Трансформация городского общественного пространства в постсоветский период (на материалах Центрального района Санкт-Петербурга)

Дильдина Валерия Павловна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Проблематика общественных пространств в области городских исследований стала популярна недавно ввиду молодости российской урбанистики как науки. Постепенно общественные пространства перестают восприниматься исследователями исключительно как объекты, которые должны соответствовать различным нормативам. Сегодня они трактуются через призму социальных процессов, которые могут запускать, а также с точки зрения удовлетворения потребностей сообществ, проживающих на территории. Общественные пространства – это контекст социальной коммуникации и открытого публичного действия, условие формирования гражданского демократического общества. Ввиду этого, изучение и развитие общественных пространств очень важно, так как они (пространства) являются частью большой городской системы, которая позволяет ей слаженно функционировать.
В работе раскрывается содержание основных понятий, связанных с темой исследования, таких как «трансформация» и «общественное пространство» (ОП), рассматриваются основные подходы к изучению общественных пространств. На основе классификации выделены 3 группы ОП: социально-событийные, культурно-досуговые и зеленые рекреационные, автору удалось проследить пространственно-временные изменения объектов в Центральном районе Санкт-Петербурга, отдельно были рассмотрены общественные пространства, появившиеся после распада СССР, а объекты, появившиеся до распада СССР, были описаны с точки зрения изменений, произошедших с ними в постсоветский период. Парсинг данных с веб-сайта 2GIS позволил визуализировать их в виде картографического материала и графиков.
В третьей главе были выбраны критерии оценивания качества ОП, в которые вошли три основные категории: безопасность, комфорт, историческая значимость и 12 подкритериев. Согласно им, была произведена оценка объектов по 5-балльной шкале. В дополнение был произведен анализ популярности объектов с помощью отметок геолокации в социальной сети Инстаграм. Результатом исследования явилась классификация общественных пространств Центрального района Санкт-Петербурга по уровню качества.

Введение 5
ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО
ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА
1.1. Концепции городского общественного пространства
в научной литературе 8
1.2. Трансформация городского ландшафта
в России в XX – начале XXI вв. 15
1.3. Характеристика территории исследования – Центрального района Санкт-
Петербурга 22
1.4. Критерии оценки качества общественных пространств 29
ГЛАВА 2. ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ВРЕМЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В ЦЕНТРАЛЬНОМ РАЙОНЕ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
2.1 . Социально-событийные общественные пространства 34
2.2. Культурно-досуговые общественные пространства 41
2.3. Зеленые рекреационные общественные пространства 49
ГЛАВА 3. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ
ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
3.1. Оценка качества общественных пространств 54
3.2. Популярность общественных пространств на основе отметок геолокации в
социальной сети Инстаграм 62
3.3. Классификация территории Центрального района Санкт-Петербурга по
уровню качества общественных пространств 69
Заключение 74
Список литературы 75
Приложение 80

Трансформация охватывает различные аспекты городской жизни:
меняется не только логика организации, освоения и использования городского
пространства, но и характер взаимоотношений горожан друг с другом и с
окружающей средой. Растущие потребности людей с каждым годом дают
толчок к развитию новых видов деятельности, способствующих созданию
благоприятных условий жизни в городе.
Несмотря на то, что Санкт-Петербург – один из самых молодых
мегаполисов Европы, он успел пережить несколько коренных трансформаций,
сопровождающихся сменой функций города и его структуры. Данная работа
рассматривает новейшие стадии трансформации исторического ядра
Петербурга, начиная с 1990-х годов, особенно фокусируя внимание на
общественных пространствах исторической части города, претерпевшей
значительные изменения. Поэтому целью исследования является выявление
пространственно-временных особенностей городских общественных
пространств в постсоветский период на материалах Центрального района
Санкт-Петербурга. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
 Проанализировать и обобщить российские и зарубежные исследования
в области преобразования городских общественных пространств.
 Проследить феномен трансформации городской среды в историческом
контексте.
 Провести диагностику и дать оценку пространственно-временным
изменениям размещения общественных пространств Центрального
района Санкт-Петербурга в постсоветский период.
 Определить причинно-следственные связи трансформации городского
общественного пространства в Центральном районе Санкт-Петербурга.
 Рассмотреть популярность общественных пространств с помощью
отметок геолокации в соцсети Инстаграм.
 Разработать типологию на основе критериев оценки качества
общественных пространств Центрального района Санкт-Петербурга.

Трансформация общественных пространств охватывает не только
территориальные изменения, она также включает в себя изменение их функций.
Вместе со стремительным развитием городского общества развиваются и
общественные пространства, появляются их новые виды, а уже существующие
вынуждены подстраиваться под возрастающие потребности населения.
На примере Центрального района Санкт-Петербурга были рассмотрены
особенности общественных пространств в разрезе территориально-временных
изменений. Исследование показало, что уже существовавшие до распада СССР
общественные пространства не претерпели существенных изменений. А новые
объекты тяготеют к старым, образуя плотный «кластер» на западе Центрального
района. Таким образом, изначально выдвинутая гипотеза о радикальных
изменениях размещения общественных пространств не подтвердилась.
В результате данного исследования были выявлены следующие
пространственно-временные особенности размещения общественных
пространств Центрального района Санкт-Петербурга:
 Наибольшее количество общественных пространств всех категорий
размещена в западных частях территории Центрального района
Санкт-Петербурга;
 Новые общественные пространства в основном появляются рядом с
известными существующими общественными пространствами, что
объясняется большими пешеходными потоками (чем больше людей
проходит рядом – тем больше вероятность того, что они посетят
ОП);
 Появились новые виды общественных пространств – креативные
кластеры, пользующееся большой популярностью среди молодежи;
 Наиболее качественными и популярными являются культурно-
досуговые общественные пространства (в частности музеи и
театры);
 Большинство зеленых рекреационных и социально-событийных
общественных пространств недостаточно благоустроены, из-за чего
имеют низкие уровень качества и популярность (исключение –
объекты всемирного и российского культурного наследия.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету