Управление развитием профессиональной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития профессиональной
компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования………………………………………………………………………………………..10
1.1 Содержание профессиональной компетентности педагога и
особенности ее формирования..……………………………………………. 10
1.2 Дополнительное профессиональное образование как фактор развития
профессиональной компетентности педагога……………………………… 22
1.3 Модель управления развитием профессиональной компетентности
педагога в системе дополнительного профессионального образования 30
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по реализации модели
управления развитием профессиональной компетентности педагога в
системе дополнительного профессионального образования……………… 38
2.1 Анализ действующей системы развития профессиональной
компетентности педагога в Институте непрерывного образования ОГПУ 38
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации
организационно-педагогических условий развития профессиональной
компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования………………………………………………………………………………..50
Заключение…………………………………………………………………………………61
Список литературы……………………………………………………………………….65
Актуальность исследования. Реформа социально-экономической системы, переход к рыночным отношениям находят свое отражение в стратегиях развития образования. В этой ситуации принципиально меняются цели образования. Новый этап развития образования характеризуется изменением представлений о личности обучаемого, которая выступает в качестве системообразующего фактора образовательного процесса. Сегодня требуется такое развитие личности обучаемого в процессе образования, которое даст ему возможность в дальнейшем опережать существующую потребность в знаниях путем собственной познавательной активности, умения применять знания в практической деятельности, умения проектировать индивидуальную траекторию профессионального развития [17].
Сформулированные таким образом требования к обучаемому предполагают возвышение профессионализма педагогического работника от уровня транслятора содержания образовательных программ к уровню творца образовательного процесса. В связи с этим насущной становится необходимость использования эффективных средств и методов обучения, новых педагогических технологий, а также применение в практической деятельности технологий развития личности обучающихся, самостоятельной разработки системы развивающих технологий. Таким образом, в деятельности педагога интегрируются функции не только учителя, но и организатора образовательного процесса и методиста [48].
Концепцией модернизации российского образования одним из путей повышения качества и обновления содержания образования провозглашается компетентностный подход, сущность которого заключается в осуществлении попытки внести личностный смысл в образовательный процесс. Изменить ситуацию в образовании возможно путем решения проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров качественно нового уровня, выявления условий развития их профессиональной компетентности [34].
Степень изученности проблемы исследования
Идеи компетентностного подхода в обучении рассматривались исследователями П.Я. Гальпериным, В.В. Краевским, М.Н. Скаткиным, Г.П. Щедровицким и др. В исследованиях Э.Ф. Зеера, Д.А. Иванова, А.В. Хуторского и др. рассмотрена сущность компетентностного подхода в образовании. В работах А.К. Марковой, В.А. Сластенина, А.В. Щербакова рассмотрены пути повышения профессиональной компетентности. В трудах В.А. Адольфа, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, В.В. Игнатовой, О.И. Ключко, Н.В. Кузьминой, М.И. Лукьяновой, Л.М. Митиной, Е.В. Поповой, С.Б. Серяковой, В.А. Сластенина, А.П. Тряпицыной, А.В. Хуторского, С.М. Шингаева определяется и изучается понятие профессиональной компетентности педагога.
Данные исследования показывают, что компетентность специалиста сегодня становится необходимым условием успешности профессиональной деятельности, показателем потенциальных возможностей.
Однако следует отметить, что проблема формирования компетентности большинством авторов рассматривается преимущественно в период профессионального обучения в учебных заведениях. В то же время проблема развития профессиональной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) остается недостаточно полно разработанной. Наблюдается недостаток исследований развития профессиональной компетентности педагога, не выявлены содержание и условия ее развития в системе дополнительного профессионального образования [57].
Таким образом, можно выделить противоречия между:
необходимостью развития образования и недостаточной разработанностью проблемы развития профессиональной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования;
необходимостью развития творческой личности педагога, обладающего достаточным объемом профессионально-педагогических знаний, способами решения профессионально-педагогических задач, направленных на развитие образовательного процесса и устоявшимися стереотипами организации повышения квалификации;
потребностью педагогов в динамичном повышении квалификации, не отрывающем от основной профессиональной деятельности и недостаточной разработанностью процесса применения дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного профессионального образования.
Выявленные противоречия позволили выделить проблему исследования: Каковы организационно-педагогические условия, позволяющие осуществлять целенаправленный процесс развития профессиональной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования в современных условиях.
Обозначенные противоречия и проблема актуализируют тему исследования: Управление развитием профессиональной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия, способствующие развитию профессиональной компетентности педагога в региональной системе дополнительного профессионального образования.
Объект исследования: образовательный процесс системы дополнительного профессионального образования.
Предмет исследования: управление развитием профессиональной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования.
В рамках работы проводилось доказательство следующей гипотезы исследования: развитие профессиональной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования будет успешным, если:
в системе ДПО будет обеспечен поиск педагогом своего профессионального пути, освоение способов педагогической рефлексии профессионального опыта, методик его интерпретации;
программа ДПО будет учитывать специфику профессиональной деятельности педагога, его возможности и затруднения;
будет предоставлена возможность освоения дополнительных профессиональных программ средствами дистанционных технологий;
реализация дистанционных образовательных технологий будет обеспечена нормативно-правовой и материально-технической базой, квалифицированными кадрами, научно-методическим и информационным ресурсами, финансовым обеспечением.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить содержание профессиональной компетентности педагога и особенности ее формирования.
2. Рассмотреть дополнительное профессиональное образование как фактор развития профессиональной компетентности педагога.
3. Разработать модель управления развитием профессиональной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной модели управления развитием профессиональной компетентности педагога в ИНО ОГПУ.
Методологическая основа исследования: концепции компетентностно-ориентированного, личностно-деятельностного подходов, личностно-ориентированного образования и творческого саморазвития личности взрослого человека (Г.С. Альтшуллер, В.Н. Ввведенский, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, В.Я. Синенко, A.В. Хуторской и др.); системный подход в изучении педагогических явлений (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, Э.Г. Юдин); компетентностный подход в обучении (А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин, С.Е. Шишов, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.); положения андрагогического подхода (С.И. Змеев, Н.В.Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, М.Ш. Ноулз и др.).
Теоретическая основа исследования: проблемы профессиональной компетентности как совокупности компетенций (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.В. Хуторской, С.В. Шекшни, С.Е. Шишов и др.); теории образования взрослых (С.Г. Вершловский, Н.О. Вербицкая, С.И. Змеев, И.А. Колесникова и др.); теории профессионального образования и повышения квалификации (А.А. Вербицкий, Ф.Н. Клюев, Л.М. Кустов, С.Г. Молчанов, Э.М. Никитин, А.М. Новиков, Г.М. Романцев, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, В.В. Шапкин и др.); технологии применения дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе (А.А. Андреев, Г.И. Письменский, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, И.В. Сергиенко).
Для решения поставленных задач и доказательства исходных положений гипотезы исследования в ходе опытно-экспериментальной работы нами использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, формирующий эксперимент, метод экспертных оценок и самооценок, тестирование, анкетирование, моделирование, обобщение и систематизация материала.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании содержания профессиональной компетентности педагога и особенностей ее формирования; описании системы дополнительного профессионального образования как фактора развития профессиональной компетентности педагога; разработке модели управления развитием профессиональной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что предложены научно-методические рекомендации по управлению развитием профессиональной компетентности педагогов в системе дополнительного профессионального образования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Развитие профессиональной компетентности педагога является ключевой составляющей качественного образования и представляет собой поиск педагогом своего профессионального пути, освоение способов педагогической рефлексии профессионального опыта, методик его интерпретации. В условиях внедрения и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта педагогу необходимо выстраивать собственную стратегию профессионального роста. Дополнительное профессиональное образование обеспечивает повышение профессиональной компетентности педагога, способствует его самоорганизации, пропаганде инновационной деятельности, распространению передового опыта, повышению педагогического мастерства.
2. Ведущей функцией дополнительного профессионального образования выступает помощь обучающемуся в формировании адекватных навыков ориентировки в быстро изменяющихся политических и социально-экономических условиях жизнедеятельности, что обусловлено реализуемыми в стране реформами, которые актуализируют профессиональную переориентацию граждан, выдвигают требования к овладению ими новыми знаниями и специальностями.
3. Модель управления развитием профессиональной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования имеет целью создание условий для развития профессиональной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования. Стратегические задачи конкретизируются по каждому виду ресурсов и предполагают их совершенствование для развития профессиональной компетентности педагога. Они связаны с подготовкой семи видов ресурсов: мотивационного, научно-методического, информационного, материально-технического, финансового, кадрового, нормативно-правового.
4. Организационно-педагогическими условиями эффективного управления развитием профессиональной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования являются: обеспечение в системе дополнительного профессионального образования поиска педагогом своего профессионального пути, освоение способов педагогической рефлексии профессионального опыта, методик его интерпретации; учет в программах дополнительного профессионального образования специфики профессиональной деятельности педагога, его возможностей и затруднений; предоставление педагогам возможности освоения дополнительных профессиональных образовательных программ средствами дистанционных образовательных технологий; обеспечение реализации дистанционных образовательных технологий нормативно-правовой и материально-технической базой, квалифицированными кадрами, научно-методическим и информационным ресурсами, финансовым обеспечением.
Экспериментальная база исследования: Институт непрерывного образования ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (ИНО ОГПУ), кафедра управления образованием.
Этапы исследования: Опытно-экспериментальная работа по теме исследования осуществлялась в три взаимосвязанных этапа (2018-2020 гг.)
Первый этап (сентябрь 2018 – август 2019): изучение и анализ нормативных документов, периодики, монографических работ по проблеме исследования; анализ опыта общеобразовательных учреждений и учреждений ДПО; определялись исходные параметры исследования.
Второй этап (сентябрь 2019 – май 2020): уточнены основные направления исследования; проанализировано состояние действующей системы развития профессиональной компетентности педагога в ИНО ОГПУ; реализована опытно-экспериментальная проверка гипотезы исследования.
Третий этап (июнь – декабрь 2020): анализ и интерпретация полученных в опытно-экспериментальной работе данных; обработка результатов исследования; формулирование заключительных выводов и оформление диссертации.
Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Основное содержание работы изложено на 73 страницах, список литературы включает 63 источника.
1. Абдраимова, Ю.А. Потенциал системы дополнительного профессионального образования в развитии профессиональной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС [Электронный ресурс] / А.Ю. Абдраимова, Э.Р. Саитбаева // Вопросы педагогики. – М., 2020. – № 11. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/title_about.asp?id=62348
2. Абдраимова, Ю.А. Профессиональная компетентность педагога: теоретические аспекты проблемы [Электронный ресурс] / А.Ю. Абдраимова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XCV междунар. студ. науч.-практ. конф. – № 11(95). – Режим доступа: https://sibac.info/archive/guman/11(95).pdf
3. Аграрова, В.А. Понятие профессиональной компетентности личности / В.А. Аграрова // Акмеология. Начуно-практический журнал. – 2016. – № 1 (57). С. 41-48.
4. Азизова, Н.Р. Формирование профессиональной компетентности педагога. Поликультурная и информационная компетентность / Н.Р. Азизова и др. – М.: Юрайт, 2020. – 162 с.
5. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В.И. Байденко // Высшее образование в России. – 2004. – № 11. – С. 3-13.
6. Белкин, А.С. Педагогическая компетентность: учеб. пособие. / А.С. Белкин, В.В. Нестеров. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2005. – 188 с.
7. Белозеров, И.Н. Институт развития образования как механизм профессионального роста педагога / И.Н. Белозеров, С.Л. Данильченко, И.И. Козубенко. – Уфа: ООО «Аэтерна», 2019. – 262 с.
8. Бобешко, Е.В. Проблемы развития системы повышения квалификации специалистов педагогического профиля / Е.В. Бобешко // NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 1. – № 49. – С. 445-449.
9. Бородкина, Н.В. Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога: учебно-методическое пособие / Н.В. Бородкина, А.В. Золотарева и др. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. – 326 с.
10. Бочков, Д.В. Профессиональная компетентность руководителей образовательных учреждений: диагностический инструментарий и результаты его применения по предметам экономического блока / Д.В. Бочков // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. – 2014. – № 2 (10). – С. 188-196.
11. Брежнева, М.Н. Содержание и технология мониторинга, определяющие уровень профессиональной компетентности учителя / М.Н. Брежнева и др. // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования : сб. науч. ст. / под общ. ред. И.И. Соколовой, Т. А. Каплунович. – СПб.: Филиал ФГБНУ ИУО РАО в СПб, 2016. – С. 108-118.
12. Гаврилова, М.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании / М.И. Гаврилова, И.Н. Одарич // Балтийский гуманитарный журнал. – 2014. – № 3 (8). – С. 19-21.
13. Гильмеева, Р.Х. Формирование профессиональной компетентности учителя в системе последипломного образования: Дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Р.Х. Гильмеева. – Казань, 1999. – 459 c.
14. Гладкова, Ю.А. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в системе повышения квалификации / Ю.А. Гладкова, О.А. Соломенникова. – М.: Академия социального управления, 2019. – 164 с.
15. Голубева, Т.В. Развитие профессиональной компетентности учителя в современных условиях [Электронный ресурс] / Т.В. Голубева // Сибирский учитель. – 2015. – № 6. – С. 42-45. – Режим доступа: https://rucont.ru/efd/366506
16. Гостев, А.Г. Компетентность и технологии образования / А.Г. Гостев // Техногенные подходы и гуманитарная сущность образования современного человека. Изд-во: University College Vitus Bering Danmark, 2008. – 4. I. – C. 299 -304.
17. Гришанова, Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых: Материалы к третьему заседанию методологического семинара / Н.А. Гришанова. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 16 с.
18. Гусев, Д.А. Дополнительное профессиональное образование в социальном пространстве современной России [Электронный ресурс] / Д.А. Гусев, О.В. Флеров // Наука и школа. – 2016. – № 5. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie-v-sotsialnom-prostranstve-sovremennoy-rossii.
19. Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы восьмой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием) / под науч. ред. М.В. Новикова. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. – 200 с.
20. Досмухамбетова, А.И. Профессиональная компетентность учителя как фактор повышения качества образования [Электронный ресурс] / А.И. Досмухамбетова // Педагогическая наука и практика. – 2014. – № 4 (6). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kompetentnost-uchitelya-kak-faktor-povysheniya-kachestva-obrazovaniya.
21. Дружинина, Н.В. Многоуровневая модель реализации дистанционных образовательных технологий повышения квалификации педагогических работников дошкольного образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Н.В. Дружинина. – Томск, 2016. – 192 с.
22. Ефремова, Н.Ф. Компетенции в образовании. Формирование и оценивание / Н.Ф. Ефремова. – М.: Национальное образование, 2012. – 416 с.
23. Жайтапова, А.А. Профессиональный рост учителей в системе повышения квалификации / А.А. Жайтапова. – Алматы: РИПК СО, 2006. – 316 с.
24. Жаркова, Е.Н. Проблемы развития дополнительного профессионального педагогического образования в современных условиях [Электронный ресурс] / Е.Н. Жаркова // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. – № 5. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-dopolnitelnogo-professionalnogo-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-sovremennyh-usloviyah-1.
25. Захарова, М.А. Подготовка учителя к инновационной деятельности в условиях региональной системы дополнительного профессионального образования / М.А. Захарова и др. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. – 175 с.
26. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: Материалы ко второму заседанию методологического семинара / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 38 с.
27. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2005. – № 11. – С. 14-20.
28. Золотарева, А.В. Формирование метапредметных компетентностей педагога средствами дополнительного профессионального образования / А.В. Золотарева и др. – Ярославль: ГАУ ДПО Ярославской области «Институт развития образования», 2019. – 182 с.
29. Ильина, А.В. Развитие профессиональных компетенций педагогов в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / А.В. Ильина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2015. – № 2 (23). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalnyh-kompetentsiy-pedagogov-v-sisteme-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya.
30. Карабаева, С.И. Тьюторское сопровождение развития профессиональной компетентности педагога в условиях непрерывного образования / С.И. Карабаева, Н.А. Березова. – Ульяновск: Ульяновский гос. пед. ун-тет им. И.Н. Ульянова, 2019. – 80 с.
31. Коблева, А.Л. Роль системы дополнительного профессионального образования в развитии профессиональной компетентности педагога с учетом требований профессионального стандарта педагога [Электронный ресурс] / А.Л. Коблева // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 4. – С. 113-117. – Режим доступа: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37502
32. Ковалев, В.А. Система дополнительного профессионального образования: основные проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] / В.А. Ковалев // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2014. – № 4 (16). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-osnovnye-problemy-i-perspektivy-razvitiya.
33. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия: «Оценка качества образования» / Отв. редактор Л.Е. Курнешова. – М.: Московский центр качества образования, 2008. – 96 с.
34. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р). – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://74330s020.edusite.ru/DswMedia/koncepciyadolgosrochnogosocial-no-yekonomicheskogorazvitiyarossiyskoyfederaciinaperioddo2020goda.pdf.
35. Котлярова, И.О. Инновационные системы повышения квалификации: монография / И.О. Котлярова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 320 с.
36. Лукьянова, М.И. Методологические подходы в дополнительном образовании и деятельности педагогов / М.И. Лукьянова, Л.П. Шустова, С.В. Данилов. – Чебоксары: ООО «Издательский дом «Среда», 2020. – 184 с.
37. Матвиевская, Е.Г. Личностно-профессиональная стратегия подготовки будущего учителя в контексте дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / Е.Г. Матвиевская, Л.В. Меркулова // Вестник ОГУ. – 2017. – № 10 (210). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-professionalnaya-strategiya-podgotovki-buduschego-uchitelya-v-kontekste-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya.
38. Мезенцева, О.И. Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях существующей системы повышения квалификации [Электронный ресурс] / О.И. Мезенцева // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2012. – № 1 (42). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga-v-usloviyah-suschestvuyuschey-sistemy-povysheniya-kvalifikatsii.
39. Мезенцева, О.И. Эффективные технологии обучения педагогов в системе повышения квалификации / О.И. Мезенцева // Психолого-педагогические условия инновационных процессов в медицине и образовании: материалы VI Международной науч.-практич. конф. – Новосибирск: «Немо Пресс», 2015. – С. 138-142.
40. Менеджмент и маркетинг в образовании: терминологический словарь-справочник / авт.-сост. Б.Ю. Пахомова, С.А. Горячкова, Л.И. Уварова, И.В. Федосеева. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – 466 с.
41. Меркулова, С.К. К проблеме оценки компетентности / С.К. Меркулова // Высшее образование в России. – 2008. – № 2. – С. 163-165.
42. Методическое сопровождение профессионального развития учителя обществознания / под. Ред. Л.Е. Гринина, Н.Е. Волковой-Алексеевой. – Волгоград: Учитель, 2019. – 173 с.
43. Николаева, И.П. Экономический словарь / И.П. Николаева. – М.: Проспект, 2013. – 160 с.
44. Об образовании в Российской Федерации: новый федеральный закон № 273-ФЗ: принят 21 декабря 2012 года. – М.: Проспект, 2014. – 160 с.
45. Пивоваров, А.А. Роль системы повышения квалификации в сопровождении профессионального роста педагогов [Электронный ресурс] / А.А. Пивоваров, Ю.А. Скурихина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2017. – № 2 (31). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sistemy-povysheniya-kvalifikatsii-v-soprovozhdenii-professionalnogo-rosta-pedagogov.
46. Подольская, Т.А. Проблемы дополнительного профессионального образования педагогов / Т.А. Подольская. – М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2019. – 264 с.
47. Полякова, М.В. «Педагогические автоматизмы» – основа общепедагогических компетенций / М.В. Полякова // Colloquium-journal. – 2020. – № 21 (73). – С. 68-73.
48. Приказ Министерства труда и соцзащиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: зарегистрирован Минюстом 06.12.2013, рег. № 30550 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html.
49. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/
50. Саитбаева, Э.Р. Развитие профессиональной компетентности молодых специалистов в условиях модернизации регионального образования / Э.Р. Саитбаева, Н.С. Граборева // Вопросы дополнительного профессионального образования. – 2018. – № 2 (10). – С. 27-35.
51. Саитбаева, Э.Р. Управление развитием профессиональных компетенций педагога в условиях внедрения ФГОС основного общего образования [Электронный ресурс] / Э.Р. Саитбаева, Е.С. Никифорова // Стратегические направления развития образования в Оренбургской области: материалы научно-практической конференции с международным участием, Оренбург, 29 сентября 2017 г. / Оренбург. гос. ун-т, ассоц. «Оренбург. унив. (учеб.) округ». – С. 596-605.
52. Санжиева, Я.Б. Профессиональное развитие педагогов в условиях последипломного образования (на материале Иркутской области): Дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08 / Я.Б. Санжиева. – Москва, 2002. – 328 с.
53. Сафина, З.Н. Компетентностный подход в образовании взрослых / З.Н. Сафина // Материалы международной научно-практической конференции «Образование взрослых: глобальный диалог». – СПб.: РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге», 2003. – С. 26-29.
54. Сенаторова, О.Ю. Методология и методика развития профессионализма педагогов в системе дополнительного профессионального образования / О.Ю. Сенаторова. – Домодедово: Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2019. – 115 с.
55. Тарасенко, Л.В. Роль дополнительного профессионального образования в повышении профессиональной компетентности современного специалиста с позиции работодателя [Электронный ресурс] / Л.В. Тарасенко // Гуманитарий Юга России. – 2016. – № 5. – С. 152-160. – Режим доступа: https://rucont.ru/efd/577951
56. Тимофеева, Ю.С. Дополнительное образование взрослых в системе современного образования [Электронный ресурс] / Ю.С. Тимофеева, С.Б. Ситранова // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 10. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72553
57. Трубенкова, С.Н. Образовательный потенциал системы непрерывного образования в развитии профессиональной компетентности [Электронный ресурс] / С.Н. Трубенкова // Приволжский научный вестник. – 2015. – № 9 (49). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-potentsial-sistemy-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-razvitii-professionalnoy-kompetentnosti.
58. Управление персоналом: Словарь-справочник. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyfactor.org/personal/personal17-10.htm.
59. Управление профессиональным развитием и изменениями в системе повышения квалификации. Монографический сборник / Под ред. Г.Н. Прозументовой, А.О. Зоткина. – Томск: ЦПКЖК, 2002. – 328 с.
60. Федосеева, З.А. Развитие профессиональной компететности педагогов в системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / З.А. Федосеева. – Екатеринбург, 2006. – 25 с.
61. Чвякин, В.А. Адаптивно-мотивационные технологии в структуре дополнительного профессионального образования / В.А, Чвякин, О.Ю. Сенаторова. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2019. – 69 с.
62. Чумакова, М.И. Развитие профессиональной компетентности педагогов / М.И. Чумакова, З.В. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 135 с.
63. Чурсинова, О.В. Профессиональный рост педагога в системе повышения квалификации [Электронный ресурс] / О.В. Чурсинова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 3-1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-rost-pedagoga-v-sisteme-povysheniya-kvalifikatsii.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!