Упрощенная система и общий режим налогообложения: правовые проблемы перехода с одного режима на другой
Тема выпускной квалификационной работы: Упрощенная система и общий режим налогообложения: правовые проблемы перехода с одного режима на другой. Объем ВКР – 72 страницы. При написании ВКР использовались 72 источника. В ВКР входит введение, две главы и итоговое заключение. Целями и задачами данной ВКР являлись: определение основных правовых проблем, связанных с процедурой перехода с общей системы налогообложения на специальную – упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), анализ изменений законодательства и достигнутых законодателем результатов, разработка предложений по улучшению правового регулирования рассматриваемой темы, а также рассмотрение проблемы уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль при переходе на упрощенную систему налогообложения, глубокий анализ судебной практики. Во введении раскрывается актуальность исследования выбранной темы, кроме того ставятся цели и задачи работы. Первая глава посвящена основным проблемам, возникающим с требованиями, предъявляемыми налогоплательщику законодателем при переходе на УСН, кроме того в ней рассматриваются вопросы и проблемы, возникающие при выборе объекта налогообложения при переходе на УСН, и исследуется судебная практика о «дроблении бизнеса», в целях получения необоснованной налоговой выгоды при переходе на УСН. Во второй главе рассмотрены правовые проблемы, связанные с уплатой налога на добавленную стоимость и налога на прибыль при переходе на упрощенную систему налогообложения. Заключение, как и сама работа, посвящена основным выводам и предложениям по улучшению правового регулирования правовых проблем, связанных с переходом на УСН.
Настоящим законодательством предусмотрено наличие общего и специальных режимов налогообложения. Под общим режимом понимается совокупность правовых норм, регулирующих возникновение, изменение или прекращение налоговых обязанностей лиц на основе установленных элементных составов конкретных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.Однако настоящим законодательством предусмотрено также и наличие специальных налоговых режимов, для тех налогоплательщиков, которые подпадают под определённые критерии, а также которыми соблюдены правила, установленные действующим налоговым законодательством. Под специальным налоговым режимом подразумевается совокупность правовых норм, устанавливающих такое изменение общего порядка возникновения, исполнения и прекращения лицом своих налоговых обязанностей, которое приводит к значительному упрощению указанного общего порядка, в том числе путем замены целой совокупности обязанностей по уплате ряда налогов обязанностью по уплате единого платежа, к уменьшению размера налоговых изъятий, а также к полному или частичному освобождению от уплаты налогов и сборов.
Перечень специальных налоговых режимов определен Налоговым кодексом Российской Федерации и является закрытым.
Согласно статье 18 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (далее – НК РФ), к специальным налоговым режимам относятся:
система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
упрощенная система налогообложения;
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
патентная система налогообложения.
В зависимости от специфики той деятельности, которую осуществляет налогоплательщик, он выбирает для себя тот режим, который позволяет наиболее эффективно оптимизировать налоговые последствия, в рамках осуществления собственного налогового планирования.
Однако, помимо того, что специальные налоговые режимы созданы для того, чтобы субъекты малого предпринимательства имели более простую и понятную для них систему налогообложения, затраты на ведение бизнеса были сравнительно меньше чем у субъектов, применяющих общую систему налогообложения, а также для того, чтобы оптимизировать налоговые последствия, данные специальные режимы позволяют государству облегчить осуществление контроля над субъектами малого предпринимательства.
Таким образом, положения НК РФ предусматривают возможность выбора налогоплательщиком наиболее оптимального способа организации экономической деятельности и налогового планирования. Такое законодательное регулирование направлено на согласование интересов государства и налогоплательщиков, которое определяет меру свободы усмотрения налогоплательщиков в процессе исполнения ими конституционной обязанности по уплате налогов.
При этом, не смотря на многообразие специальных налоговых режимов, предоставляемых законодателем на выбор налогоплательщика, наиболее распространенным и востребованным специальным режимом налогообложения является упрощенная система налогообложения (далее – УСН). Говоря об упрощенной системе налогообложения, стоит отметить, что данный специальный режим представляет важную меру либерализации налоговой системы и является одним из направлений финансовой поддержки предпринимательской деятельности.Создание упрощенной системы налогообложения является одной из форм поддержки субъектов малого предпринимательства.
Впервые, упрощенная система налогообложения появилась в 1995 году, на тот период времени положения об упрощенной системе налогообложения регулировались Федеральным Законом от 29.12.1995 года № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Как следует из названия Закона, упрощенная система налогообложения применялась к субъектам малого предпринимательства и имела своей целью облегчить существование предпринимательской деятельности, а также содействовать дальнейшему развитию малого бизнеса в связи с особой ролью в реформирующейся российской экономике того периода.
За время применения упрощенной системы налогообложения, она оправдала свое предназначение, так как данный специальный режим отражает регулирующую функцию налогов и одновременно выступает эффективным источником доходов бюджетной системы. С июля 2002 года упрощенная система налогообложения регулируется главой 26.2 НК РФ.
Как было сказано выше, упрощенная система налогообложения – это привилегия не для всех налогоплательщиков. Соответственно, для того чтобы применять упрощенную систему налогообложения необходимо подтвердить, что налогоплательщик соответствует тем параметрам, при которых позволено применять упрощенную систему.
Переход с общей системы налогообложения на упрощённую, а также сам переходный период является очень важным аспектом, на который необходимо обратить внимание налогоплательщику, поскольку налоговые органы очень тщательно отслеживают данную процедуру при осуществлении своей профессиональной деятельности.
Упрощенная система налогообложения может сохранить имущественную базу налогоплательщика и сохранить те денежные средства, которые являются основой его благополучия, а в последующем и благополучием государства.
В связи с этим, представляется необходимым раскрыть процедуру перехода с общей системы налогообложения на специальную – упрощенную систему налогообложения, как тему очень важную и не безынтересную для изучения и анализа.
Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
Нормативно-правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации
Конституция Российской Федерации
«Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 28.12.2017)
«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ
«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ
Федеральный Закон от 29.12.1995 года № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»
Федеральный Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Письмо ФНС РФ от 04.12.2009 N ШС-22-3/915@. – СПС «Консультант Плюс»
Письмо ФНС России от 14.07.2010 N ШС-37-3/6701@. – СПС «Консультант Плюс»
Письмо ФНС России от 02.10.2012 N ЕД-4-3/16539@. – СПС «Консультант Плюс»
Письмо ФНС России от 16.03.2015 N ГД-4-3/4136@. – СПС «Консультант Плюс»
Письмо ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@. – СПС «Консультант Плюс»
Письмо Минфина России от 26.05.2014 N 03-11-11/24968. – СПС «Консультант Плюс»
Письмо Минфина России от 19.05.2014 N 03-11-06/2/23437. – СПС «Консультант Плюс»
Письмо Минфина России от 24.07.2013 N 03-11-06/2/29196. – СПС «Консультант Плюс»
Письмо Минфина России от 20.06.2013 N 03-11-06/2/23305. – СПС «Консультант Плюс»
Письмо Минфина России от 15.04.2016 N 03-11-11/22058. – СПС «Консультант Плюс»
Письмо Минфина России от 05.11.2014 N 03-11-06/2/55687. – СПС «Консультант Плюс»
Письмо Минфина России от 11.03.2016 N 03-03-06/1/14180. – СПС «Консультант Плюс»
Письмо Минфина России от 19.01.2012 N 03-03-06/1/20. – СПС «Консультант Плюс»
Письмо Минфина России от 17.03.2010 N 03-11-06/2/36. – СПС «Консультант Плюс»
Письмо Минфина России от 14.07.2014 N 03-11-06/2/34135. – СПС «Консультант Плюс»
Письмо Минфина РФ 15.03.2011 N 03-11-06/2/34. – СПС «Консультант Плюс»
Письмо Минфина России от 05.11.2013 N 03-11-11/47084. – СПС «Консультант Плюс»
Письмо Минфина России от 01.03.2013 N 03-11-09/6114. – СПС «Консультант Плюс»
Приказ Минфина России от 02.07.2012 N 99н. – СПС «Консультант Плюс»
Приказ Минэкономразвития России от 30.10.2017 N 579. – СПС «Консультант Плюс»
Акты высших органов судебной власти Российской Федерации, имеющие нормативное содержание
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!