Темпоральность в жизненных стратегиях студентов в контексте образовательной мобильности

Киселев Николай Евгеньевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В тексте магистерской диссертации представлены теоретико-методологические разработки по темам жизненных стратегий и социального времени. На основе социально-антропологического подхода проведено качественное исследование жизненных стратегий внутренних образовательных мигрантов с использованием метода биографического интервью. Автор утверждает, что фактор темпоральности оказывает значимое влияние на формирование жизненных стратегий у студентов, которые находятся в ситуации образовательной мобильности. Восприятие индивидом своего прошлого задает его представление о себе в настоящем и направляет устремления в будущее.

Актуальность исследования. В условиях процессов глобализации в современном российском обществе, которые характеризуются трансформацией таких базовых категорий социальной жизни как время и пространство, представляется особенно важным социологическое изучение жизненных стратегий студентов. Студенты, являясь наиболее активными представителями молодежи, занимают особенное положение в обществе, поскольку от них зависит будущее России. Они вовлечены в мировое информационное пространство и гибко реагируют на социальные изменения, которые происходят в различных сферах общественной жизни.
Наибольший интерес для социологии и социальной антропологии представляют жизненные стратегии студентов, которые являются внутренними образовательными мигрантами, поскольку, изучая данную социальная общность, можно наглядно наблюдать перемены, которые происходят в современном российском обществе на индивидуальном уровне. Значимость данной темы связана со снижением роли традиционных институтов социализации и модификацией ценностных ориентиров, а также тем, что внутренние образовательные мигранты, как наиболее легко адаптирующаяся часть молодежи, могут выступать в качестве показателя, помогающего представить будущие социальные процессы и тенденции в развитии российского общества. Выявить особенности этих перемен на индивидуальном уровне возможно при помощи изучения жизненных стратегий внутренних образовательных мигрантов с фокусировкой на темпоральности, как одной из базовых категорий человеческого бытия, подвергшейся, согласно мнению ряда ведущих социальных теоретиков существенным изменениям. При всех перечисленных выше аргументах, категория внутренних образовательных мигрантов является малоизученной в социологии, а собственно исследований темпоральности в жизненных стратегиях обозначенной социальной общности ранее не проводилось. Поэтому данная работа обладает не только общественной, но и непосредственно научной актуальностью.
Целью данного исследования является выявить темпоральность в жизненных стратегиях студентов в контексте образовательной мобильности.
В соответствии с целью поставленные следующие задачи:
• Концептуализировать понятие жизненных стратегий;
• Охарактеризовать контекст образовательной мобильности;
• Рассмотреть классические и современные концепции социального времени;
• Проанализировать субъектов социального времени;
• Определить темпоральность и связанные с данным понятием категории;
• Выявить темпоральность в жизненных стратегиях внутренних образовательных мигрантов;
• Описать темпоральность в жизненных стратегиях внутренних образовательных мигрантов.
Объект исследования: жизненные стратегии студентов.
Предмет: темпоральность в жизненных стратегиях студентов в контексте образовательной мобильности.
Гипотеза исследования: внутренние образовательные мигранты ориентированы на гедоническое настоящее т.е. получение удовольствия от жизни здесь и сейчас.
Положения, выносимые на защиту:
• Темпоральность содержится в основных компонентах жизненных стратегий внутренних образовательных мигрантов: субъективных представлениях о своем прошлом, настоящем и будущем; жизненных планах, выборах и ориентациях; самоидентификации и опыте мобильности.
• Внутренние образовательные мигранты являются субъектами социального времени, ориентированными в будущее, которые нацелены прежде всего на личную и профессиональную самореализацию.
Теоретико-методологическая база исследования. Основной данной работы стала концепцию «текучей модерности» З. Баумана в сочетании с интерпретативным подходом К. Гирца и теоретическим разработками М. Оже в области антропологии «ближней современности». По теме жизненных стратегий наибольший вклад внесли работы В.Н. Кашириной, Н.А. Хафизовой и О.В. Рудаковой. Раскрытию характера контекста образовательной мобильности основано на работах Л.Л. Рыбаковского, Д.Н. Митина. При рассмотрении теорий социального времени наибольшее влияние оказали соответствующие ей элементы «теории структурации» Э. Гидденса и «социологии социальных изменений» П. Штомпки. При определении субъектов социального времени наиболее существенными оказались идеи М.Ю. Резника. Определению понятия темпоральности и связанных с ним категорий послужили идеи немецкого историка Г. Люббе, а также их развитие у Н. А. Тельновой.
Методы и методика. Исследование выполнено в качественной методологии, что позволяет выявить субъективны смыслы, которыми руководствуются студенты в контексте образовательной мобильности; раскрыть значения, придаваемые настоящему, прошлому и будущему в жизненных стратегиях данных студентов. Для сбора данных использован биографический метод с опорой на гайд глубинного полуструктурированного интервью. Форма личной беседы лицом к лицу позволяет зафиксировать как сами ответы информантов, так и эмоциональные реакции на вопросы интервьюера и собственный нарратив.
Эмпирическую базу исследования составляют 20 глубинных полуструктурированных интервью со студентами высших учебных заведений Санкт-Петербурга, находящихся в ситуации образовательной мобильности.
Научная новизна работы заключается в изучении социального времени в жизненных стратегиях студентов, находящихся в ситуации образовательной мобильности, на индивидуальном уровне через концепт темпоральности посредством биографического метода. Наибольший интерес представляет темпоральность в жизненных стратегиях внутренних образовательных мигрантов, которая была выявлена и описана в данном исследовании.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в тексте данной работы представлены основания для изучения социального времени на индивидуальном уровне при помощи такого понятия как жизненные стратегии, содержащие в себе субъективные представления прошлом, настоящем и будущем; жизненные планах, выборы и ориентации; самоидентификацию и опыт мобильности.
Практическая значимость работы состоит, главным образом, в результатах эмпирического исследования, представляющих собой обработку качественных данных по теме темпоральности в жизненных стратегиях внутренних образовательных мигрантов. Результаты данного исследования могут быть использованы как источник методических категорий для других работ, выполняемых в качественной методологии, либо как основа для выработки эмпирических индикаторов при количественном исследовании темпоральности.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка литературы и трех приложений. Общий объем текста составляет 114 страниц. Список литературы содержит 75 наименований работ отечественных и зарубежных авторов на русском языке.

Данная работа посвящена изучению темпоральности в жизненных стратегиях студентов в контексте образовательной мобильности. Темпоральность понимается как взаимосвязь модусов времени – настоящего, прошлого и будущего. Жизненные стратегии определяются как выражение связи действующего субъекта с объектами, содержащее в себе представления о прошлом, настоящем и будущем; жизненные планы и ориентации; мобильности (само)идентификацию. Контекст образовательной мобильности позволяет наглядно рассмотреть формирование и развертывание жизненных стратегий студентов, прибывших в Санкт-Петербург с целью получения образования.
В работе представлены теоретико-методологические основания изучения темпоральности в жизненных стратегиях студентов в контексте образовательной мобильности. Также представлены результаты авторского исследования темпоральности в жизненных стратегиях внутренних образовательных мигрантов.
В первой главе дается определение жизненных стратегий и внутренний образовательных мигрантов, а также описывается сам контекст образовательной мобильности. Вторая глава данной работы содержит в себе анализ классических и современных концепций социального время, анализ ряда отечественных исследований, что позволило определить темпоральность и категории жизненных стратегий, в которых она проявляется. В третьей главе представлена методология и методика эмпирического исследования, а также его результаты, базу которого составляют 20 интервью со студентами 4 курса бакалавриата и 1-2 курсов магистратуры, прибывших в Санкт-Петербург с целью получения образования. Перейдем к основным выводам, полученным в данной работе.
Внутренние образовательные мигранты являются субъектами социального времени, ориентированными в будущее, которые нацелены прежде всего на личное и профессиональное развитие.
Жизненные планы таких студентов индивидуальны и связаны главным образом с личной и профессиональной самореализацией. Внутренние образовательные мигранты идентифицируют себя в будущем в соответствии со своими текущими жизненными целями и ориентациями. Жизненные планы формулируются в общем виде и служат скорее направлением, чем конкретной целью, которую планируется достичь за обозначенный срок. Планы на жизнь и планы на окончание университета у студентов во многом совпадают.
Вместе с тем планирование для большинства внутренних образовательных мигрантов занятие привычное, в процессе которого они охватывают настоящее, свою длящуюся повседневность, наполненную учебной и профессиональной деятельностью. Самоидентификация в будущем в основном соответствует жизненным планам и устремлениям. В жизненных планах не наблюдается строгой последовательности и жесткости в соотнесении с календарным временем, что явно отличает планы на жизнь от планирования времени. Выводы, указанные выше, опровергают рабочую гипотезу о том, что внутренние образовательные мигранты ориентированы на гедонистическое настоящее т.е. получение удовольствия от жизни здесь и сейчас.
Все информанты сталкивались ситуациями, когда не получалось осуществить планы. Среди основных причин, которые мешают добиться желаемого на первое место выходят внутренние: лень и прокрастинация. В прочем, некоторые информанты отмечают также упомянутые внутренние факторы в сочетании внешними. Таким образом, можно утверждать, что внутренние образовательные мигранты в основном принимают ответственность за свои планы на себя, а не перекладывают их на внешние обстоятельства.
Возможной причиной отказа от жесткого долгосрочного планирования при является связанный с ним негативный опыт. Некоторые информанты пытались построить четкий жизненный план и ему следовать, но выполнить его в той или иной степени не получалось по разнообразным причинам. Такой негативный опыт приводил к сильному стрессу, а он, в свою очередь, толкал к переосмыслению планирования и сжатию его сроков. Стоит отметить, что попытки спланировать свою жизнь относились преимущественно к подростковому возрасту, времени обучения в старших классах. Можно предположить, что долгосрочное планирование трансформируется в перспективные ориентации на будущие. В прочем, сочетание краткосрочного планирования с общими планами на будущее, обнаруженное по результатам исследования, требует дальнейшей изучения.
Внутренние образовательные мигранты воспринимают свое прошлое как свершившийся факт. Они относятся к нему двояко: либо положительно-нейтрально и не желают в нем ничего менять, либо нейтрально и предпочли бы изменить какой-то отдельный элемент.
Прошлое в жизни информантов выполняет значимую роль источника жизненного опыта, своеобразного ресурса, который они используют либо могут использовать как в настоящем, так и в будущем.
Для большинства внутренних образовательных мигрантов в главными в жизни являются индивидуальные ценности: самореализация, личный рост, стремление к знаниям и умениям и др. К значимым другим прежде всего относят членов семьи или семью в целом, реже – партнеров и друзей. Студенты ценят в людях такие качества как искренность, честность, открытость и доброту. Стоит отметить, что одна девушка (Информант №10) главным в жизни назвала здоровье и счастье близких. В ряде других вопросов она также последовательно демонстрировала ориентацию на значимых других. Остальных информанты можно характеризовать индивидуалистами, которые сосредоточены на самих себе и своем развитии и самореализации. Картины времени внутренних образовательных также являются индивидуальными, что показали вопросы, касающиеся трех модусов времени в связи с элементами различных жизненных стратегий. Вопросы о восприятии времени как таковом это подтверждают.
При этом движении времени, согласно мнению опрошенных, характеризуется как изменчивое, ему свойственно замедлятся и ускоряться. Основными факторами, детерминирующими восприятие движения времени, являются качественное содержание времени (события, дела) и субъективная оценка конкретного содержания.
Среди наиболее значимых событий внутренние образовательные мигранты выделяют переезд в Санкт-Петербург и некоторые личные события своей биографии, которые связаны с профессией, образованием и значимыми другими. Переезд повлек за собой ряд внутренних и внешних изменений в жизни каждого из участников исследования.
Такие ответы приводят к предположению, что мигрант в прошлом вероятно и мигрант и в будущем. Опыт успешного переезда (как отмечалось выше оценки положительные и нейтрально-положительные), ведет к размышлениям о дальнейшем переезде. Важно заметить, что срок возможного отбытия не определен, а само устремление пока является гипотетическим. Нельзя утверждать с определенностью как информанты поступят на практике. Более четкие представления о миграции в будущем есть у тех, кто уже имеет реальные перспективы переехать, которые связаны с трудовой деятельность.
Большинство информантов легко отвечало на вопросы о переезде за границу и готово рассматривать вариант постоянной жизни при наличии перспектив или внешних факторов риска, касающихся личного благополучия, комфорта, безопасности.
Общей является готовность всех информантов к возможному переезду в связи с развитием в личной и профессиональных сферах, поиском нового опыта. Некоторые готовы сменить город или даже страну, другие предпочли бы вернуться в Санкт-Петербург. Вариант отправиться жить на малую родину и остаться там информанты не высказывали. Тема перемещений явно показывает восприятие будущего как вариативного, а не определённого заранее. В таком случае жизненные планы и ориентиры, самоидентификация служат своеобразным компасом или инструментом отбора желанных вариантов.
Подводя итоги написанному выше, можно утверждать, что цель исследования успешно реализована – выявлена и описана темпоральность в жизненных стратегиях студентов в контексте образовательной мобильности.
Взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего в жизненных стратегиях внутренних образовательных мигрантов проявляется в комплексе представлений о самих себе и своем положении в пространстве и времени. Темпоральность пронизывает основные компоненты их жизненных стратегий: жизненные выборы, планы и ориентации, самоидентификацию, сам опыт мобильности.
В заключение стоит отметить, что проведенное исследование поставило, как минимум, два новых вопроса. Первый касается причин такого явления как сочетание структурированного планирования времени на краткий срок с общими, фактически размытыми планами на будущее у студентов в контексте образовательной мобильности. Второй, более общий, затрагивает взаимосвязь восприятия движения времени в зависимости от пребывания в пространствах различных городов. Данные вопросы позволят углубить и расширить исследования, касающиеся проблематики темпоральности.

Список литературы
• Акулич М.М. Пить В.В. Жизненные стратегии современной молодежи / М.М. Акулич В.В. Пить // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2011. – №. 8. – С. 34-43
• Алексеева Е.Н. Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций / Е.Н. Алексеева // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2012. – №4. – С. 113-136
• Амбарова П.А. Понятие и типология темпоральных стратегий поведения социальных общностей / П.А. Амбарова // Известия УрФУ. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2014. – № 1. – С. 123-139.
• Амбарова П.А. Зборовский Г.Е. Темпоральные стратегии поведения социальных общностей как социологическая проблема / П.А. Амбарова Г.Е. Зборовский // Социологические исследования. – 2015. – №5. – С. 61-71
• Артемов В.А. Новохацкая О.В. “Прикладные” аспекты времени в социологических исследованиях / В.А. Артемов О.В. Новохацкая // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 9. Ч. 2
• Бабаян И.В. Социальное время: проблема и подходы / И.В. Бабаян // Известия Саратовского университета. Серия: Социология. Политология. – 2011. – №2. – С. 45-48
• Багдасарьян Н.Г. Король М.П. Социальное время современной России: многомерность или “калейдоскоп разорванных фрагментов” / Н.Г. Багдасарьян М.П. Король // Социальная политика и социология. – 2016.Т. 15. – № 3. – С. 166-175.
• Бауман З. Текучая современность / З. Бауман. – СПб.: ПИТЕР. 2008. – 240с.
• Бауман З. Текучая модерность: взгляд из 2011 года [электронный ресурс] / Полит.ру, 1998-2019. Режим доступа URL: https://polit.ru/article/2011/05/06/bauman (Дата обращения 17.05.19)
• Бекурина Ю.С. Культурно-временной подход в изучении жизненных стратегий современной российской молодежи / Ю.С. Бекурина // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. – 2018. – №4 (200). – С. 5-9.
• Бекурина Ю.С. Философский анализ жизненных стратегий российской молодежи / Ю.С. Бекурина // «Общество: философия, история, культура». – 2019. – №2.
• Васильева Д.А. Время в контексте социокультурных изменений / Д.А. Васильева // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. – 2015. – №1. – С.176-181.
• Веселкова Н.В. Социология времени и Жорж Гурвич / Н.В. Веселкова // Рубеж (Альманах социальных исследований). – 2003. – №18. – С. 50-64
• Гераклит Эфесский: все наследие: на языках оригинала и в рус.пер.: крат. изд. / подгот. С.Н.Муравьев. – М.: ООО «Ад Маргинем Пресс». – 2012. – 414 с.
• Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации / Э. Гидденс – М.: Академический проект, 2005. – 528 с.
• Гидденс Э. Последствия современности. Пер. с англ. Г. К. Ольховикова; Д. А. Кибальчича; вступ. статья Т. А. Дмитриева. М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. – 352 c.
• Гирц К. Интерпретация культур / К. Гирц – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭЭН), 2004. – 560 с.
• Головаха Е.И. Магун В.С. Теоретические и методические проблемы исследования / Е.И. Головаха В.С. Магун // Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи / под ред. В.Л. Оссовского. – Киев: Наукова думка, 1987. – С. 276-282.
• Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха – Киев: Наукова думка, 1988. – 144 с.
• Горбунов В.Е. Социология времени: теоретико-методологические аспекты анализа: автореф. дис. канд. соц. наук: 22.00.01 / В.Е. Горбунов – Саратов. 2000. – 19 с.
• Дудник О.В. Жизненные стратегии как инструмент для анализа трансформирующегося общества / О.В. Дудник // Вестник РУДН. Серия Социология. – 2007. – №4. – С. 45-53
• Дудник О. В. Жизненные стратегии северян в условиях трансформации российского общества: автореф. дис. канд. соц. наук: 22.00.04 / О. В. Дудник. – М.: Институт социологии РАН. – 2002. – 24 с.
• Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях / В.Ф. Журавлев // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). – 1994. – Том 0. – №3-4. – С. 34-43.
• Зборовский Г.Е. Социальная общность как субъект социального времени / Г.Е. Зборовский // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2015. – №3(36) – С. 147-153
• Зборовский Г.Е. Теория социальной общности: монография / Г.Е. Зборовский // Екатеринбург: Гуманитарный университет. – 2009. – С. 109-110
• Зборовский Г.Е. Амбарова П.А. Будущее образовательных общностей: временная перспектива в условиях социальной неопределенности / Г.Е. Зборовский П.А. Амбарова // Социологические исследования. – 2016. – № 10. – С. 3-13
• Зборовский Г.Е. Амбарова П.А. Управление темпоральными стратегиями поведения профессиональных общностей: проблемы и возможности / Г.Е. Зборовский П.А. Амбарова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2014. – №5. – С. 15-21
• Каширин В.И. Каширина О.В. Формирование нового типа мышления молодежи, устремленной в будущее / В.И. Каширин О.В. Каширина // Наука. Инновации. Технологии. – 2010. – №71. – С. 136-142.
• Каширина О.В. Формирование нового типа мышления молодежи в контексте культуры времени / О.В. Каширина // Материалы VI Российского философского конгресса «Философия в современном мире: диалог мировоззрений». – Нижний Новгород, 2012. – С. 178-179.
• Ковалев Е.М. Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых исследованиях. / Е.М. Ковалев И.Е. Штейнберг – М.: Логос, 1999. – 384 с.
• Кормакова В.Н. Жизненные стратегии в системе профессионального самоопределения личности / В.Н. Кормакова // Наука. Искусство. Культура. – 2016. – №1(9). – С. 154-161
• Легостаева Н. И. Жизненные стратегии” дневной” и” ночной” молодежи Санкт-Петербурга / Н.И. Легостаева // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2013. – №.2(114) – С. 92-97
• Легостаева Н.И. Структура жизненных стратегий современного российского студенчества: автореф. дис. канд. соц. наук: 22.00.04 / Н.И. Легостоева – Санкт-Петербруг, 2012. – 186 с.
• Люббе Г. Историческая идентичность / Г. Люббе // Вопросы философии. – 1994. – №4. – С. 108-113.
• . Магун В.С. О взаимосвязях готовности человека к собственным усилиям и ожидаемой им помощью / В.С. Магун // Психологический журнал. – 1991. – №6.
• Магун В.С. Революция притязаний и изменения жизненных стратегий молодежи: 1985–1995 годы / В.С. Магун // Социологический журнал. – 1996. – № 3/4. – С. 29–48.
• Магун В.С. Энтовагов М.С. Структура и межпоколенная динамика жизненных притязаний молодежи и стратегий их рессурсного обеспечения: 1985-2001 гг. / В.С. Магун М.С. Энтовагов // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. – 2004. – №4.
• Митин Д.Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения / Д.Н. Митин //Вестник РУДН. – 2010. – №3. – С. 123-133.
• Муздыбаев К. Жизненные стратегии современной молодежи: межпоколенческий анализ / К. Муздыбаев //Журнал социологии и социальной антропологии. – 2004. – Т. 7. – №. 1. – С. 175-189
• Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе / Н.Ф. Наумова // Социологический журнал. – 1995. – № 2. – С. 5-22. 
• Немировская А.В. Структура и динамика жизненных ориентаций населения в контексте реформирования российского общества / А.В. Немировская // Вестник Красноярского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. Красноярск. – 2005. – №6. – С. 86-89.
• Осипова Л.Б., Энвери Л.А. Жизненные стратегии современной молодежи /Л.Б. Осипова, Л.А. Энвери // Вестник ВятГУ. – 2012. – С.106-109.
• Осипова Л.Б., Энвери Л.А. Жизненные стратегии молодежи: опыт социологического исследования / Л.Б. Осипова, Л.А. Энвери // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2016. – №4(46). – С.108-129.
• Оже М. Не-места. Введение в антропологию гипермодерна / М. Оже – «НЛО», 1992 – (Studia Urbanica) – 55c.
• Путилова Е.Г. Эволюция биографического метода: особенности проведения online интервью / Е.Г. Путилова // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – №2. – С.22-26.
• Рубцова Е.П. «Жизненные стратегии» молодежи: проблемы определения в социологическом дискурсе / Е.П. Рубцова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2010. – №1. – С. 86-90.
• Рыбаковский Л.Л. К уточнению понятия «миграция населения» / Л.Л. Рыбаковский // Социологические исследования. – 2016. – №12. – С. 78-83
• Рудакова О.В. Жизненные стратегии современного российского студенчества: автореф. дис. канд. соц. наук: 22.00.04 / О.В. Рудакова – М.: РГСУ. – 2004. – 23 с.
• Резник Т.Е. Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности / Т.Е. Резник Ю.М. Резник // Социологические исследования. – 1995. – №. 12. – С. 100-105
• Резник Ю.М. Человек как субъект социального времени: проблема типологии / Ю.М. Резник // Вестник Нижегородского университета им Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2012. – №3(27). – С. 144-150.
• Резник Ю.М. Человек как творец собственного времени (памяти П.К. Гречко) / Ю.М. Резник // ЛКО. – 2016. – Т. 18. – Вып. 1-2 (№№ 89-90). – С. 253-263.
• Саганенко Г.И. Социальное время как значимый фактор эмпирической социологии / Г.И. Саганенко // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2002. – №4. – С. 129-136.
• Самофалова Е.И. Особенности изучения образовательной миграции в работах зарубежных авторов / Е.И. Самофалова // Вестник Томского государственного университетата. Философия. Социология. Политология. – 2015. – №1 (29). С. 104-119.
• Семенова В.В. Социальная динамика поколений / В.В. Семенова – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2009. – 271 с.
• Сохань Л.В. Искусство жизнетворчества. Предназначение. Жизнетворчество. Судьба: Социологические очерки, социально-психологические эссе, интервью, глоссарий. / Л.В. Сохань – Киев: Издательским Дом Дмитрия Бураго, 2010. – 576 с.
• Страусс А. Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. / А. Страусс Дж. Корбин – М.: Эдиториал УРСС. 2001. – 256 с.
• Тельнова Н.А. Онтологические и гносеологические основания социальной идентичности/ Н.А. Тельнова // Logos et Praxis. – 2012. – №1. – С. 33-38.
• Тишков В.А. Бараш Р.Э. Степанов В.В. Идентичность и жизненные стратегии студенчества в России / В.А. Тишков Р.Э. Бараш В.В. Степанов // Социологические исследования. – 2017. – № 8. – С. 81-87
• Трегубова Н.Д. Стариков В.С. Образовательная миграция и этносоциальные конфликты в вузах России, Украины и США / Н.Д. Трегубова В.С. Стариков // Мониторинг. – 2017. – №1. – С.121-139
• Уваров Е.А. Влияние осмысленности жизни на выстраивание временной перспективы современной молодежью / Е.А. Уваров // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. – 2017. – №1 (9). – С. 66-74
• Улановский А.М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы / А.М. Улановский // Психологический журнал. – 2009. – №2. – С. 18-28.
• Урри Дж. Социология за пределами общества. Виды мобильностей для XXI столетия / Дж. Урри – М.: Изд. дом «ВШЭ», 2012. – 336 с.
• Фомичёв П.Н. Современные социологические теории социального времени: науч.-аналит. обзор. –М.: ИНИОН РАН, 1993. – 46 с.
• Хафизова Н.А. Антропология воли и гендерные жизненные стратегии / Н.А. Хафизова // Культура и искусство. – 2016. – №4(34). – C. 430
• Цылев В.Р. Особенности жизненных стратегий жителей поселков Кольского Севера / В.Р. Цылев // Проблемы развития территории. – 2015. – №4(78). – С. 113-127
• Шмерлина И.А. Свободное время — навязанное пространство жизни? / И.А. Шмерлина // Социальная реальность. – 2007. – № 8. – С. 5-31
• Штомпель Л.А. Индивидуализация времени / Л.А. Штомпель // Хронос и темпус (Природное и социальное время: философский, теоретический и практический аспекты): сб. науч. тр. / под ред. В.С. Чуракова. Серия «Библиотека времени». Выпуск 6. – Новочеркасск: НОК. 2009. – 356 с.
• Штомпка П. Социология социальных изменений. / П. Штомпка Пер. с англ. – М. 1996. – 416 с.
• Шубрт И. Идея времени как социальной категории Э. Дюркгейма: взгляд на одну теоретическую загадку / И. Шубрт // Социологические исследования. – 2016. – № 8. – С. 98-106.
• . Шубрт И. Концепция социального времени в социологии – перспективный подход или теоретический тупик? / И. Шубрт // Социологические исследования. – 2015. – № 4. – С. 3-11.
• Ядов В.А. Стратегии и методы качественного анализа данных / В.А. Ядов // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). – 1991. – Том 0. – №1. – С.14-31
• Ярская-Смирнова В.Н. Калайджан А.А. Социальное время в контексте исследования молодежи российского провинциального города / В.Н. Ярская-Смирнова А.А. Калайджян // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. – 2016. – Т. 22, № 4 (156). – С. 196-202.
• Исследование РБК и ВШЭ: сколько зарабатывают и тратят петербургские вузы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/spb_sz/02/11/2017/59fafff49a794706a3592555 . – (Дата обращения: 28.03.2019)
• Карданова: Санкт-Петербург стал лидером образовательной миграции в РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://na.ria.ru/20150127/1044484728.html . – (Дата обращения: 28.03.2019).
• Официальный сайт администраии Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_science/statistic . – (Дата обращения: 28.03.2019)

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Социальные факторы стабильности китайского общества
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Экономика одиночества в Китае и России: социологический анализ
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Формирование финансовой культуры домохозяйств в России и Китае
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет