Транспортная доступность объектов социокультурной сферы как фактор устойчивого развития городской среды (на примере Музея науки и техники г. Томска)

Бахтина, Алевтина Сергеевна Отделение социально-гуманитарных наук (ОСГН)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

“Транспортная доступность” рассмотрена как система и включает следующие части: визуальность, экология, территориальная идентичность, социальная значимость; разработаны критерии оценки транспортной доступности; оценена транспортная доступность территории будущего Музея науки и техники; сформулированы рекомендации по улучшению транспортной доступности территории будущего Музея науки и техники в г. Томске.

Введение ……………………………………………………………………………………………………. 9
Глава 1. Роль градостроительных объектов социокультурной сферы в
устойчивом развитии города …………………………………………………………………….. 13
1.1. Классификация общественных зданий при оценке их транспортной
доступности ………………………………………………………………………………………….. 13
1.2. Транспортный каркас территории объектов социокультурной сферы
как компонент устойчивого развития городской среды ………………………….. 27
1.3. Критерии планирования транспортной доступности объектов
социокультурной сферы для устойчивого развития городской среды …….. 32
Глава 2. Оценка транспортной доступности будущего Музея науки и техники
города Томска ………………………………………………………………………………………….. 52
2.1 Мировой опыт в организации транспортной доступности музеев науки и
техники как комплексного критерия………………………………………………………. 52
2.2. Концепция Музея науки и техники в г. Томске ………………………………… 62
2.3. Сравнительная оценка вариантов транспортной доступности
территорий возможного размещения Музея науки и техники …………………. 66
2.4. Рекомендации по улучшению транспортной доступности Музея науки
и техники как объекта социокультурной сферы для устойчивого развития
города. ………………………………………………………………………………………………….. 79
3. Социальная ответственность ………………………………………………………………… 85
Заключение ……………………………………………………………………………………………… 89
Список публикаций студента ……………………………………………………………………. 93
Список использованных источников ………………………………………………………… 94
Приложения …………………………………………………………………………………………… 104

Современный музей сегодня – это серьезная градообразующая
социальная среда. Он является не только зданием, экспозицией, но еще и
мощным ресурсом для развития городского пространства. Потребности
общества весьма изменчивы. Сегодня большинство людей идет в музеи по
трем причинам: отдых, просвещение и особенный опыт взаимодействия с
сюжетом или легендой, который не получить в интернете или книгах.
В современном музее не только хранится история, но и генерируются
новые смыслы. В качестве элемента городской центробежной силы, музей
может менять не только культурный, но и физический ландшафт вокруг. В
этой связи, музей должен быть полностью интегрирован в пространство
города.
Крупные интерактивные музеи науки и техники имеют большую
популярность среди людей. Важно заметить, что причина тому не только
уникальная экспозиция, но и грамотно выбранная и благоустроенная
территория.
Успешность подобных проектов зависит от многих факторов. Так,
urbanplanning, — это сочетание того, как устроено в городе
землепользование: застройка, транспортная система. И в хорошем
урбанистическом проекте учтены оба эти аспекта.
Для Томска данная проблема является весьма актуальной, поскольку в
период с 2017 по 2022 гг. планируется строительство интерактивного Музея
науки и техники. На сегодняшний день разработана концепция здания,
проектно-сметная документация проходит государственную экспертизу.
Строение будет располагаться в историческом районе города «Татарская
слобода». Здание будет помещено в сложившуюся городскую застройку. В
этой связи одним из важных моментов является создание качественной
транспортной доступности, поскольку она влияет не только на количество
посещений, мы говорим о значении данного объекта для развития города.
Исследователи В.В. Гребенников, Д.А. Мунин, А.Г. Левашева,
А.Ю. Михайлов рассматривают определения транспортной доступности,
которые использует как отечественная градостроительная практика, так и
зарубежная, кроме того, в работе рассматривается определение с
экономической точки зрения и описываются критерии, по которым
проводится оценка транспортной доступности [1]. Ученый П.Н. Якунин в
своем труде описывает проблемы оценки территорий для туристского
использования. Автором работы разработаны формулы для экономической
оценки транспортной доступности территории [2]. Исследователи Т.В.
Букина и Е.К. Букин определяют комфортность старопромышленного города
такими факторами как: транспортная доступность, доступность необходимых
сервисов и услуг, наличие достаточного количества общественных
пространств. Авторы работы полагают, что время – ключевая ценность для
жителя современного города, а от уровня развития транспортной
инфраструктуры и системы зависит конкурентоспособность городов, по этой
причине авторы изучают транспортную доступность [3]. Исследователи
М.И. Шаров, Н.И. Карелин, Д.Г. Бурков в своем труде описали стадии
транспортного планирования, затрагивающие расчеты, которые связаны с
работой пассажирского транспорта, также приведены результаты оценки
транспортной доступности в г. Иркутске при передвижении по культурно-
бытовым целям [4].
Существует немалое количество работ, где сделан акцент на ее
важности для городов, приведены формулы расчета транспортной
доступности, критерии оценки. Но, заметим, что понятие транспортная
доступность понимается в работах в одностороннем порядке (время
передвижения из точки А в точку Б), тогда как, по-нашему мнению, данное
понятие требует комплексного подхода.
Цель: Разработать рекомендации по улучшению транспортной
доступности Музея науки и техники как объекта социокультурной сферы для
устойчивого развития города Томска.
Поставленная цель предполагает решение следующих
исследовательских задач:
1. Рассмотреть классификацию общественных зданий и раскрыть ее
значение при планировании транспортной доступности;
2. Дать определение понятию «транспортный каркас» территории и
раскрыть его роль как ключевого компонента устойчивого развития
городской среды;
3. Определить критерии планирования транспортной доступности для
объектов социокультурной сферы;
4. Проанализировать мировой опыт в размещении музеев науки и
техники как объектов социокультурной сферы с целью выявления
лучших практик организации их транспортной доступности;
5. Провести сравнительную оценку вариантов транспортной
доступности территорий возможного размещения Музея науки и
техники в г. Томске;
6. Разработать рекомендации по улучшению транспортной доступности
Музея науки и техники как объекта социокультурной сферы для
устойчивого развития;
Объект исследования – транспортная доступность в устойчивом
развитии городской среды.
Предмет исследования – транспортная доступность объектов
социокультурный сферы в системе городского планирования.
В работе использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ для описания ключевых понятий транспортной
доступности, присутствующих в научной литературе, метод синтеза
использовался для описания критериев планирования транспортной
доступности, сравнительный метод был необходим для проведения анализа
мирового опыта по организации транспортной доступности, анкетный метод
применялся для исследования вопроса актуальности строительства музея в г.
Томске.
Научная новизна данной работы заключается в том, что проведена
систематизация градостроительных решений по организации транспортной
доступности объектов социокультурной сферы, а более конкретно для музеев
науки и техники.
Практическая значимость работы заключается в разработке
рекомендаций по улучшению транспортной и пешеходной доступности
территории определенной под строительство Музея науки и техники г.
Томска. Область применения: территории социокультурных объектов.
Реализация и апробация работы. Апробация работы прошла в рамках
III международной научной конференции студентов и молодых ученых
«Молодежь, наука, технологии: новые идеи и перспективы». Статья
«Социальные аспекты размещения музея науки и техники в контексте
сложившейся городской застройки» находится в печати редакции журнала
«Вестник науки Сибири».

Сегодня транспортная доступность способствует формированию
устойчивой городской среды. Именно она является показателем качества и
комфорта городской территории. Также, она имеет прямую связь с
социальными и экономическими процессами на территории.
Чтобы создать качественную транспортную доступность до какого-
либо объекта, необходимо понимать его место в городской застройке,
социальную роль, из чего формируется внешний облик, как объект будет
влиять на близлежащие территории. Для этого была рассмотрена
градостроительная классификация зданий. В соответствии с данной
классификацией музей относится к гражданским, общественным, культурно-
просветительским зрелищным учреждениям, эпизодического пользования,
здание которого относится к многофункциональным блокированным
объектам авторского проектирования.
Даны определения понятиям транспортный каркас территории,
городская инфраструктура, транспортная доступность.
Транспортный каркас территории – территориальный комплекс УДС
поселений, автомобильных дрог на межселенных территориях, сетей водных,
воздушных, железнодорожных путей сообщения, сетей внеуличного
городского транспорта, узловых и терминальных объектов (порты, причалы,
вокзалы, пассажирские и грузовые станции, аэропорты, аэродромы)
независимо от статуса принадлежности.
Городская инфраструктура – система транспортно-пешеходных
коммуникаций (от железнодорожных путей до лифтов в жилых домах),
которая связывает территорию в единое целое.
Транспортная доступность – характеристика определенного пункта или
территории, показывающая степень возможности преодоления выбранными
способами (автомобиль, автобус и т.д.) пространства, отделяющего ее от
других рассматриваемых пунктов или территорий. На основе компонентов
устойчивого развития городской среды, выделены критерии оценки
транспортной доступности объекта: транспортная и пешеходная
инфраструктура, социальная значимость, экология, визуальное восприятие,
территориальная идентичность.
Музей, как социокультурный объект, собирает вокруг себя большое
количество людей, создает «пространство» или «территорию» транспортной
доступности.
Музею отведена весомая роль в формировании устойчивого развития.
Сегодня музей не только место хранения памяти, но и место, где
взаимодействуют архитектура, человек, природа, произведения искусства.
Музейные учреждения становятся доминантами в формировании
устойчивости территории. Музей может влиять на территорию посредствам
необычного архитектурного облика, знаковости здания, через размещение
экспозиций в исторически значимых зданиях или неиспользуемых
индустриальных комплексах, изменяя главную функцию.
Музей как объект социокультурной сферы, развитая транспортная
инфраструктура, современное городское благоустройство, объекты деловой,
ресторанной и других сфер, стимулируют экономику, привлекают
инвестиции, таким образом становясь одним из факторов экономического,
урбанистического и социального развития.
В г. Томске запланировано строительство интерактивного Музея науки
и техники. Сегодня подобные музеи приобрели большую популярность.
В ходе исследовательской работы проведен анализ мирового опыта
планирования транспортной доступности музеев науки и техники,
разработана система оценок и соответствующая им характеристика
выделенных критериев. Для анализа были выбраны 4 музея науки и техники:
1. Corpus, Нидерланды
2. Музей науки, Лондон
3. Музей науки и техники, Шанхай
4. Музей завтрашнего дня, Рио-де-Жанейро
Выбор именно этих музеев обусловлен наличием у каждого из них как
минимум одного ярко выраженного критерия, по-нашему мнению,
сыгравшего роль в успешности и востребованности проекта.
Для сравнительной оценки вариантов транспортной доступности
территорий возможного размещения Музея науки и техники в г. Томске,
дополнительно было выбрано 3 территории:
1. Территория № 1 находится на левом берегу Томи, рядом с Тояновым
озером;
2. Территория № 2 располагается на пути следования в аэропорт напротив
Сирень-1, СТ Связист-1 и магазина Абрикос;
3. Территория № 3 находится в Лесопарке Солнечном, расположенным в
конце Иркутского тракта.
И территория № 4, выделенная администрацией для строительства
Музея науки и техники, находится в районе Заисточья (Татарская
слобода), на берегу Томи, рядом с Мавлюкеевским озером, студенческим
общежитием и химическим корпусом ТГУ.
В ходе исследовательской работы был проведен анализ всех четырех
территорий по выделенным критериям. По результатам которого,
территория № 4, выделенная администрацией г. Томска, набрала
наибольшее количество баллов по следующим причинам:
1. концепция здания была разработана с учетом городской
территориальной идентичности;
2. разработчики проекта учли природные особенности места, деревянную
архитектуру района для положительного визуального восприятия
здания;
3. предусмотрены различные меры для сохранения экологии поймы реки.
На основе проведенного анализа был сделан вывод, что данная
территория нуждается в улучшении транспортной доступности. В этой
связи разработаны рекомендации по ее улучшению:
1. Для улучшения пешеходной доступности, необходимо увеличить
ширину всех тротуаров, ведущих к Музею науки и техники до
комфортных 2,5 метров. А, именно: тротуары на участках от
перекрестка ул. Аркадия Иваново и ул. Московский тракт в сторону
Мавлюкеевского озера, тротуары по обе стороны ул. Московский
тракт.
2. Для улучшения транспортной доступности, следует произвести
регулировку светофора на перекрестке ул. Аркадия Иванова – ул.
Московский тракт с учетом будущей нагрузки. Имеется достаточно
большая вероятность, что нагрузка на данный дорожный узел
увеличиться, поскольку Музей науки и техники станет точкой
притяжения большого количества людей. При действующей системе
работы светофора возможно появление заторов.
3. Необходимо произвести расширение улиц Аркадия Иваново и
Московский тракт и проездов близлежащих территорий, по причине
увеличения транспортных поток на данной территории.
4. Необходимо пересмотреть систему движения общественного
транспорта на данной территории, потому что, вероятнее всего, при
условии увеличения человеческих потоков, количества маршрутных
автобусов, работающих сегодня на данном направлении, будет
недостаточно.
5. Облагораживание прилегающего пространства: создание
прогулочных зон, единой визуальной среды, гармоничного
ландшафтного пространства.
6. Мероприятия по улучшению образа всего района «Татарская
слобода». Район с высоким социокультурным и эстетическим и
историко-культурным потенциалом.
Список публикаций студента
1. Бахтина А.С. Музей науки и техники Томска как перспективный бренд в
Позиционировании города // III Международная научная конференция
«Молодѐжь, наука, технологии: новые идеи и перспективы» – 2016 г.
[Электронный ресурс]. URL:
http://portal.tsuab.ru/ScienceWork/2016/Konf_III_MNK_MNT-
2016_версия%202.pdf
2. Бахтина А.С. Литвинова О.Г. Социальные аспекты размещения музея
науки и техники в контексте сложившейся городской застройки // Вестник
науки Сибири – 2018г. (в печати).

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа

    Другие учебные работы по предмету

    Инновационные технологии в корпоративном обучении
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Разработка модели коммерциализации продукта на основе сетевого взаимодействия
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Научно-методологические основы создания языковой среды в вузе
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Экопроектирование как инновационная форма устойчивого развития сельско-городских окраин
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Проект франшизы профориентационного центра для школьников
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Стратегия коммерциализации вывода на рынок устройства носимой электроники
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)