Участие Европейского союза и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии
Разрушительные войны первой половины 20 века в Европе привели к поиску путей обеспечения мира и недопущения повторения крупномасштабной войны на европейском континенте. Это обстоятельство дало энергичный импульс проекту европейской интеграции, который в течение Холодной войны успешно обезопасил Европу от войн.
Исчезновение биполярной системы международных отношений и окончание Холодной войны ознаменовались появлением многочисленных конфликтов на европейской периферии, которые образовались с распадом некоторых коммунистических государств (прежде всего, Югославии и Советского Союза) и существенным образом угрожали европейской безопасности. Во многом Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Европейский союз (ЕС) оказались неготовыми к новым вызовам безопасности, что стало существенным стимулом к развитию и появлению новых инструментов для урегулирования региональных конфликтов и кризисов.
На сегодняшний день ЕС и ОБСЕ являются значимыми международными акторами, обладающими различными измерениями своей внешней деятельности. Крайне важным из них является участие в урегулировании региональных конфликтов. В современных условиях ЕС и ОБСЕ оказывают значительные усилия по урегулированию конфликтов по всему миру.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава I. Исторические и теоретические аспекты деятельности международных акторов в процессе урегулирования региональных конфликтов………………………….……………..7
История участия Европейского союза в процессе урегулирования региональных конфликтов……………………………………………………………………….………7
Теоретические аспекты деятельности международных акторов в процессе урегулирования региональных конфликтов…………………………………………15
Глава II. Участие Европейского союза в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии……………………………………………………23
Становление участия Европейского союза в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии (1992-2003 гг.)…………………………………………………………………………………………23
Усиление участия Европейского союза в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии (2003-2008 гг.)……………………………28
Современный этап участия Европейского союза в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии (с 2008 года по настоящее время)……………………………………………………………………………………39
Глава III. Участие Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии…………………55
Начальный этап участия Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии (1992-2003 гг.): эффективный поиск путей разрешения конфликтов………………………………………………………………………………55
Переходный этап участия Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии (2003-2008 гг.): рост напряжённости и осложнение сотрудничества………………64
Современный этап участия Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии (с 2008 года по настоящее время): изменение конфигурации международных акторов в процессе разрешения данных конфликтов……………68
Заключение………………………………………………………………………………………72
Список источников и литературы……..………………………………………………………75
Источники………………………………………………………………………………………..75
Литература……………………..………………………………………………………………..79
Разрушительные войны первой половины 20 века в Европе привели к поиску путей обеспечения мира и недопущения повторения крупномасштабной войны на европейском континенте. Это обстоятельство дало энергичный импульс проекту европейской интеграции, который в течение Холодной войны успешно обезопасил Европу от войн.
Исчезновение биполярной системы международных отношений и окончание Холодной войны ознаменовались появлением многочисленных конфликтов на европейской периферии, которые образовались с распадом некоторых коммунистических государств (прежде всего, Югославии и Советского Союза) и существенным образом угрожали европейской безопасности. Во многом Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Европейский союз (ЕС) оказались неготовыми к новым вызовам безопасности, что стало существенным стимулом к развитию и появлению новых инструментов для урегулирования региональных конфликтов и кризисов.
На сегодняшний день ЕС и ОБСЕ являются значимыми международными акторами, обладающими различными измерениями своей внешней деятельности. Крайне важным из них является участие в урегулировании региональных конфликтов. В современных условиях ЕС и ОБСЕ оказывают значительные усилия по урегулированию конфликтов по всему миру.
Актуальность темы исследования определяется следующими факторами:
– Конфликты в Абхазии и Южной Осетии представляют собой одну из ключевых проблем Южного Кавказа, оказывая значительное влияние на политику в данном регионе.
– Участие ЕС и ОБСЕ в конфликте неоднозначно. С одной стороны, на сегодняшний день ЕС выступает гарантом мира в Грузии и сдерживает конфликты от повторной эскалации. С другой стороны, за почти 30 лет ЕС и ОБСЕ не удалось достигнуть существенного прогресса в разрешении данных конфликтов и предотвратить возникновение вооружённого кризиса в Южной Осетии в 2008 году.
– Конфликты в Абхазии и Южной Осетии представляют собой пример комплексного регионального конфликта, разрешение которого затрудняется вовлечением соседних стран, прежде всего, России.
Объектом исследования является деятельность ЕС и ОБСЕ по урегулированию региональных конфликтов.
Предметом исследования являются результаты деятельности ЕС и ОБСЕ по урегулированию региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии.
Целью исследования является установление особенностей формирования, содержания и эффективности участия ЕС и ОБСЕ в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
– определить историю становления ЕС в качестве актора, участвующего в урегулировании региональных конфликтов;
– определить теоретическую основу исследования путём выявления основных подходов к определению базовых категорий исследования и основных теоретических концепций, объясняющих деятельность международных акторов по урегулированию региональных конфликтов;
– проанализировать участие ЕС в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии на различных этапах с целью выявления отличий в интенсивности и результативности деятельности ЕС;
– проанализировать участие ОБСЕ в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии на различных этапах с целью выявления отличий в интенсивности и результативности деятельности ОБСЕ.
Методология исследования
Исследование проводилось с использованием общенаучных методов: описания, анализа, синтеза, индукции, абстрагирования и сравнения. Также были задействованы специальные методы: структурно-функциональный политический анализ, сравнительный политический анализ, анализ статистических данных и качественный анализ документов. Для анализа эволюции позиции международных акторов по отношению к урегулированию данных конфликтов использовался историко-описательный метод исторического познания.
Обзор использованных источников и исследований
Эмпирическая база работы включает следующие группы источников.
Документы ЕС, ОБСЕ и ООН:
– основополагающие Договоры ЕС;
– документы институтов ЕС (документы Совета ЕС, Европейской Комиссии, заключения Европейского Совета и др.) и институтов ОБСЕ (документы Постоянного совета);
– информационные сообщения и справочные материалы с официальных интернет-сайтов ЕС, ОБСЕ, ООН;
– документы, согласованные ЕС со сторонами конфликта.
2. Документы, связанные с ходом конфликтов в Абхазии и Южной Осетии:
– соглашения о прекращении огня;
– отчёты, сделанные в результате выяснения обстоятельств вооружённого конфликта.
Оценивая степень научной разработанности, следует выделить несколько групп работ.
Труды по теоретическим подходам к роли международных акторов в урегулировании региональных конфликтов
Вопросами концептуализации таких понятий как «урегулирование конфликта», «разрешение конфликта», «посредничество» занимались такие исследователи, как Дж. Беркович, П. Реган, С. Волфф, Р. Уитман, Т. Тарди и другие.
В исследовании используются теоретические концепции европеизации конфликтов, разработанные в коллективной монографии «Европеизация и разрешение конфликтов: конкретные исследования европейской периферии» и в работах Е. Баракани, и гражданской силы, описанной в статьях Ф. Дюшена.
Теоретической основой для исследования стала концепция нормативной силы, разработанная в работах И. Маннерса, Т. А. Романовой и Е. В. Саворской.
Труды, посвящённые участию ЕС в процессе урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии
Участие ЕС в процессе урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии особенно подробно рассмотрено в монографиях и статьях Ю. Бергманна и Н. Попеску. Также роль и участие ЕС в процессе урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии рассматривается в работах Д. Элли, М. Мерлингена, Р. Остраускайте, Н. Михелидзе, Н. Мачарашвили, Е. Басилаи, Н. Самхарадзе, Т. Джоман и некоторых других исследователей.
Труды, посвящённые участию ОБСЕ в процессе урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии
Участие ОБСЕ в процессе урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии подробно рассмотрено в статьях М. Кёниг, С. Стёбер, Ф. Якоби, Х. Айффа и Л. Микеладзе, опубликованных в ежегодном сборнике ОБСЕ «OSCE Yearbook». Также роль ОБСЕ в данных конфликтах рассматривается в работах Р. Рива, Д. Галбрефа и С. Саари.
Научная новизна работы заключается в почти не предпринимавшейся ранее в российской академической среде попытке исследования роли участия ЕС и ОБСЕ в ходе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии на протяжении всего времени существования конфликтов. Несмотря на существование в российской науке некоторых работ, посвящённых конфликтам в Абхазии и Южной Осетии, крайне малая часть из них уделяет внимание анализу участия ЕС и ОБСЕ в их урегулировании. В мировой науке больший акцент уделяется изучению роли ЕС в иных региональных конфликтах (например, палестино-израильский конфликт, конфликты на территории бывшей Югославии и на Кипре), тогда как конфликты на постсоветском пространстве остаются в тени внимания исследователей.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
В первой главе проводится анализ становления ЕС как актора, участвующего в процессе урегулирования региональных конфликтов, и теоретических подходов и концепций, объясняющих деятельность международных акторов в процессе урегулирования региональных конфликтов.
Во второй главе проводится анализ участия ЕС в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии: выделяются различные этапы участия, производится оценка интенсивности и эффективности участия на каждом этапе.
В третьей главе проводится анализ участия ОБСЕ в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии: выделяются различные этапы участия, производится оценка интенсивности и эффективности участия на каждом этапе.
На основании проделанного исследования можно прийти к следующим выводам.
На современном этапе политика ЕС и ОБСЕ по разрешению региональных конфликтов в значительной мере является результатом реагирования на вызовы европейской безопасности, возникшие в результате распада биполярной системы международных отношений и окончания Холодной войны.
Предотвращение конфликтов представляет собой важное измерение внешней политики ЕС. Наряду с иными международными акторами, как ОБСЕ и ООН, ЕС является одним из самых важных международных акторов, осуществляющих деятельность по предотвращению конфликтов.
В своей деятельности по предотвращению конфликтов ЕС руководствуется как прагматическими соображениями (конфликты на европейской периферии, например, в регионе соседства могут угрожать непосредственной безопасности ЕС и его граждан), так и нормативными мотивами, продвигая ценности мира, прав человека и верховенства права.
Анализ и систематизация основных подходов к определению таких понятий, как «урегулирование конфликта», «разрешение конфликта», «посредничество», а также основных теоретических концепций, объясняющих деятельность международных акторов в процессе разрешения конфликтов, способствовали более детальному анализу участия ЕС и ОБСЕ в процесс урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии.
Участие ЕС в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии прошло различные этапы. Несмотря на то, что ЕС выражал определённый интерес к проблемам Южного Кавказа с середины 1990-х годов, ЕС на этом этапе не смог выработать чёткое видение того, как решить данные проблемы. Новый стимул участию ЕС в процесс урегулирования данных конфликтов был получен в 2003 году с назначением Специального представителя ЕС по Южному Кавказу и стартом Европейской политики соседства. Более активное участие ЕС в процессе урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии возникло благодаря новым расширениям ЕС, прекращению конфликтов на Балканах, развитием инструментов ОПБО, а также совпало с внутренними изменениями в Грузии, произошедшими после Революции роз и приведшими к распространённости идей о территориальной целостности Грузии и ожидании помощи со стороны ЕС. Повышение значимости вопросов энергетической безопасности также привело к большему вниманию к региону Южного Кавказа. Несмотря на то, что в период до 2008 года участие ЕС в процессе урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии было сопряжено с рядом ограничений, ЕС искал пути осторожного повышения участия в разрешении данных конфликтов.
В течение вооружённого конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года и после него ЕС смог стать главным актором и посредником в урегулировании конфликтов в Абхазии и Южной Осетии в силу того, что миссии ООН и ОБСЕ в ближайшее время после вооружённого конфликта были прекращены из-за российского вето. Действия ЕС, положившие конец вооружённому конфликту, обеспечившие вывод российских вооружённых сил из Грузии, и проведение Женевских международных дискуссий воспринималось в самом ЕС как большой дипломатический успех в сравнении с полным отсутствием эффективной американской дипломатии в течение августа и сентября 2008 года. Однако большая заслуга такого успеха находилась в руках уверенных действий Николя Саркози в рамках председательства Франции в Совете ЕС, а не из-за эффективных инструментов внешней политики ЕС. На Женевских международных дискуссиях ЕС впервые сыграл роль посредника в переговорах по урегулированию конфликта.
ОБСЕ не удалось достичь разрешения конфликта в Южной Осетии на первом этапе своего участия. Впоследствии с приходом к власти новых президентов в России в 2000 году, в Южной Осетии в 2001 году и в Грузии в 2003 году и ростом напряжённости между Грузией и Южной Осетией окно возможностей по разрешению конфликта стало значительно меньше. Ключевую роль для участия ОБСЕ в процессе урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии сыграл вооружённый конфликт в Южной Осетии в 2008 году, который привёл к окончанию деятельности Миссии ОБСЕ в Грузии, существенному уменьшению участия ОБСЕ и становлению ЕС как центрального международного актора и посредника в разрешении данных конфликтов. Нежелание сторон конфликта идти на компромисс стало ключевым фактором, приведшем к почти полному отсутствию прогресса в процессе разрешения конфликтов в Абхазии и Южной Осетии. В этом контексте время (период с 1992 по 2000 год), когда стороны конфликта были готовы идти на компромисс и взаимные уступки, было упущено ОБСЕ, что может быть косвенным доказательством неэффективности его участия в разрешении данных конфликтов.
Источники
Основополагающие договоры ЕС
Consolidated versions of the Treaty on European Union and the Treaty on the Functioning of the European Union. OJ C 115. 9 May 2008. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/?uri=CELEX%3A12012M%2FTXT (Дата обращения: 20.05.2020)
Single European Act. 1986. URL: https://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:a519205f-924a-4978-96a2-b9af8a598b85.0004.02/DOC_1&format=PDF (Дата обращения: 25.05.2020)
Treaty on European Union. 1992. URL: https://europa.eu/european-union/sites/europaeu/files/docs/body/treaty_on_european_union_en.pdf (Дата обращения: 20.05.2020)
Документы институтов ЕС и ОБСЕ
A secure Europe in a better world – European Security Strategy URL: https://www.consilium.europa.eu/uedocs/cmsUpload/78367.pdf (Дата обращения: 18.05.2020)
Communication from the Commission Towards a European Union Strategy for Relations with the Transcaucasian Republics, Brussels, 31.05.1995, COM(95) 205 final. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:51996IP0279&from=EN (Дата обращения: 20.05.2020)
Council Joint Action 2003/423/CFSP of 5 June 2003 on the European Union military operation in the Democratic Republic of Congo. OJ 2003 L 143/50. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32003E0423&from=EN (Дата обращения: 20.05.2020)
Council Joint Action 2003/496/CFSP of 7 July 2003 concerning the appointment of an EU Special Representative for the South Caucasus. OJ 2003 L 169/74. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:32003E0496&from=EN (Дата обращения: 20.05.2020)
Council Joint Action 2004/523/CFSP of 28 June 2004 on the European Union Rule of Law Mission in Georgia, EUJUST Themis. OJ 2004 L 228/21. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32004E0523&from=EN (Дата обращения: 20.05.2020)
Council Joint Action 2008/736/CFSP of 15 September 2008 on the European Union Monitoring Mission in Georgia, EUMM Georgia. OJ 2008 L 248/26. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32008E0736&from=EN (Дата обращения: 16.05.2020)
Council Joint Action 2008/760/CFSP of 25 September 2008 appointing the European Union Special Representative for the crisis in Georgia. OJ 2008 L 259/16. – P. 1. URL: https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2008:259:0016:0018:EN:PDF (Дата обращения: 12.05.2020)
Council Joint Action 2008/796/CFSP of 13 October 2008 amending the mandate of the EU Special Representative for the South Caucasus. OJ 2008 L 272/19. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32008E0796&from=EN (Дата обращения: 20.05.2020)
EU/Georgia Action Plan. URL: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/georgia_enp_ap_final_en_0.pdf (Дата обращения: 28.05.2020)
European Commission, Communication on the Development of Energy Policy for The Enlarged European Union, its Neighbours and Partner Countries, Brussels, 13.5.2003, COM (2003) 262 Final. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:52003DC0262R(01)&from=DE (Дата обращения: 30.05.2020)
European Commission, Country Strategy Paper 2003-2006: Georgia, September 2003. URL: http://www.parliament.ge/files/491_6279_204985_NIP-2004-2006.pdf (Дата обращения: 20.05.2020)
European Neighbourhood Policy Strategy Paper. URL: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/sites/near/files/2004_communication_from_the_commission_-_european_neighbourhood_policy_-_strategy_paper.pdf (Дата обращения: 20.05.2020)
Franco-British St. Malo Declaration (4 December 1998) URL: https://www.cvce.eu/content/publication/2008/3/31/f3cd16fb-fc37-4d52-936f-c8e9bc80f24f/publishable_en.pdf (Дата обращения: 16.05.2020)
OSCE, Permanent Council, Decision No. 334, 15 December 1999, PC.DEC/334 URL: https://www.osce.org/files/f/documents/f/0/27908.pdf (Дата обращения: 20.05.2020)
OSCE, Permanent Council, Decision No. 450, Geographical Expansion of the Border Monitoring Operation of the OSCE Mission to Georgia, PC.DEC/450 13 December 2001 URL: https://www.osce.org/files/f/documents/4/6/18176.pdf (Дата обращения: 20.05.2020)
OSCE, Permanent Council, Decision No. 523, Border Monitoring Operation of the OSCE Mission to Georgia, PC.DEC/523 19 December 2002 URL: https://www.osce.org/files/f/documents/3/5/12536.pdf (Дата обращения: 20.05.2020)
Presidency Conclusions Cologne European Council 3 and 4 June 1999 URL: https://www.consilium.europa.eu/media/21070/57886.pdf (Дата обращения: 20.05.2020)
Presidency Conclusions Extraordinary European Council 1 September 2008 URL: http://register.consilium.europa.eu/doc/srv?l=EN&f=ST%2012594%202008%20INIT (Дата обращения: 15.05.2020)
Presidency Conclusions Santa Maria Da Feira European Council 19 and 20 June 2000 URL: https://www.consilium.europa.eu/media/21027/santa-maria-da-feira-european-council-presidency-conclusions.pdf (Дата обращения: 20.05.2020)
Информационные сообщения и справочные материалы с официальных интернет-сайтов ЕС, ОБСЕ, ООН и России
Establishment of the Personal Representative of the Chairman-in-Office for Georgia URL: https://www.osce.org/georgia-closed/22213 (Дата обращения: 20.05.2020)
EU Special Representatives URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/3606/eu-special-representatives_en (Дата обращения: 20.05.2020)
EUMM Press Release of 26 January 2009 URL: http://www.eumm.eu/en/press_and_public_information/press_releases/796 (Дата обращения: 20.05.2020)
Factsheet and Figures. EUMM Georgia. URL: https://eumm.eu/en/about_eumm/facts_and_figures (Дата обращения: 10.05.2020)
Foreign policy: aims, instruments and achievements URL: https://www.europarl.europa.eu/factsheets/en/sheet/158/foreign-policy-aims-instruments-and-achievements (Дата обращения: 15.05.2020)
Group of Friends of Secretary-General Review Georgia-Abkhaz Peace Process URL: https://www.un.org/press/en/2004/sgsm9646.doc.htm (Дата обращения: 22.05.2020)
Head of Mission. EUMM Georgia. URL: https://eumm.eu/en/about_eumm/hom (Дата обращения: 10.05.2020)
Military and civilian missions and operations URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/430/military-and-civilian-missions-and-operations_en#:~:text=The%20European%20Union%20has%20undertaken,framework%20of%20a%20comprehensive%20approach. (Дата обращения: 20.05.2020)
The Headline Goal URL: https://www.peacepalacelibrary.nl/ebooks/files/05-gl.pdf (Дата обращения: 20.05.2020)
The Schuman Declaration – 9 May 1950 URL: https://europa.eu/european-union/about-eu/symbols/europe-day/schuman-declaration_en (Дата обращения: 18.05.2020)
UNSC Press Release SC/9681 of 15 June 2009 URL: https://www.un.org/press/en/2009/sc9681.doc.htm (Дата обращения: 20.05.2020)
Visa liberalisation with Moldova, Ukraine and Georgia URL: https://ec.europa.eu/home-affairs/what-we-do/policies/international-affairs/eastern-partnership/visa-liberalisation-moldova-ukraine-and-georgia_en (Дата обращения: 23.05.2020)
Ежегодный доклад о деятельности ОБСЕ за 1993 год URL: https://www.osce.org/files/f/documents/6/8/14585.pdf (Дата обращения: 22.05.2020)
Постоянный совет партнёрства URL: https://russiaeu.ru/ru/postoyannyi-sovet-partnerstva (Дата обращения: 20.05.2020)
Документы, согласованные ЕС с третьими странами
Association Agreement between the European Union and Georgia. OJ 2014 L 261/4. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/PDF/?uri=CELEX:22014A0830(02) (Дата обращения: 23.05.2020)
EU-Georgia partnership and cooperation agreement. OJ 1999 L 205/3. URL: https://ec.europa.eu/world/agreements/downloadFile.do?fullText=yes&treatyTransId=632 (Дата обращения: 20.05.2020)
EU-Russia partnership and cooperation agreement. OJ 1997 L 327/40. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:21997A1128(01)&from=EN (Дата обращения: 20.05.2020)
Документы, связанные с ходом конфликтов
Agreement on Principles of Settlement of the Georgian-Ossetian Conflict URL: https://www.peaceagreements.org/viewmasterdocument/1699 (Дата обращения: 20.05.2020)
Implementation of the Plan of 12 August 2008 (The Medvedev-Sarkozy-Saakashvili plan) URL: https://www.peaceagreements.org/viewmasterdocument/725 (Дата обращения: 15.05.2020)
Independent International Fact-Finding Mission on the Conflict in Georgia. Report. Vol. I-III. September 2009.
Protocol on Agreement (The Medvedev-Sarkozy-Saakashvili plan) URL: https://www.peaceagreements.org/viewmasterdocument/724 (Дата обращения: 15.05.2020)
Литература
A Nation Writ Large? Foreign-Policy Problems before the European Community / Kohnstamm M., Hager W. [et al.] – London: Palgrave Macmillan UK, 1973.
Asmus R. D. A little war that shook the world: Georgia, Russia, and the future of the West. New York: Palgrave Macmillan, 2010.
Baracani, E. The European Union and Conflict Prevention. What Europeanization? // World Political Science – 2016. № 12(2). – P. 219-239.
Bercovitch J. Mediation Success or Failure: A Search For the Elusive Criteria. // Cardozo Journal of Conflict Resolution – 2006. № 7. – P. 289-302.
Bercovitch J, Fretter J. Regional Guide to International Conflict and Management from 1945 to 2003. Washington: CQ Press, 2004.
Bercovitch J., Regan P. The Structure of International Conflict Management: An Analysis of the Effects on Interactability and Mediation // International Journal of Peace Studies. – 1999. № 4 (1). – P. 1-14.
Bergmann J. The European Union as International Mediator. Brokering Stability and Peace in the Neighbourhood. Palgrave Macmillan, 2020.
Contemporary Conflict Resolution / Ramsbotham, O., Woodhouse T., Miall H. [et al.] – Cambridge: Polity Press, 2005.
Eiff H. The OSCE Mission to Georgia and the Status of South Ossetia // OSCE Yearbook 2008. – P. 35-43.
Frazier D., Dixon, W. J. Third Party Intermediaries and Negotiated Settlements, 1946–2000 // International Interactions – 2006. № 32 (4). – P. 385-408.
Frichova Grono M. Georgia’s conflicts: What role for the EU as mediator? // IfP Mediation Cluster. Initiative for Peacebuilding. March 2010.
Galbreath D. The Organization for Security and Co-operation. London, New York: Routledge, 2007.
German T. Abkhazia and South Ossetia: Collision of Georgian and Russian Interests // Russie.Nei.Visions – 2006. № 11.
German T. Visibly Invisible: EU Engagement in Conflict Resolution in the South Caucasus // European Security – 2007. Vol. 16. № 3-4. – P. 357-374.
Helly D. L’Action extérieure de l’Union européenne dans le Caucase du Sud, 1992-2002. Modes d’action, influence et légitimité. PhD Thesis. Sciences Po – Institut d’études politiques de Paris, 2003.
International Multi party Mediation and Conflict Management: Challenges of Cooperation and Coordination. / Vukovic S. [et al.] – London: Routledge, 2016.
Jacoby V. The OSCE Mission to Georgia // OSCE Yearbook 2003 – P. 163-170.
König M. The Georgian-South Ossetian conflict // OSCE Yearbook 2004 – P. 237-249.
Lynch D. Why Georgia Matters // Chaillot Paper No. 86 February 2006.
Macharashvili N., Basilaia E., Samkharade N. Assessing the EU’s conflict prevention and peacebuilding interventions in Georgia // Whole of Socieity Conflict Prevention and Peacebuilding. 24 March 2017.
Manners I. Normative Power Europe: A Contradiction in Terms? // Journal of Common Market Studies. – 2002. Vol. 40. № 2. – P. 235-258.
Manners I. The Concept of Normative Power in World Politics // DIIS Brief. – May 2009.
Merlingen M., Ostrauskaite R. EU Peacebuilding in Georgia: Limits and Achievements // Cleer Working Papers 2009/6.
Mikeladze L. Georgia and the OSCE // OSCE Yearbook 1999 – P. 93-104.
Mikhelidze N. The Geneva talks over Georgia’s territorial conflicts: Achievements and challenges // Instituto Affari Internazionali. Documenti IAI 10/25. November 2010.
Popescu N. EU Foreign Policy and Post-Soviet Conflicts: Stealth intervention. New York: Routledge, 2011.
Popescu N. Europe’s Unrecognised Neighbours The EU in Abkhazia and South Ossetia // CEPS Working Document, No. 260, March 2007.
Power in World Politics / Berenskoetter F., Williams M. [et al.] – London: Routledge, 2007.
Reeve R. The OSCE Mission to Georgia and the Georgian-Ossetian conflict: An overview of activities // Helsinki Monitor – 2006. Vol. 17. № 1. – P. 57-68.
Russian foreign policy in the 21st century / Kanet R. E. [et al.] – Houndmills, Basingstoke, Hampshire, New York: Palgrave Macmillan, 2010.
Saari S. The Thin Line between Failure and Success. The OSCE’s Competence and Capability in Conflict Management: The Case of Georgia // Security and Human Rights – 2014. № 25 (2) – P. 235-241.
Stöber S. The Failure of the OSCE Mission to Georgia – What Remains? // OSCE Yearbook 2010 – P. 203-220.
Tardy T. CSDP in action: What contribution to international security? // Chaillot Papers – 2015. № 134.
The European Union as a Global Conflict Manager / Wolff S., Whitman R. G. [et al.] – London, New York: Routledge, 2012.
The Oxford Handbook of Governance / D. Levi-Faur [et al.] – Oxford: Oxford University Press, 2012.
Third Parties and Conflict Prevention / Mellbourn A., Wallensteen P. [et al.] – Stockholm: Gidlunds, 2008.
Внешняя политика и международные связи Европейского Союза: осмысливая роль ЕС в мире / Игумнова Л. О., Лекаренко О. Г., Агафонов Ю. Г. [и др.]; под ред. Л. О. Игумновой. – Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2018.
Европеизация и разрешение конфликтов: конкретные исследования европейской периферии / Коппитерс Б. [и др.] – М.: Издательство «Весь мир», 2005.
Романова Т. А. Евросоюз как нормативная сила и проблемы её восприятия в России как барьер на пути политико-правового сближения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. – 2011. Серия 6. № 1. – С. 52-66.
Саворская Е. В. Сущность концепции «нормативной силы» Европейского союза // Балтийский регион. -2015. № 4. – С. 90-104.
Самутина О. С., Юматов К. В. Европейский союз, Россия и грузино-абхазский конфликт (1992-2015 гг.) // Вестник КемГУ. – 2015. № 3-2 (63). – С. 223-230.
Самутина О. С., Юматов К. В. Информационное обеспечение деятельности по урегулированию грузино-южноосетинского конфликта Миссии наблюдателей Европейского союза в Грузии // Вестник КемГУ. – 2014. № 3 (59). – С. 298-304
Самутина О. С., Юматов К. В. Россия и Европейский союз на Южном Кавказе: миротворчество и мифотворчество // Вестник Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. – 2014. № 7. – С. 88-94.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!