Управленческий этикет в китайских организациях: традиции и практика

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Юй Синь
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Цель работы состоит в том, чтобы комплексно и системно рассмотреть суть и особенности делового этикета, принятого в китайских организациях. Обосновав социальную роль этикета, установленную классиком социологии Э. Дюркгеймом, а также другими известными учеными Ирвином Гофманом, Н. Элиасом и другими, автор фокусирует внимание на особенностях бизнес- этикета. Основными прикладными методами стали: проведение 3-х фокус-групп, показывающих отношение и суть правил этикета, принятых в студенческой среде, а также анализ сайта компании как форму коммуникации фирмы и общества.
Основным результатом работы является выявление особенностей современного этикета китайских компаний. Они воплощены в принципах: уважение, вежливость, учтивость, искренность, скромность и смирения, толерантность, умеренность, большая часть которых восходит ко временам Конфуция. Эти же принципы были выявлены и в ходе глубинного анализа порталов, составляющих сайт проанализированной компании. Анализ материалов фокус групп показал признание важности правил поведения, как внутренних регуляторов как студентами Китая, так и РФ, однако сами правила несколько отличаются.

Актуальность. В современном мире знание этикетных норм и правил в бизнес-среде сложно переоценить. Так, деловой этикет сегодня является основой основ, залогом успеха ведения дел, ключевым показателем успешности бизнеса. Большинство организаций обладает своей системой норм и правил делового этикета. Они зафиксированы в уставных документах и им должен следовать каждый менеджер в своей деятельности.
Говоря об управленческом этикете организаций и компаний, подразумевают, прежде всего, принятую систему норм и правил ведения бизнеса, управления персоналом и компанией, осуществления коммуникации с партнерами по бизнесу и другими важными лицами. Состав управленческого этикета представлен правилами делового этикета для подчиненных и для руководителей, а также приемами воздействия на деловых партнеров.
Управленческий этикет находит свое воплощение главным образом в системе ценностей, формальных и неформальных правил (кодексов) поведения, которые, так или иначе, способствуют установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами и конкурентами. Этика бизнеса является важным и показательным аспектом глобализации мировых процессов.
Несмотря на актуальность и значимость управленческого этикета в современной бизнес-практике, в научной среде существует достаточно небольшое количество исследований, посвященных данной проблематике. Особенно неосвещенными оказываются вопросы управленческого этикета в международных компаниях. При этом нужно понимать, что систематизация зарубежного опыта в плане управленческого этикета, имела бы большую пользу для национальных менеджеров и компаний.
Особенно актуальна данная тематика для китайских фирм, торгующих (взаимодействующих) с компаниями по всему миру.
Объектом настоящего исследования выступают закономерности становления и направления изменений управленческого этикета, принятого в китайских компаниях.
В качестве предмета исследования раскрывается совокупность норм и правил взаимодействия между работниками предприятий КНР.
Цель работы состоит в том, чтобы комплексно и системно рассмотреть суть и особенности делового этикета, принятого в китайских организациях.
В ходе исследования были выдвинуты следующие частные задачи:
Представить характеристику этикета, как социологического феномена
и раскрыть генезис взглядов на этикет, как главное условие коммуникации;
Охарактеризовать традиции управленческого этикета в Китае;
Описать теории китайских ученых относительно роли и значения
этикета в системе управления компаниями;
Раскрыть требования этикета во взаимодействии фирм в ходе бизнеса;
Выявить особенности норм бизнес этикета внутри фирмы;
Провести анализ веб-сайта компании, как одного из действенных полей
проявления делового этикета;
Оценить осведомленность русских и китайских студентов о нормах делового этикета (

Таким образом, по результатам проведенного диссертационного исследования можно сделать следующие выводы:
Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, обогащающей и регулирующей человеческое общение. Роль этикета в обществе всегда была большой, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, разнообразными видами и формами. Традиционно под этикетом принято понимать установленные нормы поведения и правила вежливости, бытующие в рамках определенного общества.
Роль этикета осознавалась уже основоположниками социологической науки: О. Контом, Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом, которые рассматривали их как факторы формирования общности. Самостоятельное системное их изучение осуществили Н. Элиас, Э. Гофман, Э.Я. Соловьев, А.Я, Кабанов и другие.
Выяснено, что следует отличать нормы этики и этикета. Этика – это нормы поведения, основанные на морали/нравственности. Она предполагает не конкретные правила, а принципы поведения, что традиционно включает в себя скромность, умеренность, уважение к общим ценностям, а не своим личным интересам, почитание старших. Различают этику поведения и этику управления. Первое предполагает моральные ценности, которым должен следовать каждый, вторые – руководители.
Китайская нация является одним из мест рождения человеческой цивилизации и всемирно известным государством этикета. Оно имеет долгую историю как источник и субстрат китайской культуры. Все известные философы древности уделили внимание нормам этики, этикета и ритуалам, как части национальной культуры, направленной на сохранение существующего государственного устройство через традиционные нормы поведения и поддержания порядка в обществе. Изучение работ Конфуция «Уроки мудрости» «Ли Цзи» и других, до сих пор остается важной частью учебного процесса в школах и вузах. При этом современные исследователи признают, что эти учения настраивали китайское население на подчинения, воспитывали у людей готовность к послушанию во имя национальных и групповых интересов.
Изучение норм современного делового этикета в Китае только начинается. Пока китайские корпорации, стремясь к захвату отечественного и мирового рынка, не склонны уделять достаточно внимания корпоративной культуре, хотя нормы этикета естественным образом и сохраняются. Китайские исследователи систематизировали виды этикета и формы его проявления. Они выявили особенности поведения китайских руководителей, как на международном уровне, так и применительно к межфирменным коммуникациям внутри страны. При этом современные формы взаимодействия: on-line коммуникация, свобода самовыражения, свойственная рынку, еще не стали предметами научного обсуждения.
Этика управления являет собой сложное многоплановое и многоаспектное явление. Она призвана, сохраняя роль руководителя как центра организации, обеспечить для каждого работника сопричастность к предприятию, где он работает. Сложности этики управления в Китае признаются и формируются правилами «сохранения лица». Любой руководитель должен «сохранять свое лицо» и «беречь лицо своих подчиненных», для чего выработаны особые нормы этикета взаимодействия руководителя и подчиненного, описанные нами в работе.
Международные, межфирменные и внутрифирменные деловые отношения требуют, чтобы в них существовал и развивался деловой этикет, который является гарантом минимизации конфликтов и поддержания порядка. Его соблюдение обязательно, а их знание является одним из проявлений культуры и профессиональных навыков практикующих специалистов.
В современных китайских межфирменных коммуникациях этикет представляет высокую роль и ценность. Он, прежде всего, улучшает коммуникативные способности людей и регулирует отношения людей друг с другом. Основными современными принципами управленческого этикета являются следующие принцип уважения, вежливости, учтивости, искренности, скромности и смирения, толерантности, умеренности.
С целью выяснения действенности норм делового этикета в организации нами было проведено 2 прикладных исследования. Первое – было построено на изучении сайта китайской компании. Оно показало, что нормы этикета, как обязательные требования к сайту, в нем присутствуют.
Как отражение норм этикета, все китайские сайты имеют тенденцию к одинаковой структуре. На основной странице они содержат новостную информацию, включая пробки, описание экологической ситуации и др., отдавая этим дань интересам населения. Обязательным и особо значимым элементом начального портала предприятия являются новости страны, документы партии и правительства. Его оформление соответствует обозначенным нормам управленческой этики: оно понятно, скромно по форме, умеренно по обещаниям, искренно по манере изложения.
Нами были выявлены также некоторые отличительные особенности китайских сайтов: наличие порталов, раскрывающих роль Китая в экономике мира, значение КПК и правительства как стержней управления (1), сочетание рекламного подхода с постулатами классического этикета, присущих в межличностном общении (2). Сайты компаний отражают сочетают особую цветовую яркость в оформлении как отражение китайских традиций, но в рамках допустимого (3).
Второе исследование проводилось методом фокус-групп на факультете социологии. Было проведено 3 фокус группы: одна с китайскими и две с российскими студентами. Основной целью проводимого исследования стало выяснение знания современными российскими и китайскими студентами норм делового (студенческого) этикета, а также сравнение правил поведения, принятых китайскими и русскими студентами.
Исследование проводилось по шести тематическим блокам, отражающим нормы этикета в поведении студентов. В ходе его анализа были выявлено, что в современной китайской и русской культуре знание студентами деловых норм и правил отличается, но не значительно.
Думается, что китайские студенты скромнее и сдержаннее: они помнят о необходимости «держать лицо» и практически не расслабляются в проявлениях эмоций. Русские студенты ведут себя более раскованно, ориентируясь на свободу желаний (в ограниченных пределах).
Еще одно отличие заключается в том, что китайские студенты всячески отрицают практику дарить подарки, хотя сами стараются это сделать в надежде на более благосклонное к себе отношение. Русские студенты довольно часто дарят преподавателям подарки и считают разумным дарить цветы к праздникам.
В ходе исследования было выяснено, что как среди китайских, так и среди русских студентов скорее не принято собираться после окончания сессии, экзамена или выпуска вместе с группой и преподавателями для совместного времяпровождения.
Обобщая сказанное и подводя итог исследованию, нельзя не отметить, что вопросы этикета и правил поведения обсуждались с интересом. Студенты с интересам и отвечали на вопросы, и слушали ответы других. В любом случае, они выразили важные современные тенденции общения: толерантность, скромность, уважение к другим, готовность поблагодарить и нежелание создавать конфликтные ситуации.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Управленческий этикет в китайских организациях: традиции и практика»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Социальные факторы стабильности китайского общества
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Экономика одиночества в Китае и России: социологический анализ
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Формирование финансовой культуры домохозяйств в России и Китае
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет