Управленческий этикет в китайских организациях: традиции и практика

Юй Синь
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Цель работы состоит в том, чтобы комплексно и системно рассмотреть суть и особенности делового этикета, принятого в китайских организациях. Обосновав социальную роль этикета, установленную классиком социологии Э. Дюркгеймом, а также другими известными учеными Ирвином Гофманом, Н. Элиасом и другими, автор фокусирует внимание на особенностях бизнес- этикета. Основными прикладными методами стали: проведение 3-х фокус-групп, показывающих отношение и суть правил этикета, принятых в студенческой среде, а также анализ сайта компании как форму коммуникации фирмы и общества.
Основным результатом работы является выявление особенностей современного этикета китайских компаний. Они воплощены в принципах: уважение, вежливость, учтивость, искренность, скромность и смирения, толерантность, умеренность, большая часть которых восходит ко временам Конфуция. Эти же принципы были выявлены и в ходе глубинного анализа порталов, составляющих сайт проанализированной компании. Анализ материалов фокус групп показал признание важности правил поведения, как внутренних регуляторов как студентами Китая, так и РФ, однако сами правила несколько отличаются.

Актуальность. В современном мире знание этикетных норм и правил в бизнес-среде сложно переоценить. Так, деловой этикет сегодня является основой основ, залогом успеха ведения дел, ключевым показателем успешности бизнеса. Большинство организаций обладает своей системой норм и правил делового этикета. Они зафиксированы в уставных документах и им должен следовать каждый менеджер в своей деятельности.
Говоря об управленческом этикете организаций и компаний, подразумевают, прежде всего, принятую систему норм и правил ведения бизнеса, управления персоналом и компанией, осуществления коммуникации с партнерами по бизнесу и другими важными лицами. Состав управленческого этикета представлен правилами делового этикета для подчиненных и для руководителей, а также приемами воздействия на деловых партнеров.
Управленческий этикет находит свое воплощение главным образом в системе ценностей, формальных и неформальных правил (кодексов) поведения, которые, так или иначе, способствуют установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами и конкурентами. Этика бизнеса является важным и показательным аспектом глобализации мировых процессов.
Несмотря на актуальность и значимость управленческого этикета в современной бизнес-практике, в научной среде существует достаточно небольшое количество исследований, посвященных данной проблематике. Особенно неосвещенными оказываются вопросы управленческого этикета в международных компаниях. При этом нужно понимать, что систематизация зарубежного опыта в плане управленческого этикета, имела бы большую пользу для национальных менеджеров и компаний.
Особенно актуальна данная тематика для китайских фирм, торгующих (взаимодействующих) с компаниями по всему миру.
Объектом настоящего исследования выступают закономерности становления и направления изменений управленческого этикета, принятого в китайских компаниях.
В качестве предмета исследования раскрывается совокупность норм и правил взаимодействия между работниками предприятий КНР.
Цель работы состоит в том, чтобы комплексно и системно рассмотреть суть и особенности делового этикета, принятого в китайских организациях.
В ходе исследования были выдвинуты следующие частные задачи:
Представить характеристику этикета, как социологического феномена
и раскрыть генезис взглядов на этикет, как главное условие коммуникации;
Охарактеризовать традиции управленческого этикета в Китае;
Описать теории китайских ученых относительно роли и значения
этикета в системе управления компаниями;
Раскрыть требования этикета во взаимодействии фирм в ходе бизнеса;
Выявить особенности норм бизнес этикета внутри фирмы;
Провести анализ веб-сайта компании, как одного из действенных полей
проявления делового этикета;
Оценить осведомленность русских и китайских студентов о нормах делового этикета (

Таким образом, по результатам проведенного диссертационного исследования можно сделать следующие выводы:
Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, обогащающей и регулирующей человеческое общение. Роль этикета в обществе всегда была большой, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, разнообразными видами и формами. Традиционно под этикетом принято понимать установленные нормы поведения и правила вежливости, бытующие в рамках определенного общества.
Роль этикета осознавалась уже основоположниками социологической науки: О. Контом, Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом, которые рассматривали их как факторы формирования общности. Самостоятельное системное их изучение осуществили Н. Элиас, Э. Гофман, Э.Я. Соловьев, А.Я, Кабанов и другие.
Выяснено, что следует отличать нормы этики и этикета. Этика – это нормы поведения, основанные на морали/нравственности. Она предполагает не конкретные правила, а принципы поведения, что традиционно включает в себя скромность, умеренность, уважение к общим ценностям, а не своим личным интересам, почитание старших. Различают этику поведения и этику управления. Первое предполагает моральные ценности, которым должен следовать каждый, вторые – руководители.
Китайская нация является одним из мест рождения человеческой цивилизации и всемирно известным государством этикета. Оно имеет долгую историю как источник и субстрат китайской культуры. Все известные философы древности уделили внимание нормам этики, этикета и ритуалам, как части национальной культуры, направленной на сохранение существующего государственного устройство через традиционные нормы поведения и поддержания порядка в обществе. Изучение работ Конфуция «Уроки мудрости» «Ли Цзи» и других, до сих пор остается важной частью учебного процесса в школах и вузах. При этом современные исследователи признают, что эти учения настраивали китайское население на подчинения, воспитывали у людей готовность к послушанию во имя национальных и групповых интересов.
Изучение норм современного делового этикета в Китае только начинается. Пока китайские корпорации, стремясь к захвату отечественного и мирового рынка, не склонны уделять достаточно внимания корпоративной культуре, хотя нормы этикета естественным образом и сохраняются. Китайские исследователи систематизировали виды этикета и формы его проявления. Они выявили особенности поведения китайских руководителей, как на международном уровне, так и применительно к межфирменным коммуникациям внутри страны. При этом современные формы взаимодействия: on-line коммуникация, свобода самовыражения, свойственная рынку, еще не стали предметами научного обсуждения.
Этика управления являет собой сложное многоплановое и многоаспектное явление. Она призвана, сохраняя роль руководителя как центра организации, обеспечить для каждого работника сопричастность к предприятию, где он работает. Сложности этики управления в Китае признаются и формируются правилами «сохранения лица». Любой руководитель должен «сохранять свое лицо» и «беречь лицо своих подчиненных», для чего выработаны особые нормы этикета взаимодействия руководителя и подчиненного, описанные нами в работе.
Международные, межфирменные и внутрифирменные деловые отношения требуют, чтобы в них существовал и развивался деловой этикет, который является гарантом минимизации конфликтов и поддержания порядка. Его соблюдение обязательно, а их знание является одним из проявлений культуры и профессиональных навыков практикующих специалистов.
В современных китайских межфирменных коммуникациях этикет представляет высокую роль и ценность. Он, прежде всего, улучшает коммуникативные способности людей и регулирует отношения людей друг с другом. Основными современными принципами управленческого этикета являются следующие принцип уважения, вежливости, учтивости, искренности, скромности и смирения, толерантности, умеренности.
С целью выяснения действенности норм делового этикета в организации нами было проведено 2 прикладных исследования. Первое – было построено на изучении сайта китайской компании. Оно показало, что нормы этикета, как обязательные требования к сайту, в нем присутствуют.
Как отражение норм этикета, все китайские сайты имеют тенденцию к одинаковой структуре. На основной странице они содержат новостную информацию, включая пробки, описание экологической ситуации и др., отдавая этим дань интересам населения. Обязательным и особо значимым элементом начального портала предприятия являются новости страны, документы партии и правительства. Его оформление соответствует обозначенным нормам управленческой этики: оно понятно, скромно по форме, умеренно по обещаниям, искренно по манере изложения.
Нами были выявлены также некоторые отличительные особенности китайских сайтов: наличие порталов, раскрывающих роль Китая в экономике мира, значение КПК и правительства как стержней управления (1), сочетание рекламного подхода с постулатами классического этикета, присущих в межличностном общении (2). Сайты компаний отражают сочетают особую цветовую яркость в оформлении как отражение китайских традиций, но в рамках допустимого (3).
Второе исследование проводилось методом фокус-групп на факультете социологии. Было проведено 3 фокус группы: одна с китайскими и две с российскими студентами. Основной целью проводимого исследования стало выяснение знания современными российскими и китайскими студентами норм делового (студенческого) этикета, а также сравнение правил поведения, принятых китайскими и русскими студентами.
Исследование проводилось по шести тематическим блокам, отражающим нормы этикета в поведении студентов. В ходе его анализа были выявлено, что в современной китайской и русской культуре знание студентами деловых норм и правил отличается, но не значительно.
Думается, что китайские студенты скромнее и сдержаннее: они помнят о необходимости «держать лицо» и практически не расслабляются в проявлениях эмоций. Русские студенты ведут себя более раскованно, ориентируясь на свободу желаний (в ограниченных пределах).
Еще одно отличие заключается в том, что китайские студенты всячески отрицают практику дарить подарки, хотя сами стараются это сделать в надежде на более благосклонное к себе отношение. Русские студенты довольно часто дарят преподавателям подарки и считают разумным дарить цветы к праздникам.
В ходе исследования было выяснено, что как среди китайских, так и среди русских студентов скорее не принято собираться после окончания сессии, экзамена или выпуска вместе с группой и преподавателями для совместного времяпровождения.
Обобщая сказанное и подводя итог исследованию, нельзя не отметить, что вопросы этикета и правил поведения обсуждались с интересом. Студенты с интересам и отвечали на вопросы, и слушали ответы других. В любом случае, они выразили важные современные тенденции общения: толерантность, скромность, уважение к другим, готовность поблагодарить и нежелание создавать конфликтные ситуации.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Социальные факторы стабильности китайского общества
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Экономика одиночества в Китае и России: социологический анализ
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Формирование финансовой культуры домохозяйств в России и Китае
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет