Уполномоченный по защите прав предпринимателей как представитель бизнес сообщества в Российской Федерации
Целью работы является комплексное исследование деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей, как на федеральном, так и на региональном уровне, выступающих в качестве представителей предпринимательского сообщества. Исходя из поставленной цели, можно сформулировать основные задачи: 1. исследование генезиса института бизнес-омбудсмена в России и в отдельных зарубежных странах, проведение сравнительного анализа; 2. исследование характеристики правового статуса Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, выявление недостатков его правового регулирования; 3. изучение практик деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей в России; 4. разработка предложений по совершенствованию законодательства. Выводы, сделанные по результатам исследования: 1. кандидату на должность Уполномоченного следует предъявить дополнительные требования, такие как – наличие высшего экономического или юридического образования, опыт практической работы в организациях, осуществляющих защиту прав и законных интересов предпринимателей, опыт научной и педагогической деятельности по вопросам организации, правового регулирования предпринимательской деятельности и т.д.; 2. спорным является решение законодателя использовать в п.3 ст.1 Федерального закона от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» понятия «предпринимательское сообщество», не конкретизируя его содержания, таким образом, в работе на защиту выносятся два варианта раскрытия содержания данного оборота; 3. в норму ст.1 Федерального закона от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» следует внести изменения по следующим основным направлениям: привлечение Торгово-промышленной палаты РФ к процессу назначения Уполномоченного; исключить возможность участия Уполномоченного в политических партиях; конкретизировать процедуру досрочного прекращения полномочий, прописав основания, порядок досрочного прекращения полномочий, порядок назначения нового уполномоченного; дополнить статью институтом приостановки полномочий, предусмотрев основания, порядок приостановки и возобновления полномочий; 4. относительно совершенствования деятельности уполномоченного в уголовном процессе, необходимо наделить свидетельским иммунитетом как федерального Уполномоченного, так и региональных бизнес-омбудсменов, на весь срок полномочий. Дополнительно необходимо установить санкцию за воспрепятствование деятельности регионального уполномоченного, внеся соответствующие изменения в ст.17.2.2 КоАП РФ. В части привлечения к рассмотрению дел в отношении предпринимателей органов прокуратуры: предоставить прокурору право отменять решение о возбуждении уголовного дела; предусмотреть обязательное согласие прокуратуры на возбуждение уголовных дел; предоставить возможность стороне защиты право подавать прокурору «заключение защиты» (одновременно с обвинительным заключением следствия) – с обязательным приобщением к материалам дела; 5. России следует рассмотреть возможность инициации создания института омбудсмена на уровне международных организаций, например, таких как – Евразийский экономический союз, Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС и т.д. – тех организаций, в которых России принадлежит ведущая роль, для формирования единой политики государств-членов. Возможен вариант и создания единого модельного закона Межпарламентской ассамблеи СНГ «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей», поскольку этот орган направлен на гармонизацию и сближение законодательств стран-участниц, а также осуществляет деятельность по формированию правовых основ общего экономического пространства СНГ. Подобный закон мог бы быть ориентиром для регулирования деятельности уполномоченных различных стран.
Государство, провозгласив в статье 34 Конституции РФ свободу предпринимательской деятельности, должно обеспечить необходимый механизм защиты этого права, а также совершенствовать этот механизм в соответствии с текущими приоритетными целями и задачами государства.
Актуальность изучения темы исследования в последние годы возрастает, ввиду тенденции формирования специализированных институтов поддержки предпринимателей, поскольку очевидно, что в современном мире развитие предпринимательства имеет большое значение, так как на него возложено выполнение значимых экономических, социальных, трудовых и иных функций. Между тем, имеется значительный зарубежный опыт в данной сфере, поэтому его изучение необходимо для формирования положительных практик регулирования деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей в России.
Конец XX века, начало XXI века ознаменовалось ростом предпринимательской активности. Помимо прочего, начало 90-х годов было связано с резким скачком развития индивидуального предпринимательства: так в 1992 г. субъектов предпринимательства насчитывалось 266,7 тыс., в 1994 г. уже 865 тыс. На 1 марта 2018 года отмечено 3 689 305 коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств – 3 877 423.
Необходимость исследования выбранной темы обоснована тем, что быстрый рост предпринимательской активности требовал качественной правовой регламентации, а также поддержки со стороны государства. Реализации данной идеи, в частности, способствовало издание Указа Президента РФ от 22.06.2012 № 879 «Об уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей», который не только учреждал должность Уполномоченного, но и назначал на должность уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (далее по тексту равносильно понятию «бизнес-омбудсмена») Председателя общероссийской общественной организации «Деловая Россия», генеральный директор ОАО «Абрау-Дюрсо» Титов Борис Юрьевич. В 2018 году Титов Б.Ю. принял участие в президентских выборах от Партии Роста, основным направлением его программы было совершенствование экономики России. По результатам выборов за уполномоченного проголосовало 0,76% (556 801 человек). Данный процент не велик, однако и он подтверждает, что идеи Титова Б.Ю. находят свою поддержку.
Для стран с развитой рыночной экономикой, объем вмешательства государства в социально-экономическую сферу минимизирован и носит преимущественно косвенный характер. Однако в России прослеживается излишнее вмешательство государственных структур в деятельность предпринимательского сообщества, особо следует заметить, что порой подобное вмешательство вытекает в определенные формы давления со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, зачастую имеющие в своей основе коррупционный базис.
Деятельность «омбудсменов» осуществляется по наиболее злободневным вопросам, поэтому учреждение уполномоченного по защите прав предпринимателей видится логичным и служит обеспечению полноценной реализации закрепленного в Конституции принципа свободы предпринимательской деятельности.
Актуальность изучения деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ обосновывается необходимостью проведения фундаментального анализа не только нормативных правовых актов, но и правоприменения, изучение которых служит всестороннему охвату исследуемой темы работы для выработки путей совершенствования деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей в России.
Деятельность бизнес-омбудсмена обширна и затрагивает различные аспекты, а в период экономической нестабильности и значительных изменений законодательства в сфере предпринимательства, изучение его деятельности весьма актуально, именно на его плечи ложится всесторонняя поддержка предпринимательского сектора.
Ввиду новизны изучаемого правозащитного института, научная разработанность исследуемой темы не столь широка.
Следует отметить, что невозможно определение места и роли исследуемого института в механизме защиты конституционного права на свободу предпринимательской деятельности без обращения к трудам таких ученых, как А.Ю. Сунгуров, Л. В. Бойцова, В. В. Бойцова, А.Н. Палагина, Ю. С. Шемшученко, Г. А. Мурашин, Л.М. Энтин, Е. Лентовска, В.В.Эмих, А.А. Мохова, А.Н.Борисова и других. По теме работы имеются диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук А.П.Горбачева и В.А.Фадеевой.
Целью работы является комплексное исследование деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей как на федеральном, так и на региональном уровне, выступающих в качестве представителей предпринимательского сообщества.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать основные задачи:
изучение генезиса института бизнес-омбудсмена в России и в отдельных зарубежных странах, проведение их сравнительного анализа;
исследование характеристики правового статуса Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, выявление недостатков его правового регулирования;
изучение практик деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей в России;
разработка предложений по совершенствованию законодательства.
Объект выпускной квалификационной работы – общественные отношения, возникающие в процессе деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей.
Предмет исследования – регулирование деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ, посредством изучения основных нормативных правовых актов в данной сфере, а также практик реализации ими своих полномочий.
Теоретическая значимость работы заключается в возможности последующего обогащения теории конституционного и предпринимательского права выработанными предложениями по совершенствованию законодательства, нашедшими отражение в работе.
Практическая значимость работы заключается в возможности совершенствования правовой системы России, путем внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, с целью совершенствования регулирования деятельности института уполномоченных. Результаты исследования могут быть полезны в части совершенствования федерального, и регионального законодательства.
В ходе выполнения работы были предложены следующие изменения законодательства:
кандидату на должность Уполномоченного следует предъявить и дополнительные требования, такие как – наличие высшего экономического или юридического образования, опыт практической работы в организациях, осуществляющих защиту прав и законных интересов предпринимателей, опыт научной и педагогической деятельности по вопросам организации, правового регулирования предпринимательской деятельности и т.д.
лексически спорным является решение законодателя использовать в п.3 ст.1 Федерального закона от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (далее – ФЗ Об уполномоченных) понятия «предпринимательское сообщество», не раскрывая его содержания. Для обоснованности использования такого оборота, считаю необходимым раскрыть данное понятие. На защиту выносятся два варианта раскрытия содержания оборота:
«предпринимательским сообществом» следует считать объединение зарегистрированных в установленном законом порядке круга лиц, осуществляющих самостоятельно, на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, осуществляющие деятельность в составе всероссийских ассоциаций, союзов.
«предпринимательское сообществ» – это совокупность индивидуальных предпринимателей, коммерческих организации, их объединений (ассоциации, союзов), инвесторов, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации (субъектов России).
более уместным вместо оборота «предпринимательское сообщество» в норму п.3 ст.1 ФЗ Об уполномоченных внести изменения и прописать следующим образом – «Уполномоченный назначается Президентом Российской Федерации с учетом мнения Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, выраженного в решении, оформленном в соответствии с локальными актами палаты».
норму п.5 ст.1 ФЗ Об уполномоченных в части членства уполномоченного в политических партиях следует изложить следующим образом – «В своей деятельности Уполномоченный не может руководствоваться решениями политических партий или иных общественных объединений, преследующих политические цели. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, а также приостановить членство в политической партии на период осуществления своих полномочий».
считаю необходимым дополнить ст.1 ФЗ Об уполномоченных пунктом 7, в котором прописать основания для досрочного освобождения от должности. Допустимо пойти по пути единообразия правового регулирования деятельности уполномоченных при Президенте РФ и руководствоваться нормой ст.13 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», закрепив четыре основания для досрочного освобождения от должности: неспособность по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности; добровольное сложение полномочий; нарушение уполномоченным запретов; вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного.
Также допустим вариант расширительного перечня оснований для досрочного прекращения полномочий, как это сделано в п.5 ст.4 Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 № 694-122 «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга».
Недостатком ФЗ Об уполномоченных является и отсутствие алгоритма действий по назначению нового Уполномоченного, в случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного. Считаю необходимым дополнить п.8 ст. 1 ФЗ Об уполномоченных: «В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен указом Президента РФ в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности по предложению Торгово-промышленной палаты Российской Федерации».
считаю необходимым ввести в ФЗ Об уполномоченных институт приостановки полномочий, для этого дополнить Закон статье 1.1., изложив ее следующим образом: «Полномочия Уполномоченного могут быть приостановлены в случаях, если: Уполномоченный по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности; в отношении Уполномоченного возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу. Президент РФ приостанавливает полномочия Уполномоченного до отпадения основания к его приостановлению. Восстановление полномочий судьи оформляется указом Президента РФ, за исключением случая, предусмотренного абзацем 2 настоящей статьи».
относительно совершенствования деятельности уполномоченного в уголовном процессе, необходимо наделить свидетельским иммунитетом как федерального Уполномоченного, так и региональных бизнес-омбудсменов, на весь срок полномочий. Дополнительно необходимо установить санкцию за воспрепятствование деятельности регионального уполномоченного, внеся соответствующие изменения в ст.17.2.2. КоАП РФ. В части привлечения к рассмотрению дел в отношении предпринимателей органов прокуратуры: предоставить прокурору право отменять решение о возбуждении уголовного дела; предусмотреть обязательное согласие прокуратуры на возбуждение уголовных дел; предоставить возможность стороне защиты право подавать прокурору «заключение защиты» (одновременно с обвинительным заключением следствия) – с обязательным приобщением к материалам дела.
Становление института омбудсмена в России, и уполномоченного по правам предпринимателей в частности, длилось долгое время. Свою историю понятие «омбудсмен» берет из XIX века, Швеции, где должность «парламентского омбудсмена» учреждалась в самой конституции. Несмотря на различные наименования указанных лиц в различных странах, их всегда объединяет цель их деятельности – контроль за соблюдением прав и интересов бизнес-сообщества.
Основополагающим источником права в Российской Федерации является Конституция РФ, которая в Главе 2, статье 34 закрепляет, что каждый имеет право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности, при этом недопустимо осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
К настоящему времени в России сформирована целостная система всесторонней защиты конституционных прав граждан. Развитие института омбудсменов в Российской Федерации тому подтверждение. Особо примечательно в этом плане развитие специализированных уполномоченных по правам отдельных категорий граждан: были назначены Уполномоченный по правам человека, по правам ребенка и по правам предпринимателей.
Рост предпринимательской активности в конце XX начала XXI века требовал качественного механизма реализации данного принципа, для этих целей, в частности, в 2012 году была учреждена должность Уполномоченного по защите прав предпринимательства.
Учреждение в России специализированного института, отстаивающего права и законные интересы бизнес-сообщества, с учетом использования богатого зарубежного опыта должно положительно сказаться на инвестиционной привлекательности страны для зарубежных инвесторов.
Проанализировав опыт деятельность омбудсменов по правам предпринимателей в отдельных странах, можно утверждать о логичности и обоснованности введения данного института в Российской Федерации. Это проявляется, с одной стороны, в решении проблем бизнеса административного характера, во взаимодействии с различными органами власти, с другой же стороны, создаст условия для стабильного развития бизнеса и повышения привлекательности ведения бизнеса в России, а также правовой защищенности бизнес. Издание Федерального закона от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» и введение данной должности создают благоприятную основу, для дальнейшей активной успешной деятельности всех уполномоченных по правам предпринимателей в России.
Бизнес-омбудсмен осуществляет не только государственный, но и общественный контроль, при этом обладает объемным кругом полномочий, включая средства принуждения. Важным является положение о том, что в соответствии с п.3, статьи 1 ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», уполномоченный назначается с учетом мнения предпринимательского сообщества, данное положение важно для определения его правового статуса среди всех органов осуществляющих защиту прав предпринимателей.
В ходе работы был проведен сравнительный анализ российского и зарубежного правопорядка в части деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей. В перспективе России можно перенять опыт Греции, Финляндии, Швеции, Эстонии, где омбудсмен по результату проверки вправе самостоятельно инициировать возбуждение административного или уголовного дела. Позитивным является опыт стран, в которых уполномоченный вправе в судебном порядке оспаривать любое вступившее в законную силу судебное решение, любой вступивший в законную силу приговор суда. Подобное полномочие необходимо ввести в России в части уголовного преследования.
России следует рассмотреть возможность инициации реализации создания института омбудсмена на уровне международных организаций, например, таких как – Евразийский экономический союз, Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС и т.д. – тех организаций, в которых России принадлежит ведущая роль, для формирования единой политики государств-членов.
Возможен вариант и создания единого модельного закона Межпарламентской ассамблеи СНГ «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей», поскольку это орган направлен на гармонизацию и сближение законодательств стран-участниц, а также осуществляет деятельность по формированию правовых основ общего экономического пространства СНГ. Подобный закон мог бы быть ориентиром для регулирования деятельности уполномоченных различных стран.
С учетом относительной новизны института Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей для российского правопорядка, можно утверждать об обширном закреплении его правовой основы во множестве федеральных актах. Благодаря современной тенденции к максимальной конкретизации всех правоотношений, возможно, что со временем данная сфера также претерпит определенные изменения.
Проведя анализ нормативно правовых актов отдельных субъектов РФ, можно сделать вывод, что правовой статус региональных бизнес-омбудсменов, в большей степени не обладает значительными отличиями от статуса федерального уполномоченного. В законах могут содержаться лишь незначительные особенности, кардинально не влияющие на состав правового статуса, следовательно, нормы региональных законов соответствуют федеральному закону «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». Особенности регионов проявляются в деталях, учитываются особенности соответствующих регионов и делаются акценты лишь на отдельных элементах. При этом следует отметить, что из всех, рассмотренных в рамках работы нормативных правовых актов субъектов РФ в части регулирования деятельности региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей, нельзя определить наиболее качественный с точки зрения правовой регламентации статуса омбудсмена. Очевидно, что издать закон, который бы всецело соответствовал текущим реалиям и был бы максимально конкретизирован на все возможные ситуации, достаточно сложно. Каждый закон обладает своими преимуществами и недостатками. Однако это лишь регламентация норм, большее значение имеет их применение. Поэтому не столь важно как прописано в законе, важнее чтобы выявленные в ходе написания выпускной квалификационной работы проблемы правовой регламентации и правоприменения были решены, чтобы в Уполномоченном по защите прав предпринимателей бизнес-сообщество видело сильный институт, способный решать проблемы предпринимателей.
Практические примеры, демонстрирующие реальную пользу данного института поддержки предпринимательства, также свидетельствуют о том, что данный орган необходим и востребован особенно в текущую непростую для экономики России ситуацию.
В период экономической нестабильности, постоянного изменения законодательства, крайне важна деятельность специализированных органов по защите прав субъектов предпринимательской деятельности, защите права на свободы предпринимательской деятельности, провозглашенной в российском законодательстве. И роль уполномоченного по защите прав предпринимателей с каждым годом должна лишь расти, однако этому должно способствовать эффективная модернизация законодательства, в частности расширяющие полномочия бизнес-омбудсмена в подконтрольной ему сфере, активное привлечение Уполномоченного к нормотворчеству, а также популяризации позитивного опыта данного института по России. Важно, чтобы каждый субъект предпринимательства знал, что всегда есть специально-уполномоченный орган, способные оказать ему качественную и квалифицированную помощь для решения возникающих в ходе его деятельности проблем.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993//Собрании законодательства РФ. – 2014. – №31. – ст. 4398. – (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). СПС «КонсультантПлюс».
Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. конст. Закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ // Российская газета. № 43-44. 1997 (в ред. от 31.01.2016). – СПС «КонсультантПлюс».
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер.закон от 14.11.2002 №138-ФЗ // Российская газета.- №220.- 2002 (в ред. от 03.04.2018). – СПС «КонсультантПлюс».
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : федер.закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета.- № 256.- 2001 (в ред. от 23.04.2018). – СПС «КонсультантПлюс».
Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер.закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета.- № 256.- 2001 (в ред. от 05.02.2018). – СПС «КонсультантПлюс».
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс] : федер.закон от 30.11.1994 №51-ФЗ // Российская газета.- №238-239.- 1994 (в ред. от 29.12.2017). – СПС «КонсультантПлюс».
Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер.закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ // Российская газета.- №99.- 2013 (в ред. от 28.11.2015). – СПС «КонсультантПлюс».
Об Общественной палате Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер.закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ // Российская газета.- № 70.- 2005 (в ред. от 05.12.2017). – СПС «КонсультантПлюс».
О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер.закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ// Российская газета.- №95.- 2006 (в ред. от 27.11.2017). – СПС «КонсультантПлюс».
Об исполнительном производстве [Электронный ресурс] : федер.закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ// Российская газета.- №223.- 2007 (в ред. от 23.04.2018). – СПС «КонсультантПлюс».
Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер.закон 06.10.1999 №184-ФЗ // Российская газета.- № 206.- 1999 (в ред. от 05.02.2018). – СПС «КонсультантПлюс».
Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс] : федер.закон от 27.07.2010 №210-ФЗ// Российская газета.- №168.- 2010 (в ред. от 18.04.2018). – СПС «КонсультантПлюс»;
О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации [Электронный ресурс] : закон от 07.07.1993 №5340-1 // Российская газета.- №154.- 1993 (в ред. от 01.09.2016). – СПС «КонсультантПлюс».
Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986 // Российская газета.№ 166. 2009. СПС «КонсультантПлюс».
Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 22.06.2012 № 879 // Собрание законодательства РФ.2012.№ 26. ст. 3509. СПС «КонсультантПлюс».
О долгосрочной государственной экономической политике [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 // Российская газета. – № 102.- 2012. – СПС «КонсультантПлюс».
Устав Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] : принят Законодат. Собр. С.-Петербурга 14 янв. 1998 г. // Вестн. Законодат. Собр. С.-Петербурга. – 1998. – № 5–6. – (ред. от 6 декабря 2017 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия [Электронный ресурс]: закон принят Гос. Собр. Р. Мордовия 12 сен. 2013 г. № 67-З // Известия Мордовии. – 2013. – № 135-48– (ред. от 31 декабря 2015 г.). – СПС «КонсультантПлюс».
Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Омской области [Электронный ресурс]: закон принят Законодат. Собр. Омской обл. 24 апр. 2014 г. № 1628-ОЗ // Омский вестник. – 2014. – № 16 – СПС «КонсультантПлюс».
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан [Электронный ресурс]: закон принят Гос. Собр. – Курултай Р. Башкортостан 26 декабря 2012 г. № 629-з // Официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru. – 2012;
Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Бурятия и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Бурятия [Электронный ресурс]: принят Народным Хуралем Республики Бурятия 07 мая 2014 г. № 520-V // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. – 2014.
Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга» [Электронный ресурс]: закон принят Законодат. Собр. С.-Петербурга 11 декабря 2013 № 694-122 // Вестн. Законодат. Собр. С.-Петербурга. – 2013. – № 40. – (ред. от 12.12.2017). – СПС «КонсультантПлюс».
О порядке подписания и выдачи удостоверений Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге, Уполномоченному по правам ребенка в Санкт-Петербурге, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] : закон принят Законодат. Собр. С.-Петербурга 10 июня 2015 г. №317-56// Вестн. Законодат. Собр. С.-Петербурга. – 2015. – № 21. – СПС «КонсультантПлюс».
О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] : закон принят Законодат. Собр. С.-Петербурга 15.06.2005 № 302-34 // Вестн. Законодат. Собр. С.-Петербурга. – 2005. – № 9. – СПС «КонсультантПлюс».
О бюджете Санкт-Петербурга на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс] : закон принят Законодат. Собр. С.-Петербурга 04.12.2017 № 801-131// Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru. – 2017.
Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан [Электронный ресурс]: закон принят Гос. Собр. – Курултай Р. Башкортостан 05 февраля 2014 г. № 42-з // Республика Башкортостан – 2012. – №25. – СПС «КонсультантПлюс».
Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Оренбургской области [Электронный ресурс] : закон принят Законодат. Собр. Оренбургской области 12 ноября 2013 № 1869/568-V-ОЗ// Оренбуржье. – 2013. – №188. – СПС «КонсультантПлюс».
Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]: закон принят Законодат. Собр. С.-Петербурга 31.05.2010 № 273-70// Вестн. Законодат. Собр. С.-Петербурга. – 2010. – № 21. – (ред. от 11.04.2018). – СПС «КонсультантПлюс».
Об административных правонарушениях в Оренбургской области [Электронный ресурс] : закон принят Законодат. Собр. Оренбургской области 01 октября 2003 № 489/55-III-ОЗ // Южный Урал. – 2003. – №210. – СПС «КонсультантПлюс».
Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: закон принят Гос. Собр. – Курултай Р. Башкортостан 23 июня 2011 №413-з // Республика Башкортостан – 2011. – №127. – СПС «КонсультантПлюс».
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан [Электронный ресурс]: закон принят Гос. Собр. – Курултай Р. Башкортостан 26 декабря 2012 г. № 629-з // Официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru. – 2012.
О внесении изменений в Закон Оренбургской области «О реестре государственных должностей и реестре должностей государственной гражданской службы Оренбургской области» [Электронный ресурс] : закон принят Законодат. Собр. Оренбургской области 29 апреля 2015 № 3189/846-V-ОЗ//Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. – 2015.
О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан [Электронный ресурс] : договор между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан от 03.08.1994 // Российские вести.- № 35.- 1996. – СПС «КонсультантПлюс».
О проекте Федерального закона №317212-6 «О внесении изменения в Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Постановление ГД ФС РФ от 11.02.2014 №3768-6 ГД // Собрание законодательства РФ. – №7.- 2014. – СПС «КонсультантПлюс».
Порядок подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей [Электронный ресурс] : локальный акт Уполномоченного от 06.06.2013. – СПС «КонсультантПлюс».
О внесении изменения в Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: проект федер.закона от 17.07.2013 № 317212-6. – СПС «КонсультантПлюс».
Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан [Электронный ресурс]: закон принят Гос. Собр. – Курултай Р. Башкортостан 01 марта 2012 г. № 514-з// Республика Башкортостан – 2012. – №43. – СПС «КонсультантПлюс» (утр.силу).
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!