционального интеллекта для государственных служащих определяется тем, что выполнение должностных обязанностей требует проявления определенных личностных качеств для эффективного решения запросов граждан. На сегодняшний день приоритетной задачей является создание целостной модели эмоций в социальном управлении.
В первой главе «Теоретико-методологические основания исследования социальных технологий формирования эмоционального интеллекта государственных служащих» рассмотрены социальные и научные предпосылки возникновения и трансформации теорий эмоционального интеллекта, выявлено их значение для социальных наук, а также изучены необходимые для исследования модели, подходы и действующие практики, касающиеся эмоционального интеллекта государственных служащих.
Во второй главе «Эмпирическое исследование на тему: технологии формирования эмоционального интеллекта государственных служащих» автором проведен обзор эмпирических исследований взаимосвязи эмоционального интеллекта с эффективностью деятельности, приведены результаты анализа социальных технологий формирования эмоционального интеллекта государственных служащих, выводы по результатам эмпирического исследования и сформулированы рекомендации по совершенствованию социальных технологий формирования эмоционального интеллекта государственных служащих.
Эмпирической базой исследования является собственное исследование, проведенное в 2019-2020 гг. с применением таких методов по сбору и обработке информации, как глубинное интервью, метод экспертных оценок, анализ документов, социологическое наблюдение. Экспертами выступили сотрудники образовательных учреждений г. Санкт-Петербург и г. Москва, которые осуществляют реализацию программ по развитию эмоционального интеллекта представителей госслужбы и частных организаций.
Эмпирическая база исследования включает в себя также и анализ результатов исследований российских и зарубежных ученых.
Методологической базой работы являются структурно-функциональный анализ, теория символического интеракционизма, теория социального обмена. Междисциплинарный подход к исследованию эмоционального интеллекта даёт возможность использовать как теоретические положения, так и методологию социологии, психологии и статистики.
Собран эмпирический материал зарубежных исследований, не имеющих аналогов в российской социальной науке, основные результаты данных исследований представлены в обобщенном виде и могут быть использованы в теоретическом изучении вопросов исследований взаимосвязи эмоционального интеллекта с эффективностью деятельности сотрудников.
Результаты исследования могут быть применены при формировании стратегии развития личностных качеств персонала и планов индивидуального развития госслужащих. Исследование социальных технологий формирования эмоционального интеллекта госслужащих вносит вклад в развитие современных форм организации мероприятий по профессиональному развитию с учетом концепции эмоционального интеллекта.
Работа изложена на 103 страницах машинописного текста, содержит 12 таблиц, 11 рисунков 5 приложений, список литературы содержит 74 наименований.

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СЛУЖАЩИХ ……………………………………………………………………………………….. 12

1.1 Эмоции в социальном управлении: значение теории эмоционального
интеллекта для социальных наук ……………………………………………………………. 12

1.2 Понятие, структура, модели эмоционального интеллекта и подходы к его
диагностике ………………………………………………………………………………………….. 19

1.3 Технология формирования эмоционального интеллекта у
государственных служащих как социальная технология ………………………….. 28

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ ………………………………………………………………………… 35

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ: ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ …………………………………………………… 38

2.1 Обзор эмпирических исследований взаимосвязи эмоционального
интеллекта с эффективностью деятельности……………………………………………. 38

2.2 Сравнительный анализ действующих социальных технологий
формирования эмоционального интеллекта у государственных служащих .. 44

2.3 Анализ результатов исследования применения социальных технологий
формирования эмоционального интеллекта государственных служащих ….. 54

2.4 Рекомендации по совершенствованию социальных технологий
формирования эмоционального интеллекта государственных служащих ….. 61

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ ………………………………………………………………………… 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………….. 68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………. 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРОТОКОЛ ОБЗОРА ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….. 80

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………………………………………………………… 88

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. МАТЕРИАЛЫ ГЛУБИННОГО ИНТЕРЬВЮ ………………. 93

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. МАТЕРИАЛЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
НАБЛЮДЕНИЯ ……………………………………………………………………………………. 97

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ГАЙД ГЛУБИННОГО ИНТЕРВЬЮ …………………………… 99

Актуальность темы. Эмоции как социокультурный феномен можно
подвергнуть социологической экспертизе и отнести как к области общей
социологической теории, так и социологии управления.
В конце XX века европейским и американским научным сообщество
предпринято множество серьезных исследований эмоций в области
управления организациями. Среди главных выводов – наличие связи эмоций с
такими управленческими феноменами, как эффективность организации,
власть, справедливость, инновации, организационная культура.
Эмоции играют важную роль в структуре социального управления.
Эмоционально здоровым является социальное управление, которое стремится

По результатам работы достигнута заявленная цель – проведен анализ
социальных технологий формирования эмоционального интеллекта и
определены особенности его формирования у государственных служащих для
формулировки рекомендаций по совершенствованию данных технологий.
Для этого в теоретической части были рассмотрены социальные и
научные предпосылки возникновения и трансформации теорий
эмоционального интеллекта и выявлено значение теории эмоционального
интеллекта для социальных наук: в процессе управления в каждую из четырех
основных функций: планирование, организация, мотивация и контроль,
включены эмоции, которые влияют на их эффективность, как следствие – и на
эффективность социального управления в целом. Эмоционально здоровым
является социальное управление, которое стремится минимизировать
негативные эмоциональные переживания управляемых субъектов, и
направлено на создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Для этого
необходимо четкое осознание и понимание как своих собственных эмоций, так
и эмоций окружающих. Именно эти способности включает понятие
«эмоциональный интеллект».
Таким образом были определены понятие, структура и модели
эмоционального интеллекта: все исследователи включают в состав
эмоционального интеллекта одинаковые конструкты, однако их
представления о структуре различны, кроме этого, методики оценки
эмоционального интеллекта измеряют различные аспекты, соответственно, их
необходимо подбирать индивидуально для каждого исследования.
Автором были систематизированы существующие социальные
технологии формирования эмоционального интеллекта: они представлены в
форме курсов дополнительного образования, тренингов, семинаров, форумов,
консультаций специалистов, осуществляются на различных уровнях и
наценены на работу с несколькими аспектами эмоционального интеллекта.
В рамках эмпирического исследования произведен обзор эмпирических
исследований взаимосвязи эмоционального интеллекта с эффективностью
деятельности: международные и российские исследования доказывают
наличие зависимости между эмоциональным интеллектом и управленческой
деятельностью, однако не прямой, а криволинейной: наибольший успех имеют
руководители, которые имеют оптимальную (среднюю и незначительно выше
среднего) степень выраженности эмоционального интеллекта.
Анализ действующих социальных технологий формирования
эмоционального интеллекта государственных служащих позволил говорить о
том, что все они предполагают включение дополнительных технологий: в
образовательном процессе в дополнение к основной программе применяются
такие социальные технологии как деловая игра, тренинги и лекции.
Особенностью обучения в Московском городском университете управления
Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова является применение VR-
технологий.
Глубинное интервью и применение метода экспертных оценок
позволили сделать вывод о том, что деловая игра и консультации
специалистов в большей степени являются самостоятельным методом и редко
содержат в своей структуре дополнительные социальные технологии и
подтвердили гипотезы автора о том, что деловая игра как социальная
технология наиболее эффективна при формировании эмоционального
интеллекта государственных служащих и гипотезу о том, программы развития
эмоционального интеллекта государственных служащих в большей степени
должны быть ориентированы на работу со средним и линейным уровнями.
По результатам оценки экспертов, наивысший средний балл (5,6 из 6,0)
получили деловые игры – они применимы с высокой эффективностью в
качестве самостоятельной технологии, наименьший (1,2 из 6,0) – форумы, они
– применимы с низкой эффективностью лишь при условии дополнения иными
технологиями.
По результатам исследования были также определены основные
достоинства и недостатки при применении в качестве социальной технологии
формирования эмоционального интеллекта государственных служащих
деловых игр и тренингов, как наиболее предпочтительных способов
формирования эмоционального интеллекта. При этом результаты
социологического наблюдения над участниками деловой игры по развитию
эмоционального интеллекта «Эмпатиум» показали высокую вовлеченности
участников в процесс.
Перед автором стояла также задача разработать рекомендации по
совершенствованию социальных технологий формирования эмоционального
интеллекта государственных служащих. Таким образом, в качестве
рекомендаций можно предложить развитие и создание следующих условий:
1. Применение социальных технологий, продолжительность
которых не превышает 5 дней и которые обладают наибольшей
эффективностью по результатам эмпирического исследования – тренинги,
деловые игры, консультации специалистов;
2. Обязательное включение практических упражнений,
направленных на:
 управление негативными эмоциями на основе реальных кейсов
(работа с негативно настроенными гражданами);
 изучение механизмов работы над управлением собственными
эмоциями с учетом особенностей жестко иерархизированной системы;
 моделирование работы по оценке готовности населения к
реализации проектов на основе анализа текущего эмоционального состояния.
3. Ориентация программ в большей степени на работу с
сотрудниками среднего и линейного уровня и направление на обучение
первостепенно сотрудников, задействованных в большей степени в работе с
обращениями граждан, ведущих прием граждан, а также тех, кто оказывает
услуги;
4. Внедрение для оценки эффективности мероприятий по
формированию эмоционального интеллекта государственных служащих
количественные и качественные показатели, среди которых: возросшая
способность адекватно оценивать межличностные ситуации и планировать
соответствующие действия, увеличение доли сотрудников, обладающих
конструктивными стратегиями поведения в конфликтах и просоциальными
стратегиями разрешения межличностных проблем, снижение коэффициента
текучести кадров и др.;
5. Соблюдение ключевых принципов социальных технологий и
создание для этого ряда условий:
 направление на обучение должно носить рекомендательный
характер, решение об участии в мероприятии принимается сотрудником;
 поддержание корпоративной культуры, благоприятных условий
организации труда, которые способствуют поддержке и сохранению эффекта
обучения;
 применение комбинированных технологий, позволяющих
минимизировать траты временных, финансовых ресурсов при сохранении
максимальной эффективности: дистанционное проведение консультаций
специалистов, максимальная наполняемость групп, проходящих обучение и
др.;
6. Возможности внедрения НИТ при применении социальных
технологий, например, использование возможностей онлайн образовательных
площадок для прохождения теоретического курса по основам эмоционального
интеллекта.
Программа реализации комплекса мероприятий по формированию
эмоционального интеллекта с учетом всех рекомендаций, составленных по
результатам проведенного эмпирического исследования, может быть
применена в структурных подразделениях государственной службы.
В качестве перспективных направлений изучения технологий
эмоционального интеллекта можно назвать исследования об эффективности
применения технологий эмоционального интеллекта при адаптации
сотрудников, реализации системы наставничества, повышении корпоративной
культуры и улучшении взаимоотношений внутри коллектива.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Социальные факторы стабильности китайского общества
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Экономика одиночества в Китае и России: социологический анализ
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Формирование финансовой культуры домохозяйств в России и Китае
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет