Типологическая трансформация научно-популярного журнала (середина XX – начало XXI вв.)
Актуальность работы. Среди печатной периодики функцию научной популяризации традиционно прежде всего выполняли журналы. Однако современная аудитория СМИ активно перемещается в онлайн, и печатные издания не выдерживают конкуренции с электронными медиа. Более того, государственная поддержка научно-популярных журналов носит бессистемный характер, а выход на самоокупаемость за счет рекламы с трудом реализуется на практике. В данных условиях существует необходимость в создании эффективно функционирующей бизнес-модели и разработке типологической модели журнала, которая будет ориентирована на широкую аудиторию и пользоваться у нее успехом. Степень разработанности проблемы. Универсальный тип научно-популярного журнала не был прежде самостоятельным объектом изучения исследователей, хотя благодаря своей широкой тематической модели имеет практическое преимущество: дает возможность издателям расширить целевую аудиторию и выйти на массового читателя. Исследование советского опыта и современных особенностей развития универсального типа научно-популярного журнала составляет новизну исследования. Объектом исследования являются универсальные научно-популярные журналы «Знание–сила», «Машины и механизмы», «Кот Шрёдингера». Предметом — типологическая модель универсальных научно-популярных журналов. Цель исследования — представить типологический анализ развития моделей научно-популярных изданий универсального типа. Задачи исследования: 1. Рассмотреть эволюцию универсального типа научно-популярного журнала. 2. Провести анализ типологических моделей универсальных научно-популярных журналов «Знание–сила», «Машины и механизмы», «Кот Шредингера». 3. Изучить трансформацию образа ученого как героя научно-популярного издания. 4. Определить основные черты содержательной и композиционно-графической моделей современного научно-популярного журнала универсального типа. Эмпирическую базу исследования составили универсальные научно-популярные журналы «Знание – сила», «Машины и механизмы» и «Кот Шрёдингера». Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения, которые включают экспертные интервью с редакторами СМИ. В результате исследования удалось выявить факторы, которые определили типологическую трансформацию: 1. Изменилась роль издателя в качестве типоформирующего признака. Идеологическое влияние сменилось экономическим: выпуск издания затруднен без финансовой поддержки, так как рекламный сегмент научно-популярных изданий окончательно не оформлен. 2. Развлекательная функция занимает важное положение в целевом назначении современных журналов. Однако типологическая модель журнала «Кот Шрёдингера» показывает, что рекреативный компонент не имеет самостоятельной ценности без образовательной составляющей. Edutainment — один из элементов концепций современных изданий. 3. Роль популяризаторов науки преимущественно выполняют не ученые, а представители медиасферы, которые с опорой на знание целевой аудитории «упаковывают» научное знание в интерактивные, визуальные форматы. Однако в современных изданиях наметилась и другая тенденция: ученые выполняют не только роль экспертов, но и становятся авторами научно-популярных материалов. 4. Изменился образ ученого на страницах научно-популярных журналов. Авторы советских изданий стремились создать идеализированный портрет ученого. В период перестройки данный образ стал более живым, показаны перипетии личной жизни научного сотрудника. В современных журналах появились два подхода: повествование об ученом как о неординарной личности; рассказ с опорой на «эффект зеркала», благодаря которому читатель видит в ученом такого же человека как и он сам, пытается понять его научную и жизненную историю. 5. Поменялась роль иллюстрирующего материала, который становится самостоятельной содержательной единицей, на страницах журналов все больше появляются креолизованные тексты.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Эволюция научно-популярного журнала……………………………11
§1. Типологические особенности научно-популярного журнала………11
1.1. Типологический метод в исследовании журнальной периодики..12
1.2. Универсальная типологическая модель научно-популярного журнала……………………………………………………………………………………………..19
§2. Научно-популярный журнал: становление и трансформации…….21
2.1 Первые научно-популярные издания………………………………23
2.2 Журналы середины XX — начала XXI в…………………..………31
Глава II. Особенности содержания и композиционно-графической
модели универсального научно-популярного журнала………………….44
§1. Журнал «Знание–сила»………………………………………………45
§2. Журнал «Машины и механизмы»……………………………………67
§3. Журнал «Кот Шрёдингера»………………………………………….84
§4. Трансформация модели универсального научно-популярного журнала…………………………………………………………………….100
Глава III. Ученый как герой научно-популярного текста во второй половине XX — начала XXI в……………………………………………106
Заключение…………………………………………………………………133
Список литературы…………………………………………………………136
Приложения…………………………………………………………………147
Актуальность работы. Среди печатной периодики научно-популярную миссию традиционно выполняли журналы. Однако современная аудитория СМИ активно перемещается в онлайн, и печатные издания не выдерживают конкуренции с электронными медиа. Более того, вопрос финансирования перед научно-популярными журналами стоит особенно остро, так как государственная поддержка бессистемна, а выход на самоокупаемость за счет рекламы с трудом реализуется на практике.
В данных условиях, с одной стороны, существует необходимость в создании функционирующей бизнес-модели или поиске финансовой опоры, с другой стороны, важно проработать содержательные и графические элементы типологической модели, которая будет ориентирована на широкую аудиторию и пользоваться у нее успехом.
Степень разработанности проблемы. Типологическому анализу научно-популярных журналов исследовательская практика посвящена в недостаточной степени. Большинство научных трудов обращено к советской журнальной периодике. Например, работы А. Г. Бочарова, Э. А. Лазаревич, В. А. Панкова, М. И. Хаскиной. Особо отметим методику типологического анализа А. И. Акопова, которую он применил в изучении специальных советских научно-популярных изданий. К постсоветскому этапу развития научно-популярных журналов одна из первых обратилась В. А. Парафонова, которая, в частности, исследовала СМИ естественно-научной и технической тематики.
Универсальный тип научно-популярного журнала не был прежде самостоятельным объектом изучения исследователей, хотя благодаря своей широкой тематической модели имеет практическое преимущество в издательской практике: дает возможность расширить целевую аудиторию и выйти на массового читателя. Мы провели исследование советского опыта и современных особенностей развития универсального типа научно-популярного журнала, что составляет новизну нашего исследования.
Объектом исследования являются универсальные научно-популярные журналы «Знание–сила», «Машины и механизмы», «Кот Шрёдингера». Предметом — типологическая модель универсальных научно-популярных журналов.
Цель исследования — представить типологический анализ развития моделей универсального типа научно-популярных изданий.
Задачи исследования:
Рассмотреть эволюцию универсального типа научно-популярного журнала.
Провести анализ типологических моделей универсальных научно-популярных журналов «Знание–сила», «Машины и механизмы», «Кот Шредингера».
Изучить трансформацию образа ученого как героя научно-популярного издания.
Определить основные черты содержательной и композиционно-графической моделей современного универсального типа научно-популярного журнала.
Гипотеза исследования: трансформация типа универсального научно-популярного журнала связана с изменением социально-политического контекста, с новыми экономическими условиями существования СМИ и зависимостью от задач издателя, с расширением целевой аудитории, что отражается на универсализации контента и увеличением элементов тематической структуры, а также с усилением рекреативной функции изданий, ориентиром на интерактивные форматы подачи информации и максимальную визуализацию материалов.
Историография вопроса. Научно-популярная периодика в качестве объекта изучения впервые была рассмотрена в монографиях Э. А. Лазаревич, которые были посвящены дореволюционной и советской истории развития научной популяриз. Исследователь сформулировала принципы популярного изложения научных фактов и рассмотрела вариации функционального назначения журнала в зависимости от смены социально-политического строя и целей его учредителя.
Э. А. Лазаревич также изучала типологические характеристики научно-популярных журналов. В частности, она проанализировала принцип деления аудитории по возрастному признаку, тематическим предпочтениям и уровню образования, а также проследила взаимосвязь типа журнала и его дизайна.
М. И. Хаскина посвятила свою диссертационную работу советским научно-популярным журналам, в частности, рассмотрела особенности их структуры и жанровой специф. Российская научно-популярная журнальная периодика стала объектом научного интереса В. А. Парафоновой. Она провела типологическое исследование журналов, которые выходили в период 1992 — 2008 годов. В эмпирическую базу В. А. Парафонова включила издания, созданные в 1990-е годы, например «Атом» и «Техника и вооружение», а также журналы с советской историей «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Земля и Вселенная».
Отметим, что анализ контента был проведен по предложенной новой комбинированной типологической схеме. В. А. Парафонова вслед за Э. А. Лазаревич и В. А. Панковым обращает внимание на такой типоформирующий признак как характер информации, который предполагает деление научно-популярных журналов на универсальные и специальные. Исследователь дает определение универсальному типу научно-популярного журнала, что важно для теоретической основы нашего исследования.
Также В. А. Парафонова анализирует категорию авторов, тематические и жанровые особенности, и подчеркивает, что в сопоставлении с советскими российские научно-популярные журналы в меньшей степени публикуют материалы в художественно-публицистических жанрах, а авторами текстов преимущественно становятся специалисты медиасферы, а не научные сотрудники.
Важным для нашей работы является исследование новых субъектов популяризации Н. В. Дивеевой, которая описала характерные черты развития современных научно-популярных СМИ, сформированные под воздействием информационных технологий и рыночной экономики. Она представила современную типологию форм популяризации, отметила значимость рекреативной функции в сегменте научно-популярных медиа, что определило трансформацию традиционных форм популяризации, а значит, и типа универсального научно-популярного журнала.
Обратимся к анализу состояния современной научной журналистики М. Е. Аникиной, которая, в частности, акцентирует внимание на потенциале персонифицированного дискурса научной популяризации — данный вопрос прежде не был представлен в научных работах и включен в задачи нашего исследования.
Эмпирическую базу исследования составили универсальные научно-популярные журналы «Знание – сила», «Машины и механизмы» и «Кот Шрёдингера».
«Знание – сила» — советский научно-популярный журнал с продолжительной историей (1926 год основания), особая популярность которого пришлась на 1970–1980-е годы (тираж доходил до 700 тысяч экземпляров). Выбор издания в качестве исследуемого объекта обусловлен тем, что его эволюция связана с универсализацией контента и расширением целевой аудитории, то есть становлением универсального типа научно-популярного журнала.
«Машины и механизмы» и «Кот Шрёдингера» были созданы в новых российских экономических условиях. Исследование данных изданий позволит выделить современные тенденции развития универсального типа научно-популярного журнала.
Методологическая основа исследования. В работе использован историко-типологический подход, который позволяет рассмотреть трансформацию универсального типа научно-популярного издания. Типологический анализ проведен на основе методики исследователя А. И. Акопова. При анализе типологических моделей журналов используются описательный и сравнительно-исторический методы, контент-анализ и экспертные интервью.
Теоретическая база исследования. Ключевыми для работы являются типологические исследования печатных средств массовой информации В. В. Тулупова, М. В. Шкондина, М. И. Шостак, Я. Н. Засурского, и конкретно научно-популярных изданий А. И. Акопова
и В. А. Парафоновой.
Мы также опирались на труды Р. Н. Абрамова и А. А. Кожанова, А. В. Ваганова, М. Е. Аникиной, в которых осмысляется исторический опыт и современные тенденции научной популяризации, обратились к учебным пособиям по истории журналистики Д. Л. Стровского и Р. П. Овсепяна.
Отметим работы, посвященные специфике мирового журнального рынка: Д. Макке, Д. Морриш, — а также исследования М. Ф. Реброва, И. И. Никифорова, К. Е. Левитина, которые отразили специфику советской и российской научно-популярной журналистики.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении типологических особенностей универсального типа научно-популярного журнала и сформулированных результатах его трансформации в период середины XX — начала XXI веков. В работе также изложены итоги анализа образа ученого, который изменялся на страницах научно-популярных журналов в указанный выше временной период.
Исследование имеет и практическую ценность. Представленный типологический анализ научно-популярных журналов позволит редакциям пересмотреть систему своих творческих и бизнес-процессов, концептуальную состоятельность изданий, увидеть слабые стороны их содержательной и композиционно-графической моделей и новые ориентиры развития.
Промежуточные результаты данной работы были опубликованы в сборниках статей международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» за 2017 и 2018 годы.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.
Первая глава носит теоретико-исторический характер. В ней представлены метод и методики исследования, рассмотрены исторические особенности развития научно-популярного журнала, политический, социально-экономический контекст развития универсального научно-популярного издания во второй половине XX в. и влияние новой рыночной экономики и информационных технологий на трансформацию его типа в начале XXI в.
Во второй главе представлен анализ типологических моделей выбранных для исследования изданий «Знание–сила», «ММ», «Кот Шрёдингера». Таким образом, в работе рассмотрено развитие типологической модели каждого издания и определены общие тенденции трансформации типа универсального российского научно-популярного журнала.
В третьей главе анализируется, как изменился образ ученого в научно-популярном тексте во второй половине XX — начале XXI веков.
Новые медиа с обилием их клиповых, интерактивных форматов завоевали внимание массовой аудитории, в особенности молодежной. Тем не менее, журналы как традиционная форма популяризации науки несмотря на многочисленные технические преимущества онлайн-форматов сохраняет эстетическую функцию и специфику восприятия визуального контента. Более того, периодические издания используют возможности онлайн-медиа в качестве маркетингового инструмента и коммуникационного канала с аудиторией.
В рамках работы мы рассмотрели эволюцию универсального типа научно-популярного журнала, что позволило увидеть преемственность элементов его содержательной и композиционно-графической моделей, а также выделить ключевые черты современных изданий. Мы изучили три модели универсального типа научно-популярных журналов «Знание–сила», «ММ» и «Кот Шрёдингера», что дало возможность обозначить факторы, которые определили типологическую трансформацию.
Роль издателя в качестве типоформирующего признака изменилась.
Идеологическое влияние сменилось экономическим: выпуск издания затруднен без финансовой поддержки, так как рекламный сегмент научно-популярных изданий окончательно не оформлен.
Развлекательная функция занимает важное положение в целевом назначении современных научно-популярных журналов. Данный пункт гипотезы нашего исследования отчасти подтвердился, так как типологическая модель журнала «Кот Шрёдингера» показывает, что рекреативный компонент не имеет самостоятельной ценности без образовательной составляющей. Edutainment — один из элементов концепций современных изданий.
Роль популяризаторов науки преимущественно выполняют не ученые, а представители медиасферы, которые с опорой на знание целевой аудитории «упаковывают» научное знание в интерактивные, визуальные форматы. Однако в современных изданиях наметилась и другая тенденция: ученые выполняют не только роль экспертов, но и наравне с журналистами становятся авторами научно-популярных материалов.
Изменился образ ученого на страницах научно-популярных журналов. Авторы советских научно-популярных изданий стремились создать идеализированный портрет ученого. В период перестройки данный образ стал более живым, показаны перипетии личной жизни научного сотрудника. В современных журналах появились два подхода: повествование об ученом как о неординарной личности с нетривиальными жизненным историями; рассказ с опорой на «эффект зеркала», благодаря которому читатель видит в ученом такого же человека как и он сам, пытается понять его, вникнуть в научную и жизненную историю.
Изменилась роль иллюстрирующего материала, он становится самостоятельной содержательной единицей, все больше на страницах журналов появляются креолизованные тексты.
На наш взгляд, задача современного научно-популярного медиапродукта не только рассказать о научном открытии, но и привлечь аудиторию в процесс формирования знания. Сочетание научной глубины и доступности повествования, разнообразие визуального контента и интерактивная подача — те принципы, на которых должно строится повествование в научно-популярном журнале.
Четкое видение своей миссии, ее обоснование и репрезентация аудитории лежат в основе оригинальной концепции и позволяют изданию выделиться среди своих конкурентов, обрести своего читателя. Персонифицированный персонаж Кота, познающего науку и людей, журнала «Кот Шрёдингера»; поиск закономерности, механизма в окружающих явлениях коллективом авторов «Машины и механизмы» — показательные модели поиска нестандартного подхода к целевому назначению журнала.
Развитие и усложнение научного знания требуют от научно-популярных изданий больших усилий в доступном преподнесении информации и в структурировании контента. Важно и понимание специфики аудитории, к которой обращается научно-популярный журнал: активная вовлеченность в онлайн-площадки, клиповость сознания, первоочередный интерес к визуальному контенту. Поэтому работа над композиционно-графической моделью становится в данном контексте одним из ключевых. Разнообразие иллюстраций, оригинальная и узнаваемая композиционно-графическая модель, выработка собственного единообразного стиля должны учитываться при создании современного научно-популярного журнала.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!