Управление формированием профессиональной готовности педагогов к организации исследовательской деятельности обучающихся
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Теоретические аспекты управления формированием
готовности педагога к организации исследовательской
деятельности обучающихся………………………………………………….. 12
1.1 Понятие профессиональной готовности педагога и способы ее
формирования……………………………………………………………….12
1.2 Особенности организации педагогом исследовательской
деятельности обучающихся………………………………………………..20
1.3 Модель управления формированием профессиональной
готовности педагогов к организации исследовательской
деятельности обучающихся ………………………………………………………..29
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по апробации модели
управления формированием профессиональной готовности педагогов
к организации исследовательской деятельности обучающихся ГАПОУ
«С-И ИИТ»……………………………………………………………………………….41
2.1 Характеристика среды формирования профессиональной
готовности педагога к организации исследовательской
деятельности в ГАПОУ «С-И ИИТ»…………………………………………… 41
2.2 Ход и результаты апробации модели управления формированием
профессиональной готовности педагога к организации
исследовательской деятельности обучающихся в ГАПОУ «С-И ИИТ»..58
Заключение…………………………………………………………………….………74
Список литературы…………………………………………………………………..78
Приложения…………………………………………………………………………….87
– Приложение А Анкета для опроса преподавателей ГАПОУ «С-И ИИТ»…..87
– Приложение Б Образовательный веб-квест «Организация
предпринимательской деятельности»…………………………………………….89
Актуальность исследования. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые задачи, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности, поэтому одной из приоритетных задач современной государственной образовательной политики является организация учебной деятельности в общеобразовательных учреждениях, направленной на развитие исследовательского поведения обучающихся. Первостепенную роль в этом процессе играют педагоги, работающие с детьми. От них зависит, сможет ли школьник развить свои способности. Это обусловило тот факт, что новые стратегические образовательные ориентиры в числе приоритетных обозначили проблему качественной подготовки профессионально-педагогических кадров для организации исследовательской деятельности обучающихся.
В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что только педагог, обладающий общими и специальными знаниями, определенными личными качествами характера может результативно организовать исследовательскую деятельность обучающихся. Готовность педагога к организации исследовательской деятельности учащихся, определяется обстоятельством реализации ФГОС СПО ТОП-50, в рамках которых установлена необходимость формировать универсальные учебные действия у обучающихся, предполагающие формирование компетенций в области использования учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Новые стандарты, как и общество, основываясь на новых веяниях в целом, ожидает от педагогической общественности качественно новые формы организации образования, позволяющие поставить обучающихся в позицию исследователя, а не репродуктивного воспроизводителя полученных знаний. В практике образования было предложено современному обществу решение вопроса через организацию познавательной деятельности в образовательном процессе на основе исследовательского подхода.
Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала молодежи за счет совершенствования процессов организации исследовательской деятельности в условиях современного образовательного пространства.
Степень изученности проблемы исследования
На сегодняшний день имеется определенный накопленный объем знаний, необходимый для комплексного понимания и решения исследуемой проблемы.
Так, в контексте обозначенной проблемной области, основные положения по общим вопросам готовности педагога к той или иной деятельности отражены в работах Д.В. Дмитриева, С.К. Бережной, Е.П. Ильиной, Л.А. Кандыбович, М.И Дьяченко, Р.Д. Санжаевой, Н.М. Зверевой, Б.Г. Ананьева, Ф.Ш. Мухамедзяновой, О.Г. Дрохнерис, С.Л. Рубинштейна, И.Ю. Исаеевой.
Проблемой исследовательской деятельности учащихся занимались зарубежные педагоги Ж.-Ж Руссо, И. Песталоцци, Ф. Дистервег Г. Кершенштейнер, Дж. Дьюи, С. Френе и др. В своих работах они обосновывали идею побуждения ребенка к познанию мира через исследования и открытия. В России данную позицию поддерживали Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. В начале XX в. в России, в трудах таких ученых как, И.Г. Автухов, П.П. Блонский, Б.В. Всесвятский, А.П. Пинкевич, И.Ф. Свадковский, С.Т. Шацкий и др. наблюдалась переоценка исследовательского метода обучения, который признавался единственно правильным и эффективным.
Сущность и принципы профессиональной готовности педагогов к организации исследовательской деятельности обучающихся на разных ступенях образования в своих работах рассматривали Б.Г. Ананьев, К.М. Дурай-Новакова, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, Е.Б. Биянова и др.
Проблемой моделирования профессиональной готовности педагогов к организации исследовательской деятельности обучающихся в отечественной науке занимались Е.Б. Биянова, Н.Ю. Владирова, Е.А. Теплых, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, А.А. Ушаков и др.
В последнее время внимание ученых было обращено на разработку различных аспектов организации исследовательской деятельности учащихся, в частности исследователи В.И. Андреев, А.В. Леонтович, А.А. Лебедев, Е.В. Набиева, А.С. Обухов, А.И. Савенков, Е.В. Титов, Л.Ф. Фомина, А.В. Хуторской и др. большое внимание уделяли определению понятия «исследовательская деятельность учащихся».
На наш взгляд, при всем многообразии направлений и подходов решения проблемы, в этих исследованиях не в полной мере учитываются вопросы профессионального развития и повышения профессиональной квалификации преподавателей учреждений СПО, формирования их компетенции в области организации и проведения исследовательской работы обучающихся, что требует дальнейшего изучения и систематизации имеющихся трудов.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречия, которое заключается в том, что с одной стороны, в практике отсутствует полноценная система функциональной подготовки педагога к работе по обучению учащихся исследовательским умениям и отработке исследовательских навыков, с другой, действующая педагогическая системе не позволяет в полной мере реализовывать исследовательское направление в рамках процесса обучения, как по объективным причинам (отсутствие необходимой МТБ, необученность кадров, отсутствие идей и пр.), так и субъективным (нежелание педагогов углубляться в новые сферы деятельности, негативное отношение руководящего корпуса к новым направлениям деятельности и пр.). Итоговые процедуры контроля результатов обучения сводят на нет работу в данном направлении, поскольку не учитывают, как правило, достигнутые результаты в данном направлении, так как они выпадают за рамки задания учредителя и показатели эффективности учреждений СПО.
Проблема исследования заключается в поиске эффективных управленческих решений, обеспечивающих формирование готовности педагогов к организации исследовательской деятельности обучающихся в условиях общеобразовательных учреждениях.
Обозначенные противоречия и проблема актуализируют тему исследования: Управление формированием профессиональной готовностью педагогов к организации исследовательской деятельности обучающихся.
Цель исследования: разработать и апробировать организационно-управленческие условия формирования профессиональной готовности педагога к организации исследовательской деятельности обучающихся ГАПОУ «С-И ИИТ».
Объект исследования: система управления ГАПОУ «С-И ИИТ».
Предмет исследования: процесс формирования профессиональной готовности педагога к организации исследовательской деятельности обучающихся ГАПОУ «С-И ИИТ».
Гипотеза исследования заключается в том, что решение проблемы формирования готовности педагогов к организации исследовательской деятельности обучающихся СПО возможно на основе глубокого и разностороннего теоретического анализа и обоснования цели, задач, стандартов, содержания и технологий профессиональной подготовки педагогов СПО, что требует выработки модели управления формированием готовности педагогов СПО к организации исследовательской деятельности обучающихся.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы формирования профессиональной готовности педагога к организации исследовательской деятельности обучающихся.
2. Выявить сущность профессиональной готовности педагога к организации исследовательской деятельности обучающихся.
3. Дать оценку организационно-экономическим условиям ГАПОУ «С-И ИИТ» в рамках, которых происходит фактическое формирование профессиональной готовности педагога к организации исследовательской деятельности обучающихся.
4. Разработать и апробировать модель управления формированием профессиональной готовности педагога к организации исследовательской деятельности обучающихся ГАПОУ «С-И ИИТ».
Методологическая основа исследования:
труды, посвященные управлению в системе среднего профессионального образования (С.Я. Батышев, В.П. Беспалько, С.Я. Беляева, А.Т. Глазунов, А.Э. Котляр, П.Ф. Кубрушко, К.Г. Кязимов, А.М. Новиков, В.А. Поляков, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко);
исследования в области профессиональной подготовки педагогических работников (О.А. Абдуллина, Г.Б. Баирова, А.В. Батаршев, Л.Н. Вольвач, М.Е. Демашева, М.О. Едгорова, Л.С. Казарин, В.А. Кан-Калик, А.А. Косенков, Т.В. Крылова, А.В. Неверов, И.С. Павлова, Г.К. Соатова, С.М. Сычева, М.В. Циулина, Я.И. Шкляева);
нормативно-законодательная база РФ: Федеральный закон «Об образовании в РФ», ФГОС СПО.
Теоретическая основа исследования:
теории профессиональной подготовки педагога (Л.П. Вашлаева, Л.Н. Горбунова, Е.В. Доманский, А.А. Жайтапова, И.В. Кизесова, В.В. Краевский, В.С. Лазарев, Е.М. Муравьев, А.М. Новиков, О.С. Орлов, И.Д. Чечель);
исследования, раскрывающие особенности профессиональной подготовки педагога с точки зрения его личностного развития, формирования профессионально значимых качеств (С.Б. Елканов, Г.И. Железовская, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, В. А. Сластенин, П.Г. Щедровицкий, А.И. Щербаков).
Для решения поставленных задач и доказательства гипотезы исследования нами использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, умозаключение, формирующий эксперимент, метод экспертных оценок и самооценок, тестирование, анкетирование, моделирование, обобщение и систематизация материала, классификация и дифференциация аналитических данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении подходов к формированию профессиональной готовности педагога к организации исследовательской деятельности обучающихся, уточнено содержание компонентов профессиональной готовности педагога к организации исследовательской деятельности обучающихся.
Практическая значимость определяется тем, что в работе представлены научно-методические рекомендации по реализации модели управления формированием профессиональной готовности педагога к организации исследовательской деятельности обучающихся, которая может быть использована в практике управления другими учреждениями СПО, что позволит повысить результативность образовательного процесса.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Под исследовательской деятельностью обучающихся понимается сложный компонент учебной работы образовательных учреждений среднего профессионального образования, включающий в себя совокупность мотивационной сферы студента, обеспечение которой берет на себя педагог, методов и форм научного познания, необходимых для полноценного исследовательского процесса.
2. Организация исследовательской деятельности обучающихся представляет собой комплекс мероприятий учебного, научного, управленческого и организационно-методического характера, направленный на повышение уровня подготовки специалистов на основе привития студентам навыков научных исследований применительно к избранной специальности (направлению подготовки) и реализуемый как в учебное, так и во внеучебное время.
3. Готовность педагогов к организации исследовательской деятельности представляет собой интегративное, устойчивое качество личности, основными компонентами и сущностными характеристиками которого являются: мотивационно-ценностный, отражающий наличие мотива к проведению исследовательской деятельности, заинтересованность в качестве и эффективности развития обучающихся, их достижений; когнитивный, включающий комплекс знаний о сущности, способах и средствах организации исследовательской деятельности обучающихся; операционально-деятельностный, проявляющийся в построении и реализации системы организации исследовательской деятельности – обусловливает качество и эффективность образовательного процесса, инновационный характер педагогической деятельности; рефлексивный, позволяющий оценить собственную деятельность и ее результаты, внести необходимые коррективы в педагогический процесс.
4. Организационно-управленческими условиями, способствующими эффективной организации исследовательской деятельности обучающихся выступают:
организация и учебно-методическое обеспечение процесса управления исследовательской деятельностью обучающихся;
профессионализация педагогического коллектива, направленная на повышение квалификации педагогов и на развитие педагогического мастерства;
формирование учебной среды, способствующей реализации исследовательского потенциала обучающихся.
Экспериментальная база исследования: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Соль-Илецкий индустриально-технологический техникум» г. Соль-Илецка Оренбургской области (ГАПОУ «С-И ИИТ»).
Этапы исследования:
Избранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили последовательность исследования проблемы. Опытно-экспериментальная работа по теме исследования осуществлялась в три взаимосвязанных этапа (2018-2020 гг.)
На первом этапе (сентябрь 2018 – август 2019):
проводилась подготовительная работа, в процессе которой осуществлялись: изучение и анализ нормативных документов, периодики, монографические работы по проблеме исследования; анализ опыта образовательных организаций в системе СПО по формированию профессиональной готовности педагогов к исследовательской деятельности обучающихся в Оренбургской области и других регионах России, структуру и содержание понятия «профессиональная готовность педагога к организации исследовательской деятельности обучающихся»;
осуществлялась разработка концепции исследования и программы опытно-экспериментальной работы. Работа была основана на методах теоретического анализа научной литературы, поисковых исследований, социологических методах;
оформлялась теоретическая часть исследования.
На втором этапе (сентябрь 2019 – май 2020):
было проанализировано состояние организационно-экономических условий ГАПОУ «С-И ИИТ» в рамках, которых происходит фактическое формирование профессиональной готовности педагога к организации исследовательской деятельности обучающихся ГАПОУ «С-И ИИТ»;
реализована опытно-экспериментальная проверка гипотезы исследования и эффективности модели управления формированием профессиональной готовности педагога к организации исследовательской деятельности обучающихся ГАПОУ «С-И ИИТ».
Для реализации поставленных задач на данном этапе использовался комплекс экспериментальных методов и методов регистрационных исследований, объединенных в рамках констатирующего и формирующего экспериментов. Констатирующий эксперимент будет включать в себя: определение критериев оценки уровня профессиональной готовности педагогов к организации исследовательской деятельности, выявление существующего уровня профессиональной готовности педагогов ГАПОУ «С-И ИИТ». Формирующий эксперимент предусматривал экспериментальную проверку влияния организационно-управленческих условий на реализацию модели управления формированием профессиональной готовности педагога к организации исследовательской деятельности обучающихся.
На третьем этапе (июнь – декабрь 2020):
был осуществлен анализ и интерпретация данных полученных при опытно-экспериментальной работе;
обработаны результаты исследований методами социологического и статистического анализа;
проанализированы, обобщены и конкретизированы теоретические положения и выводы по проделанной работе;
осуществлена работа по оформлению диссертации и внедрению научно-практических результатов в ГАПОУ «С-И ИИТ».
Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения, списка литературы и приложений. Основное содержание работы изложено на 86 страницах, список литературы включает 65 источников.
1. Андреева, О.С. Комплексная диагностика компонентов исследовательской компетенции у студентов педагогических направлений подготовки / О.С. Андреева и др. // Образование и наука. – Том 21. – № 1. – 2019. – С. 37-59.
2. Аронов, А.М. Организационно-управленческая деятельность педагога – руководителя исследовательской деятельности школьников / А.М. Аронов, К.А. Баженова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – Ростов-на-Дону, 2008. – № 5. – С. 153–158.
3. Ахметжанова, Г.В. Проектирование многоуровневой педагогической системы формирования готовности личности к педагогической деятельности: дис. … доктора пед. наук: 13.00.08 / Г.В. Ахметжанова. – Тольятти, 2002. – 183 с.
4. Баирова, Г.Б. Совершенствование общепедагогической и методической подготовки преподавателей педагогического колледжа : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Г.Б. Баирова. – Улан-Удэ, 2001. – 163 c.
5. Батаршев, А.В., Макарьев, И.С. Профессионально-личностное становление и развитие педагога: теоретико-методические основания / А.В. Батаршев, И.С. Макарьев // Концепт. – 2014. – № 12. – С. 16-20.
6. Бодрых, О.Р. Теория и практика эффективного администрирования / О.Р. Бодрых // Управление качеством образования. – 2012. – №8. – С. 30-35.
7. Бочков, Д.В. Актуальные проблемы формирования профессиональной готовности педагогов к организации исследовательской деятельности учащихся в системе среднего профессионального образования / Д.В. Бочков, Е.С. Кутырева // Модернизация регионального образования: опыт педагогов оренбуржья. – 2019. – № 1 (21). – Режим доступа: http://orenipk.ru/nauka/jour/1_1-19_Bochkov.PDF.
8. Валеева, О.А. Технологическое обеспечение организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / О.А. Валеева. – Саратов, 2017. – 167 с.
9. Воропаева, Е.Э. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности [Электронный ресурс] / Е.Э. Воропаева // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13880.
10. Горбунова, Л.Н. Поддержка профессиональных инициатив педагога в процессе повышения квалификации: научно-методическое пособие / Л.Н. Горбунова, И.П. Цвелюх. – Москва: АПКиППРО, 2006. – 196 с.
11. Горшунов, А.П. Новые подходы к управлению образовательным учреждением в условиях реализации ФГОС / А.П. Горшунов // Научные исследования в образовании. – 2012. – № 4. – С. 36-46.
12. Дробышев, Е.Ю. Готовность педагогов к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся / Е.Ю. Дробышев, Д.А. Чернышев // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. – 2018. – № 3. – С. 128-133.
13. Дрохнерис, О.Г. Модель формирования готовности учителя к организации исследовательской деятельности школьников / О.Г. Дрохнерис // Молодой ученый. – 2015. – № 12. – С. 734-737.
14. Елагина, В.С. Готовность преподавателей педагогического колледжа к организации исследовательской деятельности студентов в условиях экспериментальной площадки [Электронный ресурс] / В.С. Елагина и др. // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-3. – С. 735-739. – Режим доступа: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31584
15. Еременко, Л.Е. Особенности организации практического обучения в колледже [Электронный ресурс] / Л.Е. Еременко // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 267-269. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6306/.
16. Жук, А.И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учебно-методическое пособие / А.И. Жук, Н.Н. Кошель. – Минск: Аврсэв, 2004. – 336 с.
17. Зуева, А.С. Компетентностный подход в организации научно-исследовательской деятельности студентов профессионально-педагогического вуза: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Зуева Анастасия Сергеевна. – Екатеринбург, 2014. – 226 с.
18. Исследовательский тренинг в повышении квалификации педагогов – субъектов развития образования / Л.Н. Горбунова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2009. – № 6. – С. 21-25.
19. Карпов, A.B. Психология управления / А.В. Карпов. – М.: Гардарики, 2000. – 584 с.
20. Кодолов, С.М. Система контроля и оценки результатов деятельности участников образовательного процесса / С.М. Кодолов // Дополнительное образование. – 2005. – № 8. – С. 17-24.
21. Колокольникова, З.У. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании: учебное пособие / З.У. Колокольникова, С.В. Митросенко, Т.И. Петрова. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Институт естественных и гуманитарных наук, 2007 – 206 с.
22. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р). – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://74330s020.edusite.ru/DswMedia/koncepciyadolgosrochnogosocial-no-yekonomicheskogorazvitiyarossiyskoyfederaciinaperioddo2020goda.pdf.
23. Куликова, Л.Г. Проблемный подход в системе управления подготовкой учителя [Электронный ресурс] / Л.Г. Куликова, А.Н. Орлов // Вестник ТГПУ. – 2007. – № 7. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnyy-podhod-v-sisteme-upravleniya-podgotovkoy-uchitelya.
24. Лазарев, В.С. Критерии и уровни готовности педагога к исследовательской деятельности [Электронный ресурс] / В.С. Лазарев, Н.Н. Ставринова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. – № 4. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-i-urovni-gotovnosti-pedagoga-k-issledovatelskoy-deyatelnosti-1.
25. Леднев, В.С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству / В.С. Леднев. – М.: МГАУ, 2016. – 120 с.
26. Лукьянова, Л.А. Готовность учителей к организации исследовательской деятельности школьников [Электронный ресурс] / Л.А. Лукянова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2016. – № 1 (89). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-uchiteley-k-organizatsii-issledovatelskoy-deyatelnosti-shkolnikov.
27. Макарова, Е.Л. Ключевые исследовательские компетенции современного учителя, их формирование в процессе обучения в вузе / Е.Л. Макарова // Образование и саморазвитие. – 2010. – Т. 5. – № 21. – С. 96-102.
28. Матвиевская, Е.Г., Тарасенко, В.В. Эффективность управленческой деятельности руководителя образовательной организации: проблемы и решения [Электронный ресурс] / Е.Г. Матвиевская, В.В. Тарасенко // Вестник ЧГПУ. – 2016. – № 9. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-upravlencheskoy-deyatelnosti-rukovoditelya-obrazovatelnoy-organizatsii-problemy-i-resheniya.
29. Мезенцева, О.И. Эффективные технологии обучения педагогов в системе повышения квалификации / О.И. Мезенцева // Психолого-педагогические условия инновационных процессов в медицине и образовании: материалы VI Международной науч.-практич. конф. – Новосибирск: «Немо Пресс», 2015. – С. 138-142.
30. Менеджмент и маркетинг в образовании: терминологический словарь-справочник / авт.-сост. Б.Ю. Пахомова, С.А. Горячкова, Л.И. Уварова, И.В. Федосеева. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – 466 с.
31. Минеева, Н.Н. Проблемы повышения качества образовательных услуг / Н.Н. Минеева // Экономика региона. – 2008. – № 1. – С. 195-199.
32. Митина, Л.М. Психологу об учителе. Личностно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы / Л.М. Митина. – Москва: Учреждение Российской академии образования «Психологический институт», МГППУ, 2010. – 386 с.
33. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учеб. пособие / Н.А. Морева. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2001 – 302 с.
34. Неумоева-Колчеданцева, Е.В. Основы научной деятельности студента. Курсовая работа: учебное пособие для вузов / Е.В. Неумоева-Колчеданцева. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 119 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/442021.
35. Николаева, И.П. Экономический словарь / И.П. Николаева. – М.: Проспект, 2013. – 160 с.
36. Новейший философский словарь : 3-е изд., исправл. – Мн. : Книжный Дом, 2003. – 1280 с.
37. Об образовании в Российской Федерации: новый федеральный закон № 273-ФЗ: принят 21 декабря 2012 года. – М.: Проспект, 2014. – 160 с.
38. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Русский язык, 1998. – 796 с.
39. Ольховая Т.А. Развитие студентов как субъектов научно-исследовательской деятельности / А.Т. Ольховая // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 11. – С. 122-129.
40. Оперенова, А.Н. Среднее профессиональное образование будущего: вариативность моделей / А.Н. Оперенова // Молодой ученый. – 2014. – № 6. – С. 31-34.
41. Организация научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования: методические рекомендации для профессиональных образовательных организаций Еврейской автономной области / сост. Н.М. Кисиева. – Биробиджан: ОГАОУ ДПО «ИПКПР», 2018 – 32 с.
42. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. – М.: Большая Сов. Энциклопедия, 2002. – 528 с.
43. Палагута, Т.А. Организация исследовательской деятельности студентов: Методические рекомендации / Т.А. Палагута. – Курск: ОБОУ СПО «КАТК», 2014. – 25 с.
44. Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 февраля 2017 г. № 06-156 «О методических рекомендациях по реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71546116/#review
45. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2014/04/24/obrazovanie-site-dok.html
46. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71251462/
47. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под науч. ред. В.Д. Шадрикова. – Москва: Логос, 2011. – 168 с.
48. Рамазанов, М.К. Оценка готовности педагогов колледжа к исследовательской деятельности [Электронный ресурс] / М.К. Рамазанов // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2016. – № 3 (33). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-gotovnosti-pedagogov-kolledzha-k-issledovatelskoy-deyatelnosti.
49. Распоряжение Правительства РФ от 03 марта 2015 г. № 349-р Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг.». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70783150/
50. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/
51. Селиванова, О.А. Разработка и реализация модели формирования практико-ориентированной исследовательской компетентности педагогов в образовательном пространстве университета / О.А. Селиванова, О.С. Андреева // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2015. – Т. 1. – № 4. – С. 268-281.
52. Словарь иностранных слов современного русского языка. – М.: «Аделант», 2014 – 800 с.
53. Соломатин, А.M. Управление функционированием и развитием образовательной организации в условиях системных изменений / А.М. Соломатин // Непрерывное образование: XXI век. – 2014. – № 4 (8). – С.66-77.
54. Ставринова, Н.Н. Система формирования готовности будущих педагогов к исследовательской деятельности : дисс. … док. пед. наук : 13.00.08 / Н.Н. Ставринова. – Сургут, 2006. – 356 с.
55. Тарасова, С.И. Формирование готовности будущего педагога к исследовательской деятельности в школьной образовательной практике : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / С.И. Тарасова. – Ставрополь, 2001. – 190 c.
56. Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 (ред. от 16.12.2015) «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/55171684/
57. Управление персоналом: Словарь-справочник. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyfactor.org/personal/personal17-10.htm.
58. Урусова, З.М. Личностно-ориентированный подход как стратегия современного образовательного процесса [Электронный ресурс] / З.М. Урусова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2013. – № 2. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannyy-podhod-kak-strategiya-sovremennogo-obrazovatelnogo-protsessa.
59. Усанова, С.Ю. Управление образовательным маркетингом в системе среднего профессионального образования (опыт социологического исследования) : дисс. … канд. социол. наук / С.Ю. Усанова. – Волгоград, 2004. – 184 с.
60. Черноусова, Ф.П. Влияние повышения квалификации на качество образования / Ф.П. Черноусова. – М.: Перспектива, 2012. – 232 с.
61. Шапошникова, Т.Л. Современные методы диагностики исследовательской компетентности студентов / Т.Л. Шапошникова и др. // Ученые записки университета Лесгафта. – 2016. – № 7 (137). – С. 57-70.
62. Широбокова, Т.С. Организация и проведение исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях системы СПО [Электронный ресурс] / Т.С. Широбокова // Научные исследования в образовании. – 2011. – № 7. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-i-provedenie-issledovatelskoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-sistemy-spo
63. Широбокова, Т.С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО [Электронный ресурс] / Т.С. Широбокова // Научные исследования в образовании. – 2012. – № 12. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-organizatsii-i-provedeniya-netraditsionnyh-urokov-v-obrazovatelnom-protsesse-uchrezhdeniy-spo
64. Шистерова, Е.А. Развитие навыков исследовательской компетенции обучающихся посредством включения в образовательный процесс колледжа интерактивных форм и методов [Электронный ресурс] / Е.А. Шистерова // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. – 2014. – № 2-1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-navykov-issledovatelskoy-kompetentsii-obuchayuschihsya-posredstvom-vklyucheniya-v-obrazovatelnyy-protsess-kolledzha
65. Энциклопедический словарь маркетолога / под редакцией С.Г. Демченко. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 364 с.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!