Уголовно-правовая охрана суррогатного материнства
Аннотация
к выпускной квалификационной работе
Куницкой Екатерины Александровны
Направление 40.04.01 «Юриспруденция»
Основная образовательная программа ВМ.5788.2019 «Уголовное право»
Тема ВКР: «Уголовно-правовая охрана суррогатного материнства»
Научный руководитель: профессор кафедры уголовного права, доктор юридических наук Щепельков Владислав Федорович
Несмотря на отсутствие правовых запретов суррогатного материнства в Российской Федерации, нередко возникают ситуации, когда использование данной вспомогательной репродуктивной технологии квалифицируется как уголовно наказуемое деяние. Законодатель в рамках ст. 127.1 УК РФ предусмотрел ответственность за торговлю людьми, но не предусмотрел исключения уголовной ответственности при совершении коммерческого суррогатного материнства.
В связи с этим возникает необходимость в построении модели уголовно-правовой охраны суррогатного материнства в Российской Федерации, которая была бы согласована с положениями иной отраслевой принадлежности.
Целью исследования в рамках настоящей работы является разработка модели уголовно-правовой охраны суррогатного материнства, а также выработка предложений по оптимизации практики применения УК РФ за преступления в сфере суррогатного материнства (разработка отвечающих требованиям закона правил квалификации общественно опасных деяний в сфере суррогатного материнства по ст. 127.1 УК РФ).
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач: 1) охарактеризовать правовое регулирование суррогатного материнства в Российской Федерации, 2) дать понятие и особенности суррогатного материнства и его участников, 3) определить на основе изучения практики применения виды типичных правоприменительных ситуаций, связанных с уголовной ответственностью участников отношений в сфере суррогатного материнства, 4) проанализировать практику применения ст. 127.1 УК РФ в отношении участников отношений в сфере суррогатного материнства, 5) провести сравнительный анализ с законодательством зарубежных стран, 6) сформулировать предложения по изменению уголовного закона в части ответственности за общественно опасные деяния в сфере суррогатного материнства.
Проанализировано законодательство по суррогатному материнству более чем 20 стран, а также правоприменительная практика в РФ, в связи с чем сделаны выводы о том, что обеспечить нормальную реализацию репродуктивной технологии в виде суррогатного материнства без, не всегда обоснованного, вмешательства правоохранительных структур возможно путем декриминализации тех или иных действий суррогатной матери (отца), которые внешне могут подпадать под отдельные признаки состава преступления, предусмотренного ст.127.1. УК РФ.
Ключевые слова: суррогатное материнство, ст. 127.1 УК РФ, правовое регулирование, зарубежные страны, отцы-одиночки, репродуктивные технологии.
В XXI веке невероятно стремительное развитие получили вспомогательные репродуктивные технологии (далее – ВРТ), которые появились в качестве инновационных методов лечения бесплодия. Количество применений ВРТ в мире стабильно растет: например, в . количество зафиксированных международных соглашений о суррогатном материнстве выросло в десять раз по сравнению с ., при этом суррогатное материнство, помимо морально-этических, порождает немало правовых проблем и коллизий, поскольку нормативно-правовое регулирование данного явления не самая простая задача для законодательных органов государств. На Петербургском экономическом форуме в мае . Д.А. Медведев, на тот момент Председатель Правительства РФ, обратил внимание на необходимость законодательного регулирования суррогатного материнства в России, поскольку отсутствие правовой регламентации порождает немало проблем.
До недавних пор в отечественном законодательстве не использовался термин «суррогатное материнство». Первые упоминания о правоотношениях в сфере суррогатного материнства появились в 2011 году.
В настоящее время суррогатное материнство опирается на следующие правовые нормы:
1. В соответствии со ст. 55 Федерального закона от 21 ноября . N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» суррогатное материнство – это вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям. Помимо определения, данный закон содержит требования к суррогатным матерям, ограничения и противопоказания для применения данной технологии.
2. В соответствии с Приказом Минздрава России от 31.07.2020 N 803н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» суррогатное материнство является одним из методов вспомогательных репродуктивных технологий. В свою очередь, вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма. Однако подобное определение в большей степени является медицинским и не затрагивает правовые вопросы защиты интересов новорожденного ребенка, взаимоотношений между заказчиками и суррогатной матерью.
3. кодекс Российской Федерации в статьях 51, 52 затрагивает исследуемое явление только с позиции регистрации ребенка, рожденного с помощью суррогатной матери.
4. Особенности получения свидетельства о рождении и регистрации ребенка на генетических родителей приведены в .
Помимо вышеназванных нормативно-правовых актов, взаимоотношения сторон в рамках оказания услуги по вынашиванию ребенка регулируются заключенным договором.
Несмотря на отсутствие правовых запретов суррогатного материнства в Российской Федерации, нередко возникают ситуации, когда использование данной вспомогательной репродуктивной технологии квалифицируется как уголовно наказуемое деяние.
Правовое регулирование суррогатного материнства нуждается в существенном изменении. Нередко, как свидетельствуют уголовные дела, возникают ситуации, уголовно-правовая квалификация по которым дается как торговля людьми, и, в то же время, с позиции законодательства, собственно регулирующего отношения в сфере суррогатного материнства, нарушений нет. Законодатель в рамках ст. 127.1 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) предусмотрел ответственность за торговлю людьми, но не предусмотрел исключения уголовной ответственности при совершении коммерческого суррогатного материнства. Такая ситуация предполагает, что любые факты передачи детей, рожденных с использованием технологии суррогатного материнства и заключением соответствующего договора, должны быть квалифицированы по ст. 127.1 УК РФ, как сейчас происходит в последних уголовных делах, что представляется неверным и совершенно недопустимым.
В связи с этим возникает необходимость в построении модели уголовно-правовой охраны суррогатного материнства в Российской Федерации, которая была бы согласована с положениями иной отраслевой принадлежности.
Актуальность темы обусловлена, прежде всего, тем, что из-за отсутствия специального законодательного регулирования суррогатного материнства на коммерческой основе, а также пробелов и сложности правовой оценки его по действующему УК РФ начали возбуждаться уголовные дела со спорной квалификацией по ст. 127.1 УК РФ в отношении суррогатных матерей, медицинских организаций, генетических родителей, что вызвало широкий общественный резонанс.
Стоит отметить, что большое количество авторов в своих работах уже высказывали свои точки зрения на некоторые пробелы в правовом регулировании суррогатного материнства. Так, Щербак А.Ю. рассуждает об органах опеки, как о защитнике интересов младенца; Самойлова В.В. в своих трудах предлагает свою квалификацию и выделяет пять видов суррогатного материнства; Андрианов А.В. выделяет виды суррогатного материнства в зависимости от наличия биологических связей; Долголенко Т.В. рассуждает о квалификации ситуации, когда еще не родившая женщина ищет будущих родителей для своего ребенка (по ее мнению действия суррогатной матери необходимо квалифицировать как покушение на торговлю людьми); Кручинина Н.В., Холевчук А.Г. считают, что при коммерческом суррогатном материнстве происходит фальсификация, позволяющая субъектам избежать уголовной ответственности.
Целью исследования в рамках настоящей работы является разработка модели уголовно-правовой охраны суррогатного материнства, а также выработка предложений по оптимизации практики применения УК РФ за преступления в сфере суррогатного материнства (разработка отвечающих требованиям закона правил квалификации общественно опасных деяний в сфере суррогатного материнства по ст. 127.1 УК РФ).
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
Охарактеризовать правовое регулирование суррогатного материнства в Российской Федерации.
Дать понятие и особенности суррогатного материнства и его участников.
Определить на основе изучения практики применения виды типичных правоприменительных ситуаций, связанных с уголовной ответственностью участников отношений в сфере суррогатного материнства.
Проанализировать практику применения ст. 127.1 УК РФ в отношении участников отношений в сфере суррогатного материнства.
Провести сравнительный анализ с законодательством зарубежных стран.
Сформулировать предложения по изменению уголовного закона в части ответственности за общественно опасные деяния в сфере суррогатного материнства.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с уголовно-правовой охраной суррогатного материнства.
Предметом исследования выступают нормы уголовного законодательства, мнения и взгляды ученых, отраженные в специальной литературе, а также материалы судебной практики.
При написании работы применялись общенаучные методы (анализ, синтез), формально-юридический, критико-правовой методы, др.
Практическое значение результатов проведенного исследования заключается в возможности применения материалов исследования в процессе обучения студентов юридического факультета при рассмотрении данной темы на занятиях.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав и заключения и приложения.
Таким образом, по результатам проведенного в процессе написания данной работы анализа правоприменительной практики судов Российской Федерации относительно уголовно-правовой охраны суррогатного материнства, было подтверждено наличие пробелов нормативного правового регулирования сферы применения рассмотренной ВРТ, что приводит к необоснованной квалификации рождения детей с использованием суррогатного материнства как уголовного деяния, предусмотренного ст. 127.1. УК РФ, при этом субъектами данного преступления правоприменители признают не только биологических родителей и/или суррогатную мать, но и лиц, которые какими-либо действиями участвовали в реализации ВРТ.
При отсутствии запрета суррогатного материнства и полноценной нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс применения данной технологии, подобная квалификация деяния является неправомерной. Законопроект, рассматриваемый в настоящее время в Государственной Думе РФ, не решает большинства возникающих проблем, а лишь вводит большее количество ограничений, не снимая проблемы введения детализированного механизма реализации суррогатного материнства.
Разрешение рассмотренной проблемы путем введения особого состава преступления в Уголовный кодекс РФ не представляется возможным, поскольку изначально речь идет о легальных гражданско–правовых отношениях, непосредственное нарушение законодательства о суррогатном материнстве имеет более организационно-процедурный характер. Следовательно, основания для введения нового состава преступного посягательства отсутствуют.
Установление какого-либо дополнительного квалифицирующего признака в статье 127.1. УК РФ в виде указания на суррогатное материнство также не представляется возможным, поскольку совершение противоправных действий в рамках именно суррогатного материнства бывает социально и психологически оправданным и выступает пусть и не смягчающим уголовную ответственность обстоятельством, но и явно не отягчающим ее.
Обеспечить нормальную реализацию репродуктивной технологии в виде суррогатного материнства без не всегда обоснованного вмешательства правоохранительных структур возможно путем декриминализации тех или иных действий суррогатной матери (отца), которые внешне могут подпадать под отдельные признаки состава преступления, предусмотренного ст.127.1. УК РФ.
Однако и здесь, скорее, речь следует вести не о декриминализации, а об изначальном исключении из числа возможных субъектов указанного преступления. Такое исключение возможно в виде дополнительного указания к статье 127.1. УК РФ в форме примечания к статье, тем более, что к статье 127.1. УК РФ законодатель уже предусмотрел два примечания. Соответственно, возможно дополнить статью 127.1. Уголовного Кодекса Российской Федерации примечанием 3 следующего содержания:
«Уголовная ответственность по статье 127.1. УК РФ не распространяется на суррогатных родителей новорожденного потерпевшего».
Вместе с тем, подобная новелла, снижающая напряжение в обществе, с очевидностью приведет к возникновению пробелов в праве, поскольку останется открытым вопрос, каким тогда образом решать вопрос об уголовной ответственности суррогатных родителей? В любом случае, способствовать образованию нового пробела в уголовном праве вряд ли верно.
Предложенный выше выход подается автором данного исследования не в виде готового итогового разрешения ситуации, а как указание на возникшую проблему и необходимость ее решения правовыми средствами. В данной ситуации правильнее было бы дождаться анализа судебной практики Верховным Судом Российской Федерации и оценить уже выводы высшей судебной инстанции.
Анализ различных правовых подходов зарубежных стран к вопросу регулирования проблемы суррогатного материнства показал нам, что суррогатное материнство будет развиваться независимо от нашего отношения или церкви к этому вопросу, так как человек запрограммирован от природы, как все живые существа, на продолжение своего рода, а генетический ребенок (включая психологические факторы и т.п.) во все времена был и будет роднее, чем усыновленный. Так, если человек не имеет возможности выносить ребенка естественным путём, то человек будет искать для этого другие методы и способы правового регулирования этих методов, соответственно. Как уже отмечалось выше, все государства делятся на 4 категории: 1) страны, где суррогатное материнство не регулируется на законодательном уровне, но практикуется, 2) страны, где на суррогатное материнство накладываются существенные ограничения, 3) страны, где полностью разрешено суррогатное материнство (лишь небольшие ограничения), 4) страны, где на законодательном уровне полностью запрещено суррогатное материнство. Так из третьей категории стран можно было бы обратиться к опыту регулирования института суррогатного материнства Республики Беларусь, где в статье 52 «Кодекса Республики Беларусь о браке и семье» № 278-З от 09.07.1999 дается определение матери ребенка, которой признается генетическая женщина суррогатного ребенка. Я бы переняла законодательный опыт в плане признания матерью суррогатного ребенка именно той женщины, которая является генетической матерью ребенка. Также предусмотрела бы невозможность отказа от ребенка генетических родителей.
1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1. Всеобщая декларация прав человека ООН от 10.12.1948 // Права человека: сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря . // СП «Консультант Плюс»
3. Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений от 20 декабря . (Россия не участвует)). // СП «Консультант Плюс»
4. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// СПС «КонсультантПлюс»
5. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) »// СПС «КонсультантПлюс».
6. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020)// СПС «КонсультантПлюс»
7. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 08.12.2003 N 162-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
8. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»//СПС «КонсультантПлюс».
9. Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об актах гражданского состояния» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)// СПС «КонсультантПлюс»
10. Приказ Минздрава России от 31.07.2020 N 803н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению»// СПС «КонсультантПлюс».
11. Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954
12. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (ФЗ признан утратившим силу с 1 января .) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.
2. Материалы судебной практики
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!