Вклад культурных инициатив в разрешение североирландского конфликта на современном этапе

Красильникова Анастасия Андреевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Обозначающая североирландский конфликт на современном этапе понятием конфликта идентичностей, существующим в рамках конструктивистского подхода к этническим конфликтам и ставшим одной из магистральных трактовок ситуации в постконфликтной Северной Ирландии в научном дискурсе, данная работа направлена на определение роли культурных инициатив в миростроительстве в современной Северной Ирландии. Выявив особенности североирландской модели культурного миротворчества, отличающейся большим количеством общественных инициатив с относительно второстепенной, но тем не менее значимой, ролью государственных акторов, автор приходит к выводу, что культурное миротворчество, представленное широким рядом разнообразных межобщинных культурных проектов и творческих инициатив североирландских, ирландских и международных деятелей культуры, способствует улучшению межобщинных отношений и преодолению раскола в современном североирландском обществе.

Этнополитические конфликты являются одной из самых значимых проблем современных международных отношений; по некоторым оценкам, к концу XX века три четверти конфликтов в мире были инициированы группами, стремившимися либо реализовать свое право на самоопределение и создать собственное национальное государство, либо изменить существующий баланс сил в государстве. К этой группе конфликтов относится и межобщинный конфликт в Северной Ирландии, по своей продолжительности (более 30 лет) и количеству жертв (более 3000 погибших и 50 000 раненых) ставший одним из рекордсменов в Европе второй половины XX века.
«Я верю, что Северная Ирландия вступила в период мира… ненависть больше не будет царить [в нашей стране]», – сказал при вступлении в должность первого министра Северной Ирландии лидер Демократической унионистской партии Иан Пэйсли. Исходящее из уст протестантского фундаменталиста и, в недавнем прошлом, ярого сторонника, вдохновителя и активиста радикальной ветви североирландского унионизма, движения за существование Северной Ирландии в составе Соединенного Королевства, такое заявление действительно предвещало большие перемены для Северной Ирландии, в недавнем прошлом являвшейся местом действия жестокого межобщинного противостояния.
Тем не менее, политический процесс постконфликтной Северной Ирландии не проходит полностью бесконфликтно; с января 2017 года провинция находится в состоянии глубокого политического кризиса, из-за неспособности лидеров главных партий договориться фактически существуя без правительства. Нестабильная ситуация в Северной Ирландии еще более осложняется выходом Соединенного Королевства из Европейского Союза; хотя Северная Ирландия в целом высказалось за членство Соединенного Королевства в ЕС, этот вопрос поставил протестантское и католическое сообщества по разные стороны баррикад: в то время как поддерживающие идею единой Ирландии католики (националисты) в большинстве голосовали против Брексита, поддерживающие идею утверждения британского суверенитета протестанты (унионисты) в целом проголосовали за. Это только усугубило раскол в и без того разделенном североирландском обществе.
Таким образом, даже после прекращения активных боевых действий и устранения социально-экономического и политического неравенства католической и протестантской частей населения, политические и межобщинные отношения в современной Северной Ирландии остаются достаточно напряженными; исходя из этого, представляется возможным заключить, что для решения этой проблемы требуются инновационные миротворческие средства и подходы, обращение к одной из разновидности которых, культурному миротворчеству, и обуславливает актуальность данного исследования.
В соответствии с этим, целью настоящей работы является выявление вклада культурных инициатив в разрешение североирландского конфликта на современном этапе.
Для реализации этой цели в исследовании ставятся следующие задачи:
Обозначить тенденции теоретического осмысления североирландского конфликта в работах отечественных и зарубежных исследователей;
Проанализировать основные подходы к этнополитическим конфликтам в научном дискурсе, выявить их достоинства и недостатки и, с учетом этого, оценить возможности использования культуры для миростроительства;
Определить основные исторические процессы и события, приведшие к зарождению и развитию североирландского конфликта;
Учитывая специфику североирландского конфликта на современном этапе, выявить ключевых акторов культурного миротворчества в Северной Ирландии;
Обозначить основные формы и направления культурных инициатив по разрешению североирландского конфликта.
Объектом исследования является конфликт в Северной Ирландии; предметом – использование культуры как одного из способов его разрешения.
Степень научной разработанности проблемы. Изучению североирландского конфликта посвящено большое количество исследований, которые были рассмотрены в настоящей работе. Так, теоретическое осмысление конфликта находит отражение в трудах как отечественных, так и многих зарубежных ученых. Большой пласт исследований посвящен анализу предпосылок североирландского конфликта и прослеживанию его исторического развития. Наконец, часть работ рассматривает проблемы мирного процесса и дальнейшие перспективы развития североирландского общества.
Тем не менее, называя североирландский конфликт одной из самых исследованных тем в научном мире, некоторые комментаторы приходят к выводу, что такой масштаб исследования «не дал значимых результатов… исследователи пришли только к частичному согласию относительно природы проблемы и не пришли ни к какому согласию относительно пути ее решения». Более того, из-за высокой степени политизированности и злободневности проблемы трактовки истории конфликта в Северной Ирландии разнятся, и порой очень значительно. Наконец, авторы в основном обращаются к более традиционным средствам решения конфликта; исследования, касающиеся альтернативных миротворческих средств разрозненны и немногочисленны, особенно в отечественном научном дискурсе.
Пытаясь восполнить эти пробелы, данная работа стремится обобщить и объективизировать разные подходы к североирландскому конфликту, а также, обращаясь к феномену культурного миротворчества, представить новые точки зрения и пути его разрешения, в чем, как представляется, и состоит ее научная новизна.
Источниковая база настоящего исследования состоит из нескольких групп источников. С целью анализа ключевых этапов развития североирландского конфликта и подходов к его разрешению в работе используются различные законодательные акты британского и ирландского парламентов, мирные договоры и соглашения, заключенные между правительствами Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Республики Ирландия. Для выявления специфики деятельности акторов культурного миротворчества в Северной Ирландии в работе изучаются их уставные документы, стратегии и отчетные доклады. Наконец, для выявления современного состояния североирландского общества, а также для оценки эффективности культурного миротворчества в Северной Ирландии, данное исследование прибегает к релевантным опросам и статистической информации.
Методологическая база исследования. Как было сказано ранее, североирландский конфликт находит множество интерпретаций в научном дискурсе; отличающиеся интерпретации конфликта обусловливают и различные направления мер по его решению. Принимая это во внимание, для обоснования эффективности культуры для разрешения этнических конфликтов настоящее исследование будет опираться на теоретические положения конструктивистского подхода.
Наличие глубокого раскола между протестантским и католическим сообществами, сохраняющегося в североирландском обществе и после официального завершения конфликта и имплементации программы политических реформ как результата мирного процесса, позволяет некоторым исследователям говорить о продолжении североирландского конфликта в латентной форме конфликта идентичностей между двумя социальными (а не религиозными) группами: протестантами, которые идентифицируют себя с Британией и хотят остаться ее частью, и католиками, которые, в свою очередь, считают себя ирландцами и желают объединения севера и юга Ирландии в одно государство. Таким образом, согласно этому взгляду, принятому и в настоящем исследовании, субъектами североирландского конфликта являются две общины с различными этническими идентичностями, полярность которых заметна практически во всех сферах общества.
Положение о том, что этнические группы определяются некоей общей идентичностью, является одним из центральных в конструктивистском подходе к этнополитическим конфликтам. Этнические идентичности как набор ценностей, представлений и поведенческих установок, являясь социальным конструктом, складываются под влиянием социально-исторического контекста определенной эпохи в результате взаимодействий людей и, следовательно, могут быть изменены через эти взаимодействия, особенно, как представляется, через взаимодействия, формирующиеся вокруг культуры как составляющей части этнической идентичности.
Для решения поставленных в настоящей работе задач, в качестве основных исследовательских методов в работе используются хронологический, институциональный и функциональный методы, а также метод сравнительного анализа. Метод сравнительного анализа используется в теоретической части работы для рассмотрения и сопоставления различных подходов к разрешению конфликта в Северной Ирландии. Хронологический метод применяется для выявления предпосылок и прослеживания развития североирландского конфликта. Наконец, институциональный и функциональный методы используются при анализе основных акторов культурного миротворчества в Северной Ирландии, их функций и направлений деятельности.
С точки зрения структуры, исследование разделено на три главы. Первая глава посвящена вопросам теоретического осмысления североирландского конфликта и подходов к его решению. Вторая глава рассматривает предпосылки зарождения конфликта и его перехода в активную фазу, включая их в общий социальный, политический и культурный контексты. Наконец, третья глава обращается к феномену культурного миротворчества в современной Северной Ирландии.
Что касается хронологических рамок исследования, то, с учетом вышеуказанных цели и задач, основной акцент здесь будет сделан на событиях, приходящихся на конец XX – начало XXI века; тем не менее, с целью рассмотрения предпосылок и эволюции североирландского конфликта работа будет обращаться и к иным историческим периодам.
Апробация. Настоящая работа была апробирована выступлением автора на конференции «Диалог культур в современном мире» с докладом на тему «Роль общественной дипломатии в урегулировании конфликта в Северной Ирландии».

Данное исследование было направлено на определение роли культурных инициатив в разрешении североирландского конфликта, на современном этапе существующего в форме конфликта идентичностей между католическим и протестантским сообществами Северной Ирландии.
В соответствии с задачами, поставленными в данной работе, в ходе исследования были сделаны следующие выводы.
Во-первых, в то время как в отечественном научном дискурсе более распространенными являются трактовки североирландского конфликта как межконфессионального противостояния между католической и протестантской общинами, осложняющегося их социоэкономическим и политическим неравенством, большинство зарубежных исследователей оспаривают положения о религиозной природе конфликта, характеризуя последний понятием конфликта идентичностей, особенно релевантным для описания Северной Ирландии на современном этапе ее развития, после восстановления социоэкономического и политического баланса между двумя общинами.
Во-вторых, в качестве основных подходов к определению сущности и причин политических конфликтов с этническим фактором можно выделить примордиализм, инструментализм и конструктивизм, по-разному определяющие причины конфликтов и оттого предлагающие разные пути их решения.
В то время как последователи примордиалистского подхода определяют этнические конфликты как выражение многовековой вражды этносов как объективно существующих и не меняющихся групп с общими культурными, историческими и лингвистическими признаками, инструменталисты видят за этническими конфликтами амбиции политических элит, которые активизируют процессы этнической самоидентификации масс для достижения собственных целей. Конструктивисты же ставят во главу угла этническую самоидентификацию людей, в отличие от инструменталистов не придавая ей негативной коннотации, а трактуя ее как одну из реалий существования социумов, ввиду особенностей человеческого мышления построенных на социальной категоризации, разновидностью чего этнические идентичности и скрепляемые ею этничности и являются.
Конструктивисты подчеркивают социально конструированную природу этнической идентичности, которая создается, воспроизводится и изменяется в процессе социальных взаимодействий; поэтому, в отличие от примордиализма и инструментализма, пессимистично относящихся к возможности разрешения этнических конфликтов и предлагающих крайне ограниченный набор миротворческих средств, конструктивистский подход, указывающий на возможность разрешения конфликтов путем «смягчения» этнических идентичностей конфликтующих сторон и их движения в сторону большей открытости, представляется наиболее актуальным в контексте североирландского конфликта идентичностей.
Согласно постулатам конструктивизма, агрессивно настроенные по отношению к «обобщенному другому» этнические идентичности могут быть изменены через изменение конструирующих их формальных и неформальных социальных институтов и создание возможностей для диалога между конфликтующими сторонами, способствующего их открытию друг другу; с учетом этого, большой миротворческой эффективностью, как представляется, обладает культура: совместные культурные проекты являются важными площадками для деполитизированных и мирных взаимодействий враждующих групп и посему способствуют переосмыслению индивидуальных и групповых идентичностей.
В-третьих, формообразующими для североирландского конфликта идентичностей событий являются 1170 год, приблизительно отмечавший появление первого протестантского поселения на острове Ирландия; 1609 год, ознаменовавшийся образованием первого официального протестантского колонизационного поселения в Ольстере, на севере Ирландии; 1921 год, в котором произошло разделение Ирландии на Северную Ирландию и Республику Ирландию и, наконец, 60-ые года XX века, когда прежде латентный североирландский конфликт переходит в активную фазу. Появление на преимущественно католическом острове Ирландия протестантов было обусловлено действиями Британии, которая, чувствуя угрозу со стороны ирландского населения, стремилась обезопасить себя через создание на острове «плантаций» – колоний, населенных исповедующими протестантизм англичанами и, в меньшей мере, происходящими из Шотландии пресвитерианцами. Жители «плантаций» активно поддерживались британскими властями и наделялись ими всяческими привилегиями, и, так как остров фактически приобрел статус британской колонии, составлявшие меньшинство населения протестанты вскоре сосредоточили в своих руках как большинство властных полномочий, так и большинство земли и капитала, что вызывало ярость у католического большинства. Частые бунты последних подогревали у протестантской элиты чувство католической угрозы, что порождало еще большую дискриминацию ирландских католиков, которая, в свою очередь, приводила к очередным столкновениям и политическим кризисам.
Такая динамика исторического сосуществования двух общин стала причиной формирования определенных общинных идентичностей со своей мифологией, историческими нарративами, ценностными и поведенческими установками; эти идентичности, характеризующиеся «островной ментальностью» и враждебно настроенные по отношению к другому сообществу, обуславливают высокую степень фрагментации современного североирландского общества и присутствующую в нем атмосферу отчужденности и недоверия между католиками и протестантами, что позволяет говорить о неразрешенности североирландского конфликта на современном этапе.
В-четвертых, специфика североирландского конфликта как конфликта идентичностей обусловила формирование особой модели культурного миротворчества, характеризующейся активным локальным миростроительством и второстепенной (но все же важной для разрешения конфликта) ролью государственных и межгосударственных акторов, сводящейся к финансированию местных общественных инициатив; основную роль же играют общественные организации, культурные центры и музеи, использующие культуру для улучшения межобщинных отношений и налаживания общественного диалога в Северной Ирландии.
В-пятых, основными формами культурных инициатив по разрешению североирландского конфликта представляется возможным назвать межобщинные культурные и творческие проекты, а также осуществляемые североирландскими и ирландскими культурными деятелями проекты, использующие язык искусства для стимулирования общественных дискуссий и содействия общественному примирению; основными направлениями культурного миротворчества в Северной Ирландии, в свою очередь, являются межкультурное образование, музыкальное искусство, изобразительное искусство, фотография, кинематография и театр.
Кажется возможным утверждать, что миротворческие культурные проекты, высоко оцениваемые как изучающими их эффективность представителями научного сообщества, так и членами североирландского общества, играют важную роль в процессе миростроительства в современной Северной Ирландии.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету