Виды лексико-стилистических ошибок в процессе синхронного перевода с немецкого языка на русский

Мечкарь Дарья
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Магистерская диссертация посвящена исследованию видов лексико-стилистических ошибок в процессе синхронного перевода с немецкого на русский язык. Автор рассматривает синхронный перевод как особый вид речевой деятельности и изучает его эрратологический аспект. В качестве материала исследования были использованы учебные записи синхронного перевода студентов-магистрантов Лейпцигского университета, обучающихся по направлению «Конференц-перевод». Благодаря подробному переводческому анализу с применением метода словарных дефиниций, удалось выявить следующие группы лексико-стилистических ошибок: нарушение лексической сочетаемости, употребление слов без учета семантики, речевая избыточность, речевая недостаточность, неоправданное использование синонимов, паронимов, парономазов, устаревших слов, заимствований, логические ошибки. В результате исследования было установлено, что в процессе обучения синхронному переводу в иноязычной среде ухудшается культура речи родного языка, вследствие чего возникают лексико-стилистические ошибки, и наиболее частотной среди них является нарушение лексической сочетаемости.

Введение …………………………………………………………………………………………….. 4
ГЛАВА 1. СИНХРОННЫЙ ПЕРЕВОД КАК ВИД РЕЧЕВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО ЭРРАТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ………………… 7
1.1. Синхронный перевод как вид речевой деятельности ……………… 7
1.2. Компетенции синхронного переводчика……………………………….. 14
1.3. Понятие ошибки. Понятие переводческой ошибки ………………. 19
1.4. Классификация переводческих ошибок ……………………………….. 25
1.5. Виды лексико-стилистических ошибок ………………………………… 28
Выводы к Главе 1 ………………………………………………………………………………. 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОШИБОК ПРИ
ОБУЧЕНИИ СИНХРОННОМУ ПЕРЕВОДУ ………………………………………. 34
2.1. Характеристика текста оригинала …………………………………………. 34
2.2. Характеристика участников исследования…………………………… 37
2.3. Лексико-стилистические ошибки в процессе синхронного
перевода ………………………………………………………………………………………… 40
2.3.1. Нарушение лексической сочетаемости ……………………………. 40
2.3.2. Употребление слов без учета семантики ………………………….. 46
2.3.3. Речевая избыточность …………………………………………………….. 53
2.3.4. Ошибки, связанные с неоправданным использованием
синонимов, многозначных слов, паронимов и парономазов …………….. 57
2.3.5. Логические ошибки …………………………………………………………. 62
2.3.6. Речевая недостаточность …………………………………………………. 64
2.3.7. Ошибки, связанные с неоправданным использованием
заимствований, неологизмов и устаревших слов ……………………….. 67
2.4. Результаты анализа лексико-стилистических ошибок ……………. 71
Выводы к Главе 2 ………………………………………………………………………………. 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………. 76
Список использованной литературы …………………………………………………… 79
Электронные ресурсы ………………………………………………………………………… 84
Приложение 1 ……………………………………………………………………………………. 86
Приложение 2 ………………………………………………………………………………….. 118

Настоящая работа посвящена исследованию видов лексико-
стилистических ошибок в процессе синхронного перевода с немецкого языка на русский.
Актуальность данной работы определяется тем, что синхронный перевод является неотъемлемой частью важных мероприятий в современном мире. Подготовка специалистов проходит в университетах и на специализированных курсах. Опытный специалист должен владеть навыками правильной устной речи, уметь соблюдать стиль и выбирать подходящие лексические единицы при переводе.
Речевая культура – это важная часть общей культуры личности. Речь человека характеризует его с различных сторон: с точки зрения его образованности, грамотности, происхождения, культурной, религиозной принадлежности и увлечений. Лишь несколькими предложениями можно создать о себе представление как о грамотной, интеллектуально развитой личности, но можно и испортить свою репутацию и создать неприятное впечатление.
Серьезными врагами образованного человека, и устного переводчика в том числе, являются лексико-стилистические ошибки. Коварство этих ошибок заключается в том, что они многочисленны и их сложно идентифицировать. Безусловно, в этом заключается и некое преимущество – далеко не каждый способен обнаружить такую ошибку и исправить ее. Однако для того, чтобы выглядеть достойно и как образованный человек, и как специалист, воспроизводить устно связный и красивый текст, необходимо развивать культуру речи родного языка.
4
Новизна данной работы заключается в том, что в русскоязычном академическом пространстве ранее исследования на эту тему не проводились.
Объектом исследования являются синхронные переводы речей с немецкого языка на русский. Предмет исследования – лексико- стилистические ошибки, возникающие в процессе синхронного перевода с немецкого языка на русский.
В качестве материала для исследования были выбраны учебные записи синхронных переводов студентов с немецкого языка на русский. В качестве теоретической базы мы будем опираться на труды таких авторов, как И.С. Алексеева, Р.К. Миньяр-Белоручев, Г.В. Чернов, Н.А. неразрывный пробел Дударева, Е.Е. Михайлова, А.Г. Фомин, Э. Гиллес, Родерик Джонс, Владимир Кутц и др.
Цель данного исследования заключается в выявлении лексико- стилистических ошибок в учебных записях синхронного перевода, составлении их типологии и объяснения их возможных причин. Нами была выдвинута следующая гипотеза: в процессе обучения синхронному переводу в иноязычной среде ухудшается культура речи родного языка, вследствие чего возникают лексико-стилистические ошибки, и наиболее частотной среди них является нарушение лексической сочетаемости.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть понятие синхронного перевода, его особенности и трудности;
2) изучить понятие переводческой ошибки;
3) рассмотреть виды лексико-стилистических ошибок и выработать рабочую классификацию;
5

4) проанализировать записи синхронного перевода на предмет наличия лексико-стилистических ошибок;
5) типологизировать найденные лексико-стилистические ошибки;
6) провести опрос респондентов и на основе результатов опроса
охарактеризовать их;
7) проанализировать результаты анализа с учетом характеристики участников исследования.
В работе применяется метод сплошной выборки, переводческий анализ, сопоставительный метод, метод языкового описания, логического моделирования, а также метод словарных дефиниций.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что она вносит определенный вклад в развитие теории устного перевода с точки зрения возможности анализа текстов на целевом языке, воспроизводимых в процессе синхронного перевода.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать его результаты для разработки подходов и методов обучения синхронных переводчиков-носителей русского языка, работающих в языковой паре немецкий-русский язык, где русский язык является целевым.
Структура работы определяется целями и задачами, сформулированными выше. Работа состоит из введения, двух глав, сопровождаемых выводами, заключения, а также содержит список литературы, список источников материала и приложения.

Синхронный перевод – профессиональный устный перевод
конференций, осуществляемый одновременно со слуховым восприятием
информации на языке оригинала с помощью специальных технических
средств. Помимо собственно переводческих и языковых компетенций
переводчик-синхронист должен обладать развитой речевой
компетенцией, чтобы с большей вероятностью избежать ошибок при
воспроизведении информации на целевом языке.

Ошибка представляет собой несоответствие норме и правилам, а
собственно переводческая ошибка возникает при несоблюдении
нормативного требования эквивалентности. Такого рода несоответствия
могут быть разделены на смысловые и языковые ошибки, вторые
представляют особый интерес для лингвистики, поскольку связаны с
нарушением языковой нормы. В настоящем исследовании мы
проанализировали лексико-стилистические ошибки, которые связаны с
употреблением лексических единиц без учета смыслового согласования
и стилистической окраски.

В данной исследовательской работе были рассмотрены и
типологизированы лексико-стилистические ошибки, допущенные в
процессе обучения синхронному переводу с немецкого языка на русский.
Среди лексико-стилистических ошибок были обнаружены: нарушения
лексической сочетаемости, употребление слов без учета семантики,
речевая избыточность, речевая недостаточность, логические ошибки,
ошибки, связанные с неоправданным использованием синонимов,
паронимов, парономазов, многозначных слов, устаревших слов,
заимствований. Был проведен семантический и сопоставительный анализ
с учетом контекстуальных особенностей в пределах отдельных синтагм
и всего текста переводов. Тремя наиболее частотными ошибками
являются нарушение лексической сочетаемости, употребление слов без
учета семантики и речевая избыточность. Причинами частотности
перечисленных ошибок являются: недостаточно высокий уровень
речевой культуры; отсутствие профессионального опыта, и связанные с
ним стремление к гиперкоррекции и отсуствие навыка экономии
времени; недостаточно интенсивная практика синхронного перевода на
русский язык. Длительное нахождение в нерусскоязычной среде является
решающим фактором, затрудняющим развитие речевой компетенции в
родном языке, а также приводит к явлению интерференции.

Особую сложность представляет спорная атрибуция ошибок,
которые могут быть одновременно классифицированы в разные группы,
например, как неоправданное использование синонимов и нарушение
лексической сочетаемости. Такие ошибки можно определить как
комплексные, их анализ и классификация требуют внимательного и
многоуровневого рассмотрения.

Благодаря изучению аудиозаписей синхронного перевода
студентов-магистрантов с точки зрения эрратологического аспекта и
проведению опроса среди учащихся удалось установить корреляцию
между общей характеристикой участников исследования и
возникновением лексико-стилистических ошибок в их переводах.

В результате исследования подтвердилась гипотеза о том, что
нахождение в другой языковой среде негативно влияет на речевую
компетенцию в родном языке, и как следствие, в переводе возникают
лексико-стилистические ошибки, наиболее распространенной среди
которых является нарушение лексической сочетаемости. Также
дополнительно удалось установить, что довольно частотными ошибками
являются употребление слов без учета семантики, речевая избыточность,
неоправданное использование синонимов и логические ошибки.
Дидактическая составляющая исследования заключается прежде
всего в анализе учебных записей переводов с немецкого языка на
русский. Результаты исследования могут быть применены в разработке
учебных программ профессиональной подготовки конференц-
переводчиков, а также в дальнейшем исследовании закономерностей и
причин возникновения переводческих ошибок, в том числе и языковых
ошибок. Исходя из выявленных тенденций, можно сделать следующий
вывод: необходимо включать в учебный план больше часов практики
синхронного перевода на русский язык; дополнительно работать над
культурой речи русского языка и развивать навык публичных
выступлений на русском языке, как в рамках университетского обучения,
так и в качестве самостоятельной практики. Кроме того, переводчики-
носители русского языка и билингвы должны уделять особое внимание
таким аспектам развития языковой и речевой компетенции, как чтение,
аудирование и говорение на русском языке.

В перспективе возможно более пристальное изучение
эрратологического аспекта синхронного перевода, а именно необходимо
сконцентрироваться на изучении закономерностей и отличий языковых
ошибок, возникающих у билингвов и монолингвов, рассмотреть
грамматические ошибки, а также исследовать восприятие переводов с
различной концентрацией ошибок, привлекая к исследованию группу
реципиентов.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет