Участие Европейского союза и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии

Дураев Дмитрий Валерьевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Разрушительные войны первой половины 20 века в Европе привели к поиску путей обеспечения мира и недопущения повторения крупномасштабной войны на европейском континенте. Это обстоятельство дало энергичный импульс проекту европейской интеграции, который в течение Холодной войны успешно обезопасил Европу от войн.
Исчезновение биполярной системы международных отношений и окончание Холодной войны ознаменовались появлением многочисленных конфликтов на европейской периферии, которые образовались с распадом некоторых коммунистических государств (прежде всего, Югославии и Советского Союза) и существенным образом угрожали европейской безопасности. Во многом Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Европейский союз (ЕС) оказались неготовыми к новым вызовам безопасности, что стало существенным стимулом к развитию и появлению новых инструментов для урегулирования региональных конфликтов и кризисов.
На сегодняшний день ЕС и ОБСЕ являются значимыми международными акторами, обладающими различными измерениями своей внешней деятельности. Крайне важным из них является участие в урегулировании региональных конфликтов. В современных условиях ЕС и ОБСЕ оказывают значительные усилия по урегулированию конфликтов по всему миру.

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава I. Исторические и теоретические аспекты деятельности международных акторов в процессе урегулирования региональных конфликтов………………………….……………..7
История участия Европейского союза в процессе урегулирования региональных конфликтов……………………………………………………………………….………7
Теоретические аспекты деятельности международных акторов в процессе урегулирования региональных конфликтов…………………………………………15
Глава II. Участие Европейского союза в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии……………………………………………………23
Становление участия Европейского союза в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии (1992-2003 гг.)…………………………………………………………………………………………23
Усиление участия Европейского союза в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии (2003-2008 гг.)……………………………28
Современный этап участия Европейского союза в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии (с 2008 года по настоящее время)……………………………………………………………………………………39
Глава III. Участие Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии…………………55
Начальный этап участия Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии (1992-2003 гг.): эффективный поиск путей разрешения конфликтов………………………………………………………………………………55
Переходный этап участия Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии (2003-2008 гг.): рост напряжённости и осложнение сотрудничества………………64
Современный этап участия Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии (с 2008 года по настоящее время): изменение конфигурации международных акторов в процессе разрешения данных конфликтов……………68
Заключение………………………………………………………………………………………72
Список источников и литературы……..………………………………………………………75
Источники………………………………………………………………………………………..75
Литература……………………..………………………………………………………………..79

Разрушительные войны первой половины 20 века в Европе привели к поиску путей обеспечения мира и недопущения повторения крупномасштабной войны на европейском континенте. Это обстоятельство дало энергичный импульс проекту европейской интеграции, который в течение Холодной войны успешно обезопасил Европу от войн.
Исчезновение биполярной системы международных отношений и окончание Холодной войны ознаменовались появлением многочисленных конфликтов на европейской периферии, которые образовались с распадом некоторых коммунистических государств (прежде всего, Югославии и Советского Союза) и существенным образом угрожали европейской безопасности. Во многом Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Европейский союз (ЕС) оказались неготовыми к новым вызовам безопасности, что стало существенным стимулом к развитию и появлению новых инструментов для урегулирования региональных конфликтов и кризисов.
На сегодняшний день ЕС и ОБСЕ являются значимыми международными акторами, обладающими различными измерениями своей внешней деятельности. Крайне важным из них является участие в урегулировании региональных конфликтов. В современных условиях ЕС и ОБСЕ оказывают значительные усилия по урегулированию конфликтов по всему миру.
Актуальность темы исследования определяется следующими факторами:
– Конфликты в Абхазии и Южной Осетии представляют собой одну из ключевых проблем Южного Кавказа, оказывая значительное влияние на политику в данном регионе.
– Участие ЕС и ОБСЕ в конфликте неоднозначно. С одной стороны, на сегодняшний день ЕС выступает гарантом мира в Грузии и сдерживает конфликты от повторной эскалации. С другой стороны, за почти 30 лет ЕС и ОБСЕ не удалось достигнуть существенного прогресса в разрешении данных конфликтов и предотвратить возникновение вооружённого кризиса в Южной Осетии в 2008 году.
– Конфликты в Абхазии и Южной Осетии представляют собой пример комплексного регионального конфликта, разрешение которого затрудняется вовлечением соседних стран, прежде всего, России.
Объектом исследования является деятельность ЕС и ОБСЕ по урегулированию региональных конфликтов.
Предметом исследования являются результаты деятельности ЕС и ОБСЕ по урегулированию региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии.
Целью исследования является установление особенностей формирования, содержания и эффективности участия ЕС и ОБСЕ в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
– определить историю становления ЕС в качестве актора, участвующего в урегулировании региональных конфликтов;
– определить теоретическую основу исследования путём выявления основных подходов к определению базовых категорий исследования и основных теоретических концепций, объясняющих деятельность международных акторов по урегулированию региональных конфликтов;
– проанализировать участие ЕС в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии на различных этапах с целью выявления отличий в интенсивности и результативности деятельности ЕС;
– проанализировать участие ОБСЕ в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии на различных этапах с целью выявления отличий в интенсивности и результативности деятельности ОБСЕ.
Методология исследования
Исследование проводилось с использованием общенаучных методов: описания, анализа, синтеза, индукции, абстрагирования и сравнения. Также были задействованы специальные методы: структурно-функциональный политический анализ, сравнительный политический анализ, анализ статистических данных и качественный анализ документов. Для анализа эволюции позиции международных акторов по отношению к урегулированию данных конфликтов использовался историко-описательный метод исторического познания.
Обзор использованных источников и исследований
Эмпирическая база работы включает следующие группы источников.
Документы ЕС, ОБСЕ и ООН:
– основополагающие Договоры ЕС;
– документы институтов ЕС (документы Совета ЕС, Европейской Комиссии, заключения Европейского Совета и др.) и институтов ОБСЕ (документы Постоянного совета);
– информационные сообщения и справочные материалы с официальных интернет-сайтов ЕС, ОБСЕ, ООН;
– документы, согласованные ЕС со сторонами конфликта.
2. Документы, связанные с ходом конфликтов в Абхазии и Южной Осетии:
– соглашения о прекращении огня;
– отчёты, сделанные в результате выяснения обстоятельств вооружённого конфликта.
Оценивая степень научной разработанности, следует выделить несколько групп работ.
Труды по теоретическим подходам к роли международных акторов в урегулировании региональных конфликтов
Вопросами концептуализации таких понятий как «урегулирование конфликта», «разрешение конфликта», «посредничество» занимались такие исследователи, как Дж. Беркович, П. Реган, С. Волфф, Р. Уитман, Т. Тарди и другие.
В исследовании используются теоретические концепции европеизации конфликтов, разработанные в коллективной монографии «Европеизация и разрешение конфликтов: конкретные исследования европейской периферии» и в работах Е. Баракани, и гражданской силы, описанной в статьях Ф. Дюшена.
Теоретической основой для исследования стала концепция нормативной силы, разработанная в работах И. Маннерса, Т. А. Романовой и Е. В. Саворской.
Труды, посвящённые участию ЕС в процессе урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии
Участие ЕС в процессе урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии особенно подробно рассмотрено в монографиях и статьях Ю. Бергманна и Н. Попеску. Также роль и участие ЕС в процессе урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии рассматривается в работах Д. Элли, М. Мерлингена, Р. Остраускайте, Н. Михелидзе, Н. Мачарашвили, Е. Басилаи, Н. Самхарадзе, Т. Джоман и некоторых других исследователей.
Труды, посвящённые участию ОБСЕ в процессе урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии
Участие ОБСЕ в процессе урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии подробно рассмотрено в статьях М. Кёниг, С. Стёбер, Ф. Якоби, Х. Айффа и Л. Микеладзе, опубликованных в ежегодном сборнике ОБСЕ «OSCE Yearbook». Также роль ОБСЕ в данных конфликтах рассматривается в работах Р. Рива, Д. Галбрефа и С. Саари.
Научная новизна работы заключается в почти не предпринимавшейся ранее в российской академической среде попытке исследования роли участия ЕС и ОБСЕ в ходе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии на протяжении всего времени существования конфликтов. Несмотря на существование в российской науке некоторых работ, посвящённых конфликтам в Абхазии и Южной Осетии, крайне малая часть из них уделяет внимание анализу участия ЕС и ОБСЕ в их урегулировании. В мировой науке больший акцент уделяется изучению роли ЕС в иных региональных конфликтах (например, палестино-израильский конфликт, конфликты на территории бывшей Югославии и на Кипре), тогда как конфликты на постсоветском пространстве остаются в тени внимания исследователей.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
В первой главе проводится анализ становления ЕС как актора, участвующего в процессе урегулирования региональных конфликтов, и теоретических подходов и концепций, объясняющих деятельность международных акторов в процессе урегулирования региональных конфликтов.
Во второй главе проводится анализ участия ЕС в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии: выделяются различные этапы участия, производится оценка интенсивности и эффективности участия на каждом этапе.
В третьей главе проводится анализ участия ОБСЕ в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии: выделяются различные этапы участия, производится оценка интенсивности и эффективности участия на каждом этапе.

На основании проделанного исследования можно прийти к следующим выводам.
На современном этапе политика ЕС и ОБСЕ по разрешению региональных конфликтов в значительной мере является результатом реагирования на вызовы европейской безопасности, возникшие в результате распада биполярной системы международных отношений и окончания Холодной войны.

Предотвращение конфликтов представляет собой важное измерение внешней политики ЕС. Наряду с иными международными акторами, как ОБСЕ и ООН, ЕС является одним из самых важных международных акторов, осуществляющих деятельность по предотвращению конфликтов.

В своей деятельности по предотвращению конфликтов ЕС руководствуется как прагматическими соображениями (конфликты на европейской периферии, например, в регионе соседства могут угрожать непосредственной безопасности ЕС и его граждан), так и нормативными мотивами, продвигая ценности мира, прав человека и верховенства права.

Анализ и систематизация основных подходов к определению таких понятий, как «урегулирование конфликта», «разрешение конфликта», «посредничество», а также основных теоретических концепций, объясняющих деятельность международных акторов в процессе разрешения конфликтов, способствовали более детальному анализу участия ЕС и ОБСЕ в процесс урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии.

Участие ЕС в процессе урегулирования региональных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии прошло различные этапы. Несмотря на то, что ЕС выражал определённый интерес к проблемам Южного Кавказа с середины 1990-х годов, ЕС на этом этапе не смог выработать чёткое видение того, как решить данные проблемы. Новый стимул участию ЕС в процесс урегулирования данных конфликтов был получен в 2003 году с назначением Специального представителя ЕС по Южному Кавказу и стартом Европейской политики соседства. Более активное участие ЕС в процессе урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии возникло благодаря новым расширениям ЕС, прекращению конфликтов на Балканах, развитием инструментов ОПБО, а также совпало с внутренними изменениями в Грузии, произошедшими после Революции роз и приведшими к распространённости идей о территориальной целостности Грузии и ожидании помощи со стороны ЕС. Повышение значимости вопросов энергетической безопасности также привело к большему вниманию к региону Южного Кавказа. Несмотря на то, что в период до 2008 года участие ЕС в процессе урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии было сопряжено с рядом ограничений, ЕС искал пути осторожного повышения участия в разрешении данных конфликтов.

В течение вооружённого конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года и после него ЕС смог стать главным актором и посредником в урегулировании конфликтов в Абхазии и Южной Осетии в силу того, что миссии ООН и ОБСЕ в ближайшее время после вооружённого конфликта были прекращены из-за российского вето. Действия ЕС, положившие конец вооружённому конфликту, обеспечившие вывод российских вооружённых сил из Грузии, и проведение Женевских международных дискуссий воспринималось в самом ЕС как большой дипломатический успех в сравнении с полным отсутствием эффективной американской дипломатии в течение августа и сентября 2008 года. Однако большая заслуга такого успеха находилась в руках уверенных действий Николя Саркози в рамках председательства Франции в Совете ЕС, а не из-за эффективных инструментов внешней политики ЕС. На Женевских международных дискуссиях ЕС впервые сыграл роль посредника в переговорах по урегулированию конфликта.

ОБСЕ не удалось достичь разрешения конфликта в Южной Осетии на первом этапе своего участия. Впоследствии с приходом к власти новых президентов в России в 2000 году, в Южной Осетии в 2001 году и в Грузии в 2003 году и ростом напряжённости между Грузией и Южной Осетией окно возможностей по разрешению конфликта стало значительно меньше. Ключевую роль для участия ОБСЕ в процессе урегулирования конфликтов в Абхазии и Южной Осетии сыграл вооружённый конфликт в Южной Осетии в 2008 году, который привёл к окончанию деятельности Миссии ОБСЕ в Грузии, существенному уменьшению участия ОБСЕ и становлению ЕС как центрального международного актора и посредника в разрешении данных конфликтов. Нежелание сторон конфликта идти на компромисс стало ключевым фактором, приведшем к почти полному отсутствию прогресса в процессе разрешения конфликтов в Абхазии и Южной Осетии. В этом контексте время (период с 1992 по 2000 год), когда стороны конфликта были готовы идти на компромисс и взаимные уступки, было упущено ОБСЕ, что может быть косвенным доказательством неэффективности его участия в разрешении данных конфликтов.

Источники
Основополагающие договоры ЕС
Consolidated versions of the Treaty on European Union and the Treaty on the Functioning of the European Union. OJ C 115. 9 May 2008. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/?uri=CELEX%3A12012M%2FTXT (Дата обращения: 20.05.2020)
Single European Act. 1986. URL: https://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:a519205f-924a-4978-96a2-b9af8a598b85.0004.02/DOC_1&format=PDF (Дата обращения: 25.05.2020)
Treaty on European Union. 1992. URL: https://europa.eu/european-union/sites/europaeu/files/docs/body/treaty_on_european_union_en.pdf (Дата обращения: 20.05.2020)
Документы институтов ЕС и ОБСЕ
A secure Europe in a better world – European Security Strategy URL: https://www.consilium.europa.eu/uedocs/cmsUpload/78367.pdf (Дата обращения: 18.05.2020)
Communication from the Commission Towards a European Union Strategy for Relations with the Transcaucasian Republics, Brussels, 31.05.1995, COM(95) 205 final. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:51996IP0279&from=EN (Дата обращения: 20.05.2020)
Council Joint Action 2003/423/CFSP of 5 June 2003 on the European Union military operation in the Democratic Republic of Congo. OJ 2003 L 143/50. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32003E0423&from=EN (Дата обращения: 20.05.2020)
Council Joint Action 2003/496/CFSP of 7 July 2003 concerning the appointment of an EU Special Representative for the South Caucasus. OJ 2003 L 169/74. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:32003E0496&from=EN (Дата обращения: 20.05.2020)
Council Joint Action 2004/523/CFSP of 28 June 2004 on the European Union Rule of Law Mission in Georgia, EUJUST Themis. OJ 2004 L 228/21. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32004E0523&from=EN (Дата обращения: 20.05.2020)
Council Joint Action 2008/736/CFSP of 15 September 2008 on the European Union Monitoring Mission in Georgia, EUMM Georgia. OJ 2008 L 248/26. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32008E0736&from=EN (Дата обращения: 16.05.2020)
Council Joint Action 2008/760/CFSP of 25 September 2008 appointing the European Union Special Representative for the crisis in Georgia. OJ 2008 L 259/16. – P. 1. URL: https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2008:259:0016:0018:EN:PDF (Дата обращения: 12.05.2020)
Council Joint Action 2008/796/CFSP of 13 October 2008 amending the mandate of the EU Special Representative for the South Caucasus. OJ 2008 L 272/19. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32008E0796&from=EN (Дата обращения: 20.05.2020)
EU/Georgia Action Plan. URL: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/georgia_enp_ap_final_en_0.pdf (Дата обращения: 28.05.2020)
European Commission, Communication on the Development of Energy Policy for The Enlarged European Union, its Neighbours and Partner Countries, Brussels, 13.5.2003, COM (2003) 262 Final. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:52003DC0262R(01)&from=DE (Дата обращения: 30.05.2020)
European Commission, Country Strategy Paper 2003-2006: Georgia, September 2003. URL: http://www.parliament.ge/files/491_6279_204985_NIP-2004-2006.pdf (Дата обращения: 20.05.2020)
European Neighbourhood Policy Strategy Paper. URL: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/sites/near/files/2004_communication_from_the_commission_-_european_neighbourhood_policy_-_strategy_paper.pdf (Дата обращения: 20.05.2020)
Franco-British St. Malo Declaration (4 December 1998) URL: https://www.cvce.eu/content/publication/2008/3/31/f3cd16fb-fc37-4d52-936f-c8e9bc80f24f/publishable_en.pdf (Дата обращения: 16.05.2020)
OSCE, Permanent Council, Decision No. 334, 15 December 1999, PC.DEC/334 URL: https://www.osce.org/files/f/documents/f/0/27908.pdf (Дата обращения: 20.05.2020)
OSCE, Permanent Council, Decision No. 450, Geographical Expansion of the Border Monitoring Operation of the OSCE Mission to Georgia, PC.DEC/450 13 December 2001 URL: https://www.osce.org/files/f/documents/4/6/18176.pdf (Дата обращения: 20.05.2020)
OSCE, Permanent Council, Decision No. 523, Border Monitoring Operation of the OSCE Mission to Georgia, PC.DEC/523 19 December 2002 URL: https://www.osce.org/files/f/documents/3/5/12536.pdf (Дата обращения: 20.05.2020)
Presidency Conclusions Cologne European Council 3 and 4 June 1999 URL: https://www.consilium.europa.eu/media/21070/57886.pdf (Дата обращения: 20.05.2020)
Presidency Conclusions Extraordinary European Council 1 September 2008 URL: http://register.consilium.europa.eu/doc/srv?l=EN&f=ST%2012594%202008%20INIT (Дата обращения: 15.05.2020)
Presidency Conclusions Santa Maria Da Feira European Council 19 and 20 June 2000 URL: https://www.consilium.europa.eu/media/21027/santa-maria-da-feira-european-council-presidency-conclusions.pdf (Дата обращения: 20.05.2020)
Информационные сообщения и справочные материалы с официальных интернет-сайтов ЕС, ОБСЕ, ООН и России
Establishment of the Personal Representative of the Chairman-in-Office for Georgia URL: https://www.osce.org/georgia-closed/22213 (Дата обращения: 20.05.2020)
EU Special Representatives URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/3606/eu-special-representatives_en (Дата обращения: 20.05.2020)
EUMM Press Release of 26 January 2009 URL: http://www.eumm.eu/en/press_and_public_information/press_releases/796 (Дата обращения: 20.05.2020)
Factsheet and Figures. EUMM Georgia. URL: https://eumm.eu/en/about_eumm/facts_and_figures (Дата обращения: 10.05.2020)
Foreign policy: aims, instruments and achievements URL: https://www.europarl.europa.eu/factsheets/en/sheet/158/foreign-policy-aims-instruments-and-achievements (Дата обращения: 15.05.2020)
Group of Friends of Secretary-General Review Georgia-Abkhaz Peace Process URL: https://www.un.org/press/en/2004/sgsm9646.doc.htm (Дата обращения: 22.05.2020)
Head of Mission. EUMM Georgia. URL: https://eumm.eu/en/about_eumm/hom (Дата обращения: 10.05.2020)
Military and civilian missions and operations URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/430/military-and-civilian-missions-and-operations_en#:~:text=The%20European%20Union%20has%20undertaken,framework%20of%20a%20comprehensive%20approach. (Дата обращения: 20.05.2020)
The Headline Goal URL: https://www.peacepalacelibrary.nl/ebooks/files/05-gl.pdf (Дата обращения: 20.05.2020)
The Schuman Declaration – 9 May 1950 URL: https://europa.eu/european-union/about-eu/symbols/europe-day/schuman-declaration_en (Дата обращения: 18.05.2020)
UNSC Press Release SC/9681 of 15 June 2009 URL: https://www.un.org/press/en/2009/sc9681.doc.htm (Дата обращения: 20.05.2020)
Visa liberalisation with Moldova, Ukraine and Georgia URL: https://ec.europa.eu/home-affairs/what-we-do/policies/international-affairs/eastern-partnership/visa-liberalisation-moldova-ukraine-and-georgia_en (Дата обращения: 23.05.2020)
Ежегодный доклад о деятельности ОБСЕ за 1993 год URL: https://www.osce.org/files/f/documents/6/8/14585.pdf (Дата обращения: 22.05.2020)
Постоянный совет партнёрства URL: https://russiaeu.ru/ru/postoyannyi-sovet-partnerstva (Дата обращения: 20.05.2020)
Документы, согласованные ЕС с третьими странами
Association Agreement between the European Union and Georgia. OJ 2014 L 261/4. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/PDF/?uri=CELEX:22014A0830(02) (Дата обращения: 23.05.2020)
EU-Georgia partnership and cooperation agreement. OJ 1999 L 205/3. URL: https://ec.europa.eu/world/agreements/downloadFile.do?fullText=yes&treatyTransId=632 (Дата обращения: 20.05.2020)
EU-Russia partnership and cooperation agreement. OJ 1997 L 327/40. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:21997A1128(01)&from=EN (Дата обращения: 20.05.2020)
Документы, связанные с ходом конфликтов
Agreement on Principles of Settlement of the Georgian-Ossetian Conflict URL: https://www.peaceagreements.org/viewmasterdocument/1699 (Дата обращения: 20.05.2020)
Implementation of the Plan of 12 August 2008 (The Medvedev-Sarkozy-Saakashvili plan) URL: https://www.peaceagreements.org/viewmasterdocument/725 (Дата обращения: 15.05.2020)
Independent International Fact-Finding Mission on the Conflict in Georgia. Report. Vol. I-III. September 2009.
Protocol on Agreement (The Medvedev-Sarkozy-Saakashvili plan) URL: https://www.peaceagreements.org/viewmasterdocument/724 (Дата обращения: 15.05.2020)
Литература
A Nation Writ Large? Foreign-Policy Problems before the European Community / Kohnstamm M., Hager W. [et al.] – London: Palgrave Macmillan UK, 1973.
Asmus R. D. A little war that shook the world: Georgia, Russia, and the future of the West. New York: Palgrave Macmillan, 2010.
Baracani, E. The European Union and Conflict Prevention. What Europeanization? // World Political Science – 2016. № 12(2). – P. 219-239.
Bercovitch J. Mediation Success or Failure: A Search For the Elusive Criteria. // Cardozo Journal of Conflict Resolution – 2006. № 7. – P. 289-302.
Bercovitch J, Fretter J. Regional Guide to International Conflict and Management from 1945 to 2003. Washington: CQ Press, 2004.
Bercovitch J., Regan P. The Structure of International Conflict Management: An Analysis of the Effects on Interactability and Mediation // International Journal of Peace Studies. – 1999. № 4 (1). – P. 1-14.
Bergmann J. The European Union as International Mediator. Brokering Stability and Peace in the Neighbourhood. Palgrave Macmillan, 2020.
Contemporary Conflict Resolution / Ramsbotham, O., Woodhouse T., Miall H. [et al.] – Cambridge: Polity Press, 2005.
Eiff H. The OSCE Mission to Georgia and the Status of South Ossetia // OSCE Yearbook 2008. – P. 35-43.
Frazier D., Dixon, W. J. Third Party Intermediaries and Negotiated Settlements, 1946–2000 // International Interactions – 2006. № 32 (4). – P. 385-408.
Frichova Grono M. Georgia’s conflicts: What role for the EU as mediator? // IfP Mediation Cluster. Initiative for Peacebuilding. March 2010.
Galbreath D. The Organization for Security and Co-operation. London, New York: Routledge, 2007.
German T. Abkhazia and South Ossetia: Collision of Georgian and Russian Interests // Russie.Nei.Visions – 2006. № 11.
German T. Visibly Invisible: EU Engagement in Conflict Resolution in the South Caucasus // European Security – 2007. Vol. 16. № 3-4. – P. 357-374.
Helly D. L’Action extérieure de l’Union européenne dans le Caucase du Sud, 1992-2002. Modes d’action, influence et légitimité. PhD Thesis. Sciences Po – Institut d’études politiques de Paris, 2003.
International Multi party Mediation and Conflict Management: Challenges of Cooperation and Coordination. / Vukovic S. [et al.] – London: Routledge, 2016.
Jacoby V. The OSCE Mission to Georgia // OSCE Yearbook 2003 – P. 163-170.
König M. The Georgian-South Ossetian conflict // OSCE Yearbook 2004 – P. 237-249.
Lynch D. Why Georgia Matters // Chaillot Paper No. 86 February 2006.
Macharashvili N., Basilaia E., Samkharade N. Assessing the EU’s conflict prevention and peacebuilding interventions in Georgia // Whole of Socieity Conflict Prevention and Peacebuilding. 24 March 2017.
Manners I. Normative Power Europe: A Contradiction in Terms? // Journal of Common Market Studies. – 2002. Vol. 40. № 2. – P. 235-258.
Manners I. The Concept of Normative Power in World Politics // DIIS Brief. – May 2009.
Merlingen M., Ostrauskaite R. EU Peacebuilding in Georgia: Limits and Achievements // Cleer Working Papers 2009/6.
Mikeladze L. Georgia and the OSCE // OSCE Yearbook 1999 – P. 93-104.
Mikhelidze N. The Geneva talks over Georgia’s territorial conflicts: Achievements and challenges // Instituto Affari Internazionali. Documenti IAI 10/25. November 2010.
Popescu N. EU Foreign Policy and Post-Soviet Conflicts: Stealth intervention. New York: Routledge, 2011.
Popescu N. Europe’s Unrecognised Neighbours The EU in Abkhazia and South Ossetia // CEPS Working Document, No. 260, March 2007.
Power in World Politics / Berenskoetter F., Williams M. [et al.] – London: Routledge, 2007.
Reeve R. The OSCE Mission to Georgia and the Georgian-Ossetian conflict: An overview of activities // Helsinki Monitor – 2006. Vol. 17. № 1. – P. 57-68.
Russian foreign policy in the 21st century / Kanet R. E. [et al.] – Houndmills, Basingstoke, Hampshire, New York: Palgrave Macmillan, 2010.
Saari S. The Thin Line between Failure and Success. The OSCE’s Competence and Capability in Conflict Management: The Case of Georgia // Security and Human Rights – 2014. № 25 (2) – P. 235-241.
Stöber S. The Failure of the OSCE Mission to Georgia – What Remains? // OSCE Yearbook 2010 – P. 203-220.
Tardy T. CSDP in action: What contribution to international security? // Chaillot Papers – 2015. № 134.
The European Union as a Global Conflict Manager / Wolff S., Whitman R. G. [et al.] – London, New York: Routledge, 2012.
The Oxford Handbook of Governance / D. Levi-Faur [et al.] – Oxford: Oxford University Press, 2012.
Third Parties and Conflict Prevention / Mellbourn A., Wallensteen P. [et al.] – Stockholm: Gidlunds, 2008.
Внешняя политика и международные связи Европейского Союза: осмысливая роль ЕС в мире / Игумнова Л. О., Лекаренко О. Г., Агафонов Ю. Г. [и др.]; под ред. Л. О. Игумновой. – Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2018.
Европеизация и разрешение конфликтов: конкретные исследования европейской периферии / Коппитерс Б. [и др.] – М.: Издательство «Весь мир», 2005.
Романова Т. А. Евросоюз как нормативная сила и проблемы её восприятия в России как барьер на пути политико-правового сближения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. – 2011. Серия 6. № 1. – С. 52-66.
Саворская Е. В. Сущность концепции «нормативной силы» Европейского союза // Балтийский регион. -2015. № 4. – С. 90-104.
Самутина О. С., Юматов К. В. Европейский союз, Россия и грузино-абхазский конфликт (1992-2015 гг.) // Вестник КемГУ. – 2015. № 3-2 (63). – С. 223-230.
Самутина О. С., Юматов К. В. Информационное обеспечение деятельности по урегулированию грузино-южноосетинского конфликта Миссии наблюдателей Европейского союза в Грузии // Вестник КемГУ. – 2014. № 3 (59). – С. 298-304
Самутина О. С., Юматов К. В. Россия и Европейский союз на Южном Кавказе: миротворчество и мифотворчество // Вестник Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. – 2014. № 7. – С. 88-94.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету